Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная ответственность за нарушение прав потребителей

Работа №16751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Административное правонарушение как основание административной ответственности 7
1.1. Административное правонарушение: понятие, особенности (признаки), состав 7
1.2. Понятие и особенности административной ответственности 19
Глава II. Административно-правовое регулирование защиты прав потребителей 33
2.1 Становление законодательства о защите прав потребителей 33
2.2. Административная ответственность за нарушения
законодательства о защите прав потребителей 41
2.3. Анализ судебной практики о привлечении к административной
ответственности за нарушение прав потребителей 50
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 65


Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что глобальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни России начала 90-х годов привели к созданию рыночной экономики. На законодательном уровне было провозглашено и реализовано на практике многообразие и равноправие различных форм собственности. Следствием этого явилось появление новых хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), ранее не известных отечественному законодательству. Деятельность данных субъектов с учётом закрепленного в Конституции РФ принципа приоритета прав личности по отношению к остальным социальным ценностям была ориентирована на насыщение потребительского рынка и защиту прав граждан как основных потребителей товаров, работ, услуг.
Изучение действующих правовых норм в рассматриваемой сфере, анализ практики их применения позволяет показать межотраслевое значение института административной ответственности в области защиты прав потребителей, т.к. именно административным правом регулируются вопросы, связанные с надзором, осуществляемым органами исполнительной власти за конкретными видами предпринимательской деятельности, с применением мер административной ответственности в целях защиты прав потребителей.
Для обеспечения прав потребителей необходимо создание таких организационно-правовых форм их защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных; рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др. Диапазон средств охраны прав потребителей достаточно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, нормативное закрепление способов защиты его прав и законных интересов.
Однако, в правовом регулировании административной ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей существует целый ряд недостатков - это, прежде всего, большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; множественность органов исполнительной власти, осуществляющих юрисдикционные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим очевидна необходимость обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, раскрытие сущности административной ответственности за правонарушения в сфере защиты прав потребителей, определение понятия данного вида правонарушений, выделение критериев разграничения полномочий между различными органами исполнительной власти по контролю за соблюдением прав потребителей и применению мер административной ответственности за их нарушения.
В практическом плане значение темы исследования связано с необходимостью повышения эффективности борьбы с нарушениями прав потребителей:мошенничеством, производством и продажей недоброкачественных продуктов, товаров, некачественным оказанием услуг, выполнением работ, а также с необходимостью формирования надежных организационно-правовых форм защиты прав потребителя.
Таким образом, актуальность настоящего исследования в значительной мере определяется практической и научной значимостью проблем, связанных с определением административно-правового характера взаимоотношений органов исполнительной власти и граждан по защите их потребительских прав.
Эта проблема требует пристального внимания ученых юристов различных специальностей. В науке административного права изучаются вопросы административного принуждения, как в общетеоретическом плане, так и в плане административной ответственности за отдельные виды правонарушений.
Целью выпускной квалификационной работы выступает исследование института административной ответственности как одного из способов государственной защиты прав потребителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
- рассмотреть административное правонарушение как основание административной ответственности;
- изучить понятие административного правонарушения, определить особенности (признаки), состав
- раскрыть понятие и особенности административной ответственности
- исследовать административно-правовое регулирование защиты прав потребителей
- определить этапы становления законодательства о защите прав потребителей
- проанализировать административную ответственность за нарушения законодательства о защите прав потребителей
- проанализировать судебную практику о привлечении к административной ответственности за нарушение прав потребителей Объектом выпускной квалификационной работы явились общественные отношения, связанные с установлением и реализацией административной ответственности за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей.
Предметом выпускного квалификационного исследования - материальные и процессуальные нормы административного права, регламентирующие привлечение лиц к административной ответственности за совершение деликтов в сфере защиты прав потребителей, а также практика применения этих норм.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является общенаучный диалектический метод познания, сравнительно-правовой, специально - юридический, историко-правовой и другие методы.
Структура работы обусловлена содержанием и целями выпускного квалификационного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пчть, заключения, списка использованных нормативных актов и научной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросы административно-правовой защиты прав потребителей, рассмотренные в настоящей выпускной квалификационной работе, разумеется, не исчерпывают всей проблематики данного направления. Решение такой задачи невозможно в рамках одной работы. Вместе с тем представляется, что нижеперечисленные выводы способны определить основные подходы к решению ряда проблем повышения эффективности административно-правового механизма защиты прав потребителей:
Взаимодействие публично-правовых и частноправовых элементов в механизме регулирования отношений с участием потребителей обусловливает комплексный характер правового статуса последних. В этом смысле потребитель не может быть представлен как субъект исключительно частного права. Несмотря на то, что отношения между потребителем и его контрагентами представляют собой отношения гражданского оборота, для которого характерны юридическое равенство и имущественная обособленность, задача защиты «экономически слабой стороны» объективно требует использования мер публично-правового воздействия. Отправной точкой здесь служит норма ст. 2 Конституции РФ, в которой человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Данный принцип - одно из важнейших конституционных начал административно¬правового регулирования, ибо выступает целевым ориентиром деятельности органов исполнительной власти. В результате права потребителя, изначально позиционируемые как частноправовые, неизбежно вовлекаются в сферу действия норм публичного, административного права в качестве объектов правовой защиты посредством использования присущих ему юридических средств.
