ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО АТТЕСТАЦИИ 6
1.1. ОГЭ как фундамент по подготовке к ЕГЭ по химии 6
1.2. Структура ЕГЭ по химии нового формата 15
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 33
2.1. Составление билетов нового формата 33
2.2. ЕГЭ для абитуриентов стран СНГ 41
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность темы исследования. Качественное образование по химии на сегодняшний день является одним из важных ресурсов, которые обеспечивают инновационное развитие нашей страны. Несмотря на имеющиеся сложности, с которыми встречаются современные учителя, Российское образование по предмету химия остается одним из лучших в мире. В настоящее время система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов. Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь. С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории всех субъектов Российской Федерации и является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. В большинстве случаев считается, что специальной подготовки к ЕГЭ не требуется, выпускникам достаточно сдать пробное тестирование и знать инструкции по правилам проведения. Однако, этого недостаточно, поскольку ЕГЭ принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов.
Несомненно, сдача ЕГЭ является одним из важнейших аспектов обучения в школе. Кроме того, нужно тщательно готовиться к ЕГЭ, по результатам которого школьник поступает в ВУЗы.
ЕГЭ по химии - это один из экзаменов в конце 11-го класса, который может сдаваться по выбору ученика. Результаты этого экзамена будут рассматриваться при зачислении в высшее учебное заведение.
ЕГЭ по химии является сложным процессом обучения. У любой науки, в том числе и химии свои законы, теории, свой накопленный опыт, который
усваивают многие поколения школьников. То есть наука - это главным образом сокровищница накопленных знаний, и обучение, в общем, и целом можно рассматривать как процесс переноса научных знаний из учебника в голову ученика. Но в то же время, накопленные знания - это продукт духовной деятельности, органично включающий в себя нечто живое человеческое и, следовательно, не могут быть отделимы от человека. Поэтому перенос научных знаний из учебника или головы учителя в головы учеников нельзя осуществлять механически, игнорируя познавательную активность учащегося. На современном этапе к основной задаче обучения следует отнести действительное, истинное освоение учебного материала, что возможно лишь при творческом его восприятии, а не зубрежке, вызывающей отвращение к учебе.
Чтобы решить эту проблему, необходимо использовать современные методики обучения, развивающие обучение и научить школьников «учить творчески».
Сегодня учитель вправе самостоятельно выбирать содержание, организационные формы и методы обучения. В его распоряжении альтернативные концепции химического образования, вариативные программы и учебники, в основе которых, прежде всего, лежит химический эксперимент, без которого невозможно успешное изучение химии.
Проблема исследования: вытекает из противоречия между
необходимостью истинного освоения учебного материала и механическим выбором ответов заданий ЕГЭ по шаблону.
Таким образом, цель настоящей работы состоит в рассмотрении особенностей организации подготовки старшеклассников к ЕГЭ по химии. Для достижения поставленной цели, выдвинуты следующие задачи: -проанализировать научной и научно-методической литературы по проблеме подготовки учащихся к ГИА по химии;
-рассмотреть теоретические основы организации подготовки старшеклассников к ГИА и ЕГЭ по химии;
-проанализировать методические аспекты организации подготовки старшеклассников к ГИА и ЕГЭ по химии;
-определить методические средства подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования:
1. изучение и анализ научно-методической и педагогической
литературы по теме исследования;
2. изучение научно-популярной литературы;
3. изучение и обобщение педагогического опыта;
4. теоретическое исследование проблемы.
Объектом исследования являются - процесс подготовки к единому государственному экзамену
Предмет исследования - организация подготовки 9-11 классов к ЕГЭ по химии.
Г ипотезой выпускной квалификационной работы является
предположение о том, что успешная сдача итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ во многом зависит от уровня подготовленности к ОГЭ и осознанного отношения учащихся к подготовке по выбранному предмету.
Характер собранного материала определил структуру данной работы, которая состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, заключения и приложений. В первой главе дается краткая характеристика ОГЭ и ЕГЭ. Вторая глава посвящена практическим особенностям подготовки к ЕГЭ.
