ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЬИ В КИТАЕ 11
1.1. Законы о браке в Китае 11
1.2. Правила регистрации брака с 1955 по 2000 год 27
1.3. Исторический аспект изучения внутрисемейных отношений в Китае в XX веке 34
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КИТАЕ В XX ВЕКЕ 41
2.1. Изменение традиционной системы взглядов на рождение и воспитание
детей в Китае в период 1927-1980 гг 41
2.2. Результаты и последствия политика планирования рождаемости в Китае
в период с 50-х по 90-е годы XX века 47
2.3 Результаты развития семейно-брачных отношений в Китае в XX веке: современное состояние и прогнозы дальнейшего развития 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность работы объясняется тем, что семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов. Это уникальная общность людей, как основная ячейка общества она выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами.
Институт семьи, как первичная ячейка общества, во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это объяснимо и неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Семья постоянно находится в тесной зависимости от развития общества в целом и поэтому современная семья, испытывая на себе все передряги и кризисы, переживает сложный этап эволюции.
Изучение трансформации института семьи и брака в Китае в ХХ веке представляет особый интерес по многим причинам. Данный аспект довольно слабо изучен в отечественной историографии, а это особенно актуально сегодня в рамках довольно тесного политического и культурного сотрудничества наших стран.
Историография. В отечественной историографии есть относительно мало работ, которые посвящены государственному регулированию семейно-брачных отношений в Китае. Их основная часть направлена на изучение результатов и последствий политики ограничения рождаемости. Речь идёт о работах таких известных отечественных учёных, как Я.М. Бергер, О.В. Почагина.
Традиционное семейное законодательство Китая было предметом изучения многих исследователей, этому посвящены отдельные главы в трудах учёного Инако Цунэо, В.М. Губайдулина и З.Е. Майстровой. В Этих работах в общих чертах показан процесс изменения семейного законодательства периода Китайской Республики и на начальном этапе создания Китайской Народной Республики. З.Е. Майстровой был выполнен перевод важнейших нормативных документов Китайской Народной Республики, в частности Закона о браке 1934 года ИнакЦунэо. Ряд советских учёных: Н.Г. Судариков, М.Я. Кирилова, К.К. Яичков, провели анализ первого Закона КНР о браке 1950 года. Несмотря на научную значимость исследований советских специалистов, они не лишены классового подхода при рассмотрении данной проблемы. Что явилось препятствием к выделению многочисленных теоретических аспектов в семейном законодательстве изучаемого периода.
Что касается вопросов законодательного регулирования в дальнейший период, то вплоть до начала XXI века их рассмотрение было приостановлено. Очевидно, во многом главными причинами этого послужили ухудшение советско-китайских отношений и нестабильность политической ситуации в
самом Китае в 60 - 70-х годы XX века. Отечественные исследования современного семейного права возобновились лишь в 2002 годах, когда после внесения поправок в Закон КНР о браке 1980 года вышла работа О.В. Почагиной. В данной работе изложен достаточно подробный анализ новой редакции законопроекта, на основе фактологического материала показана необходимость внесения поправок в старую редакцию, что позволяет проследить процесс трансформации семейного законодательства, выявить его особенности и закономерности.
За последние два десятка лет большое развитие в области изучения семейного права получили научные исследования китайских учёных . Делая исторический экскурс, авторы основное внимание уделяют современным семейным проблемам. Ценность таких работ демонстрируется в изложении собственного видения того, каким должно быть семейное право в условиях модернизирующегося общества. Важно отметить наличие критического подхода при рассмотрении указанного вопроса.
Сегодня наиболее изученной в отечественной историографии остаётся традиционная Китайская семья - структура, характер семейно-родственных и семейно-брачных связей, способ образования, выполняемые функции, что можно проследить в трудах В.Н.Усова, Л.С. Васильева, В.Я. Сидихменова, К.М. Тертицкого, В.В. Малявина.
Период после 1911 г. и до начала 80-х гг. в истории семейно-брачных отношений китайцев остаётся слабо изученным. Это относится как к зарубежной науке так и отечественной. Наши сведения ограничиваются отдельными упоминаниями о браке и семье в работах современных китайских учёных и трудами западных специалистов. Полагаем, одной из главных причин недостаточной изученности китайской семьи прошлых десятилетий является невозможность проведения эмпирических социологических исследований в Китайской Народной Республике после 1949 годов, когда социология как наука была подвергнута политическим гонениям со стороны государства.
