Введение
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АСЕАН В КОНТЕКСТЕ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЮВА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В 11
1.1. Процессы расширения регионального интеграционного
взаимодействия и увеличение числа членов АСЕАН 12
1.2. Процессы углубления интеграционного сотрудничества и появление
новых сфер сотрудничества в рамках АСЕАН 19
2. РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ АСЕАН С ВЕДУЩИМИ
ГОСУДАРСТВАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА 32
2.1. Развитие отношений АСЕАН и Китая 32
2.2. Развитие отношений АСЕАН с Японией 49
3. ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА АСЕАН С
РОССИЕЙ И США 63
3.1. Важнейшие направления сотрудничества АСЕАН и России 63
3.2. Основные направления взаимодействия АСЕАН и США 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В 2016 году исполняется 20 лет участия России в АСЕАН. Юбилейный саммит Россия - АСЕАН, который прошёл 19-20 мая 2016 года в Сочи, позволяет наметить новые векторы взаимодействия Российской Федерации и государств ассоциации. В этой связи президент В.В.Путин заявил: «за два прошедших десятилетия России и АСЕАН удалось добиться весомых результатов в самых разных областях, а главное, договорились о выстраивании - в перспективе - стратегического партнёрства» .
В.В. Путин также подчеркнул, что Россия и страны-члены Ассоциации намерены продолжить сотрудничество в вопросах борьбы с международным терроризмом и транснациональной преступностью. Товарооборот РФ со странами АСЕАН в прошлом году составит 13,7 млрд. долларов. По мнению президента, необходимо наращивать взаимный торговый, инвестиционный и технологический обмен. Представители АСЕАН поддержали эту идею. Также от российской стороны поступило предложение проработать возможность создания свободных экономических зон с Сингапуром, Камбоджей, Таиландом и Индонезией.В заключение Путин отметил, что в ходе переговоров между Россией и странами АСЕАН не возникло расхождений ни по каким вопросам .
Напомним, что юбилейный саммит Россия-АСЕАН, который посвящался 20-летию диалогового партнерства, стартовал 19 мая в Сочи. Участники мероприятия обсудили взаимодействие РФ и стран «десятки» за последние 20 лет и основные пути дальнейшего сотрудничества.Ассоциация государств Юго-Восточной Азии была сформирована 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью государствами региона - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. Несколько позже в состав организации вошло еще пять стран региона (Бруней, Вьетнам, Камбоджа,
Лаос, Мьянма). Данные государства непосредственно вместе с основателями представляют собой так называемую«десятку» АСЕАН. Статусом наблюдателя обладают Папуа-Новая Гвинея, а также Восточный Тимор. Ассоциация была сформирована с целью сотрудничества стран-участниц в экономической, социальной, культурной и иных сферах, а также упрочение мира и стабильности в ЮВА.
Юридической базой взаимоотношений государств участников служат 3 Декларации согласия АСЕАН, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, который с 1987 года открыт для присоединения к нему внерегиональных стран, а с 2010 года - для региональных организаций. Так, уже больше десяти государств, включая КНР, Японию, Индию, Россию (2004) и США, воспользовались возможностью присоединиться к договору. Регламентировать процедуру присоединения помогает специально разработанный для этого протокол.
Устав АСЕАН, который вступил в силу 15 декабря 2008 года, на официальном уровне преобразовал Ассоциацию в полноценную региональную организацию, обладающую международной
правосубъектностью. На текущий момент в государствах АСЕАН на площади 4,5 млн. кв. км живёт свыше 615 млн. человек, совокупный ВВП составляет 3,6 трлн. долларов.
Инвестиционный пакет, который ориентируется исключительно на Россию, оценивается приблизительно в 100 миллиардов американских долларов. Министр иностранных дел России С.В.Лавров в одном из своих выступлений заявил, что между Россией и АСЕАН «в проработке пребывает около 10 конкретных проектов в области энергетики, информационно-коммуникационных технологий, транспорта и в иных отраслях», и что «консультации, систематически проводящиеся по целому ряду направлений,
будут постепенно преобразовываться в постоянно функционирующий
механизм» .
