Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы разработки учебно-методического комплекса 6
1.1. Разработка и использование учебно-методического комплекса
в педагогической практике 6
1.2. Содержание и структура учебно-методического комплекса 17
Вывод по первой главе 22
Глава 2. Биполярные транзисторы: устройство, история развития, принцип действия, схемы включения 23
2.1. Электроника. История развития электроники 23
2.2. Структура биполярного транзистора, принцип действия 29
2.4. Схема включения биполярного транзистора с ОБ 37
2.5. Схема включения биполярного транзистора с ОЭ 41
2.6. Схема включения биполярного транзистора с ОК 44
3. Температурные и частотные свойства биполярного транзистора 46
3.1 Температурные свойства транзистора 46
3.2 Частотные свойства транзистора 47
4. Расчет усилительного каскада 49
4.1 Исходные данные и результаты расчета усилительного каскада 50
4.2 Расчет усилителя по постоянному току 52
4.3 Расчет усилителя по переменному току 59
Вывод по второй главе 63
Заключение 64
6. Список использованной литературы 66
Профессиональная деятельность инженера, в какой-либо сферы он ни работал, немыслима без использования современной аппаратуры и, в первую очередь, аппаратуры автоматики и контроля, включающей в свой состав информационно-измерительную и вычислительную электронную аппаратуру. Потому современному инженеру нужны довольно глубокие знания в отрасли прикладной электроники, микроэлектроники, информационно-измерительной и вычислительной техники, из этого вытекает что требуется своевременные подходы к процессу изучения электроники в образовательных учреждениях.
Идея модернизировать обучение в современных условиях при помощи специально подготовленных УМК мотивирована этими и рядом других обстоятельств.
Среди этих мотиваций можно выделить следующие:
1) наличие конкурсной основы среди абитуриентов;
2) в современных обстоятельствах от выпускника необходимо постоянное самосовершенствование. В связи с этим идея непрерывного образования является весьма ценной;
3) развитие новых форм получения образования в условиях информатизации общества протекает вместе с мировой тенденцией, которая состоит в ряде принципиальных изменений при организации учебной деятельности слушателей: сокращение аудиторных часов, нагрузки возрастания долевой части самостоятельной работы студентов;
4) дистанционное образование может являться одним из способов обучения, реализующегося в различных формах (очной, заочной, экстерната, обучения с использованием телекоммуникационных средств компьютерных систем и др.).
Разработка и использование учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения).
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.
Характерной особенностью современных электронных усилителей является разнообразие схем, по которым они могут быть спроектированы. Всё-таки среди этого многообразия можно выделить наиболее типичные схемы, содержащие элементы и цепи, которые чаще всего встречаются в усилительных устройствах независимо от их функционального назначения.
Современные усилители реализовываются прежде всего на биполярных и полевых транзисторах в дискретном или интегральном исполнении, причем усилители в микроисполнении различаются от своих дискретных аналогов, главным образом, конструктивно-технологическими особенностями. Схемные же построения принципиальных отличий не имеют.
Развитие усилителей неразрывно связано с появлением и улучшением усилительных элементов - сначала ламп, затем транзисторов, интегральных схем и других электронных приборов, усиливающих электрические сигналы. При этом наибольшее распространение приобрели усилители на биполярных транзисторах.
Кроме указанных сфер техники, усилители широко используются в телемеханике, автоматике, счетно-решающих и вычислительных устройствах, в аппаратуре ядерной физики, химического анализа, геофизической разведки, точного времени, медицинской, музыкальной и во многих других приборах.
Из выше изложенного материала вытекает тема нашей выпускной квалификационной работы: Разработка УМК по дисциплине «Основы электроники» для будущих специалистов среднего звена в сфере энергетики».
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения качества учебных занятий и отсутствием учебно-методических комплексов по их организации и проведению.
Предметом исследования работы является разработка учебнометодического комплекса дисциплины «Основы электроники».
Целью данной исследовательской работы является разработка УМК по дисциплине «Основы электроники».
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. На основе анализа теоретической и методической литературы обосновать теоретические и методические основы разработки учебнометодического комплекса;
2. На основе анализа образовательных стандартов определить структуру, элементную базу дисциплины «Основы электроники»;
3. На основе анализа технической литературы выполнить методику расчета усилительного каскада.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы, что:
- Разобраны теоретические аспекты разработки учебно-методического комплекса, проанализирован теоретический материал по исследуемому разделу;
- результаты исследования можно использовать для проведения занятий по дисциплине «Основы электроники» как при изучении теоретического материала, так и при выполнении лабораторно-практических занятий.
Глава 1. Теоретические и методические основы разработки учебно методического комплекса.
1.1. Разработка и использование учебно-методического комплекса в педагогической практике
Формирующемуся обществу необходимы образованные, энергичные, квалифицированные специалисты, намеренные к партнерским взаимоотношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время имеющие выработанным чувством гражданственности и ответственности.
