Введение 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 11
1.1. Юридическое лицо как субъект административной ответственности:
понятие, специфические особенности 11
1.2. Понятие и классификация административных правонарушений
в области защиты прав потребителей 24
1.3. Анализ юридических составов административных правонарушений
в области защиты прав потребителей 37
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 47
2.1. Виды административных наказаний, применяемых к юридическим
лицам за нарушение законодательства о защите прав потребителей 47
2.2. Общие правила назначения административных наказаний в отношении
юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей 57
2.3. Органы, полномочные рассматривать дела об административных
правонарушениях в области защиты прав потребителей 65
Заключение 79
Актуальность темы исследования. Глобальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни России начала 1990-х гг. привели к созданию рыночной экономики. На законодательном уровне было провозглашено и реализовано на практике многообразие и равноправие различных форм собственности. Следствием этого явилось появление новых хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), ранее не известных отечественному законодательству. Деятельность данных субъектов с учётом закрепленного в Конституции РФ принципа приоритета прав личности по отношению к остальным социальным ценностям была ориентирована на насыщение потребительского рынка и защиту прав граждан как основных потребителей товаров, работ, услуг. Следует признать, однако, что и административное законодательство, и юридическая наука оказались не вполне готовы к решению этой задачи.
Стало ясно, что существовавших ранее мер гражданско-правового воздействия на недобросовестных предпринимателей явно недостаточно, а административно-правовой механизм реализации мер административного принуждения в области защиты прав потребителей до сих пор полностью не отработан.
В связи с этим остро встали вопросы теоретического обоснования и правового регулирования административной ответственности юридических лиц на потребительском рынке как важного средства воздействия государства на экономические процессы для решения задач сбалансированного сочетания публичных и частных интересов. Бесспорно, важнейшее значение для правового урегулирования названной проблемы имело принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который установил на законодательном
уровне административную ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений.
Дальнейшая практика подтвердила обоснованность данного правового института. Вместе с тем, даже, несмотря на закрепление в КоАП РФ идеи комплексной кодификации, отдельные авторы продолжают выступать с позиции непризнания юридических лиц как возможных субъектов административной ответственности.
Анализ динамики административного законодательства свидетельствует о том, что количество составов административных правонарушений, за совершение которых предусматривается административная ответственность юридических лиц, постоянно увеличивается. Причем рост идет во всех сферах административно - правового регулирования. Так, если в 2002 г. из четырехсот пяти статей Особенной части КоАП РФ число статей, предусматривающих ответственность юридических лиц, составляло 215, то в 2007 г. таких статей было уже 265, а в 2011 г. - 315 (в процентах соответственно 53%, 59%, 62%).
Не составляет исключение и сфера защиты прав потребителей. Понятно, что обеспечение защиты прав потребителей зависит в первую очередь от эффективного развития экономики, увеличения объёмов производства и повышения качества необходимых товаров и услуг.
Состояние научной разработанности проблемы.
Несмотря на то, что наиболее активно институт административной ответственности юридического лица начал исследоваться после вступления в силу КоАП РФ, нельзя не отметить, что теоретические основы этого направления были заложены задолго до принятия КоАП РФ такими учёными, как Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, Г.А. Кузьмичёва, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, Н.И. Побежимова, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, А.П. Шергин, О.М. Якуба и другие.
В то же время в науке административного права как до принятия КоАП РФ, так и после этого появились ряд исследований, непосредственно посвященных отдельным сторонам административной ответственности юридических лиц. Среди авторов этих исследований прежде всего следует назвать А.Б. Агапова, Ю.Б. Аникеенко, А.Г. Березницкого, А.С. Дугенца, С.М. Зырянова, Л.А. Калинину, М.А. Катыс, Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Максимова, Н.А. Морозову, А.В. Минашкина, Е.В. Овчарову, О.В. Панкову, М.П. Петрова, К.А. Потапова, Ю.В. Шилова.
