Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приоритетные направления внешней политики России в 1992-2008гг

Работа №32375

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
622
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА
МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 7
1.1. Понятие, функции и методы внешней политики 7
1.2. Значение и основные функции международных отношений во внешней
политике государства 14
1.3. Специфика и направления внешней политики России в международных
отношениях 19
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В
1992-2008 ГГ 36
2.1. Внешняя политика Российского государства в начале 1990-х гг 36
2.2. Приоритеты внешней политики России в конце 20 в. - начале 21 в 44
2.3. Особенности внешней политики России с 2001-2008 гг 56
2.4. Перспективы развития и актуальные направления внешней политики
России 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94

Актуальность темы исследования. Современная модернизация России охватывает все важнейшие сферы жизни общества, и, в первую очередь, политическую и экономическую. Политические решения и изменения создают новые условия для экономического развития, а преобразования экономического характера закрепляют, а также стимулируют политические действия. Это общее правило, но каждый раз оно реализуется своеобразно. Будущее России целиком зависит от результатов проводимой уже полтора десятилетия масштабной модернизации, а итог самой модернизации - от специфики взаимодействия экономики и политики.
Экономические процессы в России сложны и неоднозначны. В первой половине девяностых годов российская экономика пережила глубочайший спад, вызванный последствиями масштабного перехода от централизованной экономики к рыночной, но вместе с тем значительно усугубленный рядом политических факторов. По своим внешнеэкономическим возможностям Россия резко отстала от многих стран мирового сообщества. Со второй половины девяностых годов началось некоторое оживление российской экономики, но, к сожалению, оно обусловливалось не модернизацией производства, а использованием международных займов на организацию добычи и вывоза за границу природных ресурсов, на приобретение в других странах товаров народного потребления.
Только с началом XXI века в российской экономике начался реальный подъем, появилась финансовая стабилизация, стал повышаться жизненный уровень населения. Однако появление этих позитивных результатов в значительной степени связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители.
В таких условиях политические цели и задачи государства становятся особенно важным мотивом всей внешнеэкономической деятельности. Они существенно влияют на выбор региональных направлений и конкретных партнеров по внешнеэкономическим связям, на характер и масштабы взаимоотношений с различными странами, на формы использования международного сотрудничества в интересах социально-экономического развития России. Исследование аспектов внешней политики в 1992-2008 гг. российского государства имеет актуальное значение. Оно позволяет глубже понять взаимодействие внутреннего развития страны с возможностями ее международной активности, оценить эффективность внешнеэкономической деятельности с позиций национальных интересов России.
Степень научной разработанности. Проблемам внешней политик Росиибольшое внимание уделяли такие известные российские ученые, как Арбатов А.Г. , БлаговолинС.Е., Арбатова Н.К. , Борко Ю.А. , БуторинаО.В. , БусыгинаИ.М. , ЖуркинаВ.В. , ИвановИ.С., КарагановС.А. ,КаргаловаМ.В., КовальскийН.П.,КожокинЕ.М., СалминА.М., ТоркуновА.В., ТренинД.В., ТюлинГ.И., ХесинЕ.С., ЧубарьянА.О..
Объект исследования - внешняя политика России.
Предмет исследования - особенности внешней политики России в 1992-2008 гг.
Цель исследования - проанализировать приоритетные направления внешней политики России в 1992-2008 гг. и определить сценарии дальнейшего развития.
Задачами исследования являются:
1. Определить теоретические аспекты внешней политики России на международной арене;
2. Обозначить специфику и направления внешней политики России в международных отношениях;
3. Выявить приоритетные направления внешней политики России в 1992-2008 гг.;
4. Определить перспективы развития и актуальные направления внешней политики России.
Хронологические рамки исследования охватывает период с 1992года по 2008 годы. От «прозападной»внешней политики под руководством Ельцина до «жесткой» политики под руководством Путина. в этот период внешняя политика России претерпела огромные изменения.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором проведен комплексный анализ особенностей внешней политики России в период 1992-2008 гг., выявлены проблемы внешней политики и разработаны сценарии дальнейшего развития внешней политики.
Методология исследования. Основными методами исследования, использованными в работе, являются сравнение, анализ и синтез, которые позволили выявить особенности изменения внешнеполитической направленности России во взаимоотношениях с зарубежными странами.