В предоставленной связи начинается потребность в педагоге, способном организовать необходимые обстановки для подготовки выпускника, удовлетворяющего высоким запросам, которые к нему предъявляет нынешнее общество и сама жизнь. Для этого педагог обязан обладать умениями научноисследовательской и научно-методической работы, обеспечивающими создание качественного учебно-методического обеспечения, организацию познавательной деятельности обучающихся, вырабатывание их созидательной инициативности, обладание приемами научно аргументированной организации интеллектуального труда. Отчего особенную актуальность и важность в системе среднего профессионального образования приобрела проблема средств и методов обучения содействующих, прежде всего профессиональному воспитанию студента. [20]
Такая переориентация образовательного процесса привносит качественные видоизменения в содержание, формы обучения, систему контроля и оценки знаний, требует обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Для современной обстоятельства сформировавшейся в сфере профессионального обучения свойственно вырабатывание процессов, которые отрицательно влияют на состоянии качества образования: резко сокращается выпуск научно-методической и дидактической литературы, значительная доля учебно-методической литературы не отвечает современным запросам.
Педагогическая наука и практика веско обосновывают, что качество образовательного процесса значительно увеличивается, если его научнометодическое снабжение реализовывается системно и на значительном степени.
Разработка и применение учебно-методических комплексов в учебном процессе устремлено на увеличение результативности обучения. Это содействует введению передовых форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к каждому виду деятельности преподавателя и обучающихся. Все это оказывать содействие вырабатыванию творческой активности учащихся на занятиях и во внеурочное период. В современных обстоятельствах творческий потенциал выпускника обязан быть на такой степени, для того чтобы юный специалист смочь независимо формулировать и разрешать проблемы производства и общества, быть расположенным к дальнейшему самообразованию.
С поддержкой учебно-методического комплекса становится действительным прогнозирование уровней обучения на разных этапах исследования предмета; поэтапное изучение учебно-методического комплекса учебного предмета может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями преподавания.
Практика открывает, что создание наилучшего комплекса учебнометодического обеспечения образовательного процесса крайне сложная и трудоемкая задача. В научной литературе располагаются разнообразные подходы к разработке учебно-методического комплекса учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единственного соображения состава и содержания учебно-методического комплекса.
Все-таки скрупулезно составленный учебно-методический комплекс приносит возможность увеличить результативность преподавания учебного предмета. А сам процесс разработки учебно-методического комплекса преподавателем разрешает ему более глубоко и четко осмыслить личную педагогическую деятельность.
Подобным образом, учебно-методический комплекс этой или другой дисциплины в современных обстоятельствах вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в цельности целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является результативным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы.
В данном случае учебный элемент, выступающий как структурная единица данного учебно-методического комплекса, в то же время является:
1) целевой программой действий студента;
2) банком информации;
3) методическим руководством по достижению учебных целей;
4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции.
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью
главной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.
Состоятельность образовательного процесса учебно-методическим комплексом характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации учреждения. Он разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Государственных образовательных
Подводя итог данной работы нужно сказать, что для эффективной профессиональной подготовки учащихся в современных условиях преподавателям необходимо разрабатывать и использовать новые средства обучения для учащихся.
Учебно-методический комплекс - это определенная совокупность учебно-методических документов, представляющая собой проект учебновоспитательного процесса, впоследствии реализуемого на практике. Это искусственная, открытая и динамическая система. Искусственная она потому, что создается людьми, открытая и динамичная вследствие того, что под влиянием научно-технического и социального прогресса, а также совершенствования содержания и методики обучения она постоянно изменяется (модернизируется).
Системный подход к средствам обучения позволяет установить состав компонентов учебно-методического комплекса, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру.
Учебно-методический комплекс как средство обучения играет в педагогической деятельности такую же роль, как и орудия труда в производстве. От уровня их развития и рациональной организации в немалой степени зависит эффективность подготовки специалистов области электроника.
Развитие радиоэлектроника можно характеризовать в несколькими этапами. Началом 1-го этапа развития радиоэлектроники считается 1904 г., когда английским ученым Д.Флемингом была сделана первая электронная лампа - диод. Потом был предложен триод - лампа с управляющим электродом, способная увеличивать и генерировать электрические сигналы. Триод стал первым управляемым электронным прибором.
Второй этап развития радиоэлектроники начался в конце 1940-х гг. с изобретения американскими учеными У. Браттейном, Д. Бардиным и В.Шокли биполярного транзистора. Новый прибор мог увеличивать и генерировать электрические сигналы, а также исполнять функции электронного ключа.
При проектировании усилительного каскада учитываются не только входные и выходные характеристики и рабочие частоты, но и режим работы транзистора.
В результате выполнения дипломной работы был произведен расчет и анализ усилительного каскада на биполярном транзисторе. По рассчитанным току коллектора, мощности транзистора, верхней рабочей частоте и напряжению были выбраны тип транзистора и определены статические входные и выходные характеристики.
