Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КАМПУСА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Работа №57671

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде 8
1.1. Сущность и содержание понятия «адаптация» 8
1.2. Проблемы адаптации студентов- иностранцев 14
1.3. Составляющие образа инокультурной среды 26
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Обсуждение результатов исследования 47
2.3. Обсуждение результатов корреляционного анализа 60
Вывод по 2 главе 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложение


Актуальность исследования. В настоящее время перед российским образованием поставлена амбициозная цель - занять прочное место на мировом рынке образовательных услуг. Она находит выражение в «Стратегии 2020»[30], в рамках которой поставлена задача вывести не менее пяти вузов в мировой рейтинг «Топ-100». Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.[15], доля иностранных студентов, обучающихся в России, должна вырасти с 2,3% в 2011 г. до 10% к 2020 г.
По данным отчета «Взгляд на образование» («Education at glance»), подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и опубликованного в 2013 г., в 2000-2011 гг. международная студенческая мобильность выросла более чем в 2 раза. Для России доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации. Численность студентов, прибывающих для обучения из-за рубежа, постепенно увеличивается: «Совокупная численность
иностранных студентов в России на начало 2015/2016 академического года составила 237,53 тыс. человек (5% общего числа студентов в Российской Федерации)[25].
Иностранными студентами Российских вузов являются граждане ближнего зарубежья, стран бывшего СССР и СНГ, 21% иностранных студентов в России — из дальнего зарубежья. Больше всего обучающихся из Азии (57%, и половина из них — китайцы). Еще для 19% родиной являются страны Африки и Ближнего Востока.
В 2016/2017 году бюджетные места в ВУЗах России получили и студенты из Сирии, 70% иностранцев учатся платно. Студентов из Европы — около 4%, а из Северной Америки, Австралии и Океании — всего 0,5%[13].
Возрастающий интерес к теме иностранных студентов и создания для них благоприятной образовательный среды в России пробуждает исследовательский интерес в отношении изучения особенностей адаптации
студентов к совершенно новым условиям проживания и обучения. Большое внимание в современной психологической науке уделяется проблеме адаптации иностранного студента к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе социокультурным. Однако, несмотря на многочисленные исследования, в психологической науке и практике остается еще много вопросов и проблем в понимании и квалификации сущности, видов и структуры феномена адаптации студентов-иностранцев, а также некоторых определяющих этот феномен факторов.
Особенность иностранного студента как объекта исследования состоит в том, что, приезжая в другую страну, он вынужден усваивать новые культурные~образцы для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества. Старые образцы и схемы поведения не всегда применимы в новой среде, поэтому требуются время и определенные усилия по преодолению барьеров и встраиванию в новую социокультурную среду.
Феномен адаптации является одним из самых значимых и характерных явлений общественной жизни XXI века. Адаптация - это закономерное явление, элемент мировых процессов, связанных с международной мобильностью студентов разных стран и регионов современного мира. Важно понять, как проходит процесс адаптации у иностранных студентов, с какими трудностями они сталкиваются.
Исследование феномена российской адаптации иностранных студентов в психологическом аспекте, а также изучение социально-психологических и психолого-педагогических проблем обучения иностранных студентов, процесса их адаптации в новой макро- и микросреде, использование прошлого этно-социо-культурного опыта студентов, дифференцированный учет национально-психологических особенностей личности студентов будут способствовать выработке механизмов успешной адаптации студентов- иностранцев к высшей школе.
Степень научной разработанности проблемы. Разработанность исследуемой проблемы адаптации иностранных студентов к высшей школе
России, проблемы этнопсихологии и национальной психологии исследовали
A. О. Бороноев[10], В.Г. Крысько[33], Н.М. Лебедева[61], В.Н. Павленко[44], Ю.П. Платонов[46], Т.Г. Стефаненко[57] и др.. Проблемы адаптации иностранных студентов в плане взаимодействия преподавателя русского языка с иностранными учащимися раскрыты в исследованиях Н.П. Голубева[14], Н.А. Персиановой[45], Г.Н. Князевой[27]; особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе отражены в работе И.В. Ширяевой[69]; факторы учебной успешности в работе Е.Ф.Изотовой[26]; адаптация иностранных студентов по материалам зарубежных исследователей представлена в работах М.А. Ивановой[24], Н.А. Титковой[22], В.П.Трусова[23], исследованию социальных стереотипов посвящена работа А.С. Филиппова[64]; адаптация иностранных студентов к учебной группе, исследование социально - психологического климата в ней отражены в работах М.А.Ивановой[24], Н.А.Титковой[22]; ценностные ориентации представлены в работах A.M.
