Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА»

Работа №99775

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы166
Год сдачи2021
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Жанровые особенности учебного пособия 7
1.1. Виды учебных изданий и их особенности 7
1.2. Учебное пособие как жанр учебной литературы 10
1.3. Особенности обучения иностранных слушателей подготовительного
отделения в рамках преподавания специальных дисциплин 14
Глава 2. Проект учебного пособия для иностранных учащихся по дисциплине
«Основы права» 25
Заключение 159
Список использованной литературы 161

Актуальность исследования обусловлена недостаточностью представленности учебной литературы для иностранных обучающихся по специальным дисциплинам, а именно по основам права, которая бы включала в себя предтекстовые задания, направленные на снятие языковых трудностей, а также послетекстовые задания, не только контролирующие понимание прочитанного, но и нацеленные на активизацию изученного лексического материала, на использование характерных для данных текстов синтаксических конструкций, на продуцирование речи. Иностранному студенту, осваивающему русский язык и планирующему дальнейшее обучение по образовательным программам бакалавриата, важно освоить не только общую, но и специальную лексику в областях, близких направленности образовательной программы, по которой иностранный студент проходит обучение.
Специальная учебная литература расширяет методические возможности преподавателя, способствует овладению навыков и умений во всех видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, аудировании.
Разработанный комплекс заданий, тематически близких конкретной специальной дисциплине, повышает возможности формирования коммуникативных навыков иностранного студента: преподаватель может выбирать те задания и отрабатывать те навыки, в которых больше всего нуждается иностранный студент. Одновременно правильно сформированная система упражнений обеспечивает эффективную предварительную подготовку иностранного слушателя, расширяет возможности студента осуществлять языковую деятельность на русском языке. Специальные дисциплины способствуют скорейшей передаче иноязычной культуры. Основы права как специальная дисциплина не может изучаться без погружения в российскую правовую культуру, без освоения особенностей российской правовой системы, которая может существенно отличаться от «родной» как на уровне лексики, так и на уровне культурных смыслов.
Жанры учебной литературы были предметом исследований таких авторов, как С.Г. Антонова [2001], П.Г. Буга [1993], С.А. Викторова [2012], А.А. Гречихин [2000], Ю.Г. Древс [2000], А.В. Иванов [2003], Л.М. Кицина [2004], И.С. Сковородина [2004], Е.В. Смирнова [2003].
Учебные пособия по специальности для студентов -иностранцев также всегда в поле научно-методического внимания исследователей, см.: Л.Н. Анипкина [2001], Н.Д. Афанасьева [2019], Т.П. Баркова [2018], Г.А. Быковская [2017], А.В. Вавулина [2015], В.Г. Громакова [2018].
В разработанном учебном пособии в рамках магистерской диссертации представлены упражнения на формирование речевой, языковой и предметной компетенции. Предлагаемые упражнения подготовлены на основе актуального состояния российского права. Они позволяют обучающемуся сопоставлять особенности российского правового регулирования в той или иной сфере с национальными особенностями.
Таким образом, с учетом обозначенной актуальности проблематики объектом исследования является подготовка учебной литературы по специальным дисциплинам для иностранных учащихся.
Предмет исследования - разработка проекта учебного пособия для иностранных слушателей подготовительного отделения по дисциплине «Основы права».
Цель диссертационного исследования - разработать систему заданий и упражнений, направленных на освоение специальной дисциплины «Основы права» иностранными слушателями, изучающими русский язык как иностранный.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Определить виды учебных изданий и охарактеризовать их особенности.
2. Обозначить особенности учебного пособия как жанра учебной литературы.
3. Выявить особенности преподавания специальных дисциплин для иностранных слушателей подготовительного отделения (на примере подготовительного отделения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»).
4. Разработать систему упражнений и заданий в рамках учебного пособия по специальной дисциплине «Основы права» для иностранных слушателей подготовительного отделения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системы упражнений и заданий по специальной дисциплине в силу отсутствия широкого спектра учебной литературы в этой области, пособия, совмещающего комплекс заданий на понимание теории, а также на активизацию изученного лексического материала. Представленные задания и упражнения систематизированы по тематическому принципу. Выбраны наиболее типичные темы, присутствующие в учебной литературе в области права, в том числе для русскоязычных студентов. По каждой теме предлагаются упражнения определенного типа, направленные на формирование навыков в разных видах речевой деятельности, на освоение основ специальной дисциплины.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения разработанных упражнений и заданий в практике преподавания специальных дисциплин («Основы права», «Обществознание»), а также преподавания русского языка как иностранного для слушателей, ориентированных на подготовку для обучения по социально-гуманитарным, общественно-политическим направлениям.