Тема настоящего исследования имеет в известной степени межотраслевой характер, поэтому при его подготовке были использованы такие работы учёных в области теории государства и права, гражданского права, уголовного права и процесса: С.С. Алексеева, М.И. Брагинского,
С.Н. Братуся, А.В. Венедиктова, Б.М. Лазарева, О.С. Иоффе, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшина и других.
Работы авторов по административному праву свидетельствуют о том, что наука активно включилась в исследование актуальной проблемы административной ответственности юридических лиц и добилась в этом направлении значительных достижений. Вместе с тем, в данной сфере научных исследований отсутствует единое понимание по ряду важных теоретических вопросов.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, связанные с установлением и реализацией административной ответственности юридических лиц за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей. Предмет исследования - материальные и процессуальные нормы административного права, регламентирующие привлечение юридических лиц к административной ответственности за совершение деликтов в сфере защиты прав потребителей, а также практика применения этих норм.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является правовой анализ теоретических проблем и правоприменительной практики привлечения к административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей, а также выработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере. Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
- определить понятие юридического лица как субъекта
административной ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей; отразить его специфические особенности и дискуссионные вопросы теории, в частности о вине юридического лица как субъекта административного правонарушения;
- проанализировать круг составов административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей, дать их классификацию и проанализировать конкретные составы;
- рассмотреть систему и общие правила назначения административных наказаний юридическим лицам за нарушение прав потребителей, а также порядок производства по делам о таких правонарушениях;
- выявить спорые вопросы реализации норм КоАП РФ относительно установления и применения мер административной ответственности юридических лиц в сфере защиты прав потребителя;
- вычленить приоритетные направления совершенствования законодательства об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере защиты прав потребителей.
Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационного исследования является общенаучный диалектический метод познания, сравнительно-правовой, специально-юридический, историко-правовой и другие методы.
Нормативная и эмпирическая база исследования. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, действующее законодательство России и относящиеся к теме подзаконные нормативные акты. Эмпирическая база исследования основана на обобщении данных и конкретных примерах правоприменительной практики административных и судебных органов о привлечении юридических лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Юридическое лицо является особым субъектом административной ответственности, когда речь идет о нарушениях в сфере защиты прав потребителей. Эта специфика, обусловленная самим характером возникающих в этой сфере общественных отношений и состоит в том, что юридическое лицо как субъект административной ответственности может выступать в указанных отношениях только в качестве продавца, изготовителя, исполнителя, импортера при продаже товаров, а также при выполнении работ и оказании услуг, а другая сторона - физическое лицо выступает в данном правоотношении в качестве потребителя, приобретающего товар, работы или услуги в целях личного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.
2. При определении вины юридического лица за совершение административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей предложено применять комплексный подход к пониманию его вины, включая как объективный, так и субъективный критерии, что позволит исключить возможность возложения на юридических лиц ответственности без вины.
3. Предложено авторское определение понятия административного правонарушения в сфере защиты прав потребителей как противоправного виновного деяния (действия или бездействия), юридического лица или индивидуального предпринимателя, нарушающее установленные требования по продаже гражданину товаров, а также по выполнению в его интересах работ и оказанию ему услуг, предназначенных исключительно для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением потребителем предпринимательской деятельности, за которое КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность.
4. Вывод о том, что характерным признаком для большинства правонарушений в сфере защиты прав потребителя является наличие договорных отношений между юридическим лицом и потребителем при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг (при условии, что приобретаемые товары, работы и услуги не связаны с осуществлением потребителем предпринимательской деятельности).
5. На основе анализа практики применения административных наказаний, в отношении юридических лиц сделан вывод о необоснованном исключении в 2011 г. из числа наказаний, которые возможно было применять к юридическим лицам за нарушения в области защиты прав потребителей, такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности.
6. При рассмотрении соотношения административного приостановления деятельности с такой мерой административного воздействия как приостановление (аннулирование) действия лицензии сделан вывод, что последнее не является административным наказанием/
Апробация результатов исследования. По теме исследования автором были опубликованы две статьи в сборниках научных конференций.
