Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Александр II: человек и государственный деятель

Работа №37486

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы31
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
592
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Биография Александра II 5
§1.1. Факторы, оказавшие влияние на формирование личности
Александра II 5
§ 1.2. Основные факторы царствования Александра II 7
Глава 2 Государственная деятельность Александра II 9
§ 2.1. Внутренняя политика Александра II 9
§ 2.2. Реформы, проведенные Александром II 12
Глава 3 Внешняя политика Александра II 20
§ 3.1. Присоединение Средней Азии 20
§ 3.2. Русско-турецкая война 23
Заключение 28
Список использованных источников 32


В российской исторической литературе Александр II считается царем-освободителем. Так назвал его впервые один из борцов борец с самодержавием в России А.И.Герцен.
Судьба и история предначертали Александру II сыграть роль реформатора в российском государстве. Удачными ли были его реформы, мы можем судить по произведениям авторов, представляющих тот период времени. Тональность этих произведений очень разнообразна – можно встретить хвалебно-восторженные воспоминания мемуаристов-монархистов, но есть и уничтожительно-антимонархические высказывания.
Но можно обратиться и к другой литературе, обстоятельно анализирующей причины того, что преобразования Александра II были непоследовательными, они носили характер как объективный, так и субъективный. Об этом говорится в работах историков А.А. Корнилова и В.О. Ключевского (конец XIX-начало XX в.). С блистательной точностью и наблюдательностью они характеризуют личность императора и его ближайшее окружение, в результате чего мы понимаем, что трудности в ходе реформ обуславливали не только мнительность и нерешительность Александра II, а в большей степени сопротивление реакционного дворянства.
Актуальность. Данная тема актуальна благодаря неугасающему интересу к личности императора-освободителя Александра II. Актуальнейшей темой для нас и истории является соотнесение опыта крупнейших реформ преобразовательной эпохи прошлого века и современности.
Хотя со времени Великих реформ прошло уже более столетия, многие исследователи считают, что все последующее развитие России – экономическое, социальное, политическое и культурное – имело своей отправной точкой те события и движения, которые возникли в 50 – 70-х годах ХIХ в.)
Требует более глубокого изучения и обобщения ситуация для реформ тогда и сейчас: причины, характер и следствия изменения всей системы административных институтов, деятельность реформаторов, их побудительные мотивы, просчеты и ошибки, борьба прогрессивных и консервативных сил.
Цель данной работы – изучить и проанализировать исторический портрет Александра II.
Задачи:
1. Изучить биографию Александра II и основные факторы его царствования.
2. Описать государственную деятельность, предпосылки и ход реформ Александра II.
3. Охарактеризовать внешнюю политику периода царствования Александра II.
Объект исследования – личность и эпоха императора Александра II.
Предмет исследования – деятельность императора Александра II.
В качестве теоретической базы были использованы работы В.Ключевского, Л. Ляшенко, Н. Эйдельмана и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области правления императора Александра II.
Методы, использованные в данной работе, составили: анализ теоретических источников по теме исследования, обобщение и классификация, реферирование и цитирование.
Новизна исследования в том, что в нем, в отличие от множества работ, касающихся того периода времени акцентируется роль Александра II, названного современниками царем-освободителем и реформатором.
Практическое значение исследования состоит в том, что собранные и обобщенные в нем материалы и выводы могут быть использованы при написании соответствующих разделов в трудах по истории Отечества, при разработке вузовских лекционных курсов по внешней и внутренней политике России во второй половине XIX в., спецкурсах по периоду царствования Александра II.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать ряд выводов.
Наследник династии Романовых Александр Николаевич родился 29 апреля 1818 года в Москве. Годы правления с 1855 по 1881 год. После вступления своего отца, Николая 1, в права императора в 1825 году, он оказался первым в очереди на престол, так как являлся старшим сыном.
Будучи прямым наследником, Александр с малых лет готовился к роли государственного правителя. Он получал прекрасное образование, не выходя из царских покоев. В числе его учителей значились такие небезызвестные фамилии как Сперанский, Жуковский, Канкрин и другие.
Императорскую корону Александр получил 3 марта 1855 года. Вместе с правами на престол ему достались и неразрешенные проблемы Крымской войны, а также недовольное декабристской ссылкой 1825 года общество. Разобраться с ними Александру 2 удалось вполне успешно. Оттого период его правления называют «освободительским».
Реформы Александра II – попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения. Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя.
Отменив крепостное право в 1861 году, Александр II запечатлел свое имя в русской истории. Крестьянам были дарованы личная свобода и общегражданские права.
По итогам реформы помещики утратили возможность вмешиваться в личную жизнь крестьян, продавать и переселять их.
Несостоятельность отечественной армии стала очевидна после поражения России в Крымской войне. В целях совершенствования военного управления был организован комплекс мер по совершенствованию армии. Были образованы военные округа, которыми командовали генерал-губернаторы.
Реформа народного образования. Целью реформы было увеличение количества грамотных людей среди населения. Был создан Совет университетов, на обеспечение которого передавались вопросы назначения ректоров, присуждения учебных степеней и планирования расходов. Был ликвидирован государственно-церковный монополизм на содержание образовательных учреждений. Открывать учебные заведения теперь разрешалось частным лицам и общественным организациям.
Городская реформа. Целью городской реформы было предоставление населению городов права на ведение своего городского хозяйства. Согласно принятому в 1870м году Городовому положению, под ответственность городских управ были отданы задачи по благоустройству школ и медицинских учреждений.
Земская реформа. Целями земской реформы стало создание всесословных избираемых органов управления земствами, которые более не относились к административной власти. Земское самоуправление теперь отвечало за медицину, школы, состояние дорог и ведение хозяйства в своём регионе.
Судебная реформа. Важным направлением внутренней политики в эти годы стало изменение правового поля. При Александре II были созданы: институт нотариусов, институт присяжных заседателей, адвокатура. Судебные органы стали выборными, а процесс судопроизводства был упрощён.
Реформы Александра II были обоснованы и своевременны, поэтому стали мощным толчком для развития России. Его правление называют «эпохой реформ» из-за радикальных преобразований многих сторон русской жизни.
Александр II взошел на престол после Крымской войны, в тяжёлые для России времена. Внешняя политика Александра II была направлена на усиление Российского авторитета среди остальных мировых держав.
Новый правитель приступил к решению внешнеполитических проблем страны. Во второй половине XIX Россия находилась в дипломатической изоляции после Крымской войны. Существовала необходимость наладить отношения с Японией и США. В планы входило расширение территорий на Дальнем востоке и в средней Азии.
Правительство держало внешнеполитический курс на создание новых политических союзов с целью сохранения мира между Европейскими государствами и восстановления потерянного международного престижа.
Внешняя политика Александра 2 была многогранной и осуществлялась сразу в нескольких направлениях:
1873 г. ознаменовался созданием «союза трёх императоров». Участниками стали Россия, Германия и Австро-Венгрия. Страны договорились на постоянной основе проводить совещания по вопросам ведения международной политики. У России появились официальные партнёры – это означало преодоление дипломатической изоляции.
Результатом активной работы Российских дипломатов на Западе стала отмена нейтрализации Черноморского побережья в 1871 году. Стране снова разрешили дислоцировать военный флот на берегах Чёрного моря. Теперь Россия могла полноценно участвовать в разделе сфер влияния на Балканском полуострове, где процветали националистические движения.
Благодаря внешней политике Александра II у России улучшились отношения с Китаем. Этому способствовала позиция России в ходе и по окончании второй опиумной войны (1856-1860 годы). Отечественные власти не поддержали западные державы, а встали на сторону Китая, который не желал становиться колонией. В 1860 г. был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай признал Приморский край российским.
В 1867 году состоялась продажа Аляски США. Связь с этим регионом страны была затруднительна, а на содержание уходило много расходов. Российские власти посчитали потерю Аляски неизбежной. Поэтому было принято решение извлечь из этого финансовую выгоду и продать земли. Сделка имела и политический подтекст. Продажей Аляски Александр II продемонстрировал Англии и Франции, что выступает на стороне США в международных делах. Полученные деньги были вложены Александром в развитие страны, в том числе строительство московско-рязанской и курско-киевской железных дорог.
В 1877–1878 гг. российские войска воевали против Турции. Безоговорочная победа России укрепила отечественное влияние на Ближнем Востоке.
Правительство во главе с Александром II организовало программу присоединения и освоения Средней Азии. Это привело к соперничеству с Англией, желавшей превратить Среднюю Азию в свою колонию. Конфликт стал одной из самых горячих точек столкновения двух империй, но усилиями дипломатии был погашен.
Историки оценивают внешнюю политику Александра II, как успешную. Страна сохранила мирные отношения с другими великими державами и обзавелась союзниками.



1. Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. Т. 1. – М.; Таллин: АО «Скиф Алекс», 1994. –524с.
2. Дворниченко, А.Ю. История России до 1917 года: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 453 c.
3. История Российской империи. Александр II. – [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: http://www.rosimperija.info/post/845, свободный. (Дата обращения 13.09.2017)
4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 5. Курс русской истории. Ч. 5 / Под ред. В.Л.Янина. – М.: Мысль, 1989. – 476 с.
5. Козьменко, В.М. История международных отношений и внешней политики России (1648-2010): Учебник для студентов вузов / В.М. Козьменко. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 384 c.
6. Коломиец А.Г. Бремя «Великих реформ»: финансы России в правление Александра II. // Финансы, 2000.- №11.- с. 62-68
7. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М.: Высш. шк., 1993. – 446 с.
8. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств / Предисл. А. А. Левандовского. – М.: Мол. гвардия, 2004. – 359с.
9. Манифест Александра II об отмене крепостного права. – [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: http://www.liveinternet.ru/users/vm1955/post384850050/, свободный. (Дата обращения 13.09.2017).
10. Политическая история России : в 2 ч. : хрестоматия / В. И. Коваленко, А. Н. Медушевский, Е. Н. Мощелков. – М. : АО «Аспект Пресс»,. Ч. 2. – 1995. – 304 с.
11. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М.: Книга, Б.г., 1989.– 171 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