В биполярную эпоху АСЕАН создает инструмент диалогового сотрудничества с государствами, расположенными за пределами региона ЮВА. Прежде всего, этот инструмент был направлен на поддержание активных политических и экономических связей с основными партнерами. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН на сегодняшний день являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.
Диалоговое взаимодействие осуществляется особыми механизмами, главными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). СКС направляет функционирование разных рабочих групп, которые создаются в рамках диалога. Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в сфере торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, которые одобряются соответствующим комитетом партнерства.
Актуальность данной проблемы. На сегодняшний день АСЕАН является одной из самых успешных региональных организаций, «ядром» интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению министра обороны РФ С.Шойгу: «Развитие сотрудничества с АСЕАН в разных форматах является одним из приоритетов России. И даже больше того: «десятка» АСЕАН входит в состав наших основных партнеров по формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе архитектуры равной и неделимой безопасности и стабильного роста» . Кроме того, АСЕАН является для России одним из самых перспективных партнеров в торгово-экономическом и политическом аспектах. С точки зрения экономики АСЕАН для России - обширный рынок для экспорта высокотехнологичной продукции, и в первую очередь вооружения.
Степень изученности. Работая над данной тематикой, автор столкнулся с проблемой недостаточного количества литературы, освещающей современное положение дел в организации. Причиной этому является несколько факторов: отсутствие широкого интереса к затронутой теме и некоторая недооценка самой организации как серьезного игрока на международной арене. Однако, есть труды, довольно хорошо освещающие аспекты образования Ассоциации и ее развития. Изучением данной темы занимаются зарубежные и отечественные специалисты. Среди ведущих российских авторов можно назвать таких, как Л.М.Ефимова ,
Э.С.Гребенщиков , Н.П.Малетин . Большинство авторов занимающихся этой проблематикой уверены, что роль АСЕАН возрастает с каждым годом, об этом свидетельствуют исследования Д.В.Мосякова , Г.И.Чуфрина , В.В. Самойленко .
Современные зарубежные авторы, такие как М.Пламмер , М.Лейфер , Ю.Хааке , О.Фейгенблатт также положительно оценивают деятельность Ассоциации, в особенности в постбиполярный период.
По теме данной работы есть публикации в Интернете, ресурсы которого также были активно использованы при написании данной работы.
Все вышеперечисленные материалы помогли сформировать более ясную картину о процессах, происходящих в АСЕАН.
Таким образом, цель настоящей работы -определить роль и место АСЕАН в современной системе международных отношений. Данная цель достигается при решении следующих задач:
• изучить основные тенденции развития АСЕАН в контексте региональных интеграционных процессов в ЮВА в конце XX - начале XXI
в.;
• исследовать развитие отношений АСЕАН с ведущими государствами Азиатско-тихоокеанского региона на примере КНР и Японии;
• проанализировать важнейшие направления
сотрудничества АСЕАН с Россией и США.
Хронологические рамки данной работы охватывают постбиполярный период в развитии международных отношений. В 1991 года в результате исчезновения биполярной системы государствам АСЕАН и странам Индокитая удалось объединиться. С этого момента начинается процесс углубления и интенсификации отношений как внутри АСЕАН, так и самой организации с другими лидерами Азиатско-Тихоокеанского региона. Центральное место в этих процессах играет принятие и реализация плана дорожной карты по созданию Сообщества АСЕАН до 2015 г. Конечной датой является 2015 год, когда руководители страны АСЕАН официально заявили о факте создания Сообщества.
Географические рамки данной работы включают в себя Азиатско-Тихоокеанский регион. В широком смысле толкования Азиатско-Тихоокеанский регион охватывает все государства-участников АТЭС, в узком же смысле толкования странами этого региона считаются азиатские государства, имеющие Тихоокеанское побережье. Следовательно, в географические рамки нашей работы входят следующие государства - 10 стран-участниц АСЕАН, Китай, Япония, Россия и США.
Методологической основой исследования служит принцип научного историзма, который состоит в признании определенных закономерностей в развитии политической истории и зависимости между предпосылками. В данной работе нами использовались такие методы исследования как: метод сравнения, позволил выявить основные противоречия и точки пересечения интересов стран АСЕАН, ивент-анализ выявил влияния различных событий на интеграционные процессы в регионе ЮВА; исторический метод позволил проследить эволюционное развитие институтов АСЕАН.
