Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №60601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х-НАЧАЛЕ 60-Х ГГ. XIX ВЕКА 12
1.1. Подготовка к реформированию народного образования 1
1.2. Реформа народного образования в системе реформ Александра II 19
1.3. Деятельность Министерства народного просвещения в годы
царствования императора Александра II 29
ГЛАВА 2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ 37
2.1. Начальные и средние учебные заведения: характерные черты и
особенности 37
2.2. Высшие учебные заведения. Университетский устав 1863 г 51
2.3. Женские учебные заведения 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность исследования. Государственная политика в области образования во второй половине XIX века характеризуется большим количеством существенных изменений, как в области законодательной базы, так и в области прав и обязанностей учащихся и руководителей образовательных учреждений, министерства, служащих. Особая роль общества в управлении государственными процессами в области изменений образовательной системы была значительна в пореформенный период и носила сначала общественно-государственный характер, после государственно-общественный. Так, особую актуальность подчеркивает тот факт, что в современном Законе «Об образовании в Российской Федерации» «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» . При этом для эффективного взаимодействия общества и государства необходимо изучение и теоретическое осмысление исторического опыта, который достаточно ярко представлен в результате общей системы реформ Александра II.
Для современных исследователей по проблемам государственно-общественного управления образование сформировались определенные условия: историко-культурные и социально-политические, которые
включают научный анализ указанной проблематики и пересмотр идеологических норм определенных периодов.
Объект исследования: реформы Александра II в области народного образования во второй половине XIX века.
Предмет исследования: процесс реформирования системы народного образования в России во второй половине XIX века, в период правления Александра II.
Хронологические рамки исследования: с 1856 г. до конца 1870-х гг. В середине 1850-х гг. начинается активная подготовка реформ в области образования, основные положения которых были закреплены в уставах и положениях учебных заведений в 1860-е - 1870-е гг.
Цель исследования: анализ процесса реформирования системы народного образования в России во второй половине XIX века, в годы правления Александра II.
Автор поставил перед собой следующие задачи:
• рассмотреть процесс подготовки реформирования народного образования в системе в годы правления Александра II;
• рассмотреть политику в сфере народного образования в России во второй половине 50-х-начале 60-х гг. XIX века в общей системе реформ;
• выявить специфику деятельности министерства народного просвещения во второй половине XIX века;
• выявить характерные черты в развитии начального и среднего
образования в пореформенный период;
• проанализировать университетский устав 1863 года и определить особенности развития высшего образования;
• рассмотреть процесс реформирования женских учебных заведений.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении лекционного курса по истории России в пореформенный период, разработке специальных курсов по истории образования и педагогики второй половины XIX века. Материалы могут быть использованы для изучения процесса реформирования современной системы образования в общей системе реформирования образовательного процесса в России, как историками, так и педагогами и юристами.
Методы исследования. Методологической основой исследования является комплексный подход к источникам, законодательным актам, историографическим исследованиям, монографиям. В основе исследования историко-культурный метод, путем выделения проблем и определение компонентов внутри них; конструктивно-генетический, путем рассмотрения проблем во времени и пространстве; историко-компаративистский метод, посредством сравнения более ранних периодов и этапов подготовки реформирования в системе образования с помощью сравнения и сопоставления.
Относительно общего научного комплекса методов следует выделить следующие: источниковедческих анализ законодательных актов, трудов; сравнительно-исторический анализ текста источника и его изучение в историографии. В исследовании использовались методы по принципу взаимодополняемости для решения соответствующих задач.
Степень изученности. Несмотря на большой спектр исследований в области реформирования образования с учетом современных исследований в комплексе не было. Поэтому данная проблематика легла в основу нашей исследовательской работы.
