Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности переживания адаптации у иностранных студентов

Работа №57719

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость5580 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Общие положения понятия адаптации 6
1.2 Место иностранного студента в российской системе ВУЗа 14
1.3. Анализ литературных данных об адаптации оценка предыдущих
исследований по данной теме 22
Выводы 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 41
2.1 Опросник социально-психологической адаптации Р.Даймонда и
К.Роджерса 41
2.2 Тест на уровень депрессии по шкале Бека 44
2.3. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина 45
2.4. Методика измерения уровня адаптированности Тейлора 46
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 65



Адаптация - сложное многогранное явление, оно рассматривается в различных областях науки и имеет множество толкований. Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Адаптация (от латинского аdapto - приспособляю) - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды.
Межкультурная адаптация - это процесс вхождения человека в иную социокультурную среду, сопровождающийся овладением навыками, умениями в различных сферах жизнедеятельности, усвоением установок, ценностей, норм новой среды и принятием некоторых из них для создания линий должного поведения в новой среде, достижения главной цели, реализации внутриличностных возможностей.
Академическая адаптация - адаптация учащегося к новой для него педагогической системе. Адаптация иностранных граждан к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.
Численность студентов, прибывающих для обучения из-за рубежа, постепенно увеличивается. Однако в данный момент в российской исследовательской практике отсутствуют работы, посвященные качественному анализу условий проживания и обучения иностранных студентов. Приезжая в Россию, студент сталкивается с новыми условиями жизни, погружается в непривычную для него социокультурную среду, в которой зачастую приходится искать новые ориентиры, знакомиться с чуждыми ему нормами и ценностями, а также моделями поведения. Узнавание новой среды и попытки вписаться в нее составляют адаптацию студентов. В этот период происходит столкновение старых и новых ценностей, и от успешности «урегулирования» этого конфликта зависит дальнейшее функционирование студента как члена принимающего социума.
Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов дальнего зарубежья к высшей школе России представляет большой научный интерес как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. До сих пор проблема адаптации иностранных студентов оказалась недостаточно освещенной в отечественной и зарубежной психологической науке. Ранее известные публикации как российских, так и зарубежных исследователей были посвящены в основном каким-либо узко специфическим проблемам. Интеграция теоретического и прикладного аспектов изучения проблемы адаптации иностранных студентов к высшей школе России представляется актуальной и важной чертой развития современного высшего образования.
Объектом данной работы будет служить личность иностранного студента.
Предмет исследования - совокупность социально-психологических факторов и социально-педагогических условий, влияющих на процесс психологической адаптации иностранных студентов дальнего зарубежья к высшей школе России, в иной социокультурной и социопедагогической среде.
Цель и задачи исследования. Генеральной целью данного исследования является изучение и всесторонний анализ социально- психологических и личностных проблем, возникающих у иностранных студентов в условиях иноязычной социокультурной среды
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Теоретически обосновать эмпирическое исследование, установив степень разработанности в современной научной литературе проблемы переживания адаптации у иностранных студентов.
2. Выявить данные проблемы, исходя из полученных путем анкетирования данных.
3. Сравнить полученнные результаты исследования
4. Определить суть проблем и переживаний адаптации студентов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что результаты данного исследования вносят значимый вклад в концепцию развития интернациональных отношений молодых людей в России, выявляет проблемы их адаптации к новым условиям жизни, их переживания в связи с этим.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в психолого- педагогических разработках. Помогут интегрировать полученные знания на практике, осветят полученные данные. Полученные результаты раскрывают роль адаптационных механизмов в развитии иностранного студента при обучении в Российском ВУЗе.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов ВУЗа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Адаптация - сложное многогранное явление, оно рассматривается в различных областях науки и имеет множество толкований. Адаптация иностранных граждан к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.
Нами были рассмотрены теоретические аспекты исследования, общие положения понятия адаптации, место иностранного студента в российской системе ВУЗа. Также был проведен анализ литературных данных об адаптации, оценка предыдущих исследований по данной теме.
Совершенствование качества образования, наличие четкой профессиональной мотивации, организация процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в новой социокультурной среде должны стать частью политики в области образования. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации к образовательному процессу будет, в конечном счете, способствовать формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.
