Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ КАК ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Работа №68894

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВРЕМЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 7
1.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
1.3. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ 35
2.1. ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ 35
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО
МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ 45
2.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО
ВНЕДРЕНИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74


Актуальность исследования. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников школ и к тому же формой вступительных испытаний при поступлении в вузы. КИМы - контрольно-измерительные материалы или иначе
стандартизированный комплекс заданий ЕГЭ. В настоящее время учащимся предлагается два уровня сдачи ЕГЭ по математике: базовый и профильный. В данной работе будем рассматривать подготовку учащихся к ЕГЭ по математике на базовом уровне. Известно, что комплекс КИМов по математике базового уровня состоит из двадцати заданий с кратким ответом, которым является целое число, или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Ответ нужно либо посчитать, либо выбрать один из предлагаемых вариантов. Данный экзамен называется базовым, так как он направлен на проверку базовых умений и навыков решения математических задач, связанных с практическими ситуациями из повседневности.
В работе рассматривается проблема подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня с применением групповых форм работы. Этой темой занимались многие педагоги-методисты Гикал Л.В., Иванова М.Н., Рогожникова М.Г., Есина Е.В., Гросс С.А и др.
Анализ работ этих и других авторов позволил нам выявить основные требования к организации групповой формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, методы и приемы организации подготовки старшеклассников к итоговому тестированию по математике. Однако мы не встретили практически ни одной работы, которая была бы посвящена непосредственно вопросу подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня с применением групповых форм работы.
Таким образом, проблема исследования состоит в изучении возможностей применения групповых форм обучения в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.
По окончанию школы учащимся необходимо сдать как минимум базовый уровень ЕГЭ по математике, поэтому перед учителями стоит задача - подготовить каждого ученика для сдачи ЕГЭ по математике базового уровня. Групповые формы работы при подготовке учащихся к экзамену помогут включить в процесс работы каждого учащегося в классе. Данное исследование поможет учителям математики (а также учителям других предметов) изучить и применить различные способы групповой подготовки учащихся к ЕГЭ, благодаря чему многие учащиеся покажут более высокие результаты по итогам экзамена.
Цель данной работы состоит в разработке методики использования групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Объект исследования - система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Предмет исследования - групповые формы подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Для осуществления поставленной выше цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить различные литературные источники и методики, которые посвящены подготовке учащихся к ЕГЭ по математике.
2. Изучить литературные источники, в которых имеется информация о групповых формах обучения учащихся.
3. Структурировать полученную информацию, выявить наиболее эффективные методы и формы подготовки учащихся к ЕГЭ базового уровня.
4. Разработать методику применения групповой формы подготовки учащихся к ЕГЭ по математике, а также апробировать ее в ходе практического применения.
Гипотеза: если при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня использовать формы групповой работы, то это позволит включить в работу каждого учащегося, повысить качество подготовки учащихся к итоговому тестированию и, как следствие, повысить процент верного решения заданий из КИМов ЕГЭ по математике.
При выполнении данной работы применялись следующие методы:
1) теоретические: изучение и анализ различных литературных источников, которые посвящены подготовке учащихся к ЕГЭ по математике;
2) эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент;
3) статистические: статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Методологической основой работы послужили статьи и исследования
З.В. Петренко, Г.С. Садыковой, А.В. Туртугешева, Г.А. Сикорской, И.М. Емельяненко, А.Н. Колпакова.
Организационная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Ишима Тюменской области, учащиеся 10-го класса в составе 34 человек.
Новизна исследования: теоретически обоснована и проверена
возможность использования групповых форм обучения при подготовке к ЕГЭ по математике базового уровня.
Практическая значимость исследования: в работе предложены формы групповой работы учащихся при проведении занятий по подготовке к ЕГЭ по математике, а также описана методика их включения в урочную и внеурочную деятельность старшеклассников. Предложенные занятия с включением групповых форм работы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Автором получен Акт о внедрении авторской методики использования групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня из Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ишима Тюменской области.
Кроме того, была осуществлена косвенная апробация основных результатов работы через участие автора в международной научно-практической
6 конференции «Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом» (г. Ишим, 2020) [Бауер, 2020]


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выявление особенностей использования групповых форм обучения, а также специфики подготовки учащихся к ЕГЭ по математике, позволило нам обосновать необходимость использования групповых форм работы при подготовке школьников к итоговому тестированию.