Источники. Источниковой базой исследования являются законодательные акты в области образования во второй половине XIX века среди которых в исследовании использованы: Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1855 г., Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг., Свод законов Российской империи, Положение о городских училищах и учительских институтах от 31 мая 1872 года № 50909, Положение о женских училищах
ведомства Министерства народного просвещения, 1885, Сборник постановлений по Министерству народного просвещения Царствование императора Александра II, Т. 7, 1877-1881, Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 1874-1876 гг., Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, высочайше утвержденный 30 августа 1855 г., Циркулярное предложение по поводу Высочайшего повеления о приёме неограниченного числа студентов во все факультеты университетов, 1867 г., Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Данные источники послужили основой исследования вопросов реформирования системы образования во второй половине XIX века.
Важным источником являются статистические материалы, годовые отчеты министерств и ведомств, в частности Министерства народного просвещения, в том числе государственных, частных и общественных учебных заведений.
Историография. Теоретическую основу исследования народного образования во второй половине XIX века составили идеи о закономерности формирования государственной политики в сфере образования в России (С.В. Рождественский, Н.В. Чехов, В.В. Григорьев, П.Ф. Каптерев ); идеи, которые обосновывали государственно-общественное взаимодействие в системе образования (Р.Г. Эймонтова, Ф.А. Фрадкин).
С.В. Рождественский , в работе посвященной историческому обзору деятельности Министерства Народного Просвещения в 1802 - 1902 годах, анализируя работу графа Д.А. Толстого, занимающего пост Министра Народного Просвещения с 1866 по 1880 год. Особое внимание исследователь уделяет истории становления учебных заведений, их структуре.
Григорьев В.В. в «Историческом очерке русской школы» рассматривает историю становления и развития народного образования обозная хронологические рамки - от Древней Руси до царствования императора Александра II, характеризуя деятельность последнего и опираясь, в основном, на Положение 31 мая 1872 г. «О городских училищах» и «О учительских институтах» исследователь кратко излагает основные цели и задачи учительских институтов, отмечает особенности в процессе обучения воспитанников, а также указывает учительские институты, открытые в Российской Империи к началу XX века: «Открытие первых учительских институтов последовало в Санкт-Петербурге в 1872 году и в том же году в Москве; затем были открыты учительские институты в Глухове в 1874 г., в Феодосии в 1874 году, в Вильно в 1875 году, в Казани в 1876 году, в Белгороде в 1876 году, в Оренбурге в 1878 году».
Важная роль в исследованиях начального образования принадлежит Г.А. Фальборку и В.И. Чарнолускому. В исследуемой проблематике особая роль принадлежит публикациям в научно-педагогических журналах второй половины XIX- нач. XXI века по исследуемому вопросу.
Начиная с 60-х гг. XIX с началом реформирования системы образования стали появляться исследования, которые затрагивали образовательные вопросы. Так, например, появился труд В.Ф. Дерюжинского «Полицейское право», где указывал, что общественное управление должно отдаваться сферам народного образования.
Историография советского периода характеризуется различным уровнем идеологического содержания в исследованиях, посвященным реформам Александра II.
В советской историографии особая роль принадлежит исследованиям Н.Н. Кузьмина и Ф.Г. Паначина, которые систематизировали законодательные акты и представили их анализ. В некотором роде их исследования были одними из первых, которые положили основу систематизации знаний в области образовательной политики государства во второй половине XIX века. Н.Н. Кузьмин в частности посвятил особое внимание учительским институтам, основанным в 1872 году.
Исследование Ососкова А.В. представлено изучением вопросов начального образования в дореволюционной России. На всероссийском съезде учителей П.Ф. Каптерев подчеркивал наступление общественного периода в деле народного образования.
В современной историографии по вопросам исследования проблем реформирования в области образования во второй половине XIX века следует рассматривать публикации историков, педагогов, юристов, а так же междисциплинарные исследования. Так, исследование реформ Александра II в современной периодической печати принадлежат Пановой Л.Н., Постникову Н.А., Позднякову А.Н..
Важную роль в изучении реформирования образования во второй половине XIX играют педагогические исследования Н.К. Гончарова.