Если говорить об институте семейно-брачных отношениях периода политики реформ и открытости, то в России наиболее полно они исследованы в работах О.В. Почагиной . Ей были изучены некоторые вопросы семьи и брака, как особенности семейной организации, так и характер добрачного поведения молодёжи в Китае, актуальные вызовы традиционным семейным ценностям (проституция и торговля женщинами, разводы, проблемы в отношениях между поколениями), социо-психологические и социокультурные аспекты старения населения Китайской Народной Республики.
Достижение значительных результатов в области планирования рождаемости активизирует появление в КНР многочисленных исследований по проблемам однодетных семей и людей пожилого возраста. Новейшие сведения об этом и других аспектах семейно-брачных отношений содержатся в журнале Народного Университета Китая «Жэнькоуяньцзю», русскоязычного журнала «Китай», на сайте китайского информационного агентства «Синьхуа».
Институт семьи и брака в Китае периода политики реформ и открытости до сих пор не был предметом комплексного научного анализа в отечественном востоковедении. Недостаточная изученность современного института семьи и брака, незначительное число исторических исследований, во многом определяют актуальность исследования данной темы.
В работе использовались разнообразные виды источников, что было обусловлено стремлением рассмотреть проблему во всей её многогранности. Основу источниковой базы составляют нормативно-правовые акты и законы Китайской Народной Республики, материалы средств массовой информации Китая, данные официальной статистики, Южной Кореи, Сингапураи Вьетнама, а также исторические, философские и этнографические исследования прошлых годов.
Ранние научные сведения о китайской семье были получены ещё BXIX - начале XX веках благодаря трудам главы русской православной миссии в Пекине Н.Я. Бичурина, известного русского синолога С.М. Георгиевского, российского посланника И.Я. Коростовца. Особенностью их трудов является живое увлечение Китаем, его цивилизацией и принципами жизни. И хотя работы носят преимущественно описательный характер, они являются ценным материалом для современных учёных.
Поскольку на протяжении многих лет в основе жизнедеятельности китайского общества лежали традиционные конфуцианские правила взаимоотношений между людьми, то решение обозначенных задач невозможно без обращения к главным сочинениям конфуцианского канона - «Беседы и суждения» («Лунь юю») и «Книга ритуалов» («Ли цзи»). Созданные в первом тысячелетии до н.э., данные произведения оказали глубокое влияние на культуру не только Китая, но и других азиатских стран.
Другим видом источника служат законы и нормативно-правовые акты и законы Китайской Народной Республики. Их изучение даёт представление об особенностях государственного регулирования семьи и брака в Китае, в частности о процессе становления современного семейного законодательства. Его изучение строится на комплексном анализе Законов о браке, Правил регистрации брака, судебных разъяснений и других нормативно-правовых документов. Данный вид источника позволяет говорить о позиции государства по наиболее значимым вопросам института брака и семьи, судить о масштабах изменений в семейно-брачных отношениях, оценивать эффективность проводимой им семейной политики.
В качестве одного из важных для изучения института семьи источников выступают материалы официальной статистики. На них базируется рассмотрение демографической ситуации в Китайской Народной Республики, делаются выводы о количественных характеристиках трансформации института семьи и брака (возраст вступления в первый брак и рождения ребёнка, размеры семьи, коэффициент брачности, и т.д.).
Большую по своей численности группу материалов составляют различные публикации в средствах массовой информации - заявления и документы официального характера, заметки, сообщения, интервью с представителями различных общественных кругов. Публикации дают возможность восполнить пробелы в истории китайской семьи, в частности это касается процесса её модернизации в первые десятилетия после образования КНР (1950 - 1980 гг.), а также получить новейшие сведения по исследуемой автором тематике.
В целом источниковая база дает возможность рассмотреть, институт семьи и брака в Китае в исследуемый период, но все же остаются большие сложности с переводом, многих источников на русский язык.
Объект исследования - является развитие социальных отношений в Китае в период новейшей истории.
Предмет исследования - трансформация традиционной семьи в Китае в ХХ веке.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение трансформации традиционной семьи в Китае в ХХ веке.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1 - изучить теоретико-методологические основы государственного регулирования семьи в Китае в ХХ веке;
2 - проанализировать развитие семейных отношений в Китае в ХХ веке.
Научная новизна исследования объясняется тем, что трансформация традиционной семьи в Китае в ХХ веке исследовалась недостаточно. Несмотря на то, что существует значительное количество работ, рассматриваемых те или иные аспекты трансформации семьи, включая и Китайскую Республику, отсутствуют исследования обобщающего характера по данной проблематике. Своеобразие данной работы состоит также в том, что в ней предпринята попытка анализа трансформации традиционной семьи в Китае. Следует отметить, что в отечественной историографии недостаточно раскрыты социальные и исторические аспекты обозначенной проблемы.
