Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО РАЙОНА)

Работа №49907

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 6
1.1. Экологическое воспитание 6
1.2. Народная педагогика и национальные традиции в сельской школе 13
1.3. Взаимоотношение этносов с природой 20
2. Факторы этноэкологического воспитания в Камско-Устьинском районе 40
2.1 .Природа Камского-Устья как фактор народного воспитания 40
2.2. Национальные традиции в экологическом воспитании учащихся Камско-Устьинского района 43
3. Анализ этноэкологического воспитания школьников
средствами народной педагогики в Камско-Устьинском районе 63
Заключение 68
Список литературы 75
Приложения

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования. Большую роль в этом процессе играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации.
В данной работе мы рассмотрим специфику экологических, национальных традиций народов проживающих в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Это сельскохозяйственный район, а как мы знаем, в сельской местности имеются свои особенности связанные с приближенностью к природе, своеобразием социальных связей.
Цель дипломной работы — исследовать процесс экологического воспитания учащихся сельской местности на основе национальных традиций.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты этноэкологического воспитания учащихся сельских школ.
2. Выявить факторы этноэкологического воспитания в Камско- Устьинском районе.
3. Анализ этноэкологического воспитания школьников в Камско-
Устьинском районе средствами народной педагогики.
Объект исследования: этноэкологическое воспитание обучающихся.
Предмет исследования — этноэкологическое воспитание обучающихся средствами народной педагогики.
Методология - при написании диссертации нами были использованы практические методы в виде анкетирования и опроса учащихся Камско- Устьинского района, а так же частично-поисковые, теоретические проблемные и исследовательские методы.
Базой нашего исследования стала МБОУ «Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа». Школа располагается в одноименном поселке (пгт Камское Устье), расположенного на берегу р. Волги. Напротив пгт Камское Устье р. Волга встречается с р. Камой, образуя одно из своих широких водных гладей. Кто впервые видит это завораживающее зрелище водного простора, сравнивает его с морем.
Теоретической основной работы послужили исследования таких педагогов, экологов, психологов как Волков Г.Н., ГАЙСИН И.Т., Хусаинов З.А., Махмутов М. И., Сухомлинский В. А.. Халиков А.Х., Мустафина Д.Н., Мушарова В.М. И ДР.
В ходе работы над данной темой были использованы материалы связанные конкретно с Камско-Устьинским районом. Это книга «Камское Устье - жемчужина природы», которая отражает историю населенных пунктов, рассказывает о неординарных личностях. Об экологическом состоянии Камско- Устьинского района рассказывается в книге Бабаева Геннадия Ивановича «Беда и боль нагорного края (краеведческий очерк)». Брошюра написана простым понятным языком для любого читателя. В ней поднимаются проблемы большой воды в связи с затоплением сельскохозяйственных угодий, идет речь об одном из природных памятников края - горе Лобач. 
В рамках темы исследованы программы Камско-Устьинской школы по воспитательной работе, сделан анализ анкетирования учащихся на знание экологических проблем края, сформированности экологической грамотности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в выпускной квалификационной работе положения и выводы позволяют более глубоко исследовать вопросы организации экологического воспитания учащихся с применением народного опыта в условиях сельской местности.
Практическая значимость заключается в том, что материалы могут использоваться в школе по организации экологического воспитания учащихся.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема сохранения природы с каждым днем становится первостепенной. Человечество пытается сохранить окружающую среду, а значит, в первую очередь спасти самого себя, так как без природы, которая подарила ему жизнь, не возможно само его существование.
Знакомство человека с окружающей средой начинается с самого рождения, но более полно, существенно и познавательно этот процесс происходит в стенах школы. Именно в школьные годы наряду с процессом познания мира, т.е. с обучением, происходит формирование личности ребенка. Этот целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к участию в общественной жизни называется воспитанием. Основой гармонизации отношений между человеком и природой является экологическое воспитание, которое несет в себе формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать ее богатства, понимать важность приумножения природных ресурсов.