В ходе работы были рассмотрены различные формы и методы, используемые учителями для подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. На основе анализа соответствующей литературы были выявлены особенности использования групповых форм работы с учащимися. Кроме того, мы рассмотрели особенности подготовки учащихся к ЕГЭ, а также трудности, с которыми сталкивается учитель при подготовке школьников к итоговым экзаменам. Исходя из полученной информации, были разработаны методические рекомендации по использованию групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Разработанные нами занятия на основе групповой работы учащихся для подготовки к ЕГЭ были апробированы во время педагогической практики, которая проходила с 11 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ишима Тюменской области, и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили справедливость нашего гипотетического предположения о том, что если при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня использовать формы групповой работы, то это позволит включить в работу каждого учащегося, повысить качество подготовки учащихся к итоговому тестированию и, как следствие, повысить процент верного решения заданий из КИМов ЕГЭ по математике.
Таким образом, использование групповых форм обучения при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по математике базового уровня позволяет повысить уровень выполняемости заданий из КИМов ЕГЭ. Можно заключить, что цель работы была нами достигнута, поставленные задачи решены полностью, а выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Дальнейшее исследование можно проводить в направлении усиления приемов и способов вариации групповой работы на уроках математики в старших классах.
Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна и интересна учителям, занимающимся подготовкой старшеклассников к ЕГЭ по математике (как базовый, так и профильный уровни).



1. Александрова Л.А. Основные виды учебной деятельности на уроке. Методы организации учебной деятельности на уроке // alluz.ru [сайт]. URL: https://alluz.ru/novye-voprosy/the-main-types-of-learning-activities-in-the-lesson- methods-of-organizing-learning-activities-in-the-classroom.html (дата обращения: 30.01.2020).
2. Алексеева С.А. Оценивание работы учащихся в парах и группах //
Государственное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка [сайт]. URL: http://gou160.narod.ru/otchenkagroupp.htm (дата обращения:
28.01.2020).
3. Антоненко Н.В. «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании естественно-научных дисциплин // Открытый урок [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/550338/ (дата обращения: 30.01.2020).
4. Бауер Ю.Л. Групповые формы подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня / Ю.Л. Бауер, Т.С. Мамонтова // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом ("Problems and prospects of technological education in Russia and abroad"): сборник материалов Международной научно-практической конференции (9-10 апреля 2020 г.) / отв. ред. Л.В. Козуб. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2020. С. 441-447.
5. Гикал Л.В. Групповая работа как эффективная форма организации урока // Открытый урок [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/530702/ (дата обращения: 30.01.2020).
6. Гросс С.А. Групповые формы работы в рамках дифференцированного подхода обучения математике // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. 2016. №10(47).
7. Групповая работа // mypresentation.ru [сайт]. URL: https://mypresentation.ru/presentation/50462_gruppovaya_rabota (дата обращения: 28.01.2020).
8. ЕГЭ по математике 2019 // Экзамен.ги [сайт]. URL:
https://www.examen.ru/add/ege/ege-po-matematike (дата обращения: 11.05.2019).
9. Емельяненко И.М. Формы и методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике, обеспечивающие высокую стабильность и качество образования // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/formi-i-metodi-podgotovki-k-ege-i-oge- po-matematike-obespechivayuschie-visokuyu-stabilnost-i-kachestvo-obrazovaniya- 1532126.html (дата обращения: 12.05.2019).
10. Есина Е.В. Педагогика сотрудничества // ВикиЧтение [сайт]. URL: https://psy.wikireading.ru/5776 (дата обращения: 30.01.2020).
11. Зайцева И.И. Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения // Открытый урок [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/623454/ (дата обращения: 24.01.2020).
12. Захарова Н.Н. В помощь учителю по формированию у школьников
УУД в условиях перехода на ФГОС // Инфоурок [сайт]. URL: https: //infourok.ru/v_pomosch_uchitelyu istorii_po_formirovaniyu_u_shkoln
ikov uud v usloviyah perehoda na fgos - 108804.html (дата обращения: 15.05.2019).
13. Захарова С.В. Технологии групповой деятельности // nsportal.ru
[сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2019/01/05/gruppovye-
tehnologii (дата обращения: 30.01.2020).
14. Иванова М.Н. Технология групповой формы обучения математике // Открытый урок [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/640323/ (дата обращения: 30.01.2020).
15. История Единого государственного экзамена в России, история ЕГЭ // ГлавСправ [сайт]. URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history (дата обращения: 14.05.2019).
16. Казакова Е.И. Коллективные способы обучения // Школа на ладони [сайт]. URL: http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/collectiveleaming/ (дата обращения: 30.01.2020).
17. Климишина Е.Г. Технология группового обучения на уроках математики // docplayer [сайт]. URL: https://docplayer.ru/33931013-Tehnologiya- gruppovogo-obucheniya-na-urokah-matematiki.html (дата обращения: 30.01.2020).