Методологическая база исследования охватывает достаточно обширный круг источников. Исследованию проблем традиционной семьи посвящен большой круг работ, как российских, так и зарубежных ученых, историков, политологов. Раскрытию понятий и типов семьи были посвящены работы Е.С.Баженовой, Я.М. Бергера, О.В. Почагиной. Среди публикаций китайских специалистов заслуживают внимание исследования ФэнЛитяня, СунЦзяня, Дэн Гошэна. Изучению вопросов модернизации традиционного семейного законодательства Китая посвящены отдельные главы в трудах японского ученого-юриста ИнакоЦунэо, В.М. Губайдулина.
В данном исследовании использовались следующие методы: историко-генетический, историко-сравнительный методы, в совокупности с комплексным анализом источников. Использовались источники нормативного характера. Также, при работе с большим количеством источников и их разнообразии, использовался историко-типологический метод, для выявления общих черт в работах разных авторов. При работе с большим объемом отечественной и зарубежной историографии использовался историко-генетический, историко-сравнительный методы.
Апробация работы имела место на Международной научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие», проходившей в марте 2018 г. на историко-филологическом факультете Педагогического института НИУ «БелГУ» «Трансформация традиционной семьи в Китае в ХХ веке».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Семья занимает важное место в системе жизненных ценностей человека. Она - неотъемлемая часть жизни людей. XX век в истории Китая, равно как и большинства других стран современного мира, прошёл в условиях модернизации традиционного института семьи и брака, его перехода к новым формам организации и функционирования. В ходе исследования тенденций развития института семьи и брака в Китае периода политики реформ и открытости можно сделать следующие выводы:
- исследование семейной культуры Китая имеет особое значение для понимания основных процессов, происходящих в любом обществе, тенденций и перспектив его развития. Семья, будучи важнейшим социальным институтом, оказывает влияние на ход исторического развития общества. Именно семья отвечает за воспроизводство населения, ей принадлежит ключевая роль в вопросах социализации человека, в формировании и передаче национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение.
- в Закон КНР о браке 1980 г. были внесены существенные поправки. Двадцатилетняя практика показала эффективность действия основных принципов и положений Закона 1980 г. Однако произошедшие за годы реформ политические и социально-экономические изменения неизбежно повлияли на институт семьи и брака в Китае. Адюльтер, домашнее насилие, развод, консенсуальные браки - вот неполный перечень проблем, ставших актуальным за последние 20 с лишним лет. Их актуализация во многом обусловлена развитием в КНР основ гражданского общества, в котором все глубже осознается необходимость более полной и качественной защиты законных прав и интересов человека. Путем детализации отдельных положений Закона о браке 1980 г. и введения новых норм права документ 2001 г. восполняет пробелы предшествующих двух законов, а также разрешает современные проблемы семьи и брака.
-происходящие в Китае после 1949 г. глубокие политические, социально-экономические и культурные перемены оказывают непосредственное влияние на развитие института семьи и брака. Отношение к любви и браку, взаимоотношения между тремя поколениями семьи, взгляды на развод и повторные браки - всё это подвержено трансформации. Полагаем, в настоящее время в КНР достаточно активно идёт процесс создания новой системы семейно-брачных отношений, основанной на синтезе традиционных и новых культурных ценностей. Адаптировать семейное право к происходящим социальным изменениям, дать ответы на современные вызовы семье и браку - вот одна из главных целей внесения поправок в Закон о браке 1980 г. и замены старых Правил регистрации брака новыми редакциями.
- пореформенный период девальвация многих традиционных семейных ценностей, коммерциализация социальных отношений дестабилизируют институт семьи и брака, в то же время улучшение благосостояния населения, его освобождение от политических и многих традиционно-этических догм делают богаче духовную жизнь семьи. Брачное поведение современной китайской молодёжи характеризуется наличием чувства взаимной симпатии, более разнообразной, по сравнению со старшим поколением, досуговой деятельностью, романтичностью отношений. Названные черты в большей мере присущи городу, однако и для деревни они уже перестали быть редкостью. Это стало возможным во многом благодаря массовой миграции сельских жителей в города, расширению их кругозора, росту экономической самостоятельности, что оказывает положительное влияние на возможность свободного заключения брака и соответственно построение гармоничных супружеских отношений.
- во второй половине XX в. детско- родительские отношения китайцев претерпели самые глубокие изменения. Борьба за равноправие и взаимоуважение всех членов семьи, пропаганда необходимости социальной заботы о женщинах и детях положили начало трансформации взглядов на роль и значение детей в семье. Ужесточение с начала с 1970-х гг. мер по контролю за численностью населения, затухание идеологической борьбы и начало политики реформ и открытости ускорили и углубили этот процесс. К настоящему времени стала очевидной тенденция отказа большей части китайского населения от ранних деторождении и многочисленного потомства.