Объектом исследования дипломной работы является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, предметом исследования - деятельность АСЕАН в Азиатско-тихоокеанской подсистеме современных международных отношений.
Источниковая база работы. При написании данной работы использовалось большое количество источников, как на русском, так и на английском языке, который является рабочим языком АСЕАН. Источники можно подразделить на три категории - это декларации и документы, принятые на различных саммитах АСЕАН, выступления и заявления официальных лиц государств, а также информация с разных новостных лент и различные газетные статьи. В частности, при освещении данной темы большую помощь оказали Интернет-газеты, наряду с официальными сайтами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, МИДа Российской Федерации и др .
Среди источников первой группы хотелось бы выделить Совместную декларацию главы Российской Федерации и глав стран и правительств держав-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о развитом и всеобъемлющем партнерстве , а также Комплексную программу действий, направленных на развитие партнерства РФ и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015годы . Оба документа были приняты в Куала- Лумпуре 13 декабря 2005 года на первом в истории саммите России и АСЕАН.
Среди источников второй группы особого внимания удостоились выступления министра иностранных дел Е.М.Примакова, опубликованные в сборнике документов 1996 года . Эти выступления являются первыми документами, касающиеся истории взаимоотношений Россия-АСЕАН. Среди источников третьей группы наиболее значимыми являются статьи В.В.Путина «АТЭС: к открытому, равноправному партнерства в интересах развития».
За период, прошедший с момента создания Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН претерпела существенные изменения. Ассоциация развивается очень высокими темпами. С помощью механизмов диалогового сотрудничества АСЕАН поддерживает высокий уровень взаимоотношений со всеми мировыми лидерами, в том числе и с Россией. За 40 с лишним лет после своего создания АСЕАН стала влиятельной межправительственной организацией регионального сотрудничества.
Важным фактором возрастания роли и значения АСЕАН стало способность ее членов вырабатывать единую позицию по многим международным политическим и экономическим вопросам. Страны- участницы АСЕАН доказали, что можно находить точки соприкосновения с любым партнером, и можно развивать взаимовыгодное сотрудничество с любой страной. Пример Ассоциации показывает, как государства с различными политическими идеологиями вместе сосуществуют и вместе развиваются.
Сегодня страны АСЕАН завершили создание Сообщества АСЕАН в соответствии с Уставом. Можно ожидать, что вскоре открываются перспективы формирования единого асеановского гражданства для народов стран АСЕАН. Все страны АСЕАН, переживающие финансовый кризис в Азии, увидели, что сотрудничество является эффективным лекарством для противодействия любым глобальным кризисам. Лишь путем укрепления регионального финансового сотрудничества и создания в регионе механизмов автоматического противодействия внешним ударам может быть сохранена стабильность экономики и финансовых рынков в регионе. Масштаб сотрудничества внутри АСЕАН и между ассоциацией со странами в регионе непрерывно расширяются, наблюдается диверсификация методов сотрудничества, степень сотрудничества и взаимозависимость между странами непрерывно углубляются. Это, безусловно, будет укреплять
способность данного региона к противодействию всем глобальным вызовам и содействовать процессу интеграции Восточной Азии под руководством АСЕАН.
Отношения с Китаем также складываются очень хорошо для обеих сторон. Поначалу, Китай воспринимал АСЕАН как организацию, созданную для борьбы против него, как экономически, так и политически. Однако, сегодня Китай и АСЕАН одни из самых тесных партнеров. В политическом плане Китай не вмешивается в дела Ассоциации, но в большинстве случаев Китай и АСЕАН разделяют одну позицию. В экономическом плане АСЕАН для Китая огромный рынок сбыта, и в то же время источник углеводородов. Так же и Китай для АСЕАН является достаточным рынком сбыта для более квалифицированной продукции. Отношения Японии и АСЕАН строятся на экономической плоскости. Япония является одним из крупнейших инвесторов в экономики стран АСЕАН, также она, переведя свои высокотехнологичные производства на территории стран-участниц АСЕАН, дала им возможность развиваться в технологическом плане.
Укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) относится к числу приоритетов азиатской политики России, находящихся под личным контролем Президента Российской Федерации В.В.Путина. Эта организация является «ядром» региональных
интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства. Развитие взаимодействия с асеановской «десяткой» имеет для нас важное значение в плане формирования в регионе новой системы политических и экономических отношений, упрочения российских позиций и продвижения наших
Основные направления взаимодействия России и стран АСЕАН были обозначены в подписанном в 2005 г. в Куала-Лумпуре «Соглашении о сотрудничестве в области экономики и развития». В декабре 2005 года также была одобрена «Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 годы», нацеленная на укрепление и развитие диалога в политической, экономической и гуманитарной сферах.Ассоциация государств Юго-Восточной Азии также активно развивает культурное взаимодействие с Россией. В честь 20-летия диалогового партнёрства 2016 год объявлен перекрёстным Годом культуры Российской Федерации и АСЕАН.
Политика Соединенных Штатов в Юго-Восточной в конце XX - начале XXI вв. была направлена на углубление отношений с традиционными союзниками и развитие новых партнерств. Республиканцы и демократы придерживались в основном схожих подходов к американской внешней политике в Юго-Восточной Азии: они настаивали на соблюдении прав и свобод человека, установлении демократии, используя в качестве инструмента давления приостановление оказания военной и экономической помощи государствам.
При демократе Клинтоне изначально даже отношения с традиционными союзниками были поставлены под сомнение. Множество споров и взаимных обвинений возникали между Вашингтоном и странами АСЕАН. В период республиканской администрации Буша имели преимущественно контртеррористическую направленность. Был достигнут значительный прогресс в отношениях Вашингтона как с традиционными союзниками, так и новыми партнерами все же был достигнут, что заложило основу реализации курса на «возвращение в Азию» Бараком Обамой.
Таким образом, в конце XX - начале XXI веков Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН играет одну из ключевых ролей в развитии мировой политики и международных отношений.Официальными целями современной АСЕАН является завершение формирования трех сообществ: сообщества безопасности, экономического сообщества и социально-культурного сообщества.
1. Аносова Л.А. Экономическое сотрудничество как фактор региональной
безопасности. АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. Сборник статей. - М.: «Гуманитарий» Академия гуманитарных
исследований, 2002.
2. Архипов В. Плюсы и минусы интеграции // Азия и Африка сегодня. -
1998. - №1. - С.53-55.
3. АСЕАН-США: новый геополитический и концептуальный контекст. АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. Сб. статей. - М. «Гуманитарий» Академия гуманитарных исследований, 2002.
4. Бойцов В.В. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ACEAH):
политическая составляющая и ее эволюция //
http: //www.histiry.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid= 117&func=chapter info&chapter=5894&story=4587
5. Бойцов В.В. Юго-Восточная Азия как экономический регион. /АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. С.56-63.
6. Васильев Л. Юго-Восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию // Китай в мировой региональной политике. История и современность/ под ред. Е. И. Сафроновой. М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 87 - 100.
7. Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-тихоокеанского региона. М.: Дипломатическая Академия МИД РФ, 1998. 244 с.
8. Гельбрас В. Китайский общий рынок!? // Международная экономика и международные отношения. 2002. № 6. С. 68.
9. Гребенщиков Э.С. АСЕАН-США: новый геополитический и
концептуальный контекст. АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. Сборник статей. - М. «Гуманитарий» Академия гуманитарных исследований, 2002.
10. Г ринев П. Путь на Запад лежит через АСЕАН. // www.utro.ru.
11. Гусев М. Н. Юго-Восточная Азия: новые векторы внешних сил // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 7.-С. 37-48
12. Гусев М.Н. Юго-Восточная Азия в 1998г. Актуальные проблемы развития. - М.: ИВ РАН, 1999.
13. Ефимова Л.М. Юго-Восточная Азия во внешней политике России /
МГИМО Университет. Официальный сайт. 2015. 30 декабря /
http://mgimo.ru/about/news/experts/yugo-vostochnaya-aziya-vo-vneshney- politike-rossii/
14. Замирская Е. Япония выступает за создание зоны свободной торговли /
Сайт проекта "Время Востока". 03.08.2006 /
http: //www.easttime.ru/analitic/3/9/42. html
15. Иоанесян С.И. Вызовы времени: глобальные процессы и ЮгоВосточная Азия. - М., 2002. - 285 с.