B. П.Трусова[23]; национально-психологические особенности иностранных студентов и их учет в педагогическом общении можно найти в исследованиях М.А. Ивановой[24]; дидактическая адаптация изучалась Т.Д. Чернявской[68] и др. Однако представленные работы рассматривали педагогические аспекты исследований.
Проблема нашего исследования заключается в необходимости исследования уровня адаптированности студента - иностранца и недостаточном исследовании психологических трудностей адаптации студентов - иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Цель исследования: изучение социально-психологических и
личностных проблем, возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета.
Объект исследования: психологические особенности студентов-
иностанцев.
Предмет исследования - психологические трудности адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия «адаптация»;
2. Изучить проблемы адаптации студентов-иностранцев;
3. Рассмотреть составляющие образа инокультурной среды;
4. Выявить психологические трудности адаптации студентов- иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета;
5. Выявить взаимосвязь психологических трудностей адаптации
студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского
университета.
Гипотеза исследования заключается в предположении что:
1. Существуют различия в психологических трудностях адаптации студентов- иностранцев 1-го и 3-го курса;
2. существует взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации
студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского
университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 1 го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в наличии страха отвержения и выраженного стремления к принятию, а так же личностные особенности восприятия самого себя.
2. Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 3 го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в убежденности в превосходстве своего народа, некоторой отгороженности от социокультурного пространства страны пребывания, усталости и отгороженности от активной социальной деятельности, мысли о предстоящем будущем и нежелании самостоятельно решать возникшие проблемы.
Достоверность результатов обеспечена количественным и качественным анализом экспериментального материала; использованием методов математического, корреляционного анализа, адекватностью методов исследования его задачам, цели, логике; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о психологических трудностях адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета и могут стать теоретической основой для дальнейших исследований психологических особенностей студентов- иностранцев.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования психологические характеристики трудностей адаптации студентов-иностранцев позволяют оценивать особенности адаптационного процесса к инокультурной среде. На основе полученных данных, характеризующих психологические трудности адаптации студентов- иностранцев возможно построение психокоррекционной и социальной работы с иностранными студентами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развивающийся в настоящее время процесс глобализации стирает политические, идеологические и культурные границы между странами и континентами, народами и этническими группами. Современные средства передвижения и коммуникации, глобальная информационная сеть интернет сблизили людей, сделали мир настолько тесным, что взаимодействие стран, народов и культур стало неизбежным и постоянным. Сегодня невозможно найти такие нации и народности, которые не испытали бы на себе политическое, социальное и культурное влияние других народов.
Это влияние осуществляется посредством обмена достижениями культур, прямых контактов между государственными институтами, общественными движениями, научного сотрудничества, торговли, туризма и т.д.
Период обучения в Вузе является одним из наиболее важных в жизни человека. В это время происходит становление молодого человека как личности, профессионала, члена общества, что обусловлено особенностями учебной деятельности и социальной среды.
Данный период характеризуется протеканием ряда специфичных процессов: профессионального самоопределения, развития профессионально важных качеств, формирования системы личностных смыслов и ценностных ориентаций, адаптации к условиям обучения и окружающей среде. При этом именно адаптация является условием протекания остальных процессов.
Адаптация студента - фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления. Потребность общества в компетентных специалистах постоянна, что в контексте интенсивно проводимых в сфере образования реформ привлекает все большее внимание специалистов различного профиля: психологов, руководителей образования.
Показателями адаптации к вузу считают академическую успеваемость, степень участия в различных формах общественной жизни,
удовлетворенность жизненными ситуациями, желание самореализации, ценностные ориентации, эмоциональная стабильность.
Цель нашего исследования также заключалась в изучение социально-психологических и личностных проблем возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета.
Для достижения этой цели, в соответствии с задачами нашего исследования был осуществлен и теоретический анализ научной литературы, в которой мы рассмотрели содержание психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде, определили проблемы адаптации студентов-иностранцев и выявили составляющие образа инокультурной среды. Далее провели экспериментальное исследование, которое позволило определить сходство и различие психологических трудностей студентов-иностранцев на различных этапах обучения, а так же выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между психологическими трудностями адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме исследования, проведенные нами диагностические исследования и математическая обработка данных позволили доказать выдвигаемую гипотезу о том, что:
1. существуют различия в психологических трудностях адаптации
студентов-иностранцев 1-го и 3-го курса.
Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 1-го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в наличии страха отвержения и выраженного стремления к принятию, а так же личностные особенности восприятия самого себя.
Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 3-го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в убежденности в превосходстве своего народа, некоторой отгороженности от социокультурного пространства страны пребывания, усталости и отгороженности от активной социальной деятельности, мысли о
предстоящем будущем и нежелании самостоятельно решать возникшие проблемы.
