ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ 7
1.1 Психологическая характеристика студенческого возраста 7
1.2 Понятия адаптация в психологической литературе 13
Выводы по первой главе 21
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ полученных результатов 25
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Принятие федерального Закона «Об образовании» означало начало модернизации в отечественном высшем образовании. Были введены новые понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система образования[2, с.107]. Обновление образования должно обеспечить динамическое развитие российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Молодые люди должны иметь доступ к получению качественного образования в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья [2, с.111].
Актуальность изучения адаптации студентов к обучению в вузе в том, что на данном этапе формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию, включение в процесс овладения знаниями, осознание учебно-профессиональной деятельности [52]. Актуальность исследования связана с тем, что образование в вузе получают и студенты, для которых русский язык не является родным языком. Для таких студентов новыми могут быть характер, культура общения и отношений. Также выпускники сельских школ могут испытывать трудности в новой среде, укладе жизни [54].
Проблеме адаптации посвящены труды В. И. Андреева, А. Г. Асмоло- ва, В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А.А. Реана, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.) Проблемы учебной деятельности изучали психологи: Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе [2,11, 13,37,].
Учение определяется рядом факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося; субъектными особенностями педагога; спецификой учебного предмета. Учебная деятельность студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является показателем, критерием успешности и качественного профессионального становления будущего специалиста.
Студент, начиная обучение в высшем учебном заведении, сталкивается с рядом новых для него обстоятельств. В первую очередь - это система вузовского обучения. В процессе обучения у студентов меняются мотивы учебной деятельности. Постепенно мотивы учения дополняются профессиональными мотивами. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного характера. Лишь постепенно, с приобретением профессиональных знаний, студенты глубже осмысливают тонкости своей будущей специальности и свое «Я» в профессии.
Происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество». Студенчество как социальная группа характеризуется социальной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о профессии. Адаптация к обучению в вузе влияет на формирование устойчивых положительных мотивов учебно-профессиональной деятельности, социально-значимых и профессионально значимых качеств личности, готовности к профессиональному росту, нахождению оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения учебно-профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности студента.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование выраженности психологической адаптации студентов факультета филологии и истории ЕИ КФУ.
Объект исследования - студенты факультета филологии и истории ЕИ КФУ.
Предмет исследования - психологическая адаптация студентов факультета филологии и истории ЕИ КФУ.
Гипотеза исследования: адаптация студентов разных курсов может иметь разный уровень к учебной деятельности и к учебной группе; у студентов третьего курса адаптация к учебной деятельности выше, чем у студентов младших курсов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме адаптации студентов к обучению в вузе.
2. Рассмотреть понятие адаптация, дать психологическую характеристику студенческого возраста.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению выраженности психологической адаптации студентов факультета филологии и истории к обучению в вузе, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический метод - анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - тестирование, анализ результатов исследования. Для эмпирического исследования выбрана методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой и А. В. Крылова.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что она раскрывает содержание особенностей адаптации студентов ЕИ КФУ. Результаты исследования могут быть учтены в планировании учебно-воспитательного процесса со студентами младших курсов на факультете филологии и истории ЕИ КФУ.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии, приложений. Во введении представлена актуальность, цели, задачи исследования, объект, предмет, гипотеза исследования. В первой главе представлено теоретическое исследование изучаемой темы. Во второй главе представлено эмпирическое исследование со студентами Е.И. КФУ. Список использованной литературы представлен 54 источниками. Объем основного текста составляет 53 страницы, и включает в себя 6 таблиц, 4 диаграммы.
Залогом успешного обучения студента - его успешная адаптация к жизни и учебе в вузе, которая начинается с первого курса. На момент поступления в учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы поведения. Много факторов оказывают свое влияние на адаптацию студента: новая обстановка, новый коллектив, новые требования, неумение распорядиться временем. Особенность студентов факультета филологии в том, что многие из них приехали из сельских школ, с национальным уклоном, что также может вызвать коммуникативные барьеры, которые в свою очередь приводят к возникновению различных психологических проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. Не все студенты определяются в выборе профессии, не умеют осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности. Проблемы, связанные с адаптацией могут сказываться на успеваемости, на здоровье. Если студент осуществил свой выбор профессии, имеет высокую мотивацию учения, на достижение успеха, у него хорошее здоровье, то и адаптация будет осуществляться без особых затруднений.
