Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕТЕРБУРГСКИЕ БОГАДЕЛЬНИ В 1721 -1750 ГОДАХ: НАЧАЛО СИСТЕМЫ ПРИЗРЕНИЯ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ

Работа №60272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
283
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Призрение и создание первых богаделен в России 8
§ 1. Политика призрения и ее роль в жизни общества и государства 8
§ 2. Как появились первые богадельни в России? 9
Глава II. Петербургские богадельни 21
§ 1. Устройство богаделен Санкт-Петербурга 21
§ 2. Церкви Санкт-Петербурга и строительство богаделен 31
§ 3. Как выглядели богадельни в первой половине XVIII века в
Петербурге? 41
§ 4. Исповедные росписи и метрические книги: как источники о петербургских богадельнях 44
§ 5. Как люди оказывались в богадельнях? 54
Глава III. Содержание и обеспечение богаделен 69
§ 1. Правовое обеспечение богаделенных нищих 69
§ 2. Хозяйственное содержание богаделен 76
Заключение 82
Список сокращений 84
Список архивных материалов, опубликованных картографических материалов, опубликованных законодательных материалов, опубликованных источников, использованной литературы и публикаций автора 85


Актуальность ее состоит в том, что она мало исследована историками как сегодняшними, так и прошлых столетий. Несмотря на тот факт, что есть монография по изучению московских богаделен, до сих пор нет исследований о петербургских богадельнях в XVIII в. В то же время в различных фондах архивов Санкт-Петербурга и Москвы хранятся материалы по данной теме, которые еще не просмотрены историками с целью изучения настоящей темы. Наличие большого количества первоисточников - важная предпосылка для того, чтобы раскрыть тему на должном уровне. Становление системы призрения в богадельнях в императорской России - немаловажный показатель цивилизационного прогресса. Таким образом, научная значимость темы ВКР достаточно велика.
Целью данной работы стало изучение петербургских богаделен с 1721 до 1750 года - наиболее раннего периода, по которому имеются массовые архивные источники.
Для достижения названной цели предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть процесс создания первых богаделен, их строительство и последующее состояние в Санкт-Петербурге в первой половине XVIII столетия.
2. Проанализировать основные источники по данной теме.
3. Показать пути попадания в богадельни людей различных сословий.
4. Выявить основные законодательные акты, благодаря которым существовали петербургские богадельни.
5. Выяснить хозяйственное состояние богаделен.
6. Сравнить богадельни Санкт-Петербурга с такими же учреждениями других городов Российской империи.
Источниковая база ВКР достаточно разнообразна. В качестве главных источников автор опирается на архивные материалы и законодательство Российской империи (Полное собрание законов Российской империи). Приоритетными источниками в ВКР стали следующие документы РГИА: дела о ремонте церквей и богаделен Санкт-Петербурга из Ф. 467 (Контора от строений Ея Императорского Величества домов и садов), протоколы канцелярии от строений из Ф. 470 (Гоф-интенданская контора), планы богаделен из Ф. 485 (Планы и чертежи учреждений Министерства императорского двора). Для изучения темы призрения различных категорий населения важны прошения людей об определении в богадельни, которые хранятся в Ф. 796 (Канцелярия Синода) РГИА. На основе перечисленных источников автор проводит анализ внутреннего и внешнего состояния богаделен в I пол. XVIII в. В работе также использованы исповедные росписи, метрические книги и прошения из Ф. 19 (Петроградская духовная консистория) ЦГИА СПб. Архивные материалы данного фонда позволяют автору проследить, какие категории населения Санкт-Петербурга призревались в богоугодных заведениях, а также попытаться определить возраст богаделенных людей. Требуют пристального внимания и документы из РГАДА: в Ф. 237 (Монастырский приказ), Ф. 280 (Коллегия экономии) и Ф. 390 (Канцелярия синодального экономического правления) были просмотрены прошения людей об определении их в богадельни и дела о строительстве богоугодных учреждений, в Ф. 248 (Сенат и его учреждения) автором были проанализированы указы о создании богаделен. Вышеперечисленный массив источников позволяет автору сделать выводы относительно существования богаделен в Российской империи в I пол. XVIII столетия. Автором были использованы и указы из Ф. 176 (Адмиралтейская канцелярия при Адмиралтейств-коллегии) и Ф. 212 (Государственная Адмиралтейств-коллегия), а также материалы о наличии богаделен в Российской империи из Ф. 233 (Канцелярия генерал-адмирала Ф.М. Апраксина) РГАВМФ. Кроме того, в данном исследовании использованы картографические материалы (планы Санкт-Петербурга, рисунки) из Кол. 220 (Коллекция карт и планов) и прошения о призрении людей из Кол. 226 (Коллекция Библиотеки Академии Наук) Санкт-Петербургского института истории Российской Академии Наук (СПбИИРАН).