В своем исследовании мы попытались раскрыть особенности формирования экологической культуры подрастающего поколения в сельских школах и наличия национальных традиций. Исследование построено на знакомстве с различной литературой, изучении воспитательной работы образовательных учреждений, материалов краеведческого и школьных музеев, беседы и опроса учащихся
На примере МБОУ «Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа» мы попытались показать особенности этноэкологического воспитания. Школа располагается в одноименном поселке (пгт Камское Устье), расположенного на берегу р. Волги. Напротив пгт Камское Устье р. Волга встречается с р. Камой, образуя одно из своих широких водных гладей. Кто впервые видит это завораживающее зрелище водного простора, сравнивает его с морем. За этой красотой скрывается одно из исторических преступлений человека против природы: в 1956 году по причине увеличивающего спроса на электроэнергию была построена гидроэлектростанция (ГЭС). Вследствие этого огромная территория прибрежной зоны была затоплена, и много деревень, пастбищ, лугов со знатными лекарственными растениями остались под толщей воды. А волны реки продолжают точить берега, подступая уже к другим поселениям. Для сельскохозяйственного Камско-Устьинского района особой проблемой является эрозия почв. Также для местности актуальны проблемы несанкционированных свалок, вопрос исчезновения некоторых представителей животного и растительного миров, состояние родников, озер и т.д.
Исчезновение касается и деревень, которые в результате переезда молодежи в более крупные поселения, города, вымирают. Школа в этой проблеме имеет особое значение: ее закрытие означает конец, так как из-за отсутствия школы молодые семьи с детьми переезжают, и остаются только старики.
На сегодняшний день именно жители села ближе к природе. Это связано с каждодневным общением с природой, и особым консерватизмом сельского уклада жизни. Тот факт, что жители сельских поселений почти все друг друга знают, общаются между собой, продолжает накладывать особый отпечаток на их взаимоотношения. В этой среде сильны позиции традиций, в особенности народных. Многовековой опыт взаимоотношений человека с природой сохранялся и передавался по наследству. В нашем исследовании внимание обращено на традиции татарского и русского народов, которые составляют основную категорию жителей района.
Часто в процессе воспитания используются первые неписанные законы об окружающей среде - жанры устного народного творчества: поговорки, загадки, пословицы, народные изречения («Текучая чистая вода - само лекарство»). В сельских школах чаще используются примеры устного народного творчества. Они более понятны подросткам и несут в себе что-то светлое, душевное, родное. Особые добрые чувства вызывают с детства знакомые сказки про разных животных, персонажи которых учат любить, дружить, заботиться о близких.
В рамках образовательного процесса особо важно, когда подрастающее поколение воочию сталкивается с проблемами экологического состояния окружающей среды, и принимают самое активное участие в решении различных неблагоприятных ситуаций. Традиционно в школах проводятся различные познавательные мероприятия, акции, экскурсии.
Учащиеся Камско-Устьинского районов являются участниками следующих русских народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Татары отмечают «»Нэуруз-бэйрэм», «Сабантуй»... Можно утверждать, что такой праздник как «Сабантуй» в нашем районе, республике, стране стал общим, родным для многих коренных народов.
Время оказало влияние на народные традиции, что наблюдается в забвении многих обрядов, и в изменении начального смысла проводимых мероприятий. Однако и в наше время все эти мероприятия направлены на сохранении идеи единства народа.
Ни одно поселковое или школьное праздничное мероприятие, где учащиеся являются участниками или зрителями, не обходится без татарского и русского танцев и песен. Изредка можно услышать мелодии мордовского, чувашского, марийского или узбекского народов.
Во время знакомства и изучения библиотечного и музейных материалов, нам часто встречалось упоминание родников района. При более пристальном внимании на этот вопрос, выяснилось, что, например, в татарских деревнях традиционно кто-то из жителей постоянно ухаживал за определенным родником: чистил, облагораживал. Вследствие этого факта во многих деревнях родники носили имя своего хранителя, что было очень почетным. Встречаются упоминания о посадке деревьев у родника и озеленении территории села.
В процессе экологического воспитания необходимо выделить те дела, которые подросток сделал сам для сохранения окружающей среды, т.е. принял активное участие в уборке территории от мусора, в посадке деревьев и т.д.
