Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


А.И. БРИЛЛИАНТОВ КАК ИСТОРИК РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ

Работа №121363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Церковно-историческая наука в России 9
1.1 Формирование церковно-исторической науки в России и её связи с зарубежной традицией 9
1.2 Санкт-Петербургская церковно-историческая школа: этапы формирования, представители, темы, специфические особенности 27
Глава 2. А.И. Бриллиантов в контексте Санкт-Петербургской церковно-исторической школы 45
2.1 А.И. Бриллиантов: учителя и темы 45
2.2 А.И. Бриллиантов как историк религиозной мысли в контексте Санкт-Петербургской церковно-исторической школы. 52
Заключение 70
Список использованной литературы 72



Бурное развитие русской гуманитарной мысли в конце XIX- начале XX века вызывает сегодня неизменный интерес, в связи с необходимостью осознания её современного состояния, понимания самобытности, выделения места в общеевропейском контексте.
Одним из значимых научных центров дореволюционной России была Санкт-Петербургская Духовная Академия, в стенах которой находили своё воплощение исследования по теологии, философии, истории церкви, осуществляемые профессорами и преподавателями высшего духовного учебного заведения. Именно рассмотрение их деятельности в конкретных деталях позволяет сложить общее представление о векторах развития вышеуказанных дисциплин. В последнее время появился целый ряд работ, посвящённых персоналиям церковно-богословской науки , , , однако, отметим, что ещё многие фигуры только ожидают своих исследователей. Таким учёным является Александр Иванович Бриллиантов, профессор Духовной академии, ученик В.В. Болотова..
Разработанность темы
Архив А.И. Бриллиантова сохранился в Российской Национальной Библиотеке, в отделе рукописей, фонд 102. Он содержит 476 единиц хранения, представляющих собой личную переписку (это в основном письма адресованные самому Бриллиантову). Имеются также административного рода документы (заявление о ремонте крыши в библиотеке в период его работы там, удостоверения о его преподавательском статусе и т.д.), а также учебные – конспекты его лекций. Этот архив является основным источником для современного исследователя, который позволяет судить о творчестве рассматриваемого ученого.
Тем не менее, небольшое количество трудов, написанных на основе этого и не только источников, имеют один недостаток: суть научной деятельности, особенности общественных взглядов Бриллиантова оставляются без внимания. Сегодня мы имеем дело в основном только с исследованиями биографии учёного.
Самая ранняя работа, в которой производится попытка реконструировать деятельность Бриллиантова – это статья иеромонаха, сейчас игумена, Иннокентия (Павлова) , являвшегося доцентом Ленинградской Духовной академии и семинарии (ЛДАиС), позже - некоторых ВУЗов Москвы, в частности, института философии, теологии и истории им. св. Фомы.
Его статья, опубликованная в 1986 году, в юбилейном (к 175-летию Санкт-Петербургских духовных школ) сборнике «Богословские труды», рассматривает феномен Санкт-Петербургской церковно-исторической школы в целом. Это не специальная работа, посвящённая Бриллиантову, тем не менее, в ней несколько страниц отведено этому историку церкви. Для сравнения, деятелю начального этапа развития церковно-исторической науки в Санкт-Петербургской Духовной Академии – иеромонаху Иннокентию (Смирнову), учебниками которого в духовной школе пользовались вплоть до 70-х годов XIX века, посвящена одна страница. Игумен Иннокентий останавливается в своём описании на научных трудах Бриллиантова, на его административных должностях. Это обзор можно охарактеризовать как очень скупую биографию. Скупость её усугубляется тем, что основное поле рассмотрения жизни Александра Ивановича – его «академический период», т.е. до 1918 года – года, когда Санкт-Петербургская Духовная Академия, была закрыта новой властью.
Только в 1994 году выходит следующий материал об Александре Ивановиче Бриллиантове, содержащийся в книге Марины Скляровой «Сосуд избранный: История Российских Духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей Советского Государства. 1888-1932». Это также не специальное исследование, в данной книге упор делается исключительно на документы, комментарии к которым очень кратки. Биографии рассматриваемого учёного посвящена одна неполная страница. Тем не менее, приведено множество материалов из отдела рукописей РНБ. С сожалением приходится отмечать, что практически все они адресованы А.И. Бриллиантову, архивных данных, принадлежащих его руке в книге практически не содержится, за исключением административных записок, к примеру, о потребности ремонта крыши в библиотеке. Если же говорить о характере входящей корреспонденции, то она также достаточно скромно, скорее внешне, представляет Александра Ивановича. В книге можно найти приглашения, ему адресованные А.А. Васильевым, для чтения лекций в Петроградском Педагогическом институте (словесно-исторический факультет), удостоверения о преподавательской деятельности, письма от некоторых коллег.
В 1999 году было осуществлено ещё одно издание, связанное с Бриллиантовым - в Ферапонтовском сборнике (4–ый выпуск) писем Ивана Ивановича Бриллиантова своему старшему брату – Александру Ивановичу. Издание это осуществил Михаил Николаевич Шаромазов, ныне директор Кирилло-Белозерского историко-культурного музея-заповедника. Материал сборника помогает несколько более широко взглянуть на личность Александра Ивановича, проблема заключается в том, что представлены только письма авторства Ивана Ивановича, что делает трудным реконструкцию учёной деятельности Александра Ивановича Бриллиантова.