По данной теме автором опубликованы следующие статьи в изданиях РИНЦ:
1. Шувалова А.Н. Российские богадельни в XVIII столетии // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории. Сборник материалов Пятой международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2015». М. : Политическая энциклопедия, 2015. С. 455-458;
2. Шувалова А.Н. Призрение офицерских и солдатских вдов в Российской Империи в XVIII столетии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. СПб. : Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2014. Т 3. № 7. С. 55-57;
3. Шувалова А.Н. Богадельни в России в XVIII веке // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов XXIII Молодежной международной научно-практической конференции. Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2014. С. 36-39.
Что касается историографии данной проблемы, то сегодня тема призрения привлекает многих исследователей. Однако именно богадельнями в XVIII столетии современные исследователи (за исключением Н.В. Козловой) не занимаются.
В историографии XIX столетия самыми значимыми трудами по данной проблематике следует считать работы: А.Д. Стога, Е.Д. Максимова. Данные труды представляют собой обобщающие работы по теме призрения. Так, в труде А.Д. Стога впервые были представлены в систематизированном виде законодательные акты по политике призрения за долгий период истории России. Однако иногда исследователи, такие как И.Г. Прыжов, рассматривали историю нищенства как некое проявление общественного быта в России. Также были специалисты, которые изучали призрение нищих в определенных городах: например, С.Б. Бахрушин. Однако во всех перечисленных трудах сами богадельни еще не были отдельным предметом исследования.
После Октябрьской революции 1917 г. тема церковного призрения стала явно неактуальной. Эту проблему, коснувшись церковной статистики населения, бегло затронул В.М. Кабузан. По существу это был один из первых признаков того, что тема вновь становится «интересной» для исследователей. С 1990-х гг. появились и другие труды, посвященные изучению истоков благотворительности и призрения - это монографические исследования В.Г. Бобровникова, Т.Б. Кононовой, В.Г. Афанасьева. Монография А.Р. Соколова также имеет определенное отношение к изучаемой теме. Автор анализирует процесс перехода от раннехристианского типа церковного призрения к, распространившемуся в европейских странах, государственному призрению Нового времени. Однако вышеперечисленные труды касаются проблемы богаделен лишь в общенаучном плане.
В настоящее время выделяется исследовательское направление по изучению призрения отставных военных в XVIII столетии. Ей посвящены исследования И.Г. Дурова, П.П. Щербинина. А проблема призрения незаконнорожденных детей в XVIII в. нашла место в трудах: Р.Е. Азизбаевой, Т.Г. Фруменковой, А.В. Анисимова и других историков.