Таким образом, адаптация студентов иностранцев к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
Итак, по результатам обзора можно сделать вывод, что адаптация иностранных студентов определяется целым комплексом факторов социокультурного, бытового, психологического, физиологического характера.
В ходе проделанной нами работы, было опрошено 40 студентов возраста от 18 до 24 лет, то есть иностранных учащихся от первого до выпускного курса.
Для удобства изложения иностранные студенты были разделены на 2 равные группы по 20 человек в каждой. В первой из них студенты первых курсов обучения, в то время как во второй студенты старших курсов и выпускники
Оценка производилась по различным методикам.
По результатам опроса по методике опросника социальнопсихологической адаптации Р. Даймонда и К. Роджерса выяснено:
1. Уровень адаптации учащихся первых курсов выше нормы и составляет 52/50, что говорит о низкой адаптированности к новым условиям жизни. В то же время по данному показателю студенты старших курсов признаны адаптированными, их средние значения 72/68.
2. Уровень лживости в средних своих значениях для обеих групп показал схожую динамику, что говорит об искренности при ответах на опроснике.
3. Уровень приятия себя показал, что студенты первой группы принимают себя меньше 15/18, чем учащиеся старших курсов 26/23.
4. Уровень приятия других показал, что студенты первой группы принимают окружающих меньше 10/8, чем учащиеся старших курсов 16/18.
5. Уровень эмоционального комфорта и дискомфорта хуже у представителей первой группы 12/48 соответственно, в то время как для старших курсов уровень комфорта/дискомфорта 21/19, что говорит об их более благоприятной эмоциональной обстановке
6. Уровень внешнего и внутреннего контроля у учащихся первой группы контроля хуже 70/45, в то время как у второй 30/32, что говорит об их большей сдеражаности.
7. Доминирование и ведомость у представителей первой группы соответственно 6/39, что говорит об их ведомости и отсутствии желания доминировать, в то время как у второй группы эти показатели 12/20, что указывает на большую роль лидерства и меньшую ведомость.
8. Экспансизм у первой группы 27/23, что говорит, что данные студенты склонны к уходу от проблем, в то время как студенты второй группы более склонны их решать 18/15.
По полученным данным теста на уровень депрессии по шкале Бека у представителей первой группы учащихся начальных курсов средние показатели уровня депресси колебались на уровне 12-20 баллов, что говорит об умеренной депресии студентов. Баллы второй группы существенно ниже 2-7 и говорит, об отсутствии депрессии у студентов старших курсов.
По данным, полученным в ходе проведения нами опроса на уровень тревожности Спилберга-Ханина имеется, что уровень ситуационной и личностной тревожности для студентов первой группы в среднем высокий и колеблется в пределах 2,8-3,5баллов. Аналогичные показатели у второй группы говорят о низком уровне тревожности, данные этой группы от 1,2 до
2,1 баллов.
Исходя из полученных данных в ходе опроса по методике адаптированности Тейлора имеется, что уровень тревоги для студентов первой группы в целом высокий и средний с тенденцией к высокому и колеблется в пределах 22-45баллов. Аналогичные показатели у второй группы говорят о низком и среднем с тенденцией к низкому уровню тревоги, данные этой группы от 4 до 16 баллов.
Подытоживая все вышеизложенное можно сделать вывод, что уровень адаптированности иностранных учащихся первых курсов к новым реалиям жизни низкий, за счет сниженного уровня собственного восприятия, и восприятия окружающих, повышенного уровня эмоционального дискомфорта, ведомости, уходом от проблем, а не попыткой их решения. Данные студенты считают себя более депрессивными, а также более тревожными. В целом студенты иностранцы старшекурсники уже адаптированы к жизни в некогда новых для них условиях, они более комфортно себя чувствуют в эмоциональном плане, и не считают себя в состоянии депрессии, а также уровень их тревожности низкий.
Цели исследования достигнуты, задачи решены.


1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.
2. Адаптация человека к условиям Арктического Заполярья: Монография / под ред. Агаджаняна Н.А. /- М.: РУДН, 1994. 156 с.
3. Азиев А.Ф. Особенности взаимоотношений между преподавателями и студентами. // Этнопсихологические проблемы развития личности, Баку, 1985.-с. 75 -83.
4. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. Авт. дисс. докт. псих. наук. СПб, 1995. - 42 с.
5. Алдашева А.А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах. Авт. дисс. канд. псих. наук. Л., 1984. 16 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.
7. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л.: ЛГУ, 1949. - 54 с.
8. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. - т.1. - 320 с.
9. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления) М.: МГУ, 1978. - 270 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология.// Учебник для факультета психологии университетов. М.: МГУ, 1980. - 415 с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
12. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.
Пресс, 199613. Андреева Г.М. Социальная психология.: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999.-375 с.
14. Антипина Г.С. Проблема «малой группы» в эмпирической социологии США. Научные доклады высшей школы. // Философские науки, 1965, 4.
15. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998.
16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ,1990.
18. Бакеева А.О. О тревожно-внушаемом типе личности. // В сб. Новые исследования в психологии, 1974, № 1, с. 19-21.
19. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998.
20. Бекмаханова К.Е. Проблема психологической адаптации студентов. Алма-Ата, 1983.
21. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., Наука, 1988.
22. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. и др. Проблемы методологии системного исследования М.: Мысль, 1970. - 445 с.
23. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, Л., 1965. - 123 с.
24. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1984. - 272 с.
25. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 200 с.
26. Большая советская энциклопедия, изд. 2, т. 31.
27. Большая советская энциклопедия, изд. 3-е.
28. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: СПбГУ, 1994.
29. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этничесскую психологию. / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: СПбГУ, 1995. с. 170-177.
30. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб.: Лениздат, 1992.
31. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
32. Брудный В.И. и др. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976. 44 с.
33. Брушлинский А.Н. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа, 1968. - 104 с.
34. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.
35. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: наукуа, 1968. - 268 с.
36. Буланова Г.В. Эмоциональное состояние студентов как фактор их учебной успешности. Авт. дисс. канд. пед. наук. Л., 1983. - 16 с.
37. Вайсман Р.С. К вопросу об эффективности малых групп. // В кн. теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977.-с. 74-92.
38. Введение в этническую психологию. / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: СпбГУ, 1995.
39. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.
40. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. Авт. дисс. канд. псих. наук. -СПб., 1995. 16 с.
41. Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов /опыт экспериментальных и прикладных исследований контактных групп/. Авт. дисс. докт. псих, наук, 1978. - 32 с.
42. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
43. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социальнопсихологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. - 221 с.
44. Волков Е С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов.: Авт. дисс. канд. псих. наук. М., 1983. -25 с.
45. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, изд «КСП+», 1998. с. 195-308.
46. Выготский Л.С. Мышление с реч // Собрание сочинений:л 6 т. М.; Педагогика, 1982. Т.2. с. 5-361.
47. Гаврилов В. А. Малые социальные группы в социалистическом обществе.
48. Ган Ю.В. Проблема социальной адаптации личности (философскосоциологический аспект). Авт. канд. дисс. Свердловск, 1982. - 18 с.
49. Ганзен В.А., Юрченко В Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. // В кн.: психические состояния /экспериментальная и прикладная психология. Вып. 10.-Л.: ЛГУ, 1981.-с. 5-16.
50. Георгиева И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. Авт. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985. 16 с.
51. Гиндис Б.Я. Место эмоциональных факторов в развитии кратковременных детских коллективов. // В кн.: Эмоциональные потенциалы коллектива. -Ярославль, Ярославский пед. ин-т им. Н.А. Некрасова, 1977. с. 107 - 115.
52. Гнатенко П.И. Национальный характер, мифы и реальность. Киев, Вица школа, 1984.-151 с.
53. Голдберг Л.Р. Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993. т. 14. №4. с. 32-39.
54. Горбов Д. Диагностика психических состояний. // В П., 1971, № 5. с. 20 - 29.
55. Горошенко A.M. Ценностные ориентации иностранных студентов и особенности учебно-воспитательного процесса с представителями разных национальных регионов.: Дисс. канд. пед. наук /ЛГУ. Л., 1985. - 215 с.
56. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дисс. д-ра псих. н. -СПб., 1995.-361 с.
57. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
58. Гуриева С.Д. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях. Дисс. канд. псих. н. СПб, 1997 - 241 с.
59. Турин А.Б. Обучение учащихся подготовительного факультета
технического вуза абстрактной технической лексике /на материале преподавания русского языка франкоговорящим билингвам Африки/: Дисс. канд. пед. наук,- СПб, 1994.
60. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: «Прогресс», 1990. -495 с.