Подводя итоги, можно сказать, что повышение эффективности подготовки к ЕГЭ - важная задача в организации работы учителя. Важно учитывать, что единый государственный экзамен является итогом всего школьного курса химии, поэтому подготовка к нему - это задача не последних месяцев обучения в школе, не последнего года или даже двух. Такая подготовка должна вестись системно, на протяжении всего процесса обучения химии в школе.
Новые задачи, стоящие перед страной требуют обновления и совершенствования образования по химии, обеспечения качественного образования по предмету для всех и предоставления возможностей развития химических способностей мотивированным и одаренным детям.
На решение этих задач направлены и работы по разработке нового стандарта, создания экзаменационных материалов ЕГЭ и ОГЭ, — они задают ориентиры, а разрабатываемые новые учебники и учебные пособия, методические материалы, средства информатизации образовательного процесса дают учителю возможность использовать весь арсенал современных средств в учебном процессе.
В ходе работы была достигнута поставленная цель и были выполнены поставленные задачи. Полностью была доказана выдвинутая гипотеза. Успешная сдача итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ во многом зависит от уровня подготовленности к ОГЭ и осознанного отношения учащихся к подготовке по выбранному предмету.
Итак, подготовка учащихся к ЕГЭ - ответственный и трудоёмкий процесс, как для учителя, так для ученика и его родителей, начинается этот процесс именно с подготовки к ОГЭ. Волнения, сомнения, опасения наблюдаются у всех. Ученикам кажется, что объем материала для ЕГЭ не посильный, учитель вынужден неоднократно объяснять один и тот же материал во внеурочное время, родители в поисках репетитора.
Снять нервозность при подготовке и достичь хороших результатов на ГИА помогает системный подход, который включает:
-четкое планирование содержания и вида деятельности всех участников, на основе которого составляются технологические карты учителя и ученика, учитель выступает в роли модератора;
-использование активных методов обучения, позволяющих реализовать принципы сознательности, активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.
Школьное образование по химии должно быть направлено в первую очередь на развитие умственных способностей школьников. Химия призвана учить школьников умению приводить примеры, индукции и дедукции, обобщению и конкретизации и т.д. - всему тому, без чего невозможен научно-технический прогресс и без чего невозможно продолжение образования и получение современных профессий. При решении этих важнейших дидактических проблем осуществляется подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Подготовка учащихся к ЕГЭ - это один из новых инструментов формирования не только химической культуры, но и обеспечения конкурентоспособности ученика.
1. Аблесимов Н.Е. Синопсис химии: Справочно-учебное пособие по общей химии - Хабаровск, 2015. - 84 с.
2. Аблесимов Н.Е. Сколько химий на свете? - М., 2014. - 152 с.
3. Антонова Р.С. План мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов. - М., 2016. - 83 с.
4. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. - Москва, 2014. - 743 с.
5. Бейдер Р. Атомы в молекулах. Квантовая теория. М., 2015. - 532 с.
6. Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия 9 класс. - М., 2017. - 245 с.
7. Бор О., Моттельсон Б. Структура атомного ядра. - В 2-х т. - М.,2010. - 220 с.
8. Булашева Н.В. Роль методической службы в управлении качеством образования при подготовке учащихся к ЕГЭ. - М., 2010. - 87 с.
9. Вебер Н.П. Комплексный подход к организации управленческой деятельности при подготовке к ЕГЭ.- М., 2016. - 244 с.
10. Габриелян О.С. Решебник .Химия. 9 класс. - М., 2016. - 145 с.
11. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. - М., 2016. - 54 с.
12. Г алеева Н.Л. Внутришкольный контроль качества процесса подготовки обучающихся к сдаче экзаменов. - М., 2013. - 156 с.