Из последних исследований следует выделить фундаментальный труд по московским богадельням XVIII в. Н.В. Козловой.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка архивных материалов, опубликованных картографических материалов, опубликованных законодательных материалов, использованной литературы и публикаций автора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показано, тема петербургских богаделен (1721 - 1750) в историографии является совершенно не исследованной. Настоящая ВКР является первым шагом по изучению данного вопроса. Проведенное исследование, позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, в ходе проделанного исследования выявлено, что именно указ Петра I от 28 февраля 1721 г., в котором говорилось о постройке при церквях богаделен, положил начало активному строительству такого типа заведений в Санкт-Петербурге. Строить богадельни следовало на доходы от продажи свеч. Именно от этого указа и Духовного регламента Петра Великого, по нашему мнению, богадельни стали широко распространяться по инициативе государства. Первыми богадельнями, которые были сооружены после указа 1721 г., стали следующие: при Успенской церкви на Санкт- Петербургском острове и построенная в 1722 г. богадельня при Предтеченской церкви в Ямской московской слободе.
Во-вторых, не смотря на то, что государство выделяло кормовые деньги на содержание богаделен в Петербурге (12 488 руб. в год), все равно, в основном, они содержались за счет собирания нищими милостыни при церквях, а не за счет казны.
Практически нет материалов о том, как выглядели богадельни I пол. XVIII в. в Петербурге. Исходя из планов, которые сохранились (Пантелеймоновской богадельни и другие) можно сделать вывод, что они пребывали далеко не в лучшем виде: по осмотрам Синода постоянно выявлялся их приход в ветхость. Однако стоит сказать, что правительство предпринимало попытки устранения выявленного - производились ремонтные работы, нанимались мастеровые. Богаделенные дома в Санкт- Петербурге часто были построены по проектам знаменитых архитекторов (М.Г. Земцова, Д. Трезини, Б.Ф. Растрелли, С.А. Волкова).
В-четвертых, стоит отметить, что в богадельни принимал Синод практически всех челобитчиков. Автору известен лишь один случай отказа в приеме богадельню из-за действительной службы женщины при церкви, хотя в указах изначально говорилось, что брали в богадельни за службу, за заслуги родственников, увечья. Из 39 изученных прошений людей об определении в богадельни Петербурга за период с 1721 по 1750 г.: 27 прошений были в Сампсониевскую богадельню, также три - в богадельню при Успенском соборе, одно - в богадельню при церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, одно - в богадельню при церкви Вознесения Господня и еще семь с неназванной богадельней при храме. По изученным данным видно, что в богадельни попадали, в основном, отставные солдаты и капралы, солдатские жены; но встречаются и люди других социальных прослоек: жена подьячего, вдова писаря, каменщик, жена каменщика, бывший пономарь церкви, две «просвирни», но даже посадский человек, жена посадского, несколько дворовых людей и один крестьянин.
В-шестых, как показано, используя метрические книги и исповедные росписи Санкт-Петербурга, можно определить возраст богаделенных, их количество в таких богоугодных учреждениях, а также прояснить вопрос о смертности в самих богадельнях.
Сравнивая богадельни Петербурга с подобными богоугодными учреждениями Российской империи можно сделать вывод об общей картине состояния богаделен в данный период.
Общий синтетический вывод исследования таков: петербургские богадельни действительно явились началом развития системы призрения в императорской России.



Азизбаева Р.Е. Госпитали для «зазорных» младенцев петровской эпохи: замысел и его судьба // Петровское время в лицах - 2010. СПб., 2010. С. 5-13.
2. Анисимов А.В. Превентивная политика в отношении дезадаптированных несовершеннолетних в России XVIII столетия // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1. С. 237¬241.
3. Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги России XVIII - начала XX века. М. : Издательский центр РГГУ, 2006. 385 с.
4. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: историографические аспекты проблемы. СПб. : Нестор, 1998. 103 с.
5. Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб. : Скоропечатня и литография Ив. О. Пухира, 1897. 249 с.
6. Басманова Р.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб. : Лениздат, 2007. 320 с.
7. Бахрушин С.В. Малолетние нищие и бродяги в Москве (Исторический очерк). М. : Городская типография, 1913. 51 с.