- взвешивая все плюсы и минусы государственного курса на сдерживание роста народонаселения, нельзя не признать, что, несмотря на ряд негативных последствий, его реализация позволяет решать множество насущных задач социально-экономического развития страны. Политика планового деторождения - это не только снижение рождаемости и смертности, но и повышение качества населения, смягчение вопросов миграции и бедности, улучшение социального статуса женщин. Без решения этих проблем были бы невозможны успех современных экономических реформ, модернизация китайского общества.
- посредством культурно-исторического наследия Китая, государственное руководство стремится регулировать направление общественного развития. Однако, по мнению видного китайского писателя Ван Мэна, государство не в силах воспрепятствовать современным глобализационным процессам, интегрированию Китая в мировое сообщество, росту стандартизации и массовому внедрению цифровых технологий. Тем не менее, «самосознание культуры, самоуважение культуры, осознание ею своего достоинства может стабилизировать нас в процессе экономической глобализации». Принимая данную концепцию, руководством КНР в 1996 году была развёрнута социальная программа строительства цивилизованной семьи, основанной на принципах из пяти «хорошо». Постулатами программы стали такие понятия, как патриотизм и соблюдение закона; любовь к знаниям и труду; гармония в семье и в обществе; борьба с пережитками феодального общества, плановое деторождение; трудолюбие и бережливость в домашнем быту, защита окружающей среды. Проект новой семьи иллюстрирует осознанное обращение к национальным традициям для решения проблем современного общества при тесной, уже привычной в Китае связи между государством и семьёй. Осознание того факта, что национальное благополучие и процветание общества взаимосвязано с каждой отдельно взятой семьей, способствует изменению характера вышеуказанной связи в сторону ее демократизации и гуманности. На наш взгляд, в будущем КНР внутренняя политика государства, направленная на сохранение и поддержание высокой социальной значимости института семьи брака и культа детей, может выступить регулятором неизбежного процесса модернизации общественных отношений.
1. Закон КНР о браке 1950 г. //Законодательные акты Китайской Народной Республики / Пер. Е.Ф.Ковалев - М., 1952. - 461 с.
2. Закон КНР «О браке» (1980, с поправками 2001) [Электронный ресурс]
- URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_marriage
3. Гражданский кодекс Китайской Республики / Пер. Д.В. Кузнецов // Законодательные акты КНР / Сост. Д.В. Кузнецов. - М.: Наука, 1952. -152c.
4. Материалы всеобщей переписи населения 2000 г. - Пекин, 2002. - С. 32-34.
5. Общая программа Народного политического консультативного совета Китая / Пер. Д.В. Кузнецов // Законодательные акты КНР / Сост. Д.В. Кузнецов. - М.: Наука, 1952. - 52 с.
6. Хуньинь дэнцзи гуаньли тяоли [Правила регистрации брака 1994 г.]
[Электронный ресурс] - URL: www.1488.com.cn/gb/individual/family/
Marriage/laws04.asp
7. Краткий статистический справочник 1983 [Электронный ресурс] - URL:http: //chinalawinfo .ru/civil_law/law_marriage
8. «Жэньминьжибао», «Чжунгогайгэбао», «Чжунгоцинняньбао» // Периодические издания на русском языке [Электронный ресурс] - URL: http: //russian.china.org.cn/russian/120821. htm
9. Бичурин, Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я. Бичурин. - М., 2002. - 521 с.
10. Георгиевский, С. Принципы жизни Китая / С. Георгиевский.- СПб.: Наука, 1888. - 481 с.
11. Коростовец, И. Китайцы и их цивилизация/ И. Коростовец // Жизнь и нравы старого Китая. - Смоленск, 2003. - С. 177-484.
II. Исследования
1. Антиповский, A.A. Политика в области науки и образования в КНР 1949 - 1979 гг./А.А. Антиповский, Н.Е. Боревская, Н.В. Франчук. -М.: Наука, 1980. - 358 с.
2. Бергер, Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы/ Я.М. Бергер // Проблемы Дальнего Востока.- 2001.- № 1. - С. 100-113.
3. Баженова, Е.С. Население Китая / Е.С. Баженова, А.В.Островский. -М.: Наука, 1991. - 432 с.
4. Бичурин, Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я. Бичурин. - М.: Наука, 2002. - 447 с.
5. Боревская, Н.Е. Государство и школа: Опыт Китая на пороге III тысячелетия / Н.Е. Боревская. - М.: Наука, 2003. - 541 с.