16. Козлов А. А. Особенности внешнеполитической активности КНР в период финансового кризиса в Восточной Азии. // Китай и ATP на пороге XXI в. (сборник материалов научной конференции). М. 1998. Ч.1.
17. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. - МГИМО, 2002. - 172 с.
18. Косырев Д. Россия и АСЕАН говорят на одном языке // Официальный сайт российского агентства международной информации «РИА Новости». 28.07.2006// http://ria.ru/analytics/20060728/51956493.html
19. Крячкина Ю. Восточно-Азиатская тройка в АТЭС: Перспективы для Владивостока-2012 - 62 с.
20. Лейфер М. АСЕАН и безопасность Юго-Восточной Азии. - М.,1990. 212 с.
21. Ломакин В.К. Мировая экономика. 3-е изд., стереотип. - М.: 2007. С. 352-353.
22. Лузянин С. Заинтересована ли Япония в работе в рамках АТЭС?
21.05.2012 / http://apec2012ceosummit.ru/smi_o_sammite/608
23. Лузянин С. Японское дзюдо вокруг проекта АТЭС. / МГИМО
Университет. Официальный сайт. 21.05.12 //
http://old.mgimo.ru/news/experts/document224087.phtml
24. Мазырин В.М. Факторы и первые итоги расширения АСЕАН (на
примере Вьетнама). АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и
перспективы. Сборник статей. - М.: «Гуманитарий» Академия гуманитарных исследований, 2002. - С.65-76.
25. Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия (1967-1997) - три политики. - М., 1997. 240 с.
26. Малетин Н.П. От АСЕАН-6 к АСЕАН-10 - новый геополитический фактор в АТР. АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. Сб. статей. - М.: «Гуманитарий», 2002.160 с.
27. Мальцева О., Семенов Е. Экономическая интеграция в азиатскотихоокеанском регионе // Мировая экономика и международные отношения.
1995. №9. С. 73-79.
28. Меженина Т. Экономическое положение Тайваня и проблема развития Тайваньско- Китайских отношений в 1999г. / Азия 99 -экономика, политика, сотрудничество. М.,2000. С. 50-57.
29. Михеев В. Азиатский финансовый кризис // Международная жизнь.
1999. № 3.
30. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: Вызовы для России. М.: РАН. Ин-т Дальн. Востока, 2001. 164 с.
31. Мосяков В. Политические процессы в АСЕАН и проблемы сохранения внутреннего единства // Юго-Восточная Азия в 1998г. Актуальные проблемы развития. М., 1999. С.11-21.
32. Мосяков Д. В. Политические процессы АСЕАН и проблемы сохранения внутреннего единства. - М., 1998. 156 с.
33. Мосяков Д.В. Юго-Восточная Азия в конце ХХ века: политика и экономика. М., 2001. 199 с.
34. Нованова О.В. Вьетнам в Юго-Восточной Азии: новые реалии, исторические традиции и проблемы регионального партнерства. АСЕАН и ведущие страны ATP: проблемы и перспективы. Сборник статей. - М. «Гуманитарий» Академия гуманитарных исследований, 2002. - С.92-98
35. Носова И. «Азиатский разворот» во внешнеполитическом курсе Японии (2009-2010) // Япония после смены власти. - М.: «Восточная литература» РАН, 2011. С.123-140.
36. Отакэ Таноко, Такахаси Дзюнко. Япония и АСЕАН смотрят в будущее // http: //www.inopressa.ru/j apantimes 1 /are :j apantimes: peace
37. Рожков Е. России есть, что предложить АСЕАН // www.vesti.ru.
38. Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. - М., Наука, 1982. 311 с.
39. Семин А. Знакомьтесь - Япония. Региональный аспект Японокитайских отношений. №49, 2009, с. 20-32.
40. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. - М., Анкил. 2002. - 365 с.
41. Хьеп Чан. АСЕАН в 1967-2000 годах: итоги и перспективы http: //humanities .edu.ru/db/msg/45725
42. Хэ Фан. Обстановка в Восточной Азии после окончания холодной войны. // Экспресс-информация, ИДВ РАН. 1994. № 3. P.34.