18. Колосова Н.А. Групповая работа на уроке // Инфоурок [сайт].
URL: https: //infourok.ru/prezentaciya-na-temu-gruppovaya-rabota-na-uroke-
528653.html (дата обращения: 29.01.2020).
19. Колпаков А.Н. Карточки-памятки на уроках с репетитором по математике // ankolpakov.ru [сайт]. URL: https://ankolpakov.ru/kartochki-pamyatki- na-urokax-s-repetitorom-po-matematike (дата обращения: 12.05.2019).
20. О подготовке старшеклассников к ЕГЭ по математике на основе личностно ориентированного образования / Г.А. Сикорская, Н.А. Гамова, Н.В. Кулиш // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 3. С. 58-65.
21. Параскан А.Г. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС //
Мультиурок [сайт]. URL: https://multiurok.ru/blog/gotovimsia-k-uroku-v-
usloviiakh-novykh-fgos.html (дата обращения: 29.01.2020).
22. Педагогика сотрудничества // PedagogikaFine [сайт]. URL: http://www.pedagogikafine.ru/pedagogs-958-2.html (дата обращения: 29.01.2020).
23. Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. Москва: Просвещение, 1977. 160 с.
24. Петренко З.В. Формы и методы подготовки к итоговой аттестации в
форме ЕГЭ // kopilkaurokov.ru [сайт]. URL:
https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/formy_i_mietody_podghotovki_k_itoghov oi_attiestatsii_v_formie_iege (дата обращения: 12.05.2019).
25. «Решу ЕГЭ»: математика базовый URL: https://mathb-
ege.sdamgia.ru/manual (дата обращения: 22.01.2020).
26. Рогожникова Н.Г. Мастер-класс «Методика проведения групповых форм работы на уроках» // metod-kopilka.ru [сайт]. URL: https://www.metod- kopilka.ru/master-klass_metodika_provedeniya_gruppovyh_form_raboty_na_urokah- 57783.htm (дата обращения: 30.01.2020).
27. Рубцова Л.Г. Организация групповой работы учащихся //
skolaharangino.ucoz.ru [сайт]. URL:
http://skolaharangino.ucoz.ru/Metodic_books/organizacija-gruppovoj-raboty- uchashhikhsja.doc (дата обращения: 24.01.2020).
28. Садыкова Г.З. Эффективные формы и методы обучения по подготовке к ЕГЭ по математике // nsportal.ru [сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/02/19/effektivnye-formy-i-metody- obucheniya-po-podgotovke-k-ege-po (дата обращения: 12.05.2019).
29. Сидоров С.В. Особенности групповой формы обучения на уроке // Сайт педагога-исследователя [сайт]. URL: https://si-sv.Com/publ/1/14-1-0-257 (дата обращения: 30.01.2020).
30. Сорокатая Е.А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов // Молодой ученый. 2015. №6. С. 686-689.
31. Татаурина О.Н. Групповая работа на уроках обучения грамоте //
Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/gruppovaya-rabota-na-urokah-
obucheniya-gramote-bkvr-2336435.html (дата обращения: 28.01.2020).
32. Тимофеева В.В. Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике //
Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/problemi-podgotovki-k-ege-po-
matematike-1063687.html (дата обращения: 10.05.2019).
33. Тупицына Н.М. Технология организации групповой работы // Открытый урок [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/579384/ (дата обращения: 28.01.2020).
34. Туртугешев А.В. К вопросу об особенностях подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике / / Аллея науки. 2017. №15. т.2. С. 31-33.
35. Фомина О.В. Методическая разработка на тему «Групповая форма работы на уроках математики» // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-gruppovaya-forma-raboti-na- urokah-matematiki-393694.html (дата обращения: 10.05.2019).
36. Черныш Н.П. Мастер-класс «Групповая работа на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности» // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/master- klass_gruppovaya_rabota_na_urokah_v_nachalnoy_shkole_i_vo_vneurochnoy_deyat elnosti-136625.htm (дата обращения: 30.01.2020).
37. Чураева В.И. Групповая работа как средство реализации системно¬деятельностного подхода // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/gruppovaya- rabota-kak-sredstvo-realizacii-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-iz-opita-raboti- 1452349.html (дата обращения: 28.01.2020).
38. Шорохова Е.Н. Работа в парах как одна из форм группового метода
обучения в процессе формирования коммуникативных учебных действий // Мультиурок [сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-raboty-v-
parakh.html (дата обращения: 30.01.2020).
39. Щуркова Н. Е. Программа воспитания. Москва: Педагогический поиск, 2009. 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