61. Данилова З.А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса (региональный аспект). Дисс. докт. псих. н. СПб, 2000.62. ван Дейк Т.А. Язык. Познание Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
62. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные
стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С.А. Арутюнова и др. М.: ИНИОН СССР, 1979. с. 23-44.
63. ДерКач А.А. Состояния напряженности в педагогической практике
студентов и пути их регулирования. // В кн.: Современные психолого
педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1-Л.: ЛГУ, 1973. с. 68 -71.
64. Дергач А.А. Регуляция состояний напряженности в начальный период общественно-политической деятельности. // В сб.: Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. Бодалева А.А. М., 1979.
65. Дерманова И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов. Авт. дисс. канд. психол. наук. Л., 1990. - 16 с.
66. Десев Любен. Психология малых групп. М., 1970.
67. Джапаридзе Н.А. К вопросу о взаимоотношении адаптации первокурсников к вузу и типы их установки // В кн.: VII Закавказская конференция психологов Тбилиси, 1977. - с. 113-114.288
68. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. - 128 с.
69. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. №4. с. 75-86.
70. Домбровецка Гражина. Особенности учебной самоорганизации иностранных студентов. Авт. дисс. канд. пед. наук. Л., 1987. - 16 с.
71. Дрейер O.K. Образование и наука в развивающихся странах. М.: Знание, 1974.-80 с.
72. Дробижева J1.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советская этнография. 1991. №1. с. 3-13.
73. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии. //ПЖ. 1981, т.2, № 5. - с. 43-54.
74. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект). Дисс. д-ра псих. н.-СПб, 1998.
75. Завьялова Е.К., Олейникова М.В. Психология делового общения.: Учебное пособие / СПбГТУ. СПб., 1996. - 34 с.
76. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания. 1993. №8 с. 12-21.
77. Зимичев A.M. Психология политической борьбы. 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Санта, 1993.- 155 с.
78. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН, Ин-т психологии. - М., 1994.-273 с.
79. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.: Дисс. д-ра псих. н. Л., 1990.
80. Ершова О.В. Особенности настроения личности в коллективе. // В сб.: Личность в системе общественных отношений. Тезисы к VI Всес. съезду общ-ва псих. СССР. М., 1983. - с. 567 - 568.
81. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.: ЛГУ, 1975.- 112 с.
82. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб, НПО ЦКТИ, 1993.-62 с.
83. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. СПб, НПО ЦКТИ, 1993. - 62 с.
84. Иванова М.А., Титкова Н.А. Влияние психологической атмосферы в интернациональных студенческих группах на эффективность учебного процесса на подготовительном факультете. СПб, НПО ЦКТИ, 1994. - 28 с.
85. Иванова М.А., Трусов В.П., Шаглина Н.Д. Анализ описательных моделей адаптации иностранных учащихся. Деп. в НИИ ВШ 18.12.85, № 1164-8.
86. Иванова М.А., Трусов В.П. Исследование состояния тревожности и личностных характеристик студентов интернациональной группы. // В кн.: Психические состояния (экспериментальная и прикладная психология, вып. 10). Л., ЛГУ, 1981. с. 167 - 174.
87. Иванова М.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе. Деп. в НИИ ВШ 28.11.79, № 4033-78, 15 с.
88. Иванова М.А., Мелех Н.Т. Педагогические функции преподавателя и личность обучаемого. // IV Международный конгресс МАПРЯЛ. Берлин, ГДР, 1979.
89. Иванова М.А., Подъелец Г.Н. Роль личности преподавателя в современном учебно-воспитательном процессе. // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1985. - С. 116 - 122.
90. Иванова М.А. Подъелец Г.Н. О профессионализме преподавателя в современной высшей школе. // Сборник научных статей. Казань, 1982. - 8 с.
91. Иванова М.А. О проблеме взаимоотношений в интернациональных группах. // Сборник ДСП, ЛПИ им. М.И. Калинина. Л., 1982. - 10 с.
92. Иванова М.А. Трусов В.П. Учет индивидуальных особенностей иностранных учащихся. М.: Университет им. Патриса Лумумбы, 1983. -Юс.
93. Иванова М.А., Подъелец Г.Н. Об организации оптимального
педагогического общения в студенческих группах. // Сборник научных статей. Пермь, 1983. - 5 с.
