Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ

Работа №28731

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы138
Год сдачи2001
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................... 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ. .............. 8
1.1. Адаптация: виды и основные подходы к её изучению............................... 8
1.2. Этнокультурная адаптация......................................................................... 20
Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ....... 29
2.1. Этничность и этническая идентичность как коррелят адаптации........... 29
2.2. Формирование и стратегии сохранения этнической идентичности........ 35
2.3. Толерантность как коррелят адаптации и потребность в этнической
принадлежности. ........................................................................................ 45
Глава III. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ К РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ...................... 49
3.1. Выборка ....................................................................................................... 49
3.2. Процедура и методы эмпирического исследования. ............................... 54
3.3. Результаты исследования ........................................................................... 63
3.4. Интерпретация и обсуждение результатов. ............................................ 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 120
БИБЛИОГРАФИЯ

Характерным признаком новой этнополитической и социально-психологической реальности после распада СССР является рост этнических
миграций, который грозит глобальным кризисом российской социальной,
экономической и политической системе. Противоречивые процессы, характеризующие состояние этнической идентичности в нестабильном обществе,
- ее кризис, утрата и смена идентичности и, с другой стороны, использование ее адаптивного потенциала, находятся в центре внимания многих ученых психологов, однако необходимо констатировать, что в современной психологической науке существует множество неисследованных аспектов влияния этнической принадлежности индивида на процесс непосредственного
взаимодействия с представителями иной культурной среды. Только в 50-70-е
годы 20-го века психологи стали заниматься проблемами этнических миграций и аккультурации, которые в отечественной психологии разработаны недостаточно полно. Значимость изучения процессов адаптации мигрантов к
иной культурной среде обуславливается чрезвычайной потребностью в продуманной, научно обоснованной государственной миграционной политике.
Еще не так давно обучение в русских школах на территориях титульных этносов, в том числе и в России, считалось престижным, поскольку в будущем гарантировало высокий уровень образования и трудоустройство. Однако в настоящей социально-политической реальности, в условиях смены
национальной политики новых независимых государств положение изменилось. Столкновения политических интересов на территории Закавказья в течение последнего десятилетия привели к упадку гуманитарных ценностей,
снижению общего уровня культуры, обострению межэтнических взаимоотношений и этноцентризму, а также способствовали притоку в Россию в поисках стабильности беженцев и переселенцев.4
Тема межнационального взаимодействия в последнее время становится актуальной не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В российские учебные заведения стремятся мигранты разных национальностей, среди которых часто встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Многие школы не обладают соответствующим официальным статусом, чтобы иметь достаточно средств для привлечения квалифицированных специалистов, которые, возможно, решили бы существующие
проблемы с учащимися-мигрантами, изучили этнопсихологическое содержание реальных ситуаций, лежащих в основе межэтнической напряженности.
Актуальной на сегодняшний день является задача создания условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование. Перед
специалистами–психологами социальные изменения ставят многие цели, которыми являются изучение и обоснование программ психологической реабилитации и обустройства прибывающих мигрантов, поиск механизмов формирования позитивной этнической идентичности. Поэтому большое внимание в данном исследовании уделяется проблеме адаптации мигрантов к условиям русскоязычной школы как одной из составляющих института русскоязычной культуры.
Научная новизна данной работы заключается в следующем: впервые
была поставлена и исследована проблема влияния ряда факторов на адаптацию учащихся-мигрантов к русскоязычной школе; установлены возрастные и
национальные особенности адаптивного поведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем
развитии научных представлений о характере взаимодействия представителей национальных групп, о формах адаптивного поведения. В исследовании
были выявлены психологические механизмы этнокультурной адаптации детей-мигрантов. Определены основные стратегии адаптации групп мигрантов,
тесно связанные с особенностями национального самосознания.5
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
проведенного диссертационного исследования могут использоваться в работах школьных психологов для решения этнопсихологических проблем, возникающих в рамках средней образовательной русской школы. В частности,
были установлены тенденции в формировании взаимоотношений между различными группами мигрантов. Знания об особенностях процесса вхождения
мигрантов в новую этнокультурную среду рекомендуем использовать для
подготовки учебных курсов по социальной и этнической психологии, в административной работе в образовательных центрах, а также в регулировании
и планировании миграционных процессов государственными службами.
Целью данного исследования является выявление особенностей адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме адаптации к
иной культурной среде.
2. Провести сравнительный анализ установок на межэтническое взаимодействие между русскими учениками и учащимися-мигрантами.
3. Разработать комплекс психологических методик для исследования
типа трансформации этнической идентичности, отношения мигрантов к фрустрирующим ситуациям, способов поведения в межнациональном взаимодействии.
4. Определить стратегии адаптации учащихся-мигрантов к русскоязычной школе.
Предмет исследования – особенности процесса адаптации мигрантов к
русскоязычной школе.6
Объект исследования – этническая идентичность учащихся мигрантов; факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов; стратегии
адаптации мигрантов разных национальностей.
В методологическую базу исследования вошли: основные положения
теории общественной психологии Б.Д.Парыгина, эпигенетическая концепция
развития личности Э.Эриксона, теория социальной идентичности
Г.Тэджфела. В работе были использованы положения и результаты исследований, представленные в работах ученых в области этнологии, этносоциологии и этнической психологии (В.С. Агеев, Ю.В. Арутюнян, А.А. Сусоколов,
Г.В. Старовойтова, Г.У. Солдатова, П.Н. Шихирев, З.В. Сикевич,
В.Н. Куликов, Р.Х. Симонян, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко и др.).
Основными методами исследования явились методы психологического
тестирования (в том числе проективные), метод наблюдения, метод анкетирования и беседы. Для обработки эмпирических данных использовались статистические методы: частотный анализ, анализ средних величин (метод
сравнения с использованием t-критерия Стьюдента для установления достоверных различий); корреляционный анализ и факторный анализ.
Для выявления некоторых особенностей адаптации мигрантов к русскоязычной школе на психологическом уровне в экспериментальном исследовании применялись следующие методические средства: тест фрустрационной толерантности Розенцвейга; методические разработки «Типы этнической идентичности» и «Этническая аффилиация» Г.У. Солдатовой и С.В.
Рыжовой, тест К.Томаса, тест социально-психологической адаптированности
К.Роджерса и Р.Даймонда, метод социометрии, анкета для опроса родителей
мигрантов, интервью с администрацией школы, с представителями национальных общин, включенное наблюдение. В качестве методов математической обработки полученных результатов использовался критерий Стьюдента,
корреляционный анализ и факторный анализ.7
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе приспособления к иной национальной среде у мигрантов вырабатываются адаптационные механизмы, которые касаются отношения мигранта к фрустрирующим ситуациям, типа трансформации
этнической идентичности, общенческой позиции и способа поведения человека в межнациональном взаимодействии.
2. Существуют значительные различия в стратегии адаптации мигрантов в зависимости от национальной принадлежности учащегося.
3. Взаимодействие русских учащихся и учащихся-мигрантов трансформирует национальное самосознание обеих групп.
4. Адаптивное поведение учащегося в многонациональной школе заключается в тесной связи со своими национальными корнями, но с
демонстрацией поведения, не акцентирующего внимание на этнических вопросах.
Апробация работы: Результаты диссертационного исследования были
представлены на международном симпозиуме «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (9-12 сентября 2001г.); на научно-практической конференция «Содружество» выпускников факультета психологии ЯрГУ (24-27
сентября 2001г.); на семинаре для заместителей директоров школ фрунзенского района г. Ярославля «Система воспитания работников школ по интеграции детей различных культур (18 декабря 2001г); на конференции «Роль
высшего образования в развитии межэтнической толерантности» (19–21 декабря 2001г.); на заседании кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (24 января 2002г).
По теме диссертационного исследования опубликовано 6 печатных работ.8

