Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологического мышления учащихся основной школы в процессе обучения истории

Работа №61784

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
388
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Экологическая культура учащихся как педагогическая проблема 11
1.1. Понятие экологической культуры. Педагогическое значение, сущность
и роль экологической культуры в становлении личности школьника 11
1.2. Педагогические подходы к формированию экологического мышления
как компонента экологической культуры учащихся 17
1.3. Инновационный опыт формирования экологической культуры в
современной школе 21
Глава 2.Авторская модель формирования экологической культуры в курсах истории в основной школе 29
2.1. Экологические проблемы как объект изучения в школе 29
2.2. Д ифференциированные задания на материале экологической ситуации в
Бондюге в XIX в 34
2.3. Воспитание экологической культуры учащихся в ходе краеведческой работы 46
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 56


Актуальность проблемы исследования. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов стали глобальными проблемами современности. «Глобальный экологический кризис» заставил общество пересмотреть результаты своей деятельности, ибо состояние здоровья общества и человека напрямую зависят от состояния окружающей нас природы. Массовые загрязнения различного происхождения приводят к ухудшению здоровья не только человека, но и животного, и растительного мира. Современная обстановка в области экологии становится с каждым годом все более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зеленых насаждений, увеличивается уровень средней температуры биосферного воздуха, что приводит к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере. Это далеко не окончательный перечень проблем современности, которые предстоит решить. В связи с этим, Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер в 2017 году по улучшению общей экологической обстановки в стране, дабы не усугублять столь тревожные прогнозы экологов. Согласно Указу президента Российской Федерации от 1 августа 2015 года под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год объявлен в России годом экологии . Следует подчеркнуть, что в числе универсальных учебных действий, введенных в ФГОС ООО, особое внимание уделяется формированию экологического мышления учащихся .
Вместе с тем, большинство людей нашего времени лишены всяких экологических знаний и навыков. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Формированием экологического мышления в целом должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обучения в школе позволят детям получить определенные экологические представления. Так, при введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников . Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране в целом. Формирование экологического мышления обучаемых выступает как сложный педагогический процесс.
Степень изученности исследования. В процессе нашего научного исследования были привлечены разнообразные источники, характеризующие санитарно-экологическую обстановку в Елабужском уезде Вятской губернии в XIX в. Особую ценность для данной выпускной квалификационной работы представляют заявления жителей Игумновой слободы, поданные в Санитарно-исполнительную комиссию, в которых они описывают негативные последствия деятельности завода на окружающую среду и на состояние здоровья населения, проживающего вблизи завода .
Санитарно-экологическая обстановка на предприятии слабо поддавалась контролю. Конфликтные ситуации, связанные с ней, как правило, замалчивались. Ярким подтверждением этому служит статья в журнале «Отечественные записки», где подробно описывается положение крестьян Ардатовского уезда. Источник описывает случай тридцати крестьян данного уезда, начиная их с приема на работу и заканчивая их так называемым побегом с завода .
Тяжелые, невыносимые условия труда рабочих Кокшанского завода описаны в петербургской газете «Голос», которая рисовала, со слов очевидцев, довольно неприглядную картину заводского быта .
О положении рабочих на химической промышленности есть упоминания и в газете «Вятская речь» от 18 сентября 1908 г., где сообщается о нововведениях, которые еще больше ухудшили и без того непростое положение рабочих (понижение заработной платы за сверхурочные и ночные работы почти вдвое, отменена выдача хозяйских рукавиц и фартуков; рабочих заставили носить на своих горбах 5-ти пудовые пачки железа и т.д.) .
О состоянии здоровья рабочих хромового цеха, большинство которых страдало поражением носовой полости, мы нашли в отчете профессора медицины Казанского университета А.Г.Ге, который провел осмотр служащих данного завода .
Для написания данной выпускной квалификационной работы была использована разнообразная педагогическая литература. Она может быть подразделена на несколько групп. Теоретические аспекты экологического образования и воспитания разрабатывались отечественными учеными. И.Д.Зверев рассмотрел экологию как новый аспект школьного образования и воспитания . А.Н.Захлебным охарактеризованы цели, задачи и принципы экологического образования . В работах Н.А.Рыкова изучены мотивы бережного отношения к природе . А.П.Сидельковским изучены факторы формирования отношения школьников к природе . Ситак Л.А. в своих исследованиях рассмотрел вопросы экологического образования в подготовке учителя .