13. Гильманшина С.И. Методика решения заданий Единого государственного экзамена по общей и неорганической химии / С.И. Гильманшина, А.И. Курамшин, Ф.Д. Халикова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 188 с. (Гриф УМО МОиН РФ)
14. Гильманшина С.И., Курамшин А.И., Халикова Ф.Д. Методика решения заданий единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учеб.пособие - Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2016. - 188 с.
15. Гузей Л.С., В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия. 9 класс.- М., 2012. - 264 с.
16. Добротин Д.Ю. ГИА 2011. Химия.9 класс. М., 2010. - 160 с.
17. Доронькин В.Н., Бережная А.Г. Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. - Р н/Д,2011. - 368 с.
18. Дынник Л.Г., Балашова Ю.Д. Комплексно-целевая программа подготовки школы к ЕГЭ. - М., 2016. - 234 с.
19. Егорова К.Е., Андреева М.П., Павлова М.С.,. Лазарева П.В, Нахова Н.А.. - Якутск, 2014. - 136 с.
20. Жамбулова М.Ш. Развитие неорганической химии (Историкометодологический аспект. - Алма-Ата, 2010.- 187 с.
21. Ковалева М.А. Школьный регламент подготовки к итоговой аттестации выпускников 11-х классов в формате ЕГЭ.- М.,2015. - 111 с.
22. Контрольные измерительные материалы ГИА-2017.-М., 2017. - 256 с.
23. Корощенко А.С. Химия. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. - М., 2016. - 231 с.
24. Кузнецова Н.Е. Химия 8 класс. - М., 2013. - 344 с.
25. Лапустинский А. Ф. Очерки по истории неорганической и физической химии в России. - М.,2014. - 456 с.
26. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л., Цветков А.А. Основы номенклатуры неорганических веществ. - М: Химия, 2013. - 112 с.
27. Меттус Е.В., Турта О.С. Работа по информированию учащихся и их родителей при подготовке к ЕГЭ. Анкеты для выпускающих учителей. - М.,2016. - 234 с.
28. Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. Химия 9 класс. - М., 2013. - 178 с.
29. Михайлова Е.В. Организация подготовки к ЕГЭ.- М., 2011. - 321 с.
30. Моденова О.А. Планы методического сопровождения ЕГЭ в школе.-М., 2016. - 434 с.
31. Мур Джон. Химия для чайников. - М., 2011. - 320 с.
32. Нахова Н.А. Химия. Часть 1. 2 изд., доп. учебное пособие. -Якутск, 2010. - 112 с.
33. Нахова Н.А. Химия. Часть 2. Учебное пособие. - Якутск,, 2011. - 133 с.
34. Неорганическое материаловедение.- Киев.,2010. - 720 с.
35. Популярная библиотека химических элементов. - М., 2012. - 575 с.
36. Профобразование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru/pk
37. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактические материалы по химиии для 8-9 класса. - М., 2015.- 234 с.
38. Реми Г. Курс неорганической химии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://booksonchemistry.com
39. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия 9 класс. - М., 2014. - 234 с.
40. Халикова Ф.Д. ЕГЭ по химии ждут перемены. Магариф. - 2016. - №9. С.29-31.
41. Халикова Ф.Д., Худойбердиева Ф.Р. Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по предмету химия/ Инновации в преподавании: сб. научных и научнометодических трудов VI Международной науч.-практ. конф. В рамках Евразийского сотрудничества (г. Казань, 24-25 марта 2016 года)/ под ред. С.И. Гильманшиной. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. - С.90-91.
42. Халикова Ф.Д.Успешные одаренные школьники. Инновации в
преподавании: сборник научных и научно-методических трудов VI
Международной науч.-практ. конф. в рамках Евразийского сотрудничества, г.Казань, 24-25 марта 2016 года /под ред. С.И.Гильманшиной.-Казань: Казан. ун-та, 2016. С.- 87-89.
43. Шрайвер Э. Неорганическая химия. - М.: Мир, 2004. - 679 с.
Выпускная квалификационная работа выполнена мною самостоятельно. Использованные в работе