94. Иванова М.А., Подъелец Г.Н. Профессионализм преподавателя
современной высшей школы (на чешском языке). ЧССР, Прага, 1983. - 6 с.
95. Иванова М.А., И. Феррер, Р. Лоуредо. О научном подходе к организации учебно-воспитательного процесса на ПФ (на испанском языке). // V научнометодическая конференция университета Ориенте. Республика Куба, 1986.-с. 95-97.
96. Иванова М.А., Титкова Н.А., Кожевин А.В. Система информационно - идеологического воздействия как резерв повышения эффективности учебновоспитательного процесса на ПФ // Сборник научных статей. -Калинин, 1989.-с. 52 57.
97. Иванова М.А., Перфилова С.В. К вопросу о социокультурной адаптации иностранных студентов. // Проблемы подготовки национальных кадров длязарубежных стран. Тезисы докл. межд. научно-практ. конф. СПб., СПбГТУ, 1995.-с. 155 - 156.
98. Иванова М.А., Перфилова С.В. К проблеме социокультурного общения специалистов с высшим техническим образованием. /ЛИ Межд. научно- метод. конф. «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». Тезисы докл. СПб., 1996. - с. 110-111.
99. Иванова М.А. «Золотые правила» иностранным студентам по социальнопсихологической адаптации к высшей школе. // Международное сотрудничество в образовании. Материалы научно-практической конференции. -СПб, 1998. с. 32 - 33.
100. Иванова М.А., Зинковский А.В. О постановке курса «Адаптация иностранных студентов к обучению в университетах России» // Международное сотрудничество в образовании. Материалы научнопрактической конференции. СПб, 1998. - с. 29 - 30.
101. Изотова Е.Ф. Психолого-педагогические факторы учебной успешности иностранных студентов. Авт. дисс. канд. пед. наук. Л., 1985. 14 с.
102. Кабрин В.И. Психология комуникативного развития человека как личности. Дисс. д-ра псих. н. СПб., 1992. - 427 с.
103. Кджанян М.Г. Проблемы социальной адаптации личности. Авт. канд. дисс. Ереван, 1982. 18 с.
104. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. Дисс. канд. псих. н. СПб., 1995.
105. Ковалев А.Г. Управление психологическим климатом педагогического коллектива профтехучилища. Л., 1984. - 30 с.
106. Ковалев А.Г. Личность и ее структура. Направленность личности //Общая психология/ под. ред. В.В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. -с. 64-93.
107. Козак М.Г. К вопросу о влиянии эмоциональной дискомфортности на саморегуляцию поведения учащихся // Психологические проблемы профессионально-технического образования. Ереван, 1977. - с. 92 -95.
108. Колайков И. Цивилизация и адаптация. М., Прогресс, 1984.
109. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы
взаимоотношений в малых группах и коллективах. Вопросы психологии, 1971, №6.
110. Коломинский ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск. БГУ им. В.И. Ленина, 1976. 350 с.
111. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Авт. докт. дисс. М., 1977. 59 с.
112. Коломинский Я.Л., Березовин И.А. Стиль отношения педагога к учащимся как фактор управления межличностным общением в учебной группе. //В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе.: Мектен, 1975.
113. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
114. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1971. с. 122-158
115. Королев С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., Наука, 1979.-с. 20-43.
116. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», изд. «Институт психологии РАН», 1997.
117. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.
118. Крашенинников А.А. Становление новой школы в развивающихся странах: проблемы и тенденции //Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. Петровского А.В. М.: МГУ, 1986. - с. 55 - 66.
119. Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психолгия малой группы: теоритический и прикладной аспекты. М.: изд. МГУ, 1991. - 205 с.
120. Кричевский Р.Л. Исследование малых групп в американской социальной психологии. // В кн.: Проблемы зарубежной социальной психологии. М., 1976.-с. 59-117.
121. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптивности личности. Авт. дисс. канд. психол. наук. -М., 1980. 16 с.
122. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. / Под ред. Р.Х. Тугушева. Саратов: Изд. Саратовского университета, 1991 - 73 с.
123. Кузьмин Е.С., Никандров Н.Д. Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. Л., ЛГУ, 1971. - 69 с.
124. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л.: ЛГУ, 1974.- 167 с.
125. Кузьмин Е.С. Культура общения и преодоление конфликтности. //В кн.: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. - с. 93 - 94.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