43. ЦзыченЕ. Для Китая назрела необходимость проводить великодержавную дипломатическую стратегию. Некоторые мысли о дипломатической стратегии Китая // Экспресс-информация ИД В РАН, 2000. № 11. С.39-54.
44. Цыганов М. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): история и задачи // Официальный сайт российского агентства
международной информации «РИА Новости». 2015. 3 декабря /
http: //ria. ru/spravka/20120808/718516714. html
45. Чекушкин А. Единый рынок беспошлинной торговли в АСЕАН будет создан в 2015 году. // www.rian.ru.
46. Чжао Хун. Формирование вокруг Китая экономического суперрегиона // Проблемы Дальнего Востока. 1998. №5. С. 67-79.
47. Чуфрин Г. И. АСЕАН: достижения и проблемы // Международная жизнь. - 1997. - №8 - С. 55-67.
48. Чуфрин Г.И. Экономические реформы в Азии в переходный период. - М., 1996.
49. Чуфрин Г.И. Юго-Восточная Азия. Параметры безопасности в конце XX столетия. М., 1995. 189 с.
50. Чэнь Цзяньжэнь. Корни устойчивости // Азия и Африка сегодня. 1998. № 9. С. 34.
51. Экономические реформы в Азии в переходный период / Под ред. Г.И.Чуфрина, И.А.Огнетова. М., 1996. 284 с.
52. Christopher W.Chances of a Lifetime: A Memoir - NY: Scribner, 2001. - 324 p.
53. Crawford D. Globalisation and guanxi: the ethos of Hong Kong //New Political Economy. 2001. Vol. 6. № 1. P. 40-54.
54. Dalphino C. E. Dialogue on U.S.-Vietnam Relations: 10 years after
Normalization, p. 27: http://asiafoundation.org/resources/pdfs/1-
VN10Y earsAfterNormalization.pdf
55. Denmark A. M., Sukma R., Pathemore C. A new Era of US - Indonesia
Relations, p. 14:
http://www.cnas.org/files/documents/publications/CNAS_Crafting%20a%20Strate gic%20Vision_Denmark.pdf
56. East Timor's bid to join Asean wins 'strong support' // Bangkok Post. 2011. 31 January.
57. Far eastern economic review. - 2002. - 26 Marth.
58. Feigenblatt O.F. The Association of Southeast Asian Nations (ASEAN): Conflict and Development. N.Y.: New Century Publications, 2012. 276 p.
59. Haacke J. ASEAN's Diplomatic and Security Culture: Origins, Development and Prospects. . N.Y.: Routledge. 2013. 304 p.
60. Hiebert M. A New Era in U.S.-Vietnam Relations: Deepening Ties Two Decades after Normalization - Washington: CSIS, 2014 - 178 p.
61. Huang Fanzhang. Situation and configuration of the East Asian economy and China's economic strategy in the region // Chinese Economic Studies
1994. Vol. 24. № 4. P.20-35.
62. Humphreys A. Malaysia’s Post-9/11 Security Approach: http: //www.polsis.uq.edu.au/OCIS/Humphreys.pdf
63. Jehl D. Clinton Begins Pacific Visit in Manila / http://www.nytimes.com/1994/11/13/world/clinton-begins-pacific-visit-in- manila.htmlKemenade W. China, Hong Kong, Taiwan. London, 1997. - P.161.
64. Leifer M. ASEAN and the Security of South-East Asia. N.Y.: Routledge, 2014. 210 p.
65. Moore G., Dixia Yang. China, APEC and economic regionalism in the Asia- Pacific// Journal of East Asian affairs. 1999. Vol. XIII. №2. P. 42-58.
66. Nguitragool P., Ruland J. ASEAN as an Actor in International Fora: Reality, Potential and Constraints. L.: Cambridge University Press, 2015. P.26-44.
