Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №14299

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
658
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х-НАЧАЛЕ
60-Х ГГ. XIX ВЕКА 12
1.1. Подготовка к реформированию народного образования 1
1.2. Реформа народного образования в системе реформ Александра II 19
1.3. Деятельность Министерства народного просвещения в годы царствования императора Александра II 29
ГЛАВА 2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ 37
2.1. Начальные и средние учебные заведения: характерные черты и особенности 37
2.2. Высшие учебные заведения. Университетский устав 1863 г 51
2.3. Женские учебные заведения 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75

Актуальность исследования. Государственная политика в области образования во второй половине XIX века характеризуется большим количеством существенных изменений, как в области законодательной базы, так и в области прав и обязанностей учащихся и руководителей образовательных учреждений, министерства, служащих. Особая роль общества в управлении государственными процессами в области изменений образовательной системы была значительна в пореформенный период и носила сначала общественно-государственный характер, после государственно-общественный. Так, особую актуальность подчеркивает тот факт, что в современном Законе «Об образовании в Российской Федерации» «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» . При этом для эффективного взаимодействия общества и государства необходимо изучение и теоретическое осмысление исторического опыта, который достаточно ярко представлен в результате общей системы реформ Александра II.
Для современных исследователей по проблемам государственно-общественного управления образование сформировались определенные условия: историко-культурные и социально-политические, которые включают научный анализ указанной проблематики и пересмотр идеологических норм определенных периодов.
Объект исследования: реформы Александра II в области народного образования во второй половине XIX века.
Предмет исследования: процесс реформирования системы народного образования в России во второй половине XIX века, в период правления Александра II.
Хронологические рамки исследования: с 1856 г. до конца 1870-х гг. В середине 1850-х гг. начинается активная подготовка реформ в области образования, основные положения которых были закреплены в уставах и
положениях учебных заведений в 1860-е - 1870-е гг.
Цель исследования: анализ процесса реформирования системы народного образования в России во второй половине XIX века, в годы правления Александра II.
Автор поставил перед собой следующие задачи:
• рассмотреть процесс подготовки реформирования народного образования в системе в годы правления Александра II;
• рассмотреть политику в сфере народного образования в России во второй половине 50-х-начале 60-х гг. XIX века в общей системе реформ;
• выявить специфику деятельности министерства народного
просвещения во второй половине XIX века;
• выявить характерные черты в развитии начального и среднего образования в пореформенный период;
• проанализировать университетский устав 1863 года и определить особенности развития высшего образования;
• рассмотреть процесс реформирования женских учебных заведений. Практическая значимость. Практическая значимость исследования
состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении лекционного курса по истории России в пореформенный период, разработке специальных курсов по истории образования и педагогики второй половины XIX века. Материалы могут быть использованы для изучения процесса реформирования современной системы образования в общей системе реформирования образовательного процесса в России, как историками, так и педагогами и юристами.
Методы исследования. Методологической основой исследования является комплексный подход к источникам, законодательным актам, историографическим исследованиям, монографиям. В основе исследования историко-культурный метод, путем выделения проблем и определение компонентов внутри них; конструктивно-генетический, путем рассмотрения проблем во времени и пространстве; историко-компаративистский метод, посредством сравнения более ранних периодов и этапов подготовки реформирования в системе образования с помощью сравнения и сопоставления.
Относительно общего научного комплекса методов следует выделить следующие: источниковедческих анализ законодательных актов, трудов; сравнительно-исторический анализ текста источника и его изучение в историографии. В исследовании использовались методы по принципу взаимодополняемости для решения соответствующих задач.
Степень изученности. Несмотря на большой спектр исследований в области реформирования образования с учетом современных исследований в комплексе не было. Поэтому данная проблематика легла в основу нашей исследовательской работы.
Источники. Источниковой базой исследования являются законодательные акты в области образования во второй половине XIX века среди которых в исследовании использованы: Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1855 г. , Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг. , Свод законов Российской империи, Положение о городских училищах и учительских институтах от 31 мая 1872 года № 50909 , Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, 1885 , Сборник постановлений по Министерству народного просвещения Царствование императора Александра II, Т. 7, 1877-1881 , Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 1874-1876 гг. , Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, высочайше утвержденный 30 августа 1855 г. , Циркулярное предложение по поводу Высочайшего повеления о приёме неограниченного числа студентов во все факультеты университетов, 1867 г. , Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Данные источники послужили основой исследования вопросов реформирования системы образования во второй половине XIX века.