Цель нашей выпускной квалификационной работы - выявить уровень адаптированности студентов факультета филологии и истории. В работе мы рассмотрели понятие адаптации, психологические особенности студенческого возраста. Одна из поставленных задач - провести эмпирическое исследование. Мы выбрали методику «Адаптированность студентов к вузу» Т.Д. Дубовицкой и А. В. Крылова. Тестирование студентов проводилось с ноября 2016 г. по март 2017 г. Общая выборка составила 82 человека: студенты первого, второго, третьего курсов ЕИ КФУ.
На первом этапе мы выявили уровень адаптированности студентов первого, второго, третьего курсов. На втором этапе мы сравнили уровень адаптированности студентов первого курса в первом семестре обучения и во втором, после зимней экзаменационной сессии. На третьем этапе мы провели анализ ответов студентов на вопросы теста. Тестирование по данной методике выявляло адаптированность по двум параметрам: адаптиро- ванность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности.
В результате тестирования студентов мы получили, что высокий уровень адаптированности студентов к учебной группе наиболее выражен у студентов третьего курса (58%), у студентов первого курса 47%, у студентов второго курса 32%. Также высокий уровень у студентов первого курса на 10% стал больше в марте 2017г. Высокий уровень характеризует студентов, которые легко находят общий язык с однокурсниками, комфортно чувствуют себя в группе, могут проявить активность, инициативу, обратиться к одногруппникам за помощью. Низкий уровень адаптированности к учебной группе на первом курсе не выявлен, больше у студентов третьего курса (11%).
Адаптированность к учебной деятельности высокий уровень имеют студенты третьего курса (44%), на втором месте студенты первого курса (16%), на третьем месте студенты второго курса (14%). У студентов первого курса в марте высокий уровень изменился на 13 %. Высокий уровень характеризует студентов, которые успешно, в срок выполняют учебные задания, обращаются за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли на занятиях.
Для подтверждения нашей гипотезы мы повторно протестировали студентов первого курса в марте 2017г., и получили результаты, которые свидетельствовали о том, адаптированность студентов улучшилась как к учебной группе, так и учебной деятельности. Студентам легче стало находить общий язык с однокурсниками, комфортнее стали чувствовать себя в группе, принимать нормы и правила группы, обращаться за помощью к одногруппникам.
Полученные данные свидетельствуют, что студенты третьего курса имеют лучшие показатели адаптированности, чувствуют себя в группе комфортно, находят общий язык с однокурсниками, осваивают учебные предметы, в срок выполняют домашние задания, свободно выражают свои мысли, проявляют свою индивидуальность и способности на занятиях. Однокурсники также активны, инициативны, поддерживают друг друга.
Анализ ответов показал, что есть положительная динамика адаптированности студентов к обучению в вузе. На 7% стало больше студентов, которые проявляют активность, инициативность в группе, на 11% стало больше студентов, которые стали высказать свое мнение в группе, отстаивать свои интересы, стали обращаться за помощью к преподавателю.
Педагогический коллектив вуза должен осознавать всю важность воспитательной работы, проведение мероприятий, которые приносят заметные результаты: уже к концу первого полугодия адаптация студентов входит в нормативные показатели, тревожность студентов заметно снижается. Ведущим условием эффективности процесса адаптации, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Для этого необходимо вести психолого-педагогическое сопровождение обучающихся студентов на протяжении всего периода обучения.
Такие исследования могут выявлять студентов, испытывающих трудности в адаптации как к группе, так и к учебной деятельности. Задача профессорско-преподавательского состава, кураторов групп методически обеспечивать психологическое сопровождение адаптации студентов в вузе, эффективнее проводить воспитательную работу со студентами. Ежегодные результаты тестирование могут использоваться в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики в педагогических вузах.
Практическая значимость в том, что проблема адаптации всегда имеет актуальное значение в любом коллективе: ученическом, студенческом, трудовом. У каждого студента своя мотивация обучения, свои способности
и возможности, что сказывается на процессе адаптации к обучению, ее успешности. Пути становления и особенности адаптации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Состояние адаптации к учебной деятельности зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями, а также от влияния на профессиональную мотивацию мнения сверстников. Полученные результаты могут свидетельствовать о необходимости более внимательного отношения психологической службы, а также профессорскопреподавательского состава вуза к студентам, особенно к выпускникам сельских школ. Поэтому задача всего педагогического коллектива вуза помочь преодолеть трудности и успешнее адаптироваться студентам.