При подготовке проекта учебного пособия использовались общенаучные методы наблюдения, обобщения, классификации. Материалом для подготовки проекта учебного пособия послужила учебная литература по правовым дисциплинам для русскоязычных студентов, а также задания, разработанные автором в рамках преподавательской деятельности на подготовительном отделении для иностранных слушателей ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина».
Сформулированные цель и задачи диссертационного исследования определили структуру диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе определены жанровые особенности учебного пособия как вида учебного издания. Во второй главе представлен проект учебного пособия, разработанного автором самостоятельно, содержащего комплекс упражнений, направленных как на развитие языковых навыков, так и на достижение результатов обучение в области российского права, что в дальнейшем позволит обучающимся подготовительного отделения преодолеть адаптационные сложности на этапе обучения по программам бакалавриата.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вузовские учебные издания по форме и содержанию соответствуют государственному стандарту, в котором задаются цели учебных изданий, в некоторых случаях задается минимальный и максимальный объем учебного издания, даются рекомендации к структуре издания. Содержание учебного пособия определяется дисциплиной, ее целями, результатами обучениями, закрепленными за конкретной дисциплиной и компетенциями, на формирование которых она направлена.
Главной целью магистерской диссертации мы ставили создание учебного пособия по курсу «Основы права» для иностранных слушателей подготовительного отделения. Пособие прошло апробацию на подготовительном отделении Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Обучение учащихся на подготовительных отделениях вузов существенно отличается от обучения на образовательных программах бакалавриата или магистратуры. Во время занятий преподаватель не только формирует языковые навыки, но и приводит в соответствие уровень довузовской подготовки обучающихся к уровню школьного образования, в программе обучения преобладают дисциплины, направленные на освоение языковых навыков.
Структура пособия определялась задачами формирования умений и навыков, необходимых учащимся для профессионально ориентированной деятельности: для чтения литературы по специальности, конспектирования, слушания лекций, построения собственных монологических высказываний.
Цель пособия - ввести студентов в основную проблематику права и тем самым подготовить их к слушанию лекций по этому предмету при обучении по программам бакалавриата. Все тексты пособия подобраны в соответствии с содержанием вузовского лекционного курса по основам права и содержат базовую терминологию. Лексико-грамматический материал, включенный в пособие, определен программой по русскому языку для нефилологов.
Пособие включает в себя 15 тематически организованных разделов, которые содержат адаптированные тексты, упражнения и задания, направленные на выработку как монологической речи, так и письменных навыков у иностранных студентов.
К каждому тексту подобраны предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания и упражнения. Пособие завершают обобщающие задания, которые построены таким образом, чтобы создать у иностранных слушателей мотивационную готовность к изучению предложенного материала, они приглашают учащихся к рассуждению, к поиску новых доказательных решений для проблемных ситуаций. Завершает пособие базовый и дополнительный списки рекомендуемой литературы.
Наметим перспективы дальнейшей работы. Она видится в создании учебно-методического комплекса, включающего в себя, помимо предложенного пособия, разработку сценариев деловых игр, связанных с юриспруденцией, с изучением русского языка в русле коммуникативно- культуроведческой концепции, предполагающей ознакомление с историческими традициями россиян, с активизацией навыков устной речи иностранных учащихся.



1. Аду С. С., Аду Я. Н. Учебное пособие по русскому языку для иностранных юристов-магистрантов (начальный этап обучения) // Полилингвиальность и транскультурные практики. № 3. 2013. С. 151-155.
2. Азитов Р. Ш., Азитова Г. Ш., Азитова Г. Ш. Методика преподавания гуманитарных дисциплин иностранным студентам // Современное педагогическое образование. 2020, № 10. С. 25-27.
3. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр. и доп. М. : Рус. яз. Курсы, 2002. 256 с.
4. Анипкина Л. Н. Русский язык для социологов : уч. пос. для студентов- иностранцев. М. : Изд-во РУДН, 2001. 240 с.
5. Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Современная учебная книга : создание учебной литературы нового поколения : уч. пос. М. : Агентство «Издательский сервис», 2001. 224 с.
6. Арзуманян Л. С. Актуальные вопросы разработки учебных пособий для студентов иностранцев // Ступень в педагогическую науку. Материалы VII Международного форума работников образования : сборник научных трудов. Центр научной мысли. М. : Издательство «Перо». 2016. С. 74-77.
7. Афанасьева Н. Д., Захарченко С. С. Право : уч. пос. по языку специальности. СПб. : Златоуст, 2019. 142 с.
8. Балашов А. И., Рудаков Г. П. Правоведение: уч. для вузов. 6-е изд., доп. и перераб. СПб. : Питер, 2015. 544 с.
9. Балкина Н. В., Новикова М. Л. Русский язык для юристов : для иностранных студентов I - II курсов специальности «Юриспруденция». М. : РУДН, 2010. 224 с.
10. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : уч. пос. для преподавателей и студентов. М. : Изд -во РУДН, 2007. 185 с.
11. Баркова Т. П., Губанова Т. В., Попова И. М Изучаем обществознание на уроках русского языка : уч. пос. : Тамбовский гос. техн. университет, ЭБС АСВ, 2018. 160 с.
12. Белова В. А., Абросимова Е. А. Правоведение : учебник для бакалавриата и специалитета. 4-е изд., пер. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2018. 414 с.
13. Бердичевский А. Л. Как написать межкультурный учебник русского языка как иностранного. СПб : Златоуст, 2019. 140 с.
14. Большой юридический словарь / под ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. 2. изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2003. 703 с.
15. Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов : справочное пос. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во МГУ, 1993. 224 с.
16. Быковская Г. А., Кемулария Л. А., Черенков Р. А., Шлыкова Л. А Обществознание. Адаптированные тексты для иностранных студентов : уч. пос. Воронеж : Воронежский гос. университет инженерных технологий, 2017. 52 с.
17. Вавулина А. В., Клобукова Л. П., Судиловская О. И., Чекалина В. Л.; 3-е изд., ст. Русский язык для юристов : уч. пос. по русскому языку для иностранных учащихся первого курса юридических вузов и факультетов России. М. : Рус. яз. Курсы, 2015. 360 с.
18. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческие рекомендации составителям учебных пособий по русскому языку для иностранцев // Русский язык за рубежом № 2, 1977. С. 45-51
19. Викторова С. А. Проблема жанрового определения учебных изданий // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1 Том I (Гуманитарные науки). С. 278-281.
20. Воробьева Г. В., Горьковская Н. В., Хрипунова Е. В. К вопросу о принципах создания учебных пособий для студентов -иностранцев (довузовский этап обучения) // Известия ВолгГТУ № 4, 2005. С. 95-96.
21. Воронин Д. И., Останина С. А., Птицына Е. В. Организация обучения иностранных студентов в вузе на примере преподавания гуманитарных дисциплин // Известия ВГПУ.2020, № 6 (149). С. 89-96.
22. Вохмина Л. Л., Куваева А. С., Хавронина С. А. Система упражнений по обучению устной иноязычной речи : теория и практика (на примере русского языка как иностранного). СПб. : Златоуст, 2020. 268 с.
23. ГОСТ Р 7.0.3-2006 Издания. Основные элементы. Термины и определения, 2006. 63 с.
24. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. М.; СПб. : Златоуст, 1999. 40 с.
25. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. М. : Проспект, 2021. 752 с.
26. Гречихин А. А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга : учеб. - метод. пос. в помощь авт. и ред. М. : Логос : Московский гос. ун-т печати, 2000. 255 с.
27. Громакова В. Г., Савченкова И. Н., Васьков М. А., Обществознание. Модуль 2. Политология : уч. пос. для иностранных обучающихся подготовительных факультетов. Ростов-н/Д, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 96 с.
28. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель : АСТ, 2003. 1578 с.
29. Ерофеева А. А. Актуальные проблемы обучения языку специальности на довузовских занятиях по русскому языку как иностранному. // Наука и Школа. 2019, № 5’2019. С. 98-103.
30. Иванов А. В., Молчанова М. А., Макарова Т. Б. Методические указания автору вузовской книги. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2003. 92 с.