Особую ценность для данного исследования представляют работы доктора педагогических наук, профессора, члена-корресподента Российской Академии Образования А.Н.Захлебного, который является автором более 150 научных работ, посвященных различным аспектам экологического образования. В их числе следует отметить такие труды, как «Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации», «Школа и проблемы охраны природы», «Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении», «Научно - технический прогресс и экологическое образование». Так, в статье «Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации» Захлебный рассматривает цели и задачи экологического образования учащихся, выделяет его принипы . В этой же статье автор дает определение понятию «экологическая культура». Экологическая культура учащихся по мнению Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей .
Другой ученый Б.Т. Лихачев в своей статье «Экология личности» определяет экологическое воспитание как «целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы» .
Зверев И.Д. подчеркивает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процесса отдыха . Ученый рассматривает вопросы усвоения школьниками экологических знаний, формирования культуры поведения в природном окружении, выработки у учащихся ценностного отношения к природе и т.д.
В статье Дроздовой М.В. «Экологическое образование - основа экологического благополучия» определяется актуальность формирования нового экологического мышления, рассматриваются возможные направления развития системы экологического образования, конкретизируются задачи экологического образования в современной образовательной системе .
Характеристику средств, форм и методов экологического образования находим в работах А.Н.Захлебного, Б.Т.Лихачева и Н.А.Городецкой. Так, Б.Т.Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Сюда входят школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления,
научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, нравственного
самосовершенствования .
Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах А.Н.Леонтьева, Ю.И.Щербакова, Л.И.Божович и ряда других авторов. В статье Ю.И.Щербакова «Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры в современных образовательных организациях» обосновывается значимость внеклассной работы для формирования экологической культуры учащихся, выявляются важные проблемы по созданию единого педагогического процесса, направленного на формирование осознанного отношения детей к природе . Психолог, педагог А.Н. Леонтьев считал, что важной подсистемой экологической культуры является отношение человека к природе . В работе «Теория личности» автор рассматривает категорию отношения в аспекте личности как ее проявление, отношение имеет всегда эмоциональную краску, оно субъективно и выражается в поступках, действиях и деятельности человека .
Анализ теоретических работ позволил рассмотреть степень изученности темы. Под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры, в центре которой находятся экологические мировоззрения личности, способствующие устойчивому и гармоничному взаимоотношению природы и общества.
Понятие экологической культуры шире, чем понятие экологическое мышление. Экологическое мышление является центральной подсистемой экологической культуры. Под экологическим мышлением мы понимаем способность обучающих анализировать состояние и тенденции развития экологических систем, выявлять общие и частные закономерности их функционирования.
Объект исследования - процесс обучения истории в основной школе.
Предмет исследования - педагогические подходы к организации экологического воспитания при изучении истории в основной школе. Воспитание мы рассматриваем в широком смысле слова. Оно включает и обучение и воспитание в целостностном образовательном процессе.
Цель исследования. Выявить и научно обосновать процесс формирования экологической культуры учащихся основной школы при изучении истории через организацию урочной и внеурочной деятельности обучаемых.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность «экологическая культура» в педагогической литературе;
- охарактеризовать педагогические подходы в формировании экологической культуры школьников;
- обобщить инновационный опыт формирования экологической культуры в современной школе;
- на основе анализа учебников по истории 5-9 классов выявить потенциальные возможности в формировании экологической культуры учащихся;
- на основе анализа инновационного опыта апробировать урочное и внеурочное мероприятия в рамках формирования экологической культуры.
Методологические основы исследования. Научно-теоретическую основу исследования составляет концепция личностно-ориентированного обучения в школе, то есть главным критерием становится создание всесторонне развитой личности, которая должна жить в гармонии с окружающим миром и самим собой, действовать в рамках экологической необходимости. Также образовательные стандарты второго поколения нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования.
Методы исследования. Одним из важнейших методов выполненного исследования является теоретический анализ научной и методической литературы для определения научных основ исследования. Также в ходе работы нами был использован метод изучения и обобщения опыта работы учителей для выявления методических основ исследуемой работы, изучение школьной документации и метод изучения коллективных педагогических явлений в форме беседы, а также апробация.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в следующем: эта тема еще не рассматривалась на основании такой
источниковой базы и литературы, как в данной работе.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы как в научной деятельности для проведения исследований по схожей тематике, так и в преподавательской для формирования экологического мышления учащихся основной школы в процессе обучения истории.
Рабочая гипотеза. Процесс формирования экологического мышления как компонента экологической культуры учащихся при изучении истории будет более эффективным:
- если в школах будет проводиться систематическая работа по включению детей в природоохранительную деятельность в тесном взаимодействии с родителями учащихся;
- если вопросы бережного отношения к природе будут актуализироваться в курсах истории при рассмотрении хозяйственной деятельности человека в те или иные периоды истории человечества.