В 2000-х годах, в связи с возросшим вниманием к русской византинистики, одним из представителей которого являлся А. И. Бриллиантов, появляется сразу несколько публикаций, касающихся учёного.
Достаточно полное изложение биографии с объёмным списком работ Бриллиантова, а также исследований о нём, вышло в книге «Мир русской византинистики» в 2004 году. Статья была подготовлена Александром Гавриловичем Грушевым, старшим научным сотрудником Института Восточных Рукописей Российской Академии Наук. Несмотря на системность освещения тематики архивов и достаточно полное изложение биографии, так и остались не рассмотренными в сочинении особенности учёной деятельности Бриллиантова.
Вступительная статья к вышедшему в 2007 году курсу лекций по истории древней Церкви А.И. Бриллиантова , содержит также биографические сведения. Она подготовлена Александром Юрьевичем Братухиным – преподавателем Пермского Государственного Университета, выпускником. Ценность работы в разборе особенностей языка и печати лекций.
Одна из последних работ – это статья в православной энциклопедии, написанная Бурегой Владимиром Викторовичем, преподавателем Киевской Духовной Академии. Статья очень краткая, в большей степени биографическая.
Новизна исследования
Рассмотрев литературу, посвящённую деятельности АИ. Бриллиантова, можно обозначить проблему, которую пытается разрешить данная магистерская диссертация – это малая изученность А.И. Бриллиантова как учёного деятеля, отсутствие понимания его места в контексте современной ему церковно-исторической науки.
Цели и задачи исследования
В соответствии с обозначенной проблемой магистерская диссертация имеет своей целью - реконструировать образ А.И. Бриллиантова как историка религиозной мысли в контексте современной ему церковно-исторической традиции.
Это предполагает решение следующих задач:
- Определение понятия Санкт-Петербургской церковно-исторической школы, выделение её характерных черт
- Рассмотрение характера преемственности А.И. Бриллиантова по отношению к Санкт-Петербургской церковно-исторической школе
- Выделение новизны научной деятельности А.И. Бриллиантова в контексте своей традиции.
Методы исследования
В магистерской диссертации используется сравнительно-исторический метод, заключающийся в сопоставлении данных, содержащихся в различных типах источников.
Апробация результатов
Основные положения диссертации докладывались на конференциях, проводимых в Государственном музее истории религии: XXI Религиоведческие чтения: история религии вчера и сегодня (2015), «Религия и власть» (2016), в институте философии Санкт-Петербургского Государственного университета: II Маторинские чтения (2017), в Институте социальных и политических наук Уральского Федерального Университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина (г. Екаеринбург): Философия в XXI веке: вызовы, ценности и перспективы (2015).
В сборнике статей, приуроченном 30-летию кафедры религиоведения Уральского Федерального Университета, в 2017 году была опубликована статья: «Церковно-историческая школа Санкт-Петербургской Духовной Академии на рубеже XIX-XX вв.: представители, задачи, методы».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подведём итоги исследования. При последовательном рассмотрении этапов становления церковно-исторической науки в России были сделаны выводы о необходимой её связи с историей развития высших духовных учебных заведений. Последние испытывали влияние иезуитских схем образования, в рамках которых история церкви выступала как начальная вспомогательная дисциплина, при изучении древних языков и богословия.
Понимание церковной истории как дисциплины, иллюстрирующей движение веры в истории, а соответственно являющейся богословской отраслью, сохранилось в рамках оформившейся в течение XIX века Санкт-Петербургской церковно-исторической школы. Подобные представления дополнялись положениями об объективности, научном характере истории церкви, необходимости использования критического метода по отношению к источникам. В этом проявлялось влияние немецкой протестантской исследовательской традиции. Отсюда характерной особенностью ряда ярких представителей Санкт-Петербургской традиции была попытка синтезировать представленные выше два подхода в своей научной деятельности. Особенно хорошо эта тема представлена у В.В. Болотова, который относил церковно-историческую науку к области богословских дисциплин, именующуюся наукой лишь в почётном смысле, являющейся скорее искусством в области науки. В тоже время, согласно Болотову В.В., церковный историк призван к идеалу объективности в своих исследованиях по реконструкции событий прошлого.
Бриллиантова А.И. – ученик Болотова. Он во многом наследует его подходы, однако, вследствие его опоры на другой круг методологической литературы, взгляды на сущность истории церкви у него при схожести внешних форм отличается по своему содержанию. Это касается и научного предмета – объективных фактов, а не «показаний очевидцев», как у Болотова В.В., и представлений о невозможности осуществления собственно «богословия» истории – объективного прагматизма, который, отметим, должен быть свободен от априорных положений.
Ещё отличительной особенностью понимания Бриллиантовым церковно-исторической науки является подчёркивание её междисциплинарного характера.
Таким образом, определяя А.И. Бриллиантова как историка религиозной мысли можно указывать на него, как на характерного представителя Санкт-Петербургской церковно-исторической научной традиции, в то же время имевшего целый ряд особенностей, выделявших его на фоне школы.