Особую группу при изучении данной проблематики составляют монографии, диссертационные исследования современных исследователей.
Монография А.Ф. Петрова «Формирование системы университетского образования в России» - фундаментальное исследование, которое внесло большой вклад в формирование современной историографии императорских университетов и отечественной культуры. В монографии представлена детальная реконструкция событий университетского строительства в первой половине XIX века, где особое внимание уделено процессу формирования государственной системы университетского образования, детально рассмотрены первая (1804 г.) и вторая (1835 г.) университетские реформы. Итогом указанных реформ была разработка основного закона жизни императорских университетов - их общих уставов, строго регламентирующих их деятельность как целостной образовательной системы.
Вопросы университетского образования второй половины XIX века рассматривали ряд авторов в книге «Университетская идея в Российской империи XVIII- начало XX веков» , где рассмотрены вопросы значения университетов в системе народного воспитания, университетский устав, развитие науки в университетах.
Работа Сысоева Е.К. «Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество» представляет собой исследование системы становления и развития общеобразовательной школы, особая роль уделена влиянию общественности на образовательный процесс начальных и средних учебных заведений.
В 2016 году вышла работа Любжина А.И. «История русской школы императорской эпохи» . Один из томов большого труда посвящен русской школе XIX столетия, в частности истории начального и среднего образования. Научное исследование представлено на основе архивных материалов, приведены статистические исследования. Особое внимание в работе уделено образовательной политике и образовательной системе Х1Х века.
Представленный обзор не исчерпывает все исследования по вопросам реформирования и развития образования во второй половине XIX века. В работе приведены наиболее значимые из них, которые затрагивают отдельные аспекты государственной политики Александра II. Анализ опубликованных исследований позволяет сделать вывод о том, что исследуемая тема заслуживает особого внимания в ее изучении.
Структура выпускной квалификационной работы. Цель, задачи и предмет исследования определили его структуру. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении государственной политики в области образования во второй половине XIX века и системе ее реформирования достигнута поставленная цель исследования - проанализирован процесс реформирования системы народного образования в России во второй половине XIX века, в годы правления Александра II. Решены следующие задачи: рассмотрен процесс подготовки реформирования народного образования в системе в годы правления Александра II; рассмотрена политика в сфере народного образования в России во второй половине 50-х- начале 60-х гг. XIX века в общей системе реформ; выявлена специфика деятельности министерства народного просвещения во второй половине XIX века; выявлены характерные черты в развитии начального и среднего образования в пореформенный период; проанализирован университетский устав 1863 года и определить особенности развития высшего образования; рассмотрен процесс реформирования женских учебных заведений.
В результате деятельности пореформенной школы, прежде всего, повысилась грамотность населения. По сравнению с серединой XIX века, когда грамотного населения было 2%, а в городах не более 4%, овладение грамотой одной третью жителей Российской Империи, безусловно, большое достижение. Характерно, что большее число грамотных (60%) были жители в возрасте до 30 лет, - тех, кто обучался в пореформенный период.
Большое значение принадлежит в создании народной школы. Можно говорить о том, что ее была заложена основа для дальнейшего распространения грамотности среди населения. В официальных документах Министерства народного просвещения в конце XIX века постоянно отмечалось, что достигнутые результаты недостаточны. Статистика не показывает уровень образованности, а, следовательно, уровень общей культуры. И не смотря на увеличение числа школ, их рост отставал от прироста населения. Конечно, в крупных городах повысилась доступность школы, в губернских же городах нет, а в сельской местности, особенно отдаленных, иногда и вовсе отсутствовали. То есть, не смотря на очевидное увеличение в пореформенный период числа народных училищ, уровень образования оставался на уровне элементарной грамотности. Политика правительства в начальном образования, причем не только финансовая, свидетельствовала о том, что такое положение вполне соответствовало его интересам. Власти рассматривали народную школу, прежде всего, как средство сохранения в народной среде верноподданных и богобоязненных чувств. Но парадокс состоял в том, что жизнь требовала от школы решения других задач, определяемых происходившей в стране общественно-экономической модернизации.