Методологические основы проведенного исследования учитывает комплексный характер объекта исследования, включающего историческую, политическую, стратегическую и экономическую составляющую, а потому подразумевает использование не только общенаучных методов (индукция, дедукция), но и специфические.
Информационная база исследования. В работа были использованы исторические концепции внешней политики, представленные в трудах отечественных политологов, специалистов по российской и мировой политике: Аникин А.В. , В.В.Гутник, А.А.Дынкин, В.В.Мартынов,
Н.А.Симония, В.И.Шенаев, Н.П.Шмелев и др. В процессе исследования анализировались нормативно-правовые акты Российской Федерации, посвященные внешнеполитической деятельности: Конституция Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности» 1992 года, Закон «О стратегическом курсе РФ с государствами - участниками СНГ » (сентябрь 1993 г.). В этих документах определяются полномочия федеральных органов, отвечающих за внешнеполитическую деятельность. Помимо названных источников большое значение имеют Указы Президента Российской Федерации, принятые в развитие этих законов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов геополитики, истории и теории международных отношений. Результаты работы также могут найти применение при разработке учебной программы подготовки специалистов по регионоведению, изучающих историю становления и развития России. Практическая значимость работы состоит в том, что содержащийся в ней анализ внешней политики России может быть использован государственными органами и администрациями субъектов Федерации при формировании внешней политики и осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Окончание «холодной войны» стало отправной точкой создание нового миропорядка. На смену биполярной системе международных отношений, пришла иная, совершенно новая постбиполярная. Основной чертой постбиполярного мироустройства является постоянная смена основных действующих лиц, правил игры и направлений. Главный вызов, с которым столкнулась система это международный терроризм и внутригосударственные, сепаратистские конфликты. Именно эти конфликты дестабилизируют как региональную, так и международную обстановку. Мир меняется в условиях потрясений и роста нестабильности. Непредсказуемость и противоречивость процессов сотрудничества, конкуренции региональных держав и единственной сверхдержавы, отсутствие договорной базы после распада СССР, появление глобального терроризма все это явилось недостатками системы. На данном этапе мы не можем сказать, что формирование нового мироустройства закончилось, напротив Россия еще ищет свое место на мировой арене, что доказывает смена концепций внешней политики.
Если рассматривать, официальные документы принятые Российской Федерацией с 1992 по 2008 года, то мы можем увидеть в них не только внешнеполитические приоритеты страны, но и трансформацию статуса государства на протяжении этого времени. В концепции 1993 года Россия еще только стремится к восстановлению своего статуса, роли и позиций в мире, Российская Федерация это уже один из глобальных игроков в мировой политике.
Когда распался Советский Союз положение России и внешние связи страны резко изменились. Страна потеряла свои позиции в Африке, Латинской Америке, некоторых регионах Азии. Россия потеряла возможность влиять на международные дела. Ситуация кардинально поменялась в конце XX- начале XXI века. Исходя из внешнеполитических интересов, Россия считала необходимым сотрудничество с США для стабилизации ситуации в мире. С Европейским Союзом российское руководство планировало сотрудничать в рамках Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Такие страны как Германия, Италия, Франция и Великобритания рассматривались как главные партнеры в мировой политике и экономике. Российская Федерация делала упор на участие в региональных организациях Азии, Латинской Америки и Африки. Самым приоритетным направлением стало СНГ. Были поставлены такие задачи как: урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве, экономическое сотрудничество, развитие совместной безопасности и укрепление Союзного государства с Белоруссией. На Ближнем Востоке первостепенной задачей было сделать этот регион - регионом стабильности.
Подводя практический итог отношений, можно сказать, что российско-американские отношения в данный период нестабильны и импульсивны. США до сих пор воспринимают Россию как угрозу и сотрудничают с ней лишь по тем вопросам, где видят выгоду, это, прежде всего международный терроризм. Что касается, отношений с Европейским Союзом, то они заморожены ввиду экономических санкций против России. Россия плотно закрепила себя в азиатском регионе, став участницей организаций таких как: ШОС, АСЕАН, АТЭС.