Психологическая адаптация - это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды. Состояние адаптированности возникает в адаптированной, привычной среде жизни и деятельности личности, в процессе успешного разрешения адаптационных трудностей и противоречий, дает ощущение психологического комфорта.
Чтобы процесс психологической адаптации личности осуществлялся, человек должен проявлять активность, имел цели, совершал действий по преобразованию действительности, среды и самого себя.
Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации личности. Социализация личности - это процесс овладения личностью социальными и социально-психологическими нормами, правилами, ценностями, функциями [53].
1. Абрамова Г. C. Возрастная психология. - М.: Академический проспект: Aльмa Мастер, yчeб. Пособие для cтyд. Вyзoв, 2005. - 702 с.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. - Казань. Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006.- 158 с.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология. - М.: Учебная литература, 2011. - 256 с.
5. Бильданова В.Р. Адаптация студентов в вузе как важный фактор социализации личности //Проблемы современного педагогического образования. Серия.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып.53. - Часть 3.- 440 с. (С. 363 - 369).
6. Большой психологический словарь /Под общ.ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
7. Возрастная и педагогическая психология//М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М., изд-во МГОПУ, АНОО НОУ,1999. - 234 с.
8. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: 2006. - 256 с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Е.А. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
10. Дёкина Е.В. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб-метод. пособие для студентов и преподавателей пед. Вузов.- Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. - 119 с.
11. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. - Мн.: Изд-во БГУ, 2000. - 319 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 384 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 144 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов - М.: Логос, 2003. - 384 с.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
16. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: учеб. пособие для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2008. - 512 с.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - 4-е изд. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
18. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 464 с.
19. Личность и профессия: психологическая поддержка и
сопровождение: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырдина и др.; Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
20. Майерс Д. Психология: пер. c англ. И. A. Карпиков, В. A. Старовойтова - М.: Попурри, 2006.- 848 с.
21. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
22. Митина Л. M. Психология профессионального развития учителя. - М., 2008. - 200 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология. -7-е изд., стереотип.- М.: 2002. - 456 с.
24. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: Владос, 2007. - 687 с.
25. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Речь, 2008. -512 с.
26. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Академия , 2007. - 256 с.
27. Осипов П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе: Учебно-методическое пособие для системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы. - Казань: РИЦ «Школа», 2011. - 224 с.
28. Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Екатеринбург - 2009.
29. Пастернак Н.А. Психология воспитания: учебное пособие - М.: Академия, 2008. - 224 с.
30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2002. - 672 с.
31. Педагогическая психология /Под ред. Регуш Л.А., Орловой А. В. Учебное пособие.: СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
32. Першина Л.А. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2004. - 256 с.
33. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2012. - 528 с.
34. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: В 2-х томах. Т.1.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2007. -312 с.
35. Психология человека //И.А.Домашенко, Т.А. Ратанова - М., МГОПУ АНОО НОУ, 1999. - 272 с.
36. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
37. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - Из-во Прайм-Еврознак, СПБ, 2008. - 479 с.
38. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер.2010. - 416 с.
39. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: 2001г. - 206с.
40. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2012 - 416с.
41. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
42. Социальная психология. Учебное пособие./Авт.-сост. - А.Н. Панфилов и др.; науч.ред. Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. - 220с.
43. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н /Д: Феникс, 2006. - 542 с.
44. Столяренко Л. Д. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 511 с.
45. Фёдopoвa E.E. Aдaптaция cтyдeнтoв вyзoв к учебнопрофессиональной деятельности - Магнитогорск, 2007. - 220 с.
46. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: ВЛАДОС, 2002. - 508с.
47. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 2012. - 349 с.
48. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.,1994. - 160 с.
49. ttp://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/984/1/rsvpu_thesis_00051 .pdf
50. http://psyedu.ru/files/articles/1752/pdf_version.pdf
51. http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf
52. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya- adaptatsiya-studentov-vuzov-k-uchebno-professionalnoy- deyatelnosti#ixzz4iTz0mlA8
53. https://monographies.ru/ru/book/section?id=2824
54. http://psyedu.ru/files/articles/1752/pdf version.pdf
Электронный журнал «Психологическая наука и образование»
www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail:box@psyedu.ru