Уровень развития среднего образования и эффективность работы средней школы к концу XIX века были не высокими. Так, например, был очень низким процент выпускников средней школы полного курса обучения.
Проблемы развития системы общеобразовательной школы, большей доступности среднего образования и повышения в целом уровня образованности общества были актуальными на рубеже XIX-XX вв. Необходимость пути их решения активно обсуждались общественностью. Однако разрешение этих проблем было возможно при сохранении определяющей роли правительства.
Высшее образование в свою очередь законодательно опиралось во второй половине XIX века на главный документ утвержденный в 1863 году «Устав императорских университетов». Представление университетам определенной автономии сопровождалось изданием серии законов, направленных на усиление контроля, расширение инспекции. Зачисление в штат, в том числе профессором, осуществляли путем выборов. У университетов появилась возможность самим открывать кафедры, а так же самостоятельно присуждать ученые степени и звания. Особенно подчеркивался светский характер учебного заведения (университета). Однако и сохранилось право министерства утверждать и увольнять преподавателей, утверждать университетские правила и инструкции, назначать студентам пособия.
Женские учебные заведения в пореформенное время претерпели изменения в связи с включением их в государственную школьную систему. В основе было «Положение о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения» от 30 мая 1858 г., а соответственно создавались женские училища. В результате реформы Александра II положили начало искоренению гендерного неравенства в отечественном высшем образовании.
Отметим, особую роль общественности в системе образования во второй пол. XIX века в России. За это время основывались педагогические общества и комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. При этом общественность имело весомую роль в контроле начальное народного образования, женского и внешкольного образования, а так же профессиональной школы.



1. Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1855 г. СПб., 1856. - С.150-151.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016 г. (до 1 января 2017 г.) http://zakon-ob-obrazovanii.ru/89.html- Дата обращения: 15.04.2017
3. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1862¬1864 гг. - СПБ, 1865.
4. Свод законов Российской империи [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.runivers.ru/lib/book7372/ - Дата обращения: 22.12.16
5. Положение о городских училищах и учительских институтах от 31 мая 1872 года № 50909// Полное 727 - 736.
6. Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XCIX. - СПб: Тип. Императорской Академии Наук, 1885. - С. 7-11. http://www.runivers.ru/bookreader/book451469/#page/1/mode/1up- Дата обращения: 15.02.2017
7. собр. законов Российской Империи. - Собр. II. - Т. 47, ч. 1. - С.
8. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения
Царствование императора Александра II, 1877-1881. Т. 7 / Россия. Министерство народного просвещения. - СПб: Типография
министерства внутренних дел, 1883. - 1238 с.
9. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 1874-1876 гг. - СПб.: Типография П.П. Сойкина., 1901. - Т. 6. - 1698 с.
10. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, высочайше утвержденный 30 августа 1855 года (с последующими дополнениями, изменениями, циркулярными
распоряжениями и предписаниями по 1 янв. 1884 г. - Санкт-Петербург: Типолит.К.Штремера, 1884. 346 с.
1Ш|у//11эб.рф/саЫ1оц/005664 000048 RiiPRLIB220034]]/viCXVei7 - Дата
обращения: 20.03.2017
11. Циркулярное предложение по поводу Высочайшего повеления о приёме неограниченного числа студентов во все факультеты университетов // Сборник распоряжений по министерству народного просвещения. СПб, 1867. T.III. Стлб. 215-216.
II. Литература
1. Артамонова, Л.М. Первая реформа Александра II: Создание женской образовательной школы в начале правления царя-реформатора [Текст] / Л. Артамонова // Родина. - 2014. - №4. - С. 20-24.