Особое значение издавна играет воспитание подрастающего поколения через труд. Только на собственном примере познав цену труда, человек начинает уважать и ценить труд других людей.
Воспитание подрастающего поколения невозможно без семьи, поэтому весь процесс становления настоящего гражданина идет в сотрудничестве семьи и школы. В семье ребенок получает самые первые знания об окружающем мире, первые трудовые навыки. В сельской местности родители стараются приучить детей работать на приусадебном участке, любить и уважать «Землю- кормилицу», прививают определенные традиции семьи, своего народа. Так, из общения с учащимися - представителями татарской национальности, мы выяснили, что во время совместных домашних хлопот родители часто приговаривают: «Один в поле - не воин», а вместе - мы сила!». Многие родители обсуждают с детьми экологические проблемы, в т.ч. и связанные с районном (например, исчезновение некоторых видов рыб в р. Волга, загрязнение водоемов и т.д.).
Важно обратить внимание детей на то, что национальностей много и все они уникальны, а появление различий между ними кроется в самой окружающей их природной среде и истории развития народов. Природные богатства, климат в первую очередь повлияли на материальную и духовную жизнь каждого народа.
Проведенный опрос учащихся показал, что большинство из них знакомо с понятиями на тему «экологические проблемы», знают природные памятники Камско-Устьинского района, принимают активное участие в субботниках по уборке территории поселений, озер, берега Волги; изготавливают скворечники, подкармливают птиц. Отрадно, что почти каждый из респондентов задумывается над экологическими проблемами и предлагает свое видение способа их решения. Здоровое и счастливое будущее подрастающее поколение видит в сохранении окружающей среды, культурно-исторического наследия и села.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Выявили понятия «народная педагогика», «феномен», «этноэкологическое воспитание». этноэкологическое воспитание предполагает не столько региональную последовательность, соблюдение принципа от близкого к дальнему, сколько этноэкологическую особенность среды проживания. Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности (воспитание) или изменение личности (перевоспитание). В контексте нашего исследования мы воспользовались определением академика Павлова И.П., воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Народная педагогика (синоним - этнопедагогика) - это совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса. Под феноменом (в переводе с греческого «являющееся», «явление») понимается явление, данное в чувственном созерцании.
2. Выявили факторы этноэкологического воспитания в Камско-Устьинском районе: 2.1.Природа Камско-Устьинского района. 2.2.Национальные традиции в экологическом воспитании учащихся Камско-Устьинского района.
3. Проанализировали состояние этноэкологического воспитания школьников средствами народной педагогики в Камско-Устьинском районе.
4. Разработали методические рекомендации по этноэкологическому воспитанию обучающихся средствами народной педагогики:
4.1. «области действий», вынесенные на первый план в рамках программы «Образование для устойчивого развития», как развитие сельской местности, межкультурное взаимопонимание, этноэкологическую ценность;
4.2. обязательное включение в образовательный процесс этноэкологических ценностей, философии этноэкологического поведения;
4.3. использование этноэкологических навыков с целью развития коммуникационных, мыслительных, практических и социальных навыков при изучении школьных дисциплин. Такой подход должен: способствовать системному и комплексному мышлению; способствовать поиску, оценке, переработке и использованию информации методами народной педагогики; уважению взглядов и мнений этносов; осмысливать собственную этническую экологическую культуру и обогащаться культурами других народов;
4.4. участвовать в экологическом планировании и проектировании; способствовать установлению связи между местным или региональным опытом;
4.5. в качестве критериев отбора методов этноэкологического воспитания выделяем: соответствие интересам различных возрастных групп, учёт предпочтений и интересов различных возрастных групп обучающихся; уровень требований к образовательному процессу, выполнение задач со все возрастающей степенью самостоятельности; включение региональных примеров этноэкологического воспитания;
4.6. использовать возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в этноэкологическом воспитании с целью сравнения информации, глубокого понимания позиций и взглядов людей, анализа этнокультурного мира; лучшего понимания этноэкологических позиций людей, принадлежащих к разным культурам; сотрудничества в режиме online для проведения виртуальных встреч в контексте межкультурного и глобального изучения.