31. Иванова М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. СПб. : Нестор, 2000. 148 с.
32. Исакова В. Б. Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов. М. : Норма: ИНФРА М, 2014. 480 с.
33. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб. : Златоуст, 2019. 271 c.
34. Кицина Л. М., Сковородина И. С. Подготовка учебных изданий в вузе : справочное пособие для авторов. Омск : Омск. гос. ун-т. 2004. 127 с.
35. Козловцева Н. А. Особенности преподавания литературы иностранным слушателям подготовительных факультетов российских вузов. // Балтийский гуманитарный журнал Т.8. № 2 (27), 2019. С. 256-259.
36. Кондрашова Н. В. К проблеме составления учебных пособий по языку специальности для студентов-иностранцев // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве. Пск : Псковский гос. ун-т. 2019. С. 52-58.
37. Конституция Российской Федерации: новая редакция: с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Ростов н/Д: Феникс, 2020. 64 с.
38. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранного. М. : Флинта: Наука, 2009. 480 с.
39. Кудинов О. А. Правоведение (основы права): уч. пос. М.: «Ось-89», 2005. 192 с.
40. Кулик А. Д. Оптимизация предметного содержания учебных пособий для студентов-иностранцев подготовительного факультета и первого курса // Вестник РУДН. № 1. 2008. С. 72-76.
41. Мамедова Д. Ф., Рзаева Г. Н. Концепция преподавания русского языка на подготовительном отделении для иностранных студентов // International scientific review № 9 (19), 2016. С. 143-156.
42. Мардалиев Р. Т. Правоведение. Завтра экзамен. СПб. : Питер, 2010. 208 с.
43. Мархгейм М. В., Смоленский М.Б., Тонков Е. Е Правоведение: учебник. 9-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 413 с.
44. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: учебник. М : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 416 с.
45. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. М. : Маркет ДС, 2007. 640 с.
46. Нивина Е. А. Особенности построения учебного пособия по информатике для иностранных граждан // Научно-методический электронный журнал «Концепт» № 11 (ноябрь), 2017. С. 192-205.
47. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник. 2006. 940 с.
48. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
49. Салыгин Е. Н. Основы правоведения: учеб. пособие для 10-11 кл. шк. гуманитарного профиля. М. : Изд. Дом «Новый учеб.», 2006. 364 с.
50. Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2021 года + сравнительная таблица изменений. М. : Эксмо, 2021. 96 с.
51. Семенова Л. Ю. О взаимодействии преподавателей русского языка как иностранного и преподавателей профильных дисциплин в процессе предвузовской подготовки иностранных учащихся // Вестник Пензенского гос. ун-та. № 3 (31), 2020. С. 33-37.
52. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в
образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». Вып 5 (24), сентябрь-октябрь 2014.
иКЕ:й1±рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/1епотеп-к11роуодо-тузй1етуа-у-obrazovate1noy-vuzovskoy-srede/viewer(дата обращения 03.05.2021).
53. Серева Д. О., Андонова А. Н. Об адаптации иностранных студентов
к политкультурной образовательной среде [Электронный ресурс] // «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». № 3.2016. иРЕ:ййрз://суЬег1епшка.ги/агйс1е/п/оЬ-айар1а1дп-шоз1таппуй-з1ийеп1оу-к-po1iku1turnoy-obrazovate1noy-srede-vuza/viewer(дата обращения 25.04.2021)
54. Смирнова Е. В. Автор и система книги : учеб. -метод. пос. - М. : МИФЦ, 2003. 60 с.
55. Трудовой кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2021 г. + путеводитель по судебной практике и сравнительная таблица последних изменений. М. : Проспект, 2021. 304 с.
56. Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст по состоянию на 1 марта 2021 г. + таблица изменений+ путеводитель по судебной практике. М. : Эксмо-Пресс, 2021. 400 с.
57. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пос. 2 изд., перераб. М. : МАДИ, 2015. 132 с.
58. Шибко Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного : уч. пос. для иностранных студентов филологических специальностей. СПб. : Златоуст, 2019. 336 с.
59. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пос. для вузов М. : Высшая школа, 2003. 334 с.
60. Ярская-Смирнова Е. Р. Создание академического текста: учеб. пос. для студентов и преподавателей вузов. М. : ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. 156 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