67. Palmer R. D. US Policy towards Southeast Asia: http: //www.unc.edu/depts/diplomat/archives_roll/2001_10-
12/palmer_seasia/palmer_seasia.html
68. Peng D. The changing nature of East Asia as an economic region // Pacific affairs. 2000. № 2. P. 179-199.
69. Plummer M.G., Chia Siow Yue. ASEAN Economic Cooperation and Integration: Progress, Challenges and Future Directions. L.: Cambridge University Press, 2015. 218 p.
70. Simon W. S. US - Southeast Asia relations: Military Support and Political Concerns: http ://csis. org/files/media/csis/pubs/0701 qus_seasia. pdf
71. Sodhy P. Malaysia - US Relations 2000 - 2011 - Kuala Lumpur: ISIS,
2012. - 88 p
72. Sugai C. M.: U.S.-Philippine Security Relations after Base Closure (19911999), p. 83 - 84
http://www.hpu.edu/CHSS/History/GraduateDegree/MADMSTheses/files/2/Court neyMomialohaSugaiCompletedMADMSthesisFeb2010.pdf
73. VandeHei J. Bush Vows Increased Ties With Vietnam: http: //www.washingtonpost.com/wp- dyn/content/article/2005/06/21/AR2005062100694.html
1. АСЕАН (Справочный материал) / Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. 2011. 20 сентября / http://archive.mid.ru//bdomp/ns- rasia.nsf/3a0108443c964002432569e7004199c0/ce6e7ba3a95a26e4c32579340041 1 feb !OpenDocument
2. В Юго-Восточной Азии начало действовать Единое сообщество АСЕАН // ТАСС. Информационное агентство России. 2015. 31 декабря // http: //tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2567407
3. Владимир Путин: Саммит Россия - АСЕАН позволит наметить новые перспективные проекты / Саммит Россия - АСЕАН - 2016. Официальный сайт. 2016. 20 апреля / http://russia-asean20.ru/news/20160420/52330.html
4. Выступление Вэнь Цзябао на саммите Китай-АСЕАН // http://russian.china.org.cn/international/txt/2004-11/30/content_2145197.htm
5. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации Е.М.Примакова на 3-й сессии Регионального форума АСЕАН по проблемам безопасности. 23 июля 1996 г. / Внешняя политика России. Сборник документов. 1996. Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2001. С.388-395.
6. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988. - 280.
7. История диалогового партнёрства России и АСЕАН / Саммит Россия - АСЕАН - 2016. Официальный сайт. 2016. 9 марта / http://russia- asean20 .ru/russia_asean/20160309/7163.html
8. Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005 - 2015гг. Куала-Лумпур, Малайзия, 13.12.2005 // http: //www.mid.ru/ns- rasia.ns173а0108443c964002432569е7004199c0/432569d80021985fc32570d700 2e92a6?OpenDocument
9. Комплексная программа действий по развитию сотрудничества
Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг. / Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. 2016. 15 марта / http://www.mid.ru/summtt-russia-asean/-
/asset_publisher/FX0KRdXqTkSJ/content/id/2141988
10. Иванов И. С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. - М.: Олма-пресс, 2002. 390 с.
11. Интервью заместителя Министра иностранных дел России
А.Ю.Алексеева по вопросам укрепления связей России с АСЕАН ИТАР- ТАСС 27 июля 2005 года // www.mid.ru.
12. Лавров С.В. Россия - АСЕАН // Внешнеэкономические связи. 2006. Т.
23. № 3. С.11.
13. Ответы официального представителя МИД России М.Л.Камынина на вопросы СМИ относительно итогов первого Восточноазиатского саммита в Малайзии // www.mid.ru
14. Ответы официального представителя МИД России М.Л.Камынина на вопросы СМИ по отношениям Россия-АСЕАН // www.mid.ru.
15. Путин В.В. АТЭС: к открытому, равноправному сотрудничеству в интересах развития // Российская газета. 2015. 17 ноября.
16. Путин В.В. Пресс-конференция по итогам саммита Россия - АСЕАН /
Официальный сайт Президента Росии. 2016. 20 мая /
http://kremlin.ru/events/president/news/51954
17. Саммит Россия-АСЕАН пройдет в 2016 году в Сочи // ТАСС.
Информационное агентство России. 2015. 17 ноября /
http://tass.ru/politika/2281784
18. Саммит стран АСЕАН // Российская газета. 2009. 27 февраля.