1) Богданова Т.А. Н.Н.Глубоковский: судьба христианского учёного. М.; СПб: Альянс-Архео, 2010. 1006 с.
2) Болотов В.В. К вопросу о Acta Martyrum Scilitanorum //Христианское чтение, - 1903. - №7. - С.60-76
3) Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т.1. СПб.: Типография Меркушева, 1907. 234 с.
4) Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т.4. Петроград: Третья государственная типография, 1918. 600 с.
5) Болотов В.В. Отзыв о сочинении «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни»//Христианское чтение. - 1908. - № 8-9. - С.1253-1257
6) Болотов В.В. Отзыв о сочинении «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни»//Христианское чтение. - 1908. - № 10. - С.1400-1420
7) Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998. 446 с.
8) Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и миланский эдикт 313 года. Петроград: типография Меркушева, 1916. 198 с.
9) Бриллиантов А.И. Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному//Христианское чтение. -1898. - №7. С. 44-62
10) Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней церкви. СПб: изд-во Олега Абышко, 2007. 480 с.
11) Бриллиантов А.И. Происхождение монофизитства//Христианское чтение. - 1906. - №6. – С.793 – 822
12) Бриллиантов А.И. Профессор В.В. Болотов: биографический очерк//Христианское чтение, - 1910, - №4. С.421-442
13) Бриллиантов А.И. Профессор В.В. Болотов: биографический очерк//Христианское чтение, - 1910, - №7-8. С. 830-854
14) Бриллиантов А.И. Профессор Иван Васильевич Чельцов//Христианское чтение. - 1911. - №10. С.1222-1237
15) Бриллиантов А.И. Рецензия на книгу «Дюшен Л. История древней церкви Т.I»//Христианское чтение. - 1912. - №6. - С.750-769
16) Бриллиантов А.И. Рецензия на книгу: «Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) Т.I»//Христианское чтение. -1907. - №10. - С.503-511
17) Бриллиантов А.И. Речь на торжественном заседании С.-Петербургской духовной академии по случаю открытия бюста профессора В.В.Болотова//Христианское чтение. 1912. №3. С.350-359
18) Глубоковский Н.Н. Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербургской духовной академии// Христианское чтение. - 1909. - № 10. С.1332-1351
19) Глубоковский Н.Н. Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербургской духовной академии// Христианское чтение. - 1909. - № 11. С.1459-1482
20) Глубоковский Н.Н. Начало организованной духовной школы: (Комитет об усовершенствовании духовных училищ)//Богословский вестник - 1917. - Т.2. - №6-7.С.75-92
21) Глубоковский Н.Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор С. Петербургской духовной академии (1895-1899гг.)// Христианское чтение. - 1909. - № 3. С. 421-440
22) Грушевой А.И. Бриллиантов: история церкви и византиноведение в трудах учёного// Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга. СПб.: изд-во «Дмитрий Буланин», 2004. С.286-311
23) Гундяев К. Богословское образование в Петербурге-Петрограде-Ленинграде: традиция и поиск //Богословские труды. Сборник, посвящённый 175-летию Ленинградской духовной академии. М: Издательство Московской патриархии., 1986. С.6-35
24) Дроздов Ф. Начертание церковно-библейской истории в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах. СПб.,1819. 843 с.
25) Духовный регламент. 1721 год//Библиотека Якова Кротова [сайт], URL: http://www.krotov.info/acts/18/1/1721regl.html (дата обращения 10.05.2017)
26) Дюшен Л. История древней церкви//Христианская библиотека [сайт]. URL: http://mstud.org/library/d/duchesne/vol1/0.html (дата обращения: 10.05.2017)
27) Живов В. Из церковной истории времён Петра Великого. М.: НЛО, 2004. 386 с.
28) Записки петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. М.: Республика,2005. 543 с.
29) Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань: Тип-я имп. ун-та, 1881. 800 с.
30) Карпук Д.А. Кафедра русой церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX-XX вв.//Христианское чтение. – 2015. - №5. С.175-218
31) Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект, 2008. 475 с.
32) Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.: Территория будущего, 2006. 472 с.
33) Лебедев А.П. Краткий очерк хода развития церковно-исторической науки у нас в России: [Вступительная лекция по истории церкви в Московском ун-те]//Богословский вестник. - 1895. - Т.4. - №12. С.289-321
34) Лебедев А.П. Церковная историография в её главных представителях с IV до XX века. СПб.: изд. Тузова, 1903. 610 с.
35) Левшин Платон, митрополит Краткая церковная российская история. М.: Синодальная типография, 1805. 388 с.
36) Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.
37) Мешков А. Богословское наследие проф. СПбДА А. А. Бронзова и его вклад в развитие науки нравственного богословия: Канд. дис. СПб: Ркп., 2000.
38) Никитин А. В.В. Болотов и немецкая церковно-историческая наука//История древней Церкви в научных традициях XX в. Материалы научно-церковной конференции, посвящённой 100-летию со дня кончины доктора церковной истории, профессора СПбДА, члена-корреспондента императорской академии наук В.В. Болотова. СПб: изд-во Государственного Эрмитажа, 2000. С. 27-33
39) Павлов И. Санкт-Петербургская Духовная Академия как церковно-историческая школа// Богословские труды. Сборник, посвящённый 175-летию Ленинградской духовной академии. М.: Издательство Московской Патриархии, 1986. С. 211-269
40) Пальмов И.С. Памяти профессора Ивана Егоровича Троицкого//Христианское чтение. - 1903. - №5. С.677-701
41) Поснов М.Э.История христианской церкви (до разделения церквей 1054 г.)//Азбука православия [сайт]. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1_1
42) Полное собрание законов Российской империи [сайт]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения: 10.05.2017)
43) Православная энциклопедия [сайт]. URL: http://www.pravenc.ru/text/153437.html (дата обращения 10.05.2017)

44) Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской Духовной Академии. СПб.: Типография Леонтьева, 1907. 552 с.
45) Садов А.И. Профессор Евграф Иванович Ловягин (+27 марта 1909 г.)// Христианское чтение. - 1910. - № 9. С.1147-1162
46) Склярова М. Сосуд избранный: история российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888-1932. СПб: Борей, 1994. 464 с.
47) Смирнов Е.И. История христианской церкви//Азбука православия [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-1054-god-smirnov/#0_2 (дата обращения: 10.05.2017)
48) Смирнов П.С. Профессор Иван Федорович Никольский// Христианское чтение. - 1910. - № 10. С.1264-1282
49) Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917//библиотека церковно-научного центра «Православная энциклопедия» [сайт]. URL:http://www.sedmitza.ru/lib/text/439980/ (дата обращения 10.05.2017)
50) Соколов И.И. Византологическая традиция в С.-Петербургской Духовной Академии//Христианское чтение. 1904.№1. С.306-316
51) Спасский А.А. Библиография [Рец. на Болотов В.В.] Лекции по истории древней церкви Т.1.//Богословский вестник. - 1908. - №5. С.116-140
52) Суториус К.В. Источники по истории преподавания православного латиноязычного богословия в России в первой половине XVIII века: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. СПб, 2008. 15 с.
53) Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. Вторая половина XIX века. М.: изд-во ПСТГУ, 2012. 658 с.
54) Ферапонтовский сборник. Вып. 4. Письма И.И. Бриллиантова к А.И.Бриллиантову. 1894-1929. М.: Ферапонтово, 1997. 271 с.
55) Флоровский Г. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
56) Фриман Э. Методы изучения истории. М.: Либроком,2011. 199 с.
57) Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX-XXI вв. СПб.: изд-во СПбДА, 2015. 560 с.
58) 30 лет кафедре религиоведения Уральского Федерального Университета: сборник научных статей. Екатеринбург: издательско-полиграфическое объединение «Макс-инфо», 2017. 442 с.

Иностранная литература
1) Allan P. Farrell, S.J. The Jesuit Ratio Studiorum Of 1599. Washington, 1970.133 p.
2) Compayre G. History of Pedagogy. Boston: D.C. Heath and company, 1898. 598 p.
3) Robertson W. A sermon upon the situation of the World at the Time of Christ’s appearance. London: Hamilton and Balfour, 1759. 51 p.
4) Shwickerath R. Jesuit education. It’s history and principles viewed in the light modern educational problem. St. Louis: B. Herder, 1903. 687 p.
5) Wiater A.M. Bossuet and His Discourse on Universal History. Master’s theses. Chicago, 1940


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