1. Бабаев Г.И. Беда и боль нагорного края (краеведческий очерк). - г.Тетюши: ООО «Тетюшская типография», 2003, - 98 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.Мустафина Д.Н. Функциональное развитие татарского языка и других региональных языков российской Федерации и Европы/ Джамиля Мустафина. - Казань: Татар.кн. изд-во, 2015. - 159 с.
3. Бекетова С.И., Гайсин И.Т., Власова Е.И. Формирование эколого-географического мировоззрения в процессе обучения географии. /Вестник Самарского технического университета. Серия психолого-педагогические науки. -№2, 2016. -С.16-27.
4. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И. Некоторые аспекты развития географического образования в педагогических вузах Поволжья (Вххв.)/ Эколого-географические проблемы регионов России: матер. 7-ой всеросс. науч. практич. конф. с международным участием, посвящен 105 летию со дня рождения исследователя Самарской Луки, к.г.н., Г.В. Обединовой. 15 января 2016г./ Отв. ред. И.В. Казанцев. -Самара, :СГСПУ: Глагол, 2016 -С.403-407.
5. Гайсин И.Т., Федорова Т.Т. Совместная работа общеобразовательных учреждений и вузов по эколого-географическому образованию обучающихся /Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно¬географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход. Матер. Всеросс. науч. практич. конференции с международным участием /Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань: Отечество, 2016. -С.215-221.
6. Гайсин И.Т.. Гайсин Р.И. Вопросы преемственности эколого¬географического образования учащейся молодежи. /«Хартия Земли- практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития«: сб. материалов Междун. науч. практич. конференции. посвящен. 15 - летию реализации принципов Хартии Земли в РТ. - Казань: Татар. кн.изд-во, 2016.-С.423-425.
7. Гайсин Р.И., Галиев Н.М. Экономикс-географическая характеристика особых экономических зон (на примере ОЭЗ «Алабуга») Учебно-методическое пособие. - Казань, 2016.- 55 с.
8. Гайсин Р.И., Гилемханов И.Р., Бекетова С.И. Система внеурочной эколого-географической работы общеобразовательных учреждений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред Г.С. Самигуллина.
9. Геоэкология: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 270 с.
10. Дрозина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. В. Дрозина, В. Л. Дильман. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 255 с.
11. Иванов П.В. Основы школьного краеведения: Учебное пособие. Петразаводск. ПГУ. 1997. - 106 с.
12. Инновации в образовании: Учебное пособие / Ильин Г.Л. - М.:Прометей, 2015. - 425 с.
13. Информационно-предметное обеспечение учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры: Учеб.-метод. пособие / Н.А.Логинова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.
14. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - 4-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. - 240 с.
15. Камское Устье - жемчужина природы/сост. Х.Ф. Бадрутдинов.-Казань: Идел-пресс, 2005.- 576 с.
16. Камско-Устьинский район/брошюра.-Казань: ООО «Белый Кремль».
17. Карпенков, С. Х. Экология [Электронный ресурс] : учебник / С. Х. Карпенков. - М.: Логос, 2014. - 400 с.
18. Козлова Ю.В. Краеведение. М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.
19. Краеведение: М.А. Никонова — Санкт-Петербург, Academia, 2012 г.- 192 с.
20. Логика диссертации: Учебное пособие/Синченко Г.Ч. - 4 изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 312 с.
21. Майер, А.А. Инновационные проблемы традиционного образования [Электронный ресурс] / А.А. Майер // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. - с. 211-215.
22. Майер, А.А. Профессия педагога в фасилитативной парадигме [Электронный ресурс] / А.А. Майер // Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России. - М.: МГПУ, 2012. - с. 312-316.
23. Маринченко, А. В. Экология [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / А.В. Маринченко. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 304 с.
24. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
25. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 206 с.
26. Муродходжаева, Н.С. Игра в образовательной среде педагогического вуза: теоретико-методологический аспект [Электронный ресурс] / Наталья Сергеевна Муродходжаева. - М.: Инфра-М, 2015. - 11 с.