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение особенностей процесса адаптации мигрантов к русскоязычной школе имеет большое практическое и теоретическое значение и представляет для исследователей широкое поле деятельности. Кроме того, исследования в этом направлении могут оказать большую помощь для педагогов и администраций школ в решении новых для них вопросов и этнопсихологических проблем, возникающих в полиэтничных школах.
Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных психологов,
посвященных проблеме этнокультурной адаптации, вопросам формирования
этнической идентичности и этнической толерантности, продемонстрировал
многообразие подходов к пониманию феноменов этнического самосознания.
Результаты диссертационного исследования подтверждают все выдвинутые
положения. В проведенном исследовании были установлены типы трансформации этнической идентичности, структура и динамика взаимоотношений
между различными группами мигрантов и русскими учащимися на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях, были определены основные
стратегии адаптации и аккультурации групп мигрантов, тесно связанные с
особенностями национального самосознания, была исследована проблема
влияния ряда факторов на процесс адаптации учащихся-мигрантов к русскоязычной школе.
Считаем, что проведенное нами исследование является начальным
этапом в изучении специфики межэтнических взаимоотношений между
детьми-мигрантами и русскими детьми на практике школ города Ярославля.
В перспективе нам представляется более детальное изучение влияния взаимоотношений между различными группами мигрантов на процесс приспособления к новой культурной среде.12


Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного
согласия // Этнополитический вестник, 1995, № 2, с. 15-35.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1990.
3. Агеев B.С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические
проблемы). М., 1990.
4. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия "адаптация". Ереван, 1984.
5. Актуальные проблемы этнической психологии // Под ред. Шикуна А.Ф.,
Платонова Ю.П., Тверь, 1992.
6. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996, № 3, с. 13-23.
7. Амбрумова А.Г., Тихоненко А.А., Бергельсон Л.А. Социально-психологическая адаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии, 1981, № 4, с. 91-102.
8. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
10. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14.
Психология. 1997, № 4, с. 31-41.
11. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений // Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998.122
12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с. 3-18.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология:
учебное пособие для вузов. М., 1998.
14. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социальные исследования, 1990, № 7, с. 42-49
15. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979.
16. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности
// Вопросы психологии, 1989, № 1, с. 17-24.
17. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы
психологии, 1978, № 4, с. 23-35.
19. Бороноев Ю.В. Основы этнической психологии. СПб., 1991.
20. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
21. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
22. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе //
Психологический журнал, 1996, № 6, с. 30-38.
23. Быструшкина Н.Г. Психологические аспекты ситуаций межнационального взаимодействия. Дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1999.
24. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал, 1995, т.16, № 5, с. 104-115.123
25. Введение в этническую психологию // Под ред. Платонова Ю.П. СПб.,
1995.
26. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям //
Вопросы психологии, 1995, № 1, с. 54-61.
27. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб., 1994.
28. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб., 1994.
29. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в
общественном быту // Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989.
30. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях внешней среды. М.,
1992.
31. Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
32. Вынужденные мигранты и государство // Отв. ред. Тишков В.А. М.,
1998.
33. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал, 1996, № 5, с. 69-76.
34. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процессе
обучения // Социологические исследования, 1994, № 3, с. 131-135.
35. Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социологические исследования, 1995, № 11, с. 63-67.
36. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое
исследование. Л., 1989.
37. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования, 1995, № 8, с. 13-16.124
38. Гриценко В.В. Влияние культурных различий на адаптацию русских
переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психологический
журнал, 2000, т.21, № 1, с. 78-86.
39. Гриценко В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психологический журнал, т.21, № 4, 2000.
40. Гузенкова Т.С. Коростелов А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходства и различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеологи я и практика. М., 1995, с. 143-
171
41. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
42. Гусева Е.И. Психологические особенности межэтнического общения
детей: курсовая работа. Ярославль: ЯрГУ, 2001.
43. Дашдамиров А.Ф. Социально - психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография, 1977, № 3. с. 3-13.
44. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при
изменении социального окружения // Вопросы психологии, 1995, №5,
с. 18-25
45. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы их формирования // Психологический журнал, № 3, 1996, с. 137-149.
46. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.,
1976.
47. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева ЖГ. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 75-86.
48. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.125
49. Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Межэтнические отношения и культурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в
СССР) // Советская этнография, 1981, №3, с. 11 -12
50. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация
личности // Социологические исследования, 1995, №6, с. 110-120.
51. Злобина А.Ю. Некоторые психологические особенности процесса адаптации русских эмигрантов: Дипломная работа, Ярославль: ЯрГУ, 1996.
52. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социальнопсихологических аспектов адаптации личности // Психологический журнал, 1995, №4, с. 75-82.
53. Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России: Сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ,
2001.
54. Ерасов Б.С. Этническое, национальное, цивилизованное в пространстве
Евразии // Цивилизации и культуры. 1995, Вып.2, с. 81-104.
55. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования.: Монография. Ярославль, 2001.
56. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
57. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы
психологии, 1984, №4, с. 88-95.
58. Калайков И. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
59. Калитеевская Е. Адаптация и развитие: выбор психотерапевтической
стратегии // Психологический журнал, №1, 1995.
60. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная
психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997, с. 54-88.126
61. Касаткина Н. От маргинальности до интеграции: стратегия аккультурации в различных группах национальных меньшинств Литвы // Этническая
психология и общество: Сб. статей. М., 1997, с. 271-288.
62. Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1995.
63. Кашапов С.М., Опарина Т.А. Методические рекомендации по повышению адаптированности старшеклассников. Ярославль, 1997.
64. Коган Б.М. Стресс и адаптация. М., 1980.
65. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории
этноса // Советская этнография, 1974, №2, с. 24-38.
66. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография,
1967, № 2, с. 100-111.
67. Козлова М. Развитие национального самосознания у современных русских студентов // Журнал прикладной психологии, 2000, №4, с. 54-59.
68. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе: общие и возрастные особенности. Учебное пособие для Вузов. Минск, 2000.
69. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
70. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология
/ Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М., 1971, с. 122-158.
71. Конева Е.В. Поведенческие установки в межнациональных отношениях
(не опубликована).
72. Конева Е.В. Психология общения: учебное пособие. Ярославль, 1992.
73. Конева Е.В., Лобас М.А. Межэтническое общение в русскоязычной
школе: возможности гуманизации // Европейские ценности образования и
концепция построения гражданского общества в России: Сборник научных трудов. Ярославль, 2001. с. 35-43

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