6. Доменак, Жан-ЛюкСемейные отношения в Китае / Жан-Люк Доменак, ШанминХуа. -М.: Наука, 1991. - 621 с.
7. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. - М.: НАКС, 1970. - 369 с.
8. Губайдулин, В.М. Революционная власть в освобожденных районах Китая (1937-1945 гг.) / В.М. Губайдулин. - Новосибирск: Наука, 1981. - 473 с.
9. Инако, Цунэо Право и политика современного Китая / ЦунэоИнако. - М.:Наука, 1978 г. - 345 с.
10. Майстрова, З.Е. Становление революционной власти в советских районах Китая 1927-1937 гг. / З.Е. Майстрова.- Новосибирск: Наука, 1988 г. - 281 с.
11. Манухина, О. Процесс изменения семейного права в Китае (1911 - 2001 гг.)/ О. Манухина // Проблемы Дальнего Востока. - № 6. - 2006. - 125 с.
12. Инако, Цунэо Право и политика современного Китая / ЦунэоИнако. - М.: Наука, 1978. -248 с.
13. История советского движения в Китае (1927 - 1937 гг.) в популярном изложении. - М.: Наука, 2000. - 433 с.
14. Кириллова, М. Я. Основания и порядок расторжения брака в Китайской Народной Республике/ М.Я. Кириллова // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1959. - С. 144-151.
15. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: ПолитИздат, 2000. - 461 с.
16. Почагина, О.В. Социокультурные и социопсихологические аспекты старения населения в КНР/ О.В. Почагина // Проблемы Дальнего Востока. - 2003.- № 3. - С. 65-78.
17. Почагина, О.В. Новая редакция Закона КНР о браке/ О.В. Почагина // Проблемы Дальнего Востока. - 2002.- № 3. - С. 22-33.
18. Почагина, О.В. Китайская молодёжь: отношение к семье и браку/ О.В. Почагина // Проблемы Дальнего Востока. - 2003.- № 6. - С. 109-124.
19. Почагина, О.В. Модернизация представлений о семье и браке в современном Китае/ О.В. Почагина // Китай в диалоге цивилизаций: к 70- летию академика M.JI. Титаренко / Гл. ред. C.JI. Тихвинский. - М., 2004. - С. 671-680.
20. Почагина, О.В. Глобально-локальные вызовы/ О.В. Почагина // Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. - 2008. - № 2. - С. 460-506.
21. Почагина, О.В. Защита интересов социально уязвимых групп населения в мегаполисе: опыт Гонконга/ О.В. Почагина // Проблемы Дальнего Востока.
- 2006.- № 4. - С. 163-168.
22. Расселл, Б. Брак и мораль / Б. Расселл. - М.: Слово, 2004. - 550 с.
23. Румянцев, E.H. Китай, каким я его знаю / Е.Н. Румянцев.- М.:Слово, 1999. - 621 с.
24. Судариков, Н.Г. Демократизация семейно-брачного законодательства Китайской Народной Республики / Н.Г. Судариков // Советское государство и право.- 1954.- №7. - С. 33-40.
25. Сидихменов, В.Я. Китай: страницы прошлого / В.Я. Сидихменов. - М.: Наука, 1987. - 589 с.
26. Тертицкий, К.М. Китайцы: Традиционные ценности в современном мире / К.М. Тертицкий. - М.: Политиздат, 1994. - 571 с.
27. Чанчжэнь, У Основания и порядок расторжения брака в Китайской Народной Республике/ У. Чанчжэнь, М.Я.Кирилова// Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1959. - № 2. - С. 142-150.
28. Усов, В.Н. Жёны и наложницы Поднебесной / В.Н. Усов. - М.: Наука, 2006. - 423 с.
29. Чжан, Синьсинь Дракон меняет облик: Китайцы сегодня / Синьсинь Чжан, Е.Сан. - М.: Слово, 1992. - 280 с.
30. Литянь, Фэн Эволюция китайской политики в области рождаемости за 50 лет/ Фэн Литянь // Жэнькоуюйцзинцзи.- 1999.- № 2. - С. 7-14.
31. Сяотун, Фэй Китайская деревня глазами этнографа - Фэй Сяотун. - М.: Наука, 1989. - 325с.
32. Мин, Цю Семейное право КНР: 250 вопросов и ответов / Цю Мин//пер. Я.М. Бергер. - Пекин: Наука, 1986. - 376 с.
33. Яичков, К.К. Брачно-семейное право Китайской Народной Республики/ К.К. Яичков // Социалистическая законность.- 1952. - № 1.- С. 52-58.