2. Биюшкина, Н.И. Политика Александра III в сфере образования // Актуальные проблемы российского права, 2010. № 3. - С. 37-43.
3. Блинова, Е.Е. Развитие начального образования во второй половине XX в. [Текст] // Известия волгоградского государственного педагогического университета, 2011. № 1. Т.55. - С. 134-136.
4. Богуславский, М.В. Реформы Российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект [Текст] // Вопросы образования, 2006. № 3. - С. 5¬21.
5. Бурдаков, Д.В. Реформирование гимназического образования во второй половине XIX в. (на примере мужской гимназии Елецкого уезда Орловской губернии) [Текст] // FILO ARIADNE, 2016. №1. - С. 200¬207.
6. Великие реформы России. 1856-1874: Сборник / Под ред. Захарова Л.Г., Эклоф Б., Бушнелл Дж. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с.
7. Вертеловский, А. Ф. Реформы Императора Александра II:
исторический очерк / А.Ф. Вертеловский - Харьков: Университетская типография, 1880. - 49 с.
8. Гадзяцкий, П.П. Двадцатипятилетие царствования государя императора Александра II/ сост. П. Гадзяцкий . - С.-Петербург: Типо-лит. А. Е. Ландау , 1881. - 147 с.
9. Гончаров, М.А. Государственное управление учебными заведениями отраслевыми ведомствами и министерствами в России второй половины XIX - начала XX века (на основе архивных источников, юбилейных обзоров министерств, материалов статистики) [Текст] // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 2. - С. 92-109.
10. Гончаров, М.А. Научно-педагогическая и методическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя второй половины XIX - начала XX в. [Текст] // Библиотековедение. № 5. 2012. - С. 42 - 49.
11. Гончаров, М.А. Нормативно-правовые основы организации управления педагогическим образованием в России в первой половине XIX века [Текст] // Преподаватель XXI век. 2013. Т. 1. № 1. - С. 162-170.
12. Гончаров, М. А. Русские педагогические журналы и их влияние на образование России середины XIX - начала XX века [Текст] / М. А. Гончаров // Библиотековедение. - 2011. - № 4. - С. 112-116.
13. Гончаров, М.А. Подготовка педагогических кадров в России В XIX - начале XX в. [Текст] // Преподаватель XXI века, 2011. №1. - С. 129¬139.
14. Гончаров, М.А. Становление и развитие государственно¬общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII- XX века [Текст] // диссертация н соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М, 2014.- 485 с.
15. Гончаров, М.А. Становление и развитие государственно¬общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX века» (по результатам научного исследования) [Текст] // Преподаватель XXI век. - Выпуск № 3. Т. 1, 2014. - С. 22-31.
16. Грачева, Ю.Е. История возникновения Министерства народного просвещения в отечественной историографии [Текст] // Вестник ПСТГУ, 2015. Вып. 4 (65). - С. 58-69.
17. Григоровский, П.И. О реформе университетов в России / П.И. Григоровский. - СПб: Тип. Морского Министерства, 1909. - 49 с.
18. Григорьев, В. В. Исторический очерк русской школы [Текст] / В.В. Григорьев. - М.: тип. Мамонтова, 1900. - 588 с.
19. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. Издание второе дополненное. Спб.: Сенатская типография, 1908. XII, - 552 с.
20. Донин, А.Н. Университетские реформы в России: общественная мысль и практика: Вторая половина XIX в. / А.Н. Донин. Саратов: СГСЭУ, 2003 - 256 с.
21. Иванченкова, О.В. Реформы в России во второй половине XIX века / О.В. Иванченкова, Л.А. Лернер. - Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия, 2003. - 34 с.
22. Иерусалимская, С.Ю. Исторический опыт функционирования системы народного образования Верхнего Поволжья в XIX в. [Текст] // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Ярославль: Отдел оперативной полиграфии ЯрГУ, 2015. - 49 с.