Важным источником являются статистические материалы, годовые отчеты министерств и ведомств, в частности Министерства народного просвещения, в том числе государственных, частных и общественных учебных заведений.
Историография. Теоретическую основу исследования народного образования во второй половине XIX века составили идеи о закономерности формирования государственной политики в сфере образования в России (С.В. Рождественский , Н.В. Чехов , В.В. Григорьев , П.Ф. Каптерев ); идеи, которые обосновывали государственно-общественное взаимодействие в системе образования (Р.Г. Эймонтова , Ф.А. Фрадкин ).
С.В. Рождественский , в работе посвященной историческому обзору деятельности Министерства Народного Просвещения в 1802 - 1902 годах, анализируя работу графа Д.А. Толстого, занимающего пост Министра Народного Просвещения с 1866 по 1880 год. Особое внимание исследователь уделяет истории становления учебных заведений, их структуре.
Григорьев В.В. в «Историческом очерке русской школы» рассматривает историю становления и развития народного образования обозная хронологические рамки - от Древней Руси до царствования императора Александра II, характеризуя деятельность последнего и опираясь, в основном, на Положение 31 мая 1872 г. «О городских училищах» и «О учительских институтах» исследователь кратко излагает основные цели и задачи учительских институтов, отмечает особенности в процессе обучения воспитанников, а также указывает учительские институты, открытые в Российской Империи к началу XX века: «Открытие первых учительских институтов последовало в Санкт-Петербурге в 1872 году и в том же году в Москве; затем были открыты учительские институты в Глухове в 1874 г., в Феодосии в 1874 году, в Вильно в 1875 году, в Казани в 1876 году, в Белгороде в 1876 году, в Оренбурге в 1878 году».
Важная роль в исследованиях начального образования принадлежит Г.А. Фальборку и В.И. Чарнолускому . В исследуемой проблематике особая роль принадлежит публикациям в научно-педагогических журналах второй половины XIX- нач. XXI века по исследуемому вопросу.
Начиная с 60-х гг. XIX с началом реформирования системы образования стали появляться исследования, которые затрагивали образовательные вопросы. Так, например, появился труд В.Ф. Дерюжинского «Полицейское право» , где указывал, что общественное управление должно отдаваться сферам народного образования.
Историография советского периода характеризуется различным уровнем идеологического содержания в исследованиях, посвященным реформам Александра II.
В советской историографии особая роль принадлежит исследованиям Н.Н. Кузьмина и Ф.Г. Паначина , которые систематизировали законодательные акты и представили их анализ. В некотором роде их исследования были одними из первых, которые положили основу систематизации знаний в области образовательной политики государства во второй половине XIX века. Н.Н. Кузьмин в частности посвятил особое внимание учительским институтам, основанным в 1872 году.
Исследование Ососкова А.В. представлено изучением вопросов начального образования в дореволюционной России . На всероссийском съезде учителей П.Ф. Каптерев подчеркивал наступление общественного периода в деле народного образования.
В современной историографии по вопросам исследования проблем реформирования в области образования во второй половине XIX века следует рассматривать публикации историков, педагогов, юристов, а так же междисциплинарные исследования. Так, исследование реформ Александра II в современной периодической печати принадлежат Пановой Л.Н. , Постникову Н.А. , Позднякову А.Н. .
Важную роль в изучении реформирования образования во второй половине XIX играют педагогические исследования Н.К. Гончарова .
Особую группу при изучении данной проблематики составляют монографии, диссертационные исследования современных исследователей.
Монография А.Ф. Петрова «Формирование системы университетского образования в России» - фундаментальное исследование, которое внесло большой вклад в формирование современной историографии императорских университетов и отечественной культуры. В монографии представлена детальная реконструкция событий университетского строительства в первой половине XIX века, где особое внимание уделено процессу формирования государственной системы университетского образования, детально рассмотрены первая (1804 г.) и вторая (1835 г.) университетские реформы. Итогом указанных реформ была разработка основного закона жизни императорских университетов - их общих уставов, строго регламентирующих их деятельность как целостной образовательной системы.
Вопросы университетского образования второй половины XIX века рассматривали ряд авторов в книге «Университетская идея в Российской империи XVIII- начало XX веков» , где рассмотрены вопросы значения университетов в системе народного воспитания, университетский устав, развитие науки в университетах.
Работа Сысоева Е.К. «Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество» представляет собой исследование системы становления и развития общеобразовательной школы, особая роль уделена влиянию общественности на образовательный процесс начальных и средних учебных заведений.