27. Мушарова В.М. История культуры Татарстана: Учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений, студентов сред.спец. и высш. учеб. заведений/ В.М. Мушарова. - Казань: Магариф, 2010. - 287 с.
28. Общая и ветеринарная экология: Учебник / В.Н. Кисленко, Н.А. Калиненко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 344 с.
29. Основы гуманитарной географии: Учебное пособие / Ю.Н. Голубчиков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 364 с.
30. Основы природопользования: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с.
31. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.мет.пос. / Пашкевич А.В. - 3 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 194 с.
32. Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие / Образцов П.И.
- М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
33. Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
34. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с.
35. Постникова Т.Ф. Экологический мониторинг//Образование в современной школе.-2003.-№ 11.-С.40-52.
36. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
37. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
38. Педагогическая аксиология/Кирьякова А.В., Мелекесов Г.А., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
39. Педагогический словарь - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
40. Проблемно-модульное обучение: Учебное пособие / Е.А. Соколков. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 392 с.
41. Программа воспитания и социализации школы в условиях ФГОС: теория, методика, практика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Белорыбкина, С.А. Исаева. - Киров: Старая Вятка, 2015. - 151 с.
42. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Учебное пособие / Мандель Б.Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 152 с.
43. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. - М.:МИГУ, 2012. - 210 с.
44. Сальникова, О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя. Конспекты лекций, тренинги [Электронный ресурс] / О. А. Сальникова. - М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 88 с.
45. Самигуллина Г.С. Геоэкология и её интегративное значение в системе наук /Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин. -Казань, 22-23 марта 2016 /Отв. редактор Хусаинов З.А.. - С.189-193.
46. Самигуллина Г.С. Развитие творческого потенциала учащихся при
изучении эколого-географических знаний. Материалы I Международной научно-практической конференции «Преемственность эколого¬
географического образования в школе и вузе: теория, практика, перспективы». (Казань, 28-29 сент. 2012 г.) /Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань: изд-во «Отечество», 2012. - С.216-222.
47. Самигуллина Г.С. Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин /Образование и саморазвитие. - 2016. - №1(47). - С.41-46.
48. Самигуллина Г.С. Экологическая парадигма в повышении квалификации учителей географии на примере создания и использования экологической тропы. Статья. Internationaler Kongresse Fachmesse. Das Internationale Simposium «Okologische, technologische und rechtliche aspekte der Lebenversorgung». Herausgeber: Europaische Wissenschaftliche Geselschaft (EWG) Dr. med. Georgy Tymanskiy Sutelster. 50 А 30659 Hannover Deutschland. / Материалы VI Международного симпозиума «Экологические, инженерно-экономические и правовые аспекты жизнеобеспечения». - Германия. Ганновер: Евроэко, 2011. - С.82-83.
49. Самигуллина Г.С., Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Научная школа профессора И.Т. Гайсина «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодёжи». Материалы I Международной научно¬практической конференции «Преемственность эколого-географического образования в школе и вузе: теория, практика, перспективы». (Казань, 28-29 сент. 2012 г.) /Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань: изд-во «Отечество», 2012.
- С.7 -13.
50. Самигуллина Г.С., Биктимиров Н.М., Магалимов Д.Н. Развитие творческого поетнциала учащихся при изучении особоохраняе-мых территорий России. Инновационные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе и вузе / Материалы региональной научно-методической конференции (Казань, Набережные Челны, 25-26 октября 2013г.). Отв. ред. Г.С. Самигуллина - Казань: типография «Вестфалика», 2013. - С.78-81.
51. Самигуллина Г.С., Гафуров М.Т. Организационно-педагогические условия формирования эколого-экономических знаний учащихся 6-9 классов средствами естественнонаучных дисциплин. Образование и саморазвитие. - 2011. - №6(28). - С.131-136.
52. Самигуллина Г.С., к.п.н., доцент КФУ, Музафарова А.М., магистрант КФУ Методические основы процесса формирования экологической подготовки студентов /Scientia. Психология и Педагогика. - 2016. - №1. - С.22-23.