2. Субъектный признак правового понятия потребителя исключает наделение соответствующим правовым статусом «коллективных потребителей», опосредуемых формой юридического лица. Между тем в случаях приобретения указанными субъектами товаров (работ, услуг) для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, наблюдается характерный для потребительских отношений дисбаланс, являющийся сущностной предпосылкой обретения субъектом правового статуса потребителя для защиты «экономически» слабой стороны. Представляется оправданным распространение на отношения с участием таких «коллективных потребителей» механизма защиты прав потребителей- граждан и предоставление им дополнительных «возможностей», закрепленных законодательством о защите прав потребителей, для чего правовое понятие «потребитель» должно быть расширено путем коррекции субъектного признака, предусматривающего, наряду с физическими лицами, «коллективных потребителей» в форме некоммерческих юридических лиц. Данный подход вполне соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой юридические лица, являясь правовой формой реализации гражданами конституционных права, выступают субъектами конституционных гарантий их реализации.
С точки зрения внутренней функциональной дифференциации указанную систему можно представить взаимодействием трех элементов: мер, направленных на создание условий, исключающих возможность нарушение прав потребителей; мер, направленных на предотвращение угрозы нарушения прав потребителей; мер административной ответственности, применяемых при нарушении прав потребителей.
Существенным недостатком действующего законодательства является отсутствие эффективного механизма оперативного «реагирования» на факты обнаружения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. До введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» уполномоченный орган мог своим предписанием (по факту обнаружения) запретить продажу опасной продукции. В настоящее время это полномочие может быть реализовано лишь в рамках предусмотренной законом процедуры, включающей проверку достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, выдачу предписания о необходимости разработки программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, контроль за выполнением указанной программы, обращение в суд с иском в случае невыполнения программы мероприятий, что делает контроль недостаточно эффективным. Исходя из изложенного полагаем целесообразным закрепить институт отзыва продукции с рынка по предписанию органа государственного контроля, а в случае невыполнения предписания - обращения в суд с иском о принудительном отзыве продукции и ускоренную процедуру разрешения данного вопроса и привлечения к административной ответственности Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из этого следует, что законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных актами федерального уровня. Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что правоотношения в сфере защиты прав потребителей имеют общефедеральное значение, ибо круг источников права, регулирующего отношения в соответствующей сфере, императивно ограничен нормативными актами федерального уровня. Поскольку субъекты РФ не вправе устанавливать нормы, определяющие правовой статус потребителя, постольку они не вправе вводить административную ответственность в этой сфере. Вывод об ограничении круга источников нормативного установления административной ответственности актами федерального уровня с неизбежностью приводит к другому выводу: последняя может устанавливаться только КоАП РФ. Наблюдаемая в настоящее время ситуация рассредоточения мер административной ответственности в различных федеральных законах противоречит норме ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ.
Закрепленная в КоАП РФ дифференциация ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение прав потребителей не соответствует установленному Конституцией РФ принципу равенства всех перед законом и судом. Исправление допущенной законодателем ошибки требует унификации правового режима административной ответственности субъектов «предпринимательской деятельности вне привязки к конкретной правовой форме осуществления последней. Для реализации данного предложения необходимо исключить из текста примечания к ст. 2.4 КоАП РФ фразу «а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность», а ст. 2.10 КоАП РФ дополнить примечанием: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, если законом не установлено иное».



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)/ Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 30.03.2016)/ Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)/ Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.07.2015)/ Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016)/ Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)/ Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
7. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 29.12.2015, с изм. от 30.03.2016)/ Российская газета, № 231, 29.11.1995.
8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»/Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
9. Приказ Роспотребнадзора от 22.12.2005 № 803 «Об утверждении регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»/ Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 7, 13.02.2006
10. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ (ред. от 09.04.2009) «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»/ Российская газета, № 23, 06.02.1996.
11. Письмо Роспотребнадзора от 11.03.2005 № 0100/1745-05-32 «О направлении информационного материала по защите прав потребителей»
Научная и учебная литература
1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. — 608 с.