В 2016 году вышла работа Любжина А.И. «История русской школы императорской эпохи» . Один из томов большого труда посвящен русской школе XIX столетия, в частности истории начального и среднего образования. Научное исследование представлено на основе архивных материалов, приведены статистические исследования. Особое внимание в работе уделено образовательной политике и образовательной системе XIy^^.
Представленный обзор не исчерпывает все исследования по вопросам реформирования и развития образования во второй половине XIX века. В работе приведены наиболее значимые из них, которые затрагивают отдельные аспекты государственной политики Александра II. Анализ опубликованных исследований позволяет сделать вывод о том, что исследуемая тема заслуживает особого внимания в ее изучении.
Структура выпускной квалификационной работы. Цель, задачи и предмет исследования определили его структуру. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении государственной политики в области образования во второй половине XIX века и системе ее реформирования достигнута поставленная цель исследования - проанализирован процесс реформирования системы народного образования в России во второй половине XIX века, в годы правления Александра II. Решены следующие задачи: рассмотрен процесс подготовки реформирования народного образования в системе в годы правления Александра II; рассмотрена политика в сфере народного образования в России во второй половине 50-х- начале 60-х гг. XIX века в общей системе реформ; выявлена специфика деятельности министерства народного просвещения во второй половине XIX века; выявлены характерные черты в развитии начального и среднего образования в пореформенный период; проанализирован университетский устав 1863 года и определить особенности развития высшего образования; рассмотрен процесс реформирования женских учебных заведений.
В результате деятельности пореформенной школы, прежде всего, повысилась грамотность населения. По сравнению с серединой XIX века, когда грамотного населения было 2%, а в городах не более 4%, овладение грамотой одной третью жителей Российской Империи, безусловно, большое достижение. Характерно, что большее число грамотных (60%) были жители в возрасте до 30 лет, - тех, кто обучался в пореформенный период.
Большое значение принадлежит в создании народной школы. Можно говорить о том, что ее была заложена основа для дальнейшего распространения грамотности среди населения. В официальных документах Министерства народного просвещения в конце XIX века постоянно отмечалось, что достигнутые результаты недостаточны. Статистика не показывает уровень образованности, а, следовательно, уровень общей культуры. И не смотря на увеличение числа школ, их рост отставал от прироста населения. Конечно, в крупных городах повысилась доступность школы, в губернских же городах нет, а в сельской местности, особенно отдаленных, иногда и вовсе отсутствовали. То есть, не смотря на очевидное увеличение в пореформенный период числа народных училищ, уровень образования оставался на уровне элементарной грамотности. Политика правительства в начальном образования, причем не только финансовая, свидетельствовала о том, что такое положение вполне соответствовало его интересам. Власти рассматривали народную школу, прежде всего, как средство сохранения в народной среде верноподданных и богобоязненных чувств. Но парадокс состоял в том, что жизнь требовала от школы решения других задач, определяемых происходившей в стране общественно- экономической модернизации.
Уровень развития среднего образования и эффективность работы средней школы к концу XIX века были не высокими. Так, например, был очень низким процент выпускников средней школы полного курса обучения.
Проблемы развития системы общеобразовательной школы, большей доступности среднего образования и повышения в целом уровня образованности общества были актуальными на рубеже XIX-XX вв. Необходимость пути их решения активно обсуждались общественностью. Однако разрешение )тих проблем было возможно при сохранении определяющей роли правительства.
Высшее образование в свою очередь законодательно опиралось во второй половине XIX века на главный документ утвержденный в 1863 году «Устав императорских университетов». Представление университетам определенной автономии сопровождалось изданием серии законов, направленных на усиление контроля, расширение инспекции. Зачисление в штат, в том числе профессором, осуществляли путем выборов. У университетов появилась возможность самим открывать кафедры, а так же самостоятельно присуждать ученые степени и звания. Особенно подчеркивался светский характер учебного заведения (университета). Однако и сохранилось право министерства утверждать и увольнять преподавателей, утверждать университетские правила и инструкции, назначать студентам пособия.
Женские учебные заведения в пореформенное время претерпели изменения в связи с включением их в государственную школьную систему. В основе было «Положение о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения» от 30 мая 1858 г., а соответственно создавались женские училища. В результате реформы Александра II положили начало искоренению гендерного неравенства в отечественном высшем образовании.
Отметим, особую роль общественности в системе образования во второй пол. XIX века в России. За это время основывались педагогические общества и комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. При этом общественность имело весомую роль в контроле начальное народного образования, женского и внешкольного образования, а так же профессиональной школы.



1. Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1855 г.
СПб., 1856. - С.150-151.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016 г. (до 1 января 2017 г.) http://zakon-ob-obrazovanii.ru/89.html - Дата обращения: 15.04.2017
3. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1862¬1864 гг. - СПБ, 1865.
4. Свод законов Российской империи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.runivers.ru/lib/book7372/ - Дата обращения:
22.12.16
5. Положение о городских училищах и учительских институтах от 31 мая 1872 года № 50909// Полное 727 - 736.
6. Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XCIX. - СПб: Тип. Императорской Академии Наук, 1885. - С. 7-11. http://www.runivers.ru/bookreader/book451469/#page/1/mode/1up - Дата обращения: 15.02.2017
7. собр. законов Российской Империи. - Собр. II. - Т. 47, ч. 1. - С.
8. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения Царствование императора Александра II, 1877-1881. Т. 7 / Россия. Министерство народного просвещения. - СПб: Типография министерства внутренних дел, 1883. - 1238 с.
9. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 1874-1876 гг. - СПб.: Типография П.П. Сойкина., 1901. - Т. 6. - 1698 с.
10. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений распоряжениями и предписаниями по 1 янв. 1884 г. - Санкт-Петербург: Типолит. К Штремера, 1884. 346 с.
http://in6.p(l)/catalog/(.)(.)5664 0(.)(.)(.)48 RuPRIJB22(.)(.)3411/viever/ - Дата обращения: 20.03.2017
11. Циркулярное предложение по поводу Высочайшего повеления о приёме неограниченного числа студентов во все факультеты университетов // Сборник распоряжений по министерству народного просвещения. СПб, 1867. T.III. Стлб. 215-216.
II. Литература
1. Артамонова, Л.М. Первая реформа Александра II: Создание женской образовательной школы в начале правления царя-реформатора [Текст] / Л. Артамонова // Родина. - 2(14. - №4. - С. 2(-24.
2. Биюшкина, Н.И. Политика Александра III в сфере образования // Актуальные проблемы российского права, 2010. № 3. - С. 37-43.
3. Блинова, Е.Е. Развитие начального образования во второй половине XX в. [Текст] // Известия волгоградского государственного педагогического университета, 2011. № 1. Т.55. - С. 134-136.
4. Богуславский, М.В. Реформы Российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект [Текст] // Вопросы образования, 2006. № 3. - С. 5¬21.
5. Бурдаков, Д.В. Реформирование гимназического образования во второй половине XIX в. (на примере мужской гимназии Елецкого уезда Орловской губернии) [Текст] // FILO ARIADNE, 2016. №1. - С. 200- 2(7.
6. Великие реформы России. 1856-1874: Сборник / Под ред. Захарова Л.Г., Эклоф Б., Бушнелл Дж. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с.
7. Вертеловский, А. Ф. Реформы Императора Александра II: исторический очерк / А.Ф. Вертеловский - Харьков: Университетская типография, 1880. - 49 с.
8. Гадзяцкий, П.П. Двадцатипятилетие царствования государя императора Александра II/ сост. П. Гадзяцкий . - С.-Петербург: Типо-лит. А. Е. Ландау , 1881. - 147 с.
9. Гончаров, М.А. Государственное управление учебными заведениями отраслевыми ведомствами и министерствами в России второй половины XIX - начала XX века (на основе архивных источников, юбилейных обзоров министерств, материалов статистики) [Текст] // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 2. - С. 92-109.
10. Гончаров, М.А. Научно-педагогическая и методическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя второй половины XIX - начала XX в. [Текст] // Библиотековедение. № 5. 2012. - С. 42 - 49.
11. Гончаров, М.А. Нормативно-правовые основы организации управления педагогическим образованием в России в первой половине XIX века [Текст] // Преподаватель XXI век. 2013. Т. 1. № 1. - С. 162-170.
12. Гончаров, М. А. Русские педагогические журналы и их влияние на образование России середины XIX - начала XX века [Текст] / М. А. Гончаров // Библиотековедение. - 2011. - № 4. - С. 112-116.
13. Гончаров, М.А. Подготовка педагогических кадров в России В XIX - начале XX в. [Текст] // Преподаватель XXI века, 2011. №1. - С. 129¬139.
14. Гончаров, М.А. Становление и развитие государственно¬
общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII- XX века [Текст] // диссертация н соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М, 2014.- 485 с.