23. Изместьева, Г.Н. Образование в России во второй половине XIX века. - М.: МИИТ, 2005. - 27 с.
24. Ильин, В.В., Панарин, А.С., Ахиезер, А.С. Реформы и контрреформы в России [Текст]/ Под ред. В.В. Ильина. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 400 с.
25. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М.
Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. - М.:
Педагогика, 1982. — 703 с.
26. Ковальченко, И. Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года [Текст] // Отечественная история / РАН. Институт российской истории. - М.: Наука, 1994. - N 2. - C. 3-17.
27. Кочурина, С.А. К вопросу о деятельности министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров (1906-1917 гг.) [Текст] // Вестник ТГПУ, 2011. №13 (115). - С. 17-21.
28. Кузьмин, Н.Н. Учительские институты в России [Текст] / Н.Н. Кузьмин. Челябинск: 1975. - 40 с.
29. Лаптева, Л.П. История российских университетов XVIII - начала XX века в новейшей отечественной литературы (1985-1999 годы) [Текст] // Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных статей: Вып.5. - Воронеж: Издательство Московского государственного университета, 2000. - С. 3-28.
30. Лекции по истории отечественной педагогики [Текст] / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Осовский. - М.: ТЦ "Сфера", 1995.
31. Лихачева, Е.О. Материалы для истории женского образования в
России 1856-1880 [Текст] / Е.О. Лихачева. - СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1901. - 647 с. http://static.my-
shop.ru/product/pdf/112/1117560.pdf- дата обращения: 10.01.2017
32. Лубашов, В.А. Реформирование образования в процессе общепедагогической дискуссии конца 50-х годов XIX в. // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». 2009. №3 (4). http://grani.vspu.ru/files/publics/57_st.pdf(дата обращения: 27.02.2017)
33. Любжин, А.И. История русской школы императорской эпохи [Текст]. В 3 т. Т.1: Русская школа XIX столетия. Кн. II. - М.: Никея, 2016. - 952 с.
34. Максимович, П. П. Женские училища ведомства Министерства народного просвещения в губерниях С.-Петербургского учебного округа [Текст] / П. П. Максимович. - СПб.: Тип. и Литогр. А. Траншеля, 1865. - 135 с.
35. Макушин, Л.М. Программы Н. А. Валуева и А. В. Головина накануне цензурной реформы 1865 г. // Известия уральского федеральногоуниверситета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры, 2009. №1-2. - С. 227-236.
36. Моральное и духовное состояние учителя [Текст] // Русская школа. 1914. № 12. - С. 18.
37. Новиков, М. В., Перфилова, Т. Б. Университетский вопрос в 1866¬1884 гг. [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2014. №1. - С. 22-33.
38. Овчинников, А.В. Образовательное законодательство России во второй половине 60 - начале 70-х годов XIX века // Непрерывное образование, 2014. №1(7). - С. 48-51.
39. Орлова, Н.Е. Российский «Журнал Министерства народного просвещения» в 30-60-х гг. XIX в.: интерес к проблемам становления государственной системы начального образования в Англии [Текст] // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Вып.1. / Редкол.: О.А. Яновский. - Мн.: БГУ, 2004. - С. 100-104.
40. Ососков, А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
41. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки [Текст] / Ф.Г. Паначин. - М.: Педагогика, 1979. - 216 с.
42. Панова, Л.Н. Исторический смысл буржуазных реформ Александра II в свете современного опыта [Текст] // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2-1 (7). С. 33-38.
43. Петров, Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Том 1: Российские университеты и Устав 1804 -х года: Студенчество [Текст]. - М.: Издательство Московского университета,
2002. - 416 с.
44. Петров, Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Том 4: Российские университеты и люди 1840-х годов. Часть 2: Студенчество [Текст]. - М.: Издательство Московского университета, 2003. - 464 с.
45. Пирумова, E. M. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX в. [Текст] / Е. М. Пирумова. - М.: Наука, 1977. - 289 с.