1. Аристов А.В., Петрович В.П. / Физические основы электроники. Сборник задач и примеры их решения: Учебно-методическое пособие / - Томск:Изд-во Томского политех. университета, 2015. - 100 с.
2. Гальперин М.В. / Электронная техника: Учебник / М.В. Гальперин. - 2- e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с
3. Горюнова, Н.Н. / Полупроводниковые приборы: диоды, тиристоры, оптоэлектронные приборы. Справочник. / Н.Н. Горюнова. - М.: Энер- гоатомиздат, 1987. - 744с.
4. Данилов В.С., Раков Ю.Н. / Анализ работы и применение активных полупроводниковых элементов: учеб. пособие /Новосиб.:НГТУ, 2014. - 418 с.
5. Забродин Ю.С. / Промышленная электроника / Ю.С. Забродин. - М., Высшая школа, 1982. - 496с.
6. Игнатов А. Н. / Классическая электроника и наноэлектроника [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Н. Игнатов, Н. Е. Фадеева, В. Л. Савиных, В. Я. Вайспапир, С. В. Воробьева. — 2-е изд., стер. . М. : ФЛИНТА, 2012. — 728 с.
7. Комиссаров Ю.А., Бабокин Г.И. / Общая электротехника и электроника: учебник / 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 480 с.
8. Масленников В.В. / Основная элементная база электронных устройств: Учебное пособие /НИЯУ "МИФИ", 2012. - 136 с.
9. Онищенко Г.Б., Соснин О.М. / Силовая электроника: Силовые полупроводниковые преобразователи для электропривода и электроснабжения: Уч.пос. / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 122 с.
10. Пасынков В.В. / Полупроводниковые приборы: Учебник для вузов /
В.В. Пасынков. - М.: Высшая школа, 1981. - 431с.
11. Перепелкин Д.А. / Схемотехника усилительных устройств: Учебное пособие для вузов / Д.А. Перепелкин. - М.: Гор. линия-Телеком, 2013. - 238 с.
12. Першин В.Т. / Формирование и генерирование сигналов в цифровой радиосвязи: Учебное пособие / - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 614 с
13. Петрухина Г.Д., Волощенко Ю.В. / Основы радиоэлектроники: Учебное пособие / под ред.МАИ, 1993. - 416 с.
14. Славинский А.К., Туревский И.С. / Электротехника с основами электроники: учебное пособиеИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 448 с
15. Соколов С.В., Титов Е.В., Соколов С.В. / Электроника: Учебное пособие для вузов / Соколов С.В., Титов Е.В., Соколов С.В. - М.: Гор. линия-Телеком, 2013. - 204 с.
16. Сторожев В. В. / Системотехника и мехатроника технологических машин и обору- дования [Электронный ресурс] : Монография / В. В. Сто- рожев, Н. А. Феоктистов; под ред. д.т.н., профессора Феоктистова Н. А. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 412 с
17. Цыкин Г.С. / Усилители электрических сигналов [Текст] / Г.С. Цыкин. - М., Энергия, 1969. - 384с.
18. http://diplomba.ru/work/133451 Copyright 2017 Э1р1ошЬа.Все для успешной учебы
19. http://window.edu.ru/resource/391/68391/fi1es/se1ivanova-a.pdf З.М. СЕЛИВАНОВА, Ю.Л. МУРОМЦЕВ ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА Тамбов Издательство Т ГТУ 2009
20. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-08/dissertaciya-uchebno- metodicheskiy-kompleks-kak-sredstvo-professionalnogo-samorazvitiya- studenta Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента Солянкина, Людмила Егоровна, 1999 год
66
21. http://life-prog.ru/2_79167_d--dudnikov-i-l.html И.Л.ДУДНИКОВ АВИАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА Учебно-методическое пособие в 3 частях Часть 1 Элементная база электроники Минск
22. http://studopedia.ru/5_121855_vvedenie-opredelenie-ponyatiya- elektronika.htmlJДудников И. Л. АВИАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ЧАСТЬ 1 Учебно-методическое пособие Минск 2011
23. http://3-net.ru/sign/sign-96960.php_Дудников И. Л. АВИАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ЧАСТЬ 1 Учебно-методическое пособие Минск 2011
24. http://samzan.ru/200254_Дудников И. Л. АВИАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ЧАСТЬ 1 Учебно-методическое пособие Минск 2011
25. http: //megapredmet.ru/1-2334.html Т еоретико-методические аспекты
учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла
26. http: //xn--d 1 aigtgr.xn--p 1 ai/?p=1363 Т еоретико-методологические аспекты разработки учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла
27. http://www.studfiles.ru/preview/4085171/
28. http://4.studopedia.info/1-30580.html Studopedia.info - Студопедия - 20142017 год
29. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook112/01/part-001.htm Структура и архитектура микропроцессоров современных персональных электронных вычислительных машин. Учебное пособие Иванько А.Ф.
30. http://knowledge.allbest.ru/radio/2c0b65635b2ad79b5c53a88521206c27 0.h tml Усилитель на биполярном транзисторе