15. Гончаров, М.А. Становление и развитие государственно¬
общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX века» (по результатам научного исследования) [Текст] // Преподаватель XXI век. - Выпуск № 3. Т. 1, 2014. - С. 22-31.
16. Грачева, Ю.Е. История возникновения Министерства народного просвещения в отечественной историографии [Текст] // Вестник ПСТГУ, 2015. Вып. 4 (65). - С. 58-69.
17. Григоровский, П.И. О реформе университетов в России / П.И. Григоровский. - СПб: Тип. Морского Министерства, 1909. - 49 с.
18. Григорьев, В. В. Исторический очерк русской школы [Текст] / В.В. Григорьев. - М.: тип. Мамонтова, 1900. - 588 с.
19. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. Издание второе дополненное. Спб.: Сенатская типография, 1908. XII, - 552 c.
20. Донин, А.Н. Университетские реформы в России: общественная мысль и практика: Вторая половина XIX в. / А.Н. Донин. Саратов: СГСЭУ, 2003 - 256 с.
21. Иванченкова, О.В. Реформы в России во второй половине XIX века / О.В. Иванченкова, Л.А. Лернер. - Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия, 2003. - 34 с.
22. Иерусалимская, С.Ю. Исторический опыт функционирования системы народного образования Верхнего Поволжья в XIX в. [Текст] // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Ярославль: Отдел оперативной полиграфии ЯрГУ, 2015. - 49 с.
23. Изместьева, Г.Н. Образование в России во второй половине XIX века. - М.: МИИТ, 2005. - 27 с.
24. Ильин, В.В., Панарин, А.С., Ахиезер, А.С. Реформы и контрреформы в России [Текст]/ Под ред. В.В. Ильина. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 400 с.
25. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1982. — 703 с.
26. Ковальченко, И. Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года [Текст] //
Отечественная история / РАН. Институт российской истории. - М.: Наука, 1994. - N 2. - C. 3-17.
27. Кочурина, С.А. К вопросу о деятельности министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров (1906-1917 гг.) [Текст] // Вестник ТГПУ, 2011. №13 (115). - С. 17-21.
28. Кузьмин, Н.Н. Учительские институты в России [Текст] / Н.Н. Кузьмин. Челябинск: 1975. - 40 с.
29. Лаптева, Л.П. История российских университетов XVIII - начала XX века в новейшей отечественной литературы (1985-1999 годы) [Текст] // Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных статей: Вып.5. - Воронеж: Издательство Московского государственного университета, 2000. - С. 3-28.
3(.Лекции по истории отечественной педагогики [Текст] / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Осовский. - М.: ТЦ "Сфера", 1995.
31. Лихачева, Е.О. Материалы для истории женского образования в
России 1856-1880 [Текст] / Е.О. Лихачева. - СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1901. - 647 с. http://static.my-shop.ru/product/pdf/112/1i1756G.pdf - дата обращения: 10.01.2017
32. Лубашов, В.А. Реформирование образования в процессе общепедагогической дискуссии конца 50-х годов XIX в. // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». 2009. №3 (4). http://grani.vspu.ru/files/publics/57_st.pdf (дата обращения: 27.02.2017)
33. Любжин, А.И. История русской школы императорской эпохи [Текст]. В 3 т. Т.1: Русская школа XIX столетия. Кн. II. - М.: Никея, 2016. - 952 с.
34. Максимович, П. П. Женские училища ведомства Министерства народного просвещения в губерниях С.-Петербургского учебного округа [Текст] / П. П. Максимович. - СПб.: Тип. и Литогр. А. Траншеля, 1865. - 135 с.
35. Макушин, Л.М. Программы Н. А. Валуева и А. В. Головина накануне цензурной реформы 1865 г. // Известия уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры, 2009. №1-2. - С. 227-236.
36. Моральное и духовное состояние учителя [Текст] // Русская школа. 1914. № 12. - С. 18.
37. Новиков, М. В., Перфилова, Т. Б. Университетский вопрос в 1866¬1884 гг. [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2014. №1. - С. 22-33.
38. Овчинников, А.В. Образовательное законодательство России во второй половине 60 - начале 70-х годов XIX века // Непрерывное образование, 2014. №1(7). - С. 48-51.
39. Орлова, Н.Е. Российский «Журнал Министерства народного просвещения» в 30-60-х гг. XIX в.: интерес к проблемам становления государственной системы начального образования в Англии [Текст] // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Вып.1. / Редкол.: О.А. Яновский. - Мн.: БГУ, 2004. - С. 100-104.