Больше всего двусторонние отношения развиваются с Китаем и Индией. В плане взаимодействия со странами СНГ, Россия не восстановила свои позиции. Причины для этого разные сепаратизм (Нагорный Карабах, Абхазия), размещение войск США на границах России, слабая экономика стран СНГ. Украинский кризис 2014 года сильно подорвал позиции в постсоветском пространстве. Ближний Восток это регион, где сконцентрировано сотрудничество в сферах транспорта, энергетики, газа и нефти. Организации КАРИКОМ И МЕРКОСУР помогли закрепиться России в Латинской Америке. На африканском направлении Россия сотрудничала с Египтом, Ливией и Эфиопией, Алжиром по вопросам торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.
Посредством ситуационного анализа по методике М.А. Хрусталева, нам удалось выявить внутренние и внешние угрозы национальной безопасности, утвержденные в Стратегии национальной безопасности 2015г., факторы влияющие на внешнюю политику (миграционный, экономический, территориальный, ресурсный), разделить страны, с которыми сотрудничает Россия, на три группы: страны-партнеры, страны-конкуренты, страны имеющие территориальные претензии.



1. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №15. Ст.769.
2. О стратегическом курсе РФ с государствами участниками СНГ: Закон РФ (сентябрь 1993 г.).
3. Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. URL: http://cis.minsk.by/page.php?id=178 (дата обращения: 17.02.2019).
4. Выступление президента России Владимира Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля
2007 года URL: http://izvestia.ru/news/321595 (дата обращения: 04.02.2019).
5. Выступление Владимира Путина на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23669 (дата обращения 04.02.2019)
6. Выступление Путина В.В. на Всемирном экономическом форуме, Москва, 29.10.2001. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1qlpUe0mods (дата обращения: 15.02.2019).
7. Выступление президента США Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН 2015г. URL: http://inosmi.ru/world/20150930/230544021.html (дата обращения: 19.02.2019).
8. Концепция внешней политики Российской Федерации. 23 апреля 1993 г. // Дипломатический вестник. 1993. № 1.
9. Концепция внешней политики Российской Федерации. 28 июня
2000 г. URL: http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED613 (дата
обращения: 14.02.2019).
10. Концепция внешней политики Российской Федерации. 15 июля
2008 г. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 14.02.2019).
11. Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 февраля
2013г. URL: http://archive.mid.ru//brpededbf7da644257b160051bf7f (дата
обращения: 14.02.2019).
12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 67870/ (дата обращения: 04.02.2019).
13. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 .12. 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 04.02.2019).
14. Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе.ШЬ: http://www.russianmission.eu/ru (дата обращения:
14.02.2019)
15. Пресс-конференция министра иностранных дел С.В. Лаврова URL: http://www.mid.ru/foreign policy/news//asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/2032328 (дата обращения: 10.04.2019).
16. Российско-японский план действий от 10 января 2003г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4684 (дата обращения: 04.04.2019)
17. Совместная китайско-российская декларация от 25 апреля 1996г. URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/627/634/636/11261/11269.html (дата обращения: 07.03.2019).
18. Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKQN/2010sogl.htm (дата обращения: 17.04.2019).
19. Стратегия национальной безопасности от 31.12.2015г. URL:
http://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения:
14.02.2019)
20. Устав Содружества Независимых Государств:
http://cis.minsk.by/page.php?id=180 (дата обращения: 08.03.2019).
21. Баранов Н.А. Россия в системе международных отношений. URL: http://nicbar.ru/foreign policy Russia 01.htm (дата обращения: 22.02.2019).
22. Добреньков В.И., Дугин А. Г. К внешнеполитической стратегии России в XXI веке. URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id= 1169 (дата обращения: 07.02.2019).
23. Маршания З. Феномен постбиполярного регионализма. URL: http://www.ca-c.org/c-g/2011/iournal rus/c-g-1-2/03.shtml/ (дата обращения:
15.02.2019) .
24. Шмелев Б. А. Россия и страны Центральной Европы в новых геополитических условиях. URL: www.imepi-eurasia.ru/baner/Shmelyov (дата обращения: 01.02.2019).