Структура работы обусловлена заявленной целью и поставленными задачами. Данная выпускная квалификацонная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе данного научного исследования была поставлена и достигнута цель: выявить и научно обосновать процесс формирования экологического мышления как компонента экологической культуры учащихся основной школы при изучении истории через организацию урочной и внеурочной деятельности обучаемых.
В ходе исследования мы раскрыли сущность экологической культуры учащихся, ее педагогическое значение в современной школе и роль экологической культуры в становлении личности школьника. Анализ литературы показал, что сложилось множество определений понятия «экологическая культура».
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных отечественных ученых. Ими определены цели, задачи, принципы, а также содержание экологического воспитания учащихся и рассмотрены вопросы экологического образования в подготовке учителей.
Также в ходе нашего исследования мы убедились, что сложилось большое количество различных педагогических подходов к формированию экологической культуры учащихся основной школы, в числе которых внеклассная воспитательная работа, проектное обучение, научно-исследовательские работы, экскурсии, игровые формы обучения, беседы природоведческого характера и другие. Такое многообразие педагогических подходов к формированию экологической культуры обучаемых позволяет делать учебный процесс богаче и интереснее, глубже познать живую природу, осознать ее ценность и проявлять активность детей в ее защите. В ходе работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Инновационный опыт формирования экологической культуры показал, что современные учителя в своей практике используют различные формы и методы формирования экологического образования и воспитания детей, так как в настоящее время одной из важнейших задач любого учителя является формирование экологического сознания и мышления обучаемых.
Однако систематическая работа по экологическому воспитанию школьников в курсах истории ведется слабо. Анализ учебников по истории для 5 и 9 классов, показал, что экологические проблемы недостаточно отражены в курсах истории основной школы. В основном работа по формированию экологической культуры учащихся активно реализуются в деятельности учителей по биологии. Данная проблема слабо отражена в педагогической практике учителей истории. Поэтому целью нашего исследования стала организация краеведческой работы, которая является одной из важнейших форм внеурочной деятельности, позволяющей учащимся знать не только историю родного края, но и привить любовь к нему, уважение и бережное отношение к его окружающей среде.
В связи с проведением года экологии в России в 2017 году, в школах стартовала общероссийская образовательная акция «Сделаем вместе!». По всей России прошли новые уроки экологического просвещения. Мы тоже решили принять участие в этом мероприятии, и провели экологический урок. Данный экологический урок мы провели, связав его с историческими аспектами. На уроке истории при изучении темы «Социально-экономическое развитие России в 20-50е гг. XIX в.» мы в качестве дополнительного материала рассказали детям про одного из крупнейших заводов в истории России - Кокшанского завода. Но нашей целью было изучить данную тему не только с исторической точки зрения, но и с экологической стороны, а именно рассмотреть влияние заводов и фабрик, появившихся в период промышленного переворота в России, на состояние окружающей среды. Проведенный экологический урок получился очень интересным и увлекательным.
Выполненное исследование показало, что вопросы бережного отношения к природе в курсах истории актуализируются за счет краеведческого материала, дифференциированных заданий разного уровня и проведения внеклассных мероприятий.
Несмотря на проведенное исследование, дальнейшие перспективы исследования в этой области возможны, так как проблема охраны окружающей среды и в настоящее время является очень актуальной темой во всех уголках нашего мира и в последующие годы не потеряет своей актуальности. Школы должны больше уделять внимание формированию экологической культуры учащихся, чтобы избежать в будущем катастрофических последствий.



1.1. Ге А.Г. Поражение носовой полости рабочих, приготовляющих двухромокислое кали // Дневник Казанского Общества Врачей при Императорском Казанском университете. - 1883. - №2. - 46 с.
1.2. Из Ардатова (Симбирской губернии), 26 сентября (корреспонденция «Голоса») // Голос. - 1874.- №275. - 44 с.
1.4. Полевые материалы автора. Записано от Кирилловой Р. М., 1960 г.р.,д. Новый Кокшан Менделеевского р-на респ. Татарстан, 2014
1.5. Узов. Бондюжский завод Елабужского уезда // Вятская Речь. -1908. -№69.
- 17 с.
1.6. Узов. Бондюжский завод Елабужского уезда // Вятская Речь. -1909. -№71.
- 16 с.
1.7. Узов. Бондюжский завод Елабужского уезда // Вятская Речь. -1908. - №102. - 17 с.
II. Литература
2.1. Абдуллина Г.А. Развитие экологической культуры учащихся // http://eco-boom.com [дата обращения: 8.12.2016 г.]
2.2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. - М.,1999. - 187 с.