8. Бередников Я.И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого мужского большого монастыря, состоявшего в Новгородской епархии в городе Тихвин. СПб. : Типография Департамента внешней торговли, 1859. 183 с.
9. Благотворительная Россия. Т 1. СПб., 1903. 332 с.
10. Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград : ВолгГТУ, 2000. 208 с.
11. Варламова Н.А. Исповедальные ведомости 1737 г. как источник по истории населения Петербурга // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы истории города. Серия: проблемы отечественной и всеобщей истории. 1998. № 11. С. 187-196.
12. Владимирский А. Краткое описание С.-Петербургской
Сампсониевской церкви, что на Выборгской стороне, с историей ее и прихода. СПб. : Паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1890. 69 с.
13. Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб., 1894. 94 с.
14. Гаврилина Н.А. Законодательное регулирование социального призрения в России в XVI - XIX вв. // Известия ТулГУ 2010. № 2. С. 67.
15. Галай Ю.Г., Черных К.В. Нищенство и бродяжничество в дореволюционной России: законодательные и практические проблемы. Нижний Новгород : Нижегородская правовая академия, 2012. 152 с.
16. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб. : Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1894. 118 с.
17. Герье В. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. СПб., 1897. 110 с.
18. Горчаков М.И. Монастырский приказ (1649 - 1725). Опыт историко-юридического исследования. СПб. : типография А. Траншеля, 1868. 459 с.
19. Дуров И.Г. Пенсионное обеспечение отставных военных и морских чинов в монастырях Русской православной церкви // Меншиковские чтения. 2010. № 1. С. 20-54.
20. Духовный регламент. СПб. : Санкт-Петербургская типография, 1721. 48 с.
21. Историческое обозрение мер правительства по устройству
общественного призрения в России. СПб. : Типография Министерства внутренних дел, 1874. 186 с.
22. Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М. : Наука, 1990. 256 с.
23. Каверзнев А.Н. Краткое историческое обозрение правительственных мероприятий в России по обеспечению отставных служащих и их семейств. СПб., 1909. 264 с.
24. Камнев И.М. Церковь свв. Прр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы: что на Моховой улице в Санкт-Петербурге. СПб. : Типо-литография И.Я. Земцова, 1913. 16 с.
25. Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 359 с.
26. Кононова Т.Б. Особенности развития благотворительности в России. М. : Московский гос. социальный университет, 2002. 112 с.
27. Краткий очерк С.-Петербургских градских богаделен за сто лет их существования. 1781 - 1881. СПб. : Типо-литография Дома призрения малолетних бедных, 1881. 99 с.
28. Лебедев А.С. Отставные военные на монашеских порциях в монастырях. СПб. : Типография Л.Ф. Снегирева, 1881. 28 с.
29. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. СПб. : Типография Б. Киршбаума, 1901. 135 с.
30. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): в 2 т. Т. 1. СПб. : Дмитрий Булавин. 548 с.
31. Мюнстенберг Э.М. Объединение деятельности благотворительных учреждений. М., 1900. 101 с.
32. Нечипорова Е.В. Милосердие и благотворительность в деятельности Русской Православной Церкви // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. 2009. № 7. С. 3.
33.Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода. СПб. : Синодальная типография, 1868. 776 с.
34.Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода. СПб. : Центральная Типо-Литография М.Я. Минкова, 1906. 1025 с.
35.Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода. СПб. : Синодальная типография, 1907. 1191 с.
Зб.Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода. Петроград : Синодальная типография, 1915. 820 с.
37.Очерки по истории Санкт-Петербургской епархии. СПб. : Андреев и сыновья, 1994. 284 с.
38. Памятники архитектуры Ленинграда. Л. : Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1958. 368 с.
39. Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной. Справочник. Л. : Стройиздат, 1985. 240 с.
40. Паничкин А.Ф. История Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке (до 1775 г.). СПб. : Союз-дизайн, 2006. 199 с.