53. Самигуллина Г.С., Лотфуллина А.Н. Эмпирическая характеристика процесса патриотического воспитания учащихся X-XI классов сельских школ. Образование и саморазвитие. - 2013. - №2 (36). - С. 114-119.
54. Самигуллина Г.С., Моисеева Л.В., Гайсин И.Т., Власова Е.И. Метаметодические аспекты реализации творческой деятельности в обучении эколого-географических дисциплин/ Life Science Journal 2014; 11(9s).P.341-345.
55. Самигуллина Г.С. Экологическая парадигма в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин: монография /Г.С. Самигуллина Казань: Отечество,2016. - 101с.
56. Самкова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников//Биология в школе.-2002.- № 7.- C.9-11 вкл. "Учителю экологии".
57. Сельскохозяйственная экология (в аспекте устойчивого развития) : учебное пособие / сост. А.Н. Есаулко, Т.Г. Зеленская, И.О. Лысенко и др.;
Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь, 2014. - 92 с.
58. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография / А.В. Пашкевич. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра- М, 2013. - 166 с.
59. Социально-педагогические аспекты гуманизации образования / Попов Е.Б. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 250 с.
60. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогика. Серия: Библиотека учителя. 1990.
61. Табуева Э.М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности//Химия в школе.-2004.- № 5.-С.18-21.
62. Технологии педагогического мастерства / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 211 с.
63. Торощина Т.А. Интерактивные методы в экологическом образовании//Дополнительное образование и воспитание.-2007.-№ 3.-С.47-48.
64. Усольцев, А. П. Идеальный урок [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. П. Усольцев. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 296 с.
65. Устами татарского народа: Пословицы, поговорки, афоризмы, литературные миниатюры / Сост., пер. : А. Мушинский, А. Сафиуллин. - Казань: Магариф, 2007. - 239 с.
66. Федорук, А.Т. Экология [Электронный ресурс] : учеб. пос. / А.Т. Федорук. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2013. - 462 с.
67. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы / Извеков И.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
68. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки, Казань6 Татарское книжное издательство, 1989.
69. Хусаинов З.А. Краеведение: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений/ З.А. Хусаинов . - Казань: Татар.кн. изд-во, 20111. - 224.
70. Хусаинов З.А. Роль географии в формировании экологической культуры учащихся//География и экология в школе XXI века.-2006.-№ 9.-С.45-47.
71. Хусаинов З.А. Инновационные процессы в обучении окружающего мира и географии/Новая стратегия оценивания учебной деятельности: статьи научных трудов. Самара: "Самарский гос. тех. Унивреситет", 2016.
72. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы/ Эколого-географические проблемы регионов России: матер. VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посв. 105-летию исследователя Самарской Луки, к.г.н., В.Г. Обедиентовой, 15 января, 2016 г, г.Самара, 2016. - 471-473 с.).
73. Шевелева Л.М. Школьные экспедиции - важнейшая форма экологического образования//География и экология в школе XXI века.-2005.- № 10.-С.47-48.
74. Щенев В.А. Экологический принцип в изучении географии своей области//География и экология в школе XXI века.-2004.- № 1.-С. 43- 52.- Экологическое содержание курса "География Ярославской области".
75. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 5-е изд. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 244 с.
76. Шмакова, А. П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс] : монография / А. П. Шмакова. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 184 с.
77. Экология. Учебная полевая практика: Учебное пособие / В.Ф. Кулеш, В.В. Маврищев. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. - 332 с.
78. Экология урбанизированных территорий: Уч. пос. / М.Г. Ясовеев, Н.Л. Стреха, Д.А. Пацыкайлик; Под ред. М.Г. Ясовеева. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. - 293 с.
79. Экология: учебное пособие/Л.Л.Никифоров - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 204 с.
80. http: //vocabulary.ru/termin/narodnaj a-pedago gika. html
81. https://ru.wikipedia.org
82. Urazmetov I.A.,Kubyshkina E.N., Veselova E.I. Ecologikal aspekt of professional training of a future geography teacher // 3rd International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts sgem. 24-30 August 2016. Albena, Bulgaria. Vol. 1. p. 473-480.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