2.3. Амиров К.Ф. Здравствуйте, Односельчане.- Казань.,2006. - 400 с.
2.4. Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. - М.,2007. - 156 с.
2.5. Байгалиева Ю.Ю. Внеурочная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации. // http:// www.kopilkaurokov.ru [дата обращения: 18.12.2016 г.]
2.6. Бодрова Л.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №1. - 123 с.
2.7. Борзенкова Н.А. Краеведческая работа в школе. // http:// www.kladraz.ru [дата обращения: 18.12.2016 г.]
2.8. Вакина Н.А., Асмаловская О.А. Формирование экологической культуры начинается в школе http://www.cyberleninka.ru [дата обращения: 6.11.2016 г.]
2.9. Васильченко А.И. Формирование экологической культуры
обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО и коцепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития. // http:// www.cyberleninka.ru [дата обращения: 18.12.2016 г.]
2.10. Виноградов А.В. Казанский завод товарищества «Ушков и К»: воздействие на окружающую среду и здоровье населения (конец XIX в. - начало XX в.) // Ученые записки Казанского университета. - Т.155, кн.3., ч.1. - 2013. - 213 с.
2.11. Виноградов А.В.. Кокшанский завод сто лет спустя: этнографическое исследование студентов Елабужского института КФУ // www.kpfu.ru [дата обращения: 01.04.2017 г.]
2.12. Виноградов А.В., Петряшин С.С. Химическая промышленность, окружающая среда и общество российской провинции: случай Кокшанского завода (1850-1925 гг.)
2.13. Донской С.Е. 2017 год объявлен в России - годом экологии // http:// www.godzagodom.ru [дата обращения: 29.11.2016 г.]
2.14. Дроздова М.В., Ситак Л.А. Экологическое образование - основа экологического благополучия // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №1. - 176 с.
2.15. Дулатова Г.Е. Современные определения экологической культуры. - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2012. -139 с.
2.16. Захаров А.Ф. Урочище Голюшурма. // http:// www.wikimapia.org [дата обращения: 20.12.2016 г.]
2.17. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Педагогика. - 2003. - №9. - 98 с.
2.18. Захлебный А.Н. Школа и проблема охраны природы. - М.:Педагогика,1981. - 231 с.
2.19. Зверев И.Д. Отношение школьников к природе. - М.:Педагогика,2007. - 128 с.
2.20. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. - М.: Педагогика,1993. - 92 с.
2.21. Испандиярова О.С. Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения. - Казань, 2011. - 68 с.
2.22. Капустина З.Я.. Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. // http:// www.berezaklim.ru [дата обращения: 14.12.2016 г.]
2.23. Карпюк С.Г. Описание окружающей среды и проблемы экологии в сочинениях Платона. - М.,2010. - 214 с.
2.24. Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность //http://www.cyberleninka.ru [дата обращения: 6.12.2016 г.]
2.25. Кокина О.В. Экологическое образование учащихся // http://festival.1september.ru [дата обращения: 7.12.2016 г.]
2.26. Коткина А.Е., Канина А.Г. Экскурсия как средство формирования экологической культуры. - Красноярск, 2012.- 110 с.
2.27. Леонтьев А.Н. Теория личности //http: // mirznanii.com [дата обращения: 12.11.2016]
2.28. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 2004. - №2. - 65 с.
2.29. Лукьянов П.М. История химических промыслов и химической промышленности в России до конца XIX в. Т.3. - М. Изд-во АН СССР, 1949. - 205 с.
2.30. Матвеенко Т.А. Формирование экологической культуры обучающихся на уроках и во внеклассной работе. - М.:Мысль,2014. - 17 с.
2.31. Парахин А.А. Формирование начал экологической культуры. - М.:Просвещение, 2006.- 136 с.
2.32. Попова А.О. Воздействие предприятий товарищества химических заводов «Ушков и К» на здоровье рабочих и местных жителей // Международный научный журнал «Инновационная наука». - №5. - 2015. - 87 с.
2.33. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Академия,2008. - 114 с.
2.34. Рыков Н.А. Эколого-эстетическое воспитание школьников.-
М.:Педагогика, 1975. - 199 с.
2.31. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. - Ставрополь:Пятигорский ГПИ,1988.- 98 с.
2.32. Шахова О.С. Почему мы часто слышим слово «экология» // http://festival.1september.ru [дата обращения: 4.11.2016 г.].
2.33. Шум М.В. Экологическая культура - что это? // http://eco-boom.com [дата обращения: 4.11.2016 г.]
2.34. Щербаков Ю.И. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры в современных образовательных организациях // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №5. - С.8


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