46. Поздняков, А.Н. Образовательная реформа Александра II по некоторым материалам «Журнала Министерства народного просвещения» [Текст] // Известия Саратовского университета, 2013. Т.13, Вып.4. - С. 12-16.
47. Поздняков, А.Н. Об истории становления женского образования в России: по материалам Е.О. Лихачевой [Текст] // Педагогика и современность, 2003, №3. - С. 32-38.
48. Погодин, М.П. Историко-политические письма и записки в продолжении Крымской войны. 1853-1856 [Текст]. - М.: Тип. В.М. Фриш, 1874. - 390 с.
49. Постников, Н.А. Из истории становления педагогического
образования в Курской губернии (конец XIX - начало XX в.) [Текст] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2016. № 1 (37). - С. 152-159.
50. Реушенко, А.А. Первые женские учебные заведения 2-ой половины XIX века в Воронежской губернии // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2016, №2(7). - С.31-34.
51. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 [Текст] / С.В. Рождественский. - СПб: М-во нар. прос., 1902. - [2], II, 785 с.
52. Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных
статей: Вып.5. - Воронеж: Издательство Московского
государственного университета, 2000 - 232 с.
53. Реформы Александра II. - М.: Юридическая литература, 1998. - 464 с.
54. Санкт-Петербургский университет в XVIII-XX вв.: европейские традиции и российский контекст: Труды международной научной конференции / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко, И.Л. Тихонов. - СПб: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. - 495 с.
55. Скоробогатова, В. В., Рузанов, С. В., Токарев, Г. М. Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века // Молодой ученый, 2016. - №27. - С. 295-297.
56. Смирнов, В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 310 с.
57. Сушко, А.В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861¬1884 гг.). - СПб: СПбМА им. И.И. Мечникова, 2010. - 256 с.
58. Сысоева, Е.К. Школа в России. XVIII- начало XX вв.: власть и общество [Текст] / Е.К. Сысоева. - М.: Новый хронограф, 2015. - 512 с.
59. Тарабановская, Е.А Развитие системы государственного управления
образованием в России в XIX — начале XX века (на примере Северного Прикаспия): монография / Е.А. Тарабановская. - М.:
КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. - 228 с.
60. Телешов, С.В. Министерство народного просвещения и его ученый
комитет [Текст] // Известия российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. №139. - С. 97¬105.
61. Титов, А.А. Реформы Александра II и их судьба [Текст]. - М.: Типография И. Д. Сытина, 1910. - 200 с.
62. Университетская идея в Российской империи XVIII- начало XX веков:
Антология [Текст] / сост. А.Ю. Андреев, С.И. Посохов. - М.:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 527 с.
63. Цирюльников, А. М. История образования в портретах и документах [Текст] / А. М. Цирульников. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 267 с.
64.Чарнолуский В.И., Фальборк Г.А. Народное образование в России [Текст] / И.В. Чарнолуский, Г.А. Фальборк. - Санкт-Петербург: Изд-во Поповой, 1900. - 264 с.
65.Чесноков, В.И. Проблема замещения кафедр и формирование системы «профессорских стипендиатов» в российских университетах времени царствования Александра II [Текст] // Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных статей: Вып.5. - Воронеж, 2000. - С. 102-123.
66. Чехов, Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века [Текст] / Н. В. Чехов. - М.: «Польза» В. Антик и К°, 1912. - 224 с.
67. Чирскова, И.М. Университеты в системе правительственной политики России второй половины XIX века [Текст] // Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных статей: Вып.5. - Воронеж: Издательство Московского государственного университета, 2000. - С. 65-85.
68. Шабалина, О.Л., Шабалин, Г.Ю. Правовое регулирование сферы
образования в дореволюционной России [Текст] // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки.
Юридические науки. 2016. № 5. С. 97-100.
69. Эймонтова, Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века [Текст] / Р.Г. Эймонтова; РАН, Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1993. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