41. Папков А.А. Древнерусский приход: Краткий очерк церковно-приходской жизни в Восточной России до XVIII века и в западной России до XVII века. Сергиев Посад : 2 типография А.И. Снегиревой, 1897. 82 с.
42. Папков А.А. Упадок православного прихода (XVIII - XIX века). Историческая справка. М. : Типо-литография Владимира Чичерина в Москве, 1899. 163 с.
43. Петраченкова Т.Н. Становление государственной системы призрения в период петровских реформ: Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 2003. 233 с.
44. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Т.2. 1722 г. СПб.
: Синодальная типография, 1872. 796 с.
45. Преображенский В. О благотворительности. Красноярск : Типография Елисейского Губернского Управления, 1898. 58 с.
46. Прыжов И.Г. Нищие на Святой Руси. Материалы для истории общественного и народного быта в России. М. : Типография М.И. Смирновой, 1862. 139 с.
47. Романченко Н.Ф. Исторический очерк С.-Петербургского
Сампсониевского собора. СПб. : Типография Главного Управления Уделов, 1909. 156 с.
48. Семин О.В. Становление государственного призрения в XVII веке: Историко-социологический аспект: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. М., 2003. 166 с.
49. Силин Н.Н. Некоторые особенности социальной роли православных монастырей в Тобольской епархии в середине XVIII века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 9.
С. 9-12.
50. Соболева Н.А. Общественное призрение и благотворительность: из истории понятий // Вестник Тамбовского университета. 2008. № 2. С. 422-426.
51. Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм
взаимодействия общества и государства (начало XVIII - конец XIX в.) СПб. : Лики России, 2007. 656 с.
52. Соколовский М.Н. Екатерина Великая как благотворительница // Вестник благотворительности. 1902. № 2. С. 13-28.
53. Стог А. Об общественном призрении в России. СПб., 1818. Ч. 1.
54. Смирнова Е.М. Развитие практики призрения в России в начале XVIII века на основе анализа статистических данных // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 2. С. 413-417.
55. Стоглав: Собор бывший в Москве при великом государе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). СПб. : Воскресение, 1997. 287 с.
56. Урланис Б.Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил европейских стран в XVII - XX вв. (историко-статистическое исследование). СПб., 1994. 558 с.
57. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 256 с.
58. Флоринский Д.И. Историко-статистическое описание Санкт- Петербургского Петропавловского кафедрального собора. СПб. : Типография Георга Бенике, 1857. 135 с.
59. Фруменкова Т.Г. Как родилась идея организации воспитательных домов в России // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 3. С. 66-70.
60. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: Учеб. пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 232 с.
61. Хоскинг Д. Россия: народ и империя. Смоленск : Русич, 2000. 512 с.
62. Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга: история и современность. СПб. : Глагол, 1994. 320 с.
63. Щербинин П.П. Особенности социальной защиты ветеранов военной службы в Российской империи в XVIII - начале XX в. [The Peculiarities of Social Welfare for Military Service Veterans in the Russian Empire, XVIIIth through early XXth Centuries] // The Journal of Power Institutions in Post-Soviet Societies. 2007. № 6/7. С. 43.
64. Freeze G.L. The Russia Levities: Parish Clergy in the Eighteenth Century. Cambridge MA : London Harvard University Press, 1977. 325 с.
65. Kaiser Daniel H. The poor and disabled in early eighteenth-century Russian towns // Journal of Social History. 1998. Vol. 32. № 1. P 125-155.
Публикации автора:
1. Шувалова А.Н. Российские богадельни в XVIII столетии // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории. Сборник материалов Пятой международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2015». М. : Политическая энциклопедия, 2015. С. 455-458.
2. Шувалова А.Н. Призрение офицерских и солдатских вдов в Российской Империи в XVIII столетии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. СПб. : Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2014. Т 3. № 7. С. 55-57.
3. Шувалова А.Н. Богадельни в России в XVIII веке // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов XXIII Молодежной международной научно-практической конференции. Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2014. С. 36-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