2. Агапов, А.Б. Административное право : учебник для вузов / А. Б. Агапов.- М. : Юристъ, 2014. - 928 с.
3. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.
Попова. - М., 2005.
4. Административно-процессуальное право : курс лекций / под ред. проф. И. Ш. Килясханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. - 399 с.
5. Алексеев, С.С. Общая теория права / С. С. Алексеев. - М. : Норма, 2002. - 452 с.
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 2011. - 780 с.
7. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации : учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий Ю. М. Козлов. - М. : Зерцало, 2012. - 648 с.
8. Артемов В.В. Договор банковского вклада и защита прав потребителей: иной взгляд изд. Юрист. 2003 г.
9. Бахрах, Д.Н. Производство по делам об административных
правонарушениях / Д. Н. Бахрах, Э. Н. Ренов. - М. : Изд-во Норма, 2009. - 196 с.
10. Бахрах, Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству / Д. Н. Бахрах. - М. : Норма, 2014. - 303 с.
11. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М. : Норма, 2011. - 800 с.
12. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М 1998, С.784.
13. Варгузова, А.А. Об общественной опасности административных правонарушений // Закон. - 2014. - № 10. - С. 123-125.
14. Виноградов, О.В. Административное принуждение: основные черты и теоретические подходы к классификации системы мер // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2012. №1. С. 9-15.
15. Габричидзе, Б.Н. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Б. Н. Габричидзе. - М. : Дело и Сервис, 2011. - 623 с.
16. Галаган, И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материальное исследование) / И. А. Галаган. - Воронеж : Изд-во Воронежского института, 1970. - 173 с..
17. Ивлиев, А.Н. К вопросу о критериях деления административных проступков на виды // Правоведение. - 2009. - № 3. - С. 27-37.
18. Исаев И.А. . История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2014. — 797 с
19. Калинина, Л.А. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Административная ответственность. - 2011. - № 3. - С. 35-37.
20. Козлов, Ю.М. Административное право : учебник / Ю. М. Козлов. - М. : Юристъ, 2011. - 554 с.
21. .Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под. ред. В. В. Черникова, Ю. П. Соловья. - М. : Юрайт-Издат, 2012. - 768 с.
22. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Э. Н. Ренова. - М. : Норма, 2014. -1153 с.
23. Кононов, П.И. Административное принуждение как метод деятельности административно-публичных органов // Современные проблемы административного и полицейского права: сборник статей. - Омск: Изд-во Омск. юрид. академия, 2013. С. 102-120.
24. Копченко, И.Е. Административная ответственность как вид административного принуждения // Ретроспективы и перспективы права. 2012. №4. С. 102-107.
25. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т.4. - С.-Петербург, 1909. - С. 1619-1620.
26. Махотина, А.А. Современные аспекты административной ответственности в области налогов и кассовых операций // Финансы и кредит. - 2014. - № 8. - С. 47-49.
27. Мельников, В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения // Административное право и процесс. 2012. №1. С. 2-8.
28. Никоноров, С.Ю. Проверка решений по делам об административных правонарушениях по новому законодательству Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. - 2013. - № 5. - С. 94-104.
29. Овчарова, Е.В. Административная ответственность юридических лиц / Е. В. Овчарова. - М. : Изд-во СПАРК, 2011. - 238 с.
30. Овчарова Е. В. Административная ответственность юридических лиц. Автореф. дисс.канд.юрид.наук М., 2001.
31. Петров М. П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дисс. канд. юрид.наук. Саратов, 1998.
32. Петров, М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц) / М. П. Петров. - М. : Изд-во БЕК, 2008. - 192 с.
33. Попов, Л.Л. Административное право : учебник для вузов / Л. Л. Попов. - М. : Юристъ, 2013. - 526 с.
34. Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005.
35. Россинский, Б В. Административная ответственность : курс лекций / Б. В. Россинский. - М. : Элит, 2014. - 384 с.
36. Селянин А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2006 г. (Серия «Образование»)
37. Тихомиров, С.В. Административное право Российской Федерации : учеб. пособие / С. В. Тихомиров. - М. : Юрлитинформ, 2013. - 608 с.
38. Чуйкина, О.О. Административное принуждение проблемы определения понятия // Евразийский юридический журнал. 2013. №12. С. 160-161.
39. Шергин, А.П. Проблемы административного права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. - 2014. - № 9. - С. 25-45.
40. Якуба, О.М. Советское административное право (Общая часть) / О. М. Якуба. - Киев : Издат. Киев. ун-та, 1983. - 194 с.
Судебная практика
1. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011)/ «Вестник ВАС РФ», № 8, 2004
2. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 января 2001 года № КА-А41/6524-00


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