19. Синдзо Абэ. Япония активизирует отношения со странами АСЕАН / Сайт радио «Голос Вьетнама». 16 апреля 2014 г. / http://vovworld.vn/ru- 231059.vov
20. Совместная декларация главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о развитом и всеобъемлющем партнерстве Куала- Лумпур, Малайзия, 13. 12. 2005 // www.mid.ru.
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области культуры / Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. 2016. 15 марта / http://www.mid.ru/summit-mssia- asean/-/asset_publisher/FX0KRdXqTkSJ/content/id/2142245
22. Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по вопросам регионального форума АСЕАН // Известия. 2005. 28 июля.
23. Стрельцов Д. Япония и «Восточноазиатское сообщество»: взгляд со стороны. - Мировая экономика и международные отношения. 2007, №2, с. 66.
24. Торгово-экономические связи между КНР и АСЕАН [Электронный
ресурс] // Газета «Жэньмин Жибао» онлайн: [сайт]. [1997]. URL:
http://unn.people.com.cn/GB/22220/39857/39888/39898/2978397.html (дата обращения 12.12.2011).
25. Шойгу С.К. Россия и страны АСЕАН готовы вместе противостоять терроризму // Российская газета. 27 апреля 2016 г. № 6958
26. Юбилейный саммит Россия-АСЕАН пройдет в РФ в 2016 году // ТАСС.
Информационное агентство России. 2015. 5 августа /
http://tass.ru/politika/2166885
27. Яковенко А. Зачем Сергей Лавров едет во Вьентьян? // Российская газета. 2005. 27 июля. №3831.
28. Agreement between the USA and the Socialist Republic of Vietnam on Trade Relations, July 13. 2000: https://ustr.gov/sites/default/files/US-VietNam- BilateralTradeAgreement.pdf
29. Agreement on the Common Effective Preferential Tariff (CEPT) Scheme for
The ASEAN Free Trade Area Singapore, 28.01.1992 // http:
//www.aseansec.org/1164.htm
30. Albright M.K. Press Conference in Hanoi, June 27, 1997:
http: //www.state. gov/1997-2001 -NOPDFS/statements/970627.html
31. ASEAN Statistical Pocketbook 2006. Jakarta: ASEAN Secretariat, July
2006. // www.aseansec.org.
32. ASEAN Uision 2020. Kuala Lumpur. 15.12.1997 //
http: //www.aseansec. org/4919 .htm
33. ASEAN Vision 2020 Kuala Lumpur, Malaysia. 15.12.1997 //
http: //www.aseansec. org/1814.htm
34. Bush, Powell Brief Reporters on Meetings with Malaysian Premier, July 19, 2004:http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/texttrans/2004/07/20040719175650 bpuh0.826153. html#axzz3 VhniDDMm
35. Clinton W. J. The President's News Conference With President Fidel Ramos
of the Philippines in Manila, November 13, 1994:
http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=49486
36. Convergence of cross-straits economic interests and implications for Singapore // Economic survey of Singapore. 2001. P.47-59.
37. На Noi Plan of Action На Noi, Uietnam. 15.12.1998. //
http: //www.aseansec. org/687. htm
38. Responses to the recession: regaining stability and growth in area [Электронныйресурс] //The World Economic Forum: [сайт]. [2001]. URL: https://members.weforum.org/pdf/EAES_2001/EAES_Report_2001 .pdf
39. The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) Bangkok, Thailand,
8.08.1967 // www.aseansec.org; Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia Bali, Indonesia, 24. 02.1976 // www.aseansec.org; Treaty on the Southeast Asia Nuclear Weapon-Free Zone Bangkok, Thailand 15. 12. 1995 //
www.aseansec.org.
40. Treaty on the Southeast Asia Nuclear Weapon-Free Zone Bangkok, Thailand
15.12.1995 //-http://www.asean sec.org/2082.htm
41. U.S. and Indonesia Pledge Cooperation, 2001: http: //avalon.law.yale.edu/sept 11 /president_021 .asp
42. Vientiane Action Programme 2004-2010 Vientiane, Lao PDR, 29.11.2004 // http: //www.aseansec.org/VAP-10th%20ASEAN%20Summit.pdf