Структура диссертации обусловлена содержанием и целями диссертационного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка
использованных нормативных актов и научной литературы
В результате выполненного исследования можно сделать следующие обобщения:
1. Несмотря на значительный массив различной нормативно-правовой и научно - практической литературы по вопросу защиты прав потребителей в целом необходимо констатировать, что в настоящее время отсутствует научно обоснованная концепция административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Изменения, вносимые в законодательные и нормативные акты по данному вопросу, не носят системного характера. Нормы об административной ответственности не систематизированы, не сгруппированы, разбросаны по различным главам Особенной части КоАП РФ, что затрудняет их изучение и практическое применение.
Научно-практическая концепция административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, которая должна включать, прежде всего, обоснование, с одной стороны, самостоятельного и объективного существования административно - правовых отношений в сфере защиты прав потребителей, а, с другой стороны, отношений в сфере потребительского рынка и необходимость выделения в КоАП РФ указанных правонарушений в отдельную группу.
2. Исследование административной ответственности юридических лиц, в том числе и в сфере защиты прав потребителей, остается актуальной задачей. Предшествующий опыт подтвердил справедливость и обоснованность включения в КоАП РФ данного субъекта ответственности. В то же время при анализе данного правового института имеет место ряд проблем, среди которых, в первую очередь, следует выделить вопрос о вине юридических лиц. Это связано с тем, что по отношению к вине юридических лиц не может быть использован такой критерий, как психическое отношение к совершенному правонарушению. Используемые в юридической науке субъективной и объективной подходы не дают окончательного ответа на вопрос о понятии вины юридического лица. Анализ научной литературы и практики применения законодательства позволяют сделать вывод о том, что вина юридического лица как элемент субъективной стороны административного правонарушения представляет собой комплексное правовое явление, включающее как объективный, так и субъективный критерии.
3. Анализ перечисленных в КоАП РФ субъектов административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей свидетельствует, что из числа субъектов административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей следует исключить упоминание о гражданах, поскольку физические лица за совершение правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежат ответственности либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо как должностного лица.
4. Административные наказания за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей и процессуальный порядок их применения в административном праве рассматриваются как единая система, которая представляет собой установленный законом исчерпывающий перечень применяемых к юридическим лицам видов административных наказаний, расположенных по степени их сравнительной тяжести, имеющих своей целью наказание виновных, в совершении административных правонарушений и предупреждение новых правонарушений.
Кодексом об административных правонарушениях ответственность за следующие виды административных правонарушений в сфере торговли предполагается в основном в виде штрафов.
Уголовная ответственность заключается в применении запада уголовного наказания в отношении физических лиц, виновных в совершении преступления.
Такая ответственность предусматривается нормами Уголовного кодекса РФ, в частности, за:
- обман покупателей и заказчиков;
- фальсификацию средств измерения;
- выпуск или реализацию недоброкачественной продукции и др.
Уголовная ответственность в этих случаях предусматривает штрафные санкции, общественные работы, ограничение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от вида совершенного преступления.
5. На основании исследования видов административных наказаний в рассматриваемой сфере и оснований их применения следует вывод, что вышеуказанных наказаний, применяемых к юридическим лицам за нарушение законодательства о защите прав потребителей, недостаточно. С учётом тяжести возможных последствий правонарушений и повышения роли и значения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, автор считает целесообразным восстановить административное приостановление деятельности в новой редакции ч.2 ст.14.4. КоАП РФ, а также ввести данную меру наказания в ч.1 ст. 14.16. КоАП РФ.
6. Действующая конструкция составов административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей нуждается в совершенствовании. Анализ данных правонарушений, свидетельствует, что практически все они являются формальными (за исключением ч.3 ст.14.4.2.), в силу чего административная ответственность за их совершение наступает независимо от последствий нарушений. Это не позволяет в должной мере индивидуализировать и дифференцировать наказания за совершенное правонарушение.
7. В дальнейшем изучении нуждаются вопросы освобождения юридических лиц от административной ответственности. Наряду с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение законодатель выделяет и такое основание, как малозначительность. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что данное основание освобождения от административной ответственности может быть применено как к материальным, так и к формальным составам административных правонарушений.