40. Ососков, А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
41. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки [Текст] / Ф.Г. Паначин. - М.: Педагогика, 1979. - 216 с.
42. Панова, Л.Н. Исторический смысл буржуазных реформ Александра II в свете современного опыта [Текст] // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 2-1 (7). С. 33-38.
43. Петров, Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Том 1: Российские университеты и Устав 1804-х года: Студенчество [Текст]. - М.: Издательство Московского университета, 2002. - 416 с.
44. Петров, Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Том 4: Российские университеты и люди 1840-х годов. Часть 2: Студенчество [Текст]. - М.: Издательство Московского университета, 2((3. - 464 с.
45. Пирумова, E. M. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX в. [Текст] / Е. М. Пирумова. - М.: Наука, 1977. - 289 с.
46. Поздняков, А.Н. Образовательная реформа Александра II по некоторым материалам «Журнала Министерства народного просвещения» [Текст] // Известия Саратовского университета, 2013. Т.13, Вып.4. - С. 12-16.
47. Поздняков, А.Н. Об истории становления женского образования в России: по материалам Е.О. Лихачевой [Текст] // Педагогика и современность, 2003, №3. - С. 32-38.
48. Погодин, М.П. Историко-политические письма и записки в продолжении Крымской войны. 1853-1856 [Текст]. - М.: Тип. В.М. Фриш, 1874. - 390 с.
49. Постников, Н.А. Из истории становления педагогического образования в Курской губернии (конец XIX - начало XX в.) [Текст] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2016. № 1 (37). - С. 152-159.
5(. Реушенко, А.А. Первые женские учебные заведения 2-ой половины XIX века в Воронежской губернии // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2016, №2(7). - С.31-34.
51. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 [Текст] / С.В. Рождественский. - СПб: М-во нар. прос., 1902. - [2], II, 785 с.
52. Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных
53. Реформы Александра II. - М.: Юридическая литература, 1998. - 464 c.
54. Санкт-Петербургский университет в XVIII-XX вв.: европейские традиции и российский контекст: Труды международной научной конференции / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко, И.Л. Тихонов. - СПб: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. - 495 с.
55. Скоробогатова, В. В., Рузанов, С. В., Токарев, Г. М. Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века // Молодой ученый, 2016. - №27. - С. 295-297.
56. Смирнов, В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 310 с.
57. Сушко, А.В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861¬1884 гг.). - СПб: СПбМА им. И.И. Мечникова, 2010. - 256 с.
58. Сысоева, Е.К. Школа в России. XVIII- начало XX вв.: власть и общество [Текст] / Е.К. Сысоева. - М.: Новый хронограф, 2015. - 512 с.
59. Тарабановская, Е.А Развитие системы государственного управления образованием в России в XIX — начале XX века (на примере Северного Прикаспия): монография / Е.А. Тарабановская. - М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. - 228 c.
60. Телешов, С.В. Министерство народного просвещения и его ученый комитет [Текст] // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. №139. - С. 97¬ 105.
61. Титов, А.А. Реформы Александра II и их судьба [Текст]. - М.: Типография И. Д. Сытина, 1910. - 200 с.
62. Университетская идея в Российской империи XVIII- начало XX веков: Антология [Текст] / сост. А.Ю. Андреев, С.И. Посохов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 527 с.
63 . Цирюльников, А. М. История образования в портретах и документах [Текст] / А. М. Цирульников. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 267 с.
64.Чарнолуский В.И., Фальборк Г.А. Народное образование в России [Текст] / И.В. Чарнолуский, Г.А. Фальборк. - Санкт-Петербург: Изд-во Поповой, 1900. - 264 с.
65.Чесноков, В.И. Проблема замещения кафедр и формирование системы «профессорских стипендиатов» в российских университетах времени царствования Александра II [Текст] // Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных статей: Вып.5. - Воронеж, 2000. - С. 102-123.
66. Чехов, Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века [Текст] / Н. В. Чехов. - М.: «Польза» В. Антик и К°, 1912. - 224 с.
67. Чирскова, И.М. Университеты в системе правительственной политики России второй половины XIX века [Текст] // Российские университеты в XVIII- XX веках: Сборник научных статей: Вып.5. - Воронеж: Издательство Московского государственного университета, 2000. - С. 65-85.
68. Шабалина, О.Л., Шабалин, Г.Ю. Правовое регулирование сферы образования в дореволюционной России [Текст] // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. № 5. С. 97-1((.
69. Эймонтова, Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века [Текст] / Р.Г. Эймонтова; РАН, Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1993. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