II. Литература
25. Барановский В. Г. Основные параметры современной системы международных отношений. // Полис. Политические исследования. 2012. № 4. C. 5
26. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе. //Международные процессы. 2006. № 3.C. 45
27. Богатуров А. Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России // Международные процессы. 2014. № 1. C. 25
28. Ватанабэ К., Лайн Р., Тэлботт С. Проблемы становления или сдвиг парадигмы? // Россия в глобальной политике. 2006. № 5. C. 2
29. Гелисханов И. З. Российско-алжирское энергетическое сотрудничество // Молодой ученый. 2011. №3. C. 13
30. Журкин В.В., Кокошин А.А., Носов М.Г., Рогов С.М., Шмелев Н.П. Между прошлым и будущим: Россия в трансатлантическом контексте // Современная Европа. 2002. №1. С. 34
31. Кандель П.Е. Постельцинская Россия в постюгославском мире // Pro et Contra.1999. 174 с.
32. Караганов С.А. Шансы и угрозы нового мира //Россия в глобальной политике. 2013. № 2. С. 19
33. Караганов С.А. Мир вокруг России. М. 2017. - 269 с.
34. Коваль И.Н. Постбиполярная международная система: подходы и оценки "неореалистов" // Вюник Одеського нащонального ушверситету: Сощолопя i полтчш науки, 2007, № 14. С. 54
35. Короткевич В.И. История современной России 1991-2003. СПб,
2004. 456 с.
36. Кортунов С.В. Принятие внешнеполитических решений в США И России//Международные процессы. 2004. №3. С. 27
37. Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. М., 2008.
38. Косачев К. Внешнеполитическая вертикаль// Россия в глобальной политике. 2004. № 3. С.8
39. Кулагин В.М. Глобальная или мировая безопасность? //Международные процессы. 2007. № 2.С. 35
40. Лукин В. П. Российский мост через Атлантику // Россия в глобальной политике. 2002. №1. С.12
41. Лукин А.В. Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерения. М.: МГИМО, 2009. 235 с.
42. Маргелов М. Победа по очкам //Россия в глобальной политике. 2003. №3. С. 17
43. Маринченко А.В. Геополитика. М., 2008. 429 с.
44. Тимофеев И.Н. Эволюция внешнеполитической идентичности России: конец постсоветского периода? М., 2008. 176с.
45. Тренин Д. Евро-тихоокеанская держава // Россия в глобальной политике. 2003. № 1.
46. Хмылев В. Л. Современные международные отношения. Томск, 2010. 210с.
47. Хрусталев М.А., Примаков Е.М., Ситуационные анализы. Методика проведения. М.,2006. С. 28
48. Цыганков П. А. Политическая социология международных отношений, М., 2008. 327 с.
49. Annan K. We the Peoples - The Role of the United Nations in the 21st Century. U.N., 2000. P. 125
50. Ikenberry J., Mastanduno M., and Wohlforth W. Unipolarity, State Behavior, and Systemic Consequences. // World Politics. 2009. № 1. P.7
51. Kakonen J. Change and Continuity in the Baltic Sea Region. A
Historical Perspective. Europe and the New Role of the Regions / Ed. by S. Camiz, T. Melasuo. Tampere: Tampere Peace Research Institute, Occasional Papers, 2003, P. 80.
52. Ельцин Б.Н. Записки президента. М, 1994. 512 с.
53. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000. 365с.
54. Иванов И.С. Внешняя политика в эпоху глобализации. Статьи и выступления. М., 2002. 527 с.
55. Козырев А. В. Дискуссия о том, какой быть внешней политике России // Международная жизнь. 1993. № 2. С. 17
56. Козырев А.В. Стратегия партнерства // Международная жизнь. 1999. № 5. С. 4
57. Арбатов А.Г. Российская национальная идея и внешняя политика: (мифры и реальности).//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 1999. №°4. С. 86-89.
58. Арбатова Н.К. Национальные интересы и внешняя политика России (Европейское направление, 1991 - 1999 гг.)//диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук / Москва, 2003.С. 35-44.
59. Борко Ю.А. Россия и Европейский Союз: текущие проблемы и перспективы сотрудничества // Европа вчера сегодня, завтра / Институт Европы РАН; редкол.: Н.П. Шмелев (пред.) и др.; отв. ред. Н.П. Шмелев. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. - 823 с. ISBN 5-282-02115-3 С. 355 - 388.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