ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ГЛАВА 1. НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У АКРОБАТОВ
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 6
1.2. Воспитание координационных способностей, их характеристики 8
1.3. Контроль за развитием скоростно-силовых способностей боксеров 27
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 26
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 31
3.1. Обоснование экспериментальной методики, направленной на
развитие координационных способностей у детей 7-8 лет занимающихся акробатикой
3.2. Анализ эффективности разработанной методики 34
ВЫВОДЫ 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность. Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности [1]. Спортивная акробатика - один из самых сложнокоординационных видов спорта и циркового искусства. Отличительная черта акробатических элементов - проявление координационных способностей во всех разделах данного вида спорта (прыжки на акробатической дорожке, групповые упражнения, прыжки на батуте) и др. [5].
Акробатика предъявляет повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного и зрительного анализаторов [8].
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями понимают: во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий [17].
Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую произвольную программу состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и т.д.) [11].
Актуальность исследования: современный этап развития спортивной акробатики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений, который определяет повышенные требования к всесторонней подготовке, а особенно координационных способностей [20].
Всесторонняя подготовка в спортивной акробатике связана с освоением за относительно короткий срок и с наименьшей затратой сил большого арсенала двигательных действий. Данная тема является актуальной, в связи с тем, что в спортивной акробатике без развития координационных способностей невозможно достичь каких-либо результатов, так как они являются фундаментом любой деятельности, связанной не только с данным видом спорта, но и со всей жизнедеятельностью человека.
Объектом исследования: тренировочный процесс у акробатов 7-8 лет.
Предметом исследования является методика развития координационных способностей.
Цель исследования: разработать методику развития координационных способностей у детей 7-8 лет занимающихся акробатикой.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.
2. Разработать методику развития координационных способностей у акробатов.
3. Оценить эффективность методики развития координационных способностей у акробатов.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика на основе применения специальных комплексов упражнений будет способствовать более быстрому развитию координационных способностей у детей 7-8 лет занимающихся акробатикой.
Научная новизна исследования: заключается в том, что разработана экспериментальная методика на основе специальных комплексов упражнений, используемых в тренировочном процессе для развития координационных способностей у детей 7-8 лет, занимающихся акробатикой.
Практическая значимость. Разработанная методика развития координационных способностей у детей 7-8 лет занимающихся акробатикой может быть использована тренерами ДЮСШ на тренировочных занятиях.
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:
1 .Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической обработки полученных результатов.
1. Анализ литературных источников по теме исследования показал, что изучению этой темы посвящен целый ряд научных работ, где дается характеристика координационных способностей. Однако вопросы развития координационных способностей у юных акробатов в возрасте 7- 8 лет на начальных этапах обучения раскрыты недостаточно.
2. В ходе выполнения экспериментальной работы была разработана методика, направленная на развитие координационных способностей, включающая в себя упражнения на сохранение равновесия, на согласование движений и ориентирование в пространстве.
3. Эффективность предложенной методики была доказана статистически достоверным уменьшением времени выполнения комплексного теста и других тестах в экспериментальной группе до и после эксперимента. Время выполнения упражнения в тесте «три кувырка вперед» изменился и составил 3,3 сек. до эксперимента, а после 2,6 сек. и улучшился на 0,7 сек., что говорит о достоверных различия (р<0,05), так же улучшения произошли в тесте «цапля» и составили до 8,5 сек и после 10,7 сек., в тесле «восьмерка» результат изменился с 37,6 сек до 34,7 сек. В комплексном тесте улучшились результаты и составили после эксперимента 25,4 сек. как до эксперимента составляли 31,7 сек., что говорит о достоверных различиях (р<0,05).
4. Данные исследования подтверждают эффективность разработанной нами методики. На основе этого были разработаны практические рекомендации.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт.- 2000. - 235с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. [Текст] / Ю.К. Бабанский - М., Просвещение. - 2007. 145 с.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: Физкультура и спорт.- 2001. -287 с.
4. Болобанов В.Н Спортивная акробатика. - [Текст] / В.Н. Болобанова - К Высшая школа Головное издательство. -М: 2008.- 166 с.
5. Болобанова В.Н. Юный акробат [Текст] / В.Н. Болобанова - Киев: Здоровья, 2002. - 160 с.
6. Бураков Б.А. Физическая подготовка акробатов-прыгунов: Учебное пособие для студентов, специализирующихся по акробатике и гимнастике. [Текст] / Б.А. Бураков.- М.: ГЦОЛИФК. - 2009, с. 20-21.
7. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М. - 2001. - 210 с.
8. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Петров П.К. - М.: Академия. - 2001. - 225 с.
9. Зимкин Н.В. Физиология человека [Текст] / Н.В. Зимкин - М. ФиС. - 2005. - 495 с.
10. Коркин В.П. Спортивная акробатика: [Текст] / В.П. Коркин - Физкультура и спорт. - 2001. С. 104-105.
11. Коркин В.П. На уроках акробатики [Текст] / В.П. Коркин - Физическая культура в школе.- 2001. - С. 20-23.
12. Коркин В.П. Акробатика [Текст] / В.П. Коркин - М.: Физкультура и спорт. - 2003. - 221 с.
13. Коробицин В.П. Обучение акробатическим упражнениям [Текст] / В.П. Коробицин - Физическая культура в школе. - 2003. - С. 25-27.
14. Лях В.И. Совершенствования специфических координационных способностей [Текст] / В.И. Лях- Физическая культура в школе. - 2011. - С.7- 14
15. Лях В.И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методика развития. Часть 1[Текст] / В.И. Лях - Физическая культура в школе. - 2005. - С. 6-13 .16. Лях В.И. Двигательные способности школьников: [Текст] / В.И. Лях. - Основы теории и методики развития. - М., 2006 - 215 с.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт. - 2001. - 211 с.
18. Минаева Н.А Приемы определения координационных способностей у юных гимнастов [Текст] / Н.А. Минаев - Гимнастика. - М: Дрофа. - 2004
С. 29-32.
19. Мирончук Б.А. Обучая акробатике [Текст] / Б.А. Мирончук. Физкультура в школе. - 2004. - С. 12-15.
20. Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта. [Текст] / - Ульяновск. - 2000. - 185 с.
24. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин - М.: Астрель. - 2002. -132 с.
25. Пилюк Н.Н. Система соревновательной деятельности в спортивных видах гимнастики [Текст] / Н.Н. Пилюк - Теория и практика физической культуры. - М: 2008. - 9- 11с.
26. Семенов Л.П. Советы тренерам: С-Пб. упри метод. рекомендаций [Текст] / Л.П. Семенов. - Изд.2 перераб.- Физкультура и спорт. 2000. -175 с.
27. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / Сологуб Е.Б. - М., Терра-Спорт Олимпия Пресс. - 2011. -380 с.
28. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений [Текст] / Е. Талага Пер. с польск.- М.: Физкультура и спорт.- 2008. -412 с.
29. Терованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. [Текст] / А.А. Терованесян -М.: Физкультура и спорт. - 2008. - С.118.
30. Шлемин А.М Юный гимнаст [Текст] / А.М. Шлемин.- М -«Ф и С». - 2003. - С. 35-42.