2. существует взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Системообразующим компонентом взаимосвязи компонентов психологической адаптации студентов-иностранцев 1-го курса является интернальность при которой наши испытуемые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.
Системообразующим компонентом взаимосвязи студентов- иностранцев 3-го курса является самовосприятие и беспокойство о будущем.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, на основе собственных психологических исследований было выявлено, что проблема адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета существует; это и было предметом нашего исследования.
Для доказательства нашей гипотезы было проведено исследование социально-психологических и личностных проблем, -возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета, гипотеза исследования подтверждена.
Мы полагаем, что результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках организации социально-психологической адаптации студентов-иностранцев к условиям инокультурной среды российского университета, что предполагает её практическую значимость.



1. Агеев B.C. Кросс-культурная перспектива в развитии социальнопсихологического знания // Этническая психология. История и методы. Социализация и идентичность. Общение и конфликты. Под ред. Егоровой А.И. СПб.: Изд-во Речь, 2003.-С. 88-92.
2. Агеев B.C. К построению научной этнопсихологии // Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С.105-117.
3. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. - Ад 28 Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. - Вып. 4. - 320 с.
4. Александренков Э.Г. Этническое самосознание или этническая идентичность? // Этнографическое обозрение. -1996, N 3.. - С. 13-22.
5. Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. 1998. № 1. Часть 1.С. 13-17
6. Ахиезер А.С. Катастрофы в обществе и природа как нравственная проблема (на историческом опыте России)// Труды. М: Новый хронограф, 2006. С. 333-479.
7. Барабаш В. Э. / Connect-Universum-Junior-2015: Специальные мероприятия как инструмент коммуникации с иностранными студентами (на примере сибирских вузов) / Барабаш В. Э., Иванова А. С. - Томск - 2015.
8. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебное пособие. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
9. Берри Д.У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор и проблемы. Режим доступа: http://psy.rin.ru/cgi-
bin/article.pl?id=2102
10. Бороноев А.О., Василик М.А. (ред) Основы социологии и политологии. М.: Гардарики. 2005. — 400 c.
11. Витенберг Е.В. Социально - психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб.,1995.- 16 с.
12. Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит:
Монография / Предисловие Л.С. Перепелкина. - М.: МГУДТ, 2010. - 269 с.
13. Газета «Коммерсант» В России - 5% студентов - иностранцы. От 03.08.2016.
14. Голубев Н.П. Роль жестов в учебных ситуациях / Н.П. Голубев, Н.А. Персианова // Актуальные проблемы преподавания русского языка в странах Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока: материалы междунар. симпозиума (докл., тез. докл.). 23 окт. 1972 г. - Ташкент, 1972. - 228с
15. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/
16. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся / С.М. Гром бах. - Москва : Медицина, 1988. - 272 с.
17. Дедова О.М., Шерстникова С.В, Тумакаева Ф.А. Адаптационный процесс аккультурации иностранных студентов - англофонов медицинских вузов. // Достижения и проблемы современной медицины: сборник статей Международной научно - практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 62 - 65
18. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов. Социологические исследования. - 2007. - 77с.
19. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов. ученых к VI Всесоюзн. съезду Общества психологов СССР. Часть II. М., 1983. - С.335-337.
20.Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Н.Новгород, 2003
21. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. д-ра психол. наук / М.А. Иванова. - СПб., 2001. - 353 с.
22. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. - СПб., 1993.
23. Иванова М.А., Трусов В.П. Учет индивидуальных особенностей иностранных учащихся. М.: Университет им. Патриса Лумумбы, 1983.- 110с.
24. Иванова М.А., Шаглина Н.Д., Смелкова И.Ю. Академическая адаптация китайских студентов к высшей школе России // Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. СПб., 2005.
25. Известия. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/
26. Изотова Е.Ф.Психолого-педагогические факторы учебной успешности иностранных студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Л., 1985.
27. Ипполитова Н. А., Князева О.КХ, Савова М. Р.Русский язык и культура речи:курс лекций / под ред. Н.А. Ипполитовой. — М.: ТК Велби, Изд-воПроспект,2007. —344с.
28. Ким Я. Ю. Коммуникация и кросскультурная адаптация. Этнос и Политика. Хрестоматия. Изд-во УРАО, Москва, 2000.- 168с.
29. Кирильцева А.А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профтехучилищ и средних школ. Вопросы психологии, 1980, 4, с. 117-123.
30. Кормилицын А.П. Управление процессом адаптации иностранных
студентов в новых экономических условиях. Современные научнотехнические проблемы гражданской авиации: тезисы докладов
Международной научно-технической конференции. М.: МГТУ ГА; ГА - 1996.- 258 с.
31. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. Учебное пособие для вузов. Москва: ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.
32. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость этнического самосознания чеченских школьников // Мир психологии, 2001, №4 (28). С. 151-161.
33. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
34. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000.
35. Культура и текст: Введение в лакунологию : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Лингвистика и межкультурная коммуникация» / И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 138 с.
36. Ларина Л.Н. Обучение иностранных студентов [Электронный ресурс] // Томский политехнический университет - Электрон. дан., - Режим доступа:ШЬ: http://tpu.ru/education/int-edu-work/iie/
37. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. - № 2. - 2007. - С. 119-130.
38. Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения : Монография / О.А. Леонтович; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 2002. - 434 с.
39. Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовскому обучению как
этап личностного и профессионального развития: сб. науч. статей
СевКавГТУ . Сер. «Гуманитарные науки». - № 5. -2007.
40. Личность, культура, этнос: современная психологическая
антропология. Под ред. Велика A.A. Москва: Смысл, 2001. - 555 с.
41. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.
42. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете. Ярославский педагогический вестник. - 2013.
43. Образовательная стратегия 2020. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/FCPRO_2016-2020.pdf
44. Павленко В.Н. Этническая психология. — СПб.: Изд- во Санкт- Петербургского ун-та, 1994.- 442с.
45. Персианова Н.А. Особенности творческого решения педагогических задач при обучении русскому языку студентов-иностранцев. Дисс. . канд. педагог, наук. -Л., 1971. -267 с.
46. Платонов Ю. Психология национального характера. М., 2007.- 212с.
47. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: «Питер», 2003. -192с.
48. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию. Автореф. дисс.д.с.н. М., 2009.
49. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] / Т. В. Пономарева // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143.
50. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. СПб., 2007. С. 231-238.
51. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития. В сб.: Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: Издательство Томского университета. - 2011..Режим доступа: http:// www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/12/image/12-123.pdf
52. Романов С. А. Теоретические основы программы психологического сопровождения иностранных студентов вуза [Текст] / С. А. Романов // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, № 5. - Челябинск, 2014. - С. 114 -117.
53. Савченко И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010.
54. Садохин А. П. Введение в межкультурную коммуникацию : учебное пособие / А. П. Садохин. - 2-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2010. - 188с.
55. Садохин А.П. Межкультурнаякоммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.-288с.
56. Смирнов А. А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2009. - 115 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1564535/
57. Стефаненко Т. Г. Методы этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социал. психологии / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - 79 с.
58. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.- 256 с.
59. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебе- девой и А.Н. Татарко. - М.: РУДН, 2009. - 420 с.
60. Сущий С. Я. Очерки географии русской культуры / С. Я. Сущий, А. Г. Дружинин. - Ростов н/Д : Изд-во СКНЦВШ, 1994. - 575 с.
61. Тангалычева Р. К.Теории и кейсы межкультурной коммуникации в условиях глобализации [Текст] : монография / Р. К. Тангалычева. - Санкт- Петербург : Алетейя : Историческая кн., 2012. - 246 с.
62. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психо- логии: учебно-методическое пособие. М., 2011. С. 98-116.
63. Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: Материалы Третьей Международной научной конференции 2425 мая 2012 г. / Отв. ред. В. В. Гриценко. - Смоленск: Маджента, 2012. - Т. 1. Проблемы методологии этни- ческой и кросскультурной психологии. - 264 с
64. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. - Иркутск, 2006.
65. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этническая психология. М., 1984.-126 с.
66. Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 100 с.
67.Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде : методическое пособие / М. В. Черкезова. - Москва : Дрофа, 2007. - 319 с.
68. Чернова О. В.Этническая психология в вопросах и ответах: словарь- справочник [Текст] : учебное пособие / О. В. Чернова ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). - Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. - 127с.
69.Чернявская Т.П. Дидактическая адаптация иностранных студентов к советскому вузу: дис... канд. пед. наук : 13.00.01 / Татьяна Павловна Чернявская; Одесск. гос. пед. ин-т. - Одесса : [б.и.], 1991. -153с.
70. Шаповал Г.Н. Особенности адаптации иностранных студентов в ходе профессионально-языковой подготовки в медицинском вузе (на примере РостГМУ). [Электронный ресурс]. - Ростов н/Д. - URL: доступ к полному тексту с адреса http://hghltd.yandex.net/yandbtm
71. Ширяева И.В. Особенности адаптации иностранных студентов кучебно-воспитательному процессу в советском вузе. - Л., 1980.
72. Щуревич Г.А., Зинковский А. В., Пономарев Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе. СПб.: Питер, 2004. - 226с.
73. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический
сборник. М.: ЦСП, 2007. -256с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