ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Математический досуг школьников 9
1.2. Основные формы организации дополнительного математического
образования в средней школе 11
1.3. Виды внеурочной работы по математике 13
1.4. Методические рекомендации по подготовке учащихся к внеклассной
работе 18
1.5. Развитие самостоятельности и активности учащихся на внеурочных
занятиях 20
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ . 23
2.1. Организация работы математического кружка 24
2.2. Математические конкурсы и соревнования 29
2.3. Математические вечера как форма досуга 37
2.4. Математический досуг в интеллектуально-оздоровительном лагере ... 42
2.5. Математика в «Детском университете» 50
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 55
Заключение 57
Список использованной литературы
В настоящее время перед системой образования стоит цель обучения и воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Это воспитание происходит не только в школе на уроках и в семье, но также в других формах деятельности, в которые вовлечены дети.
Одна из основных причин сравнительно низкой успеваемости по математике в школе - слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
В процессе урочных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, не удается осуществить с достаточной полнотой многие направления формирования математической культуры. Разнообразные формы внеурочных занятий предоставляют большие возможности в этом направлении. Одна из таких форм - организация математического досуга детей.
Культурно-досуговая деятельность выступает как средство формирования у детей личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей и духовному обогащению, созданию педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия.
Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое. Но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более или менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему
самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Математика с ее специфическим содержанием является средством развития теоретического мышления и тем самым обеспечивает полноту интеллектуального формирования личности ученика. Сущность развития личности ученика с помощью математики состоит в целенаправленном формировании у учащихся единства разных видов интеллектуальных умений - специфико-математических и общеинтеллектуальных, реализуемых на математическом материале.
К одной из основных задач дополнительного математического образования следует отнести задачу воспитания и развития математической культуры и привития устойчивого интереса к математике. Кроме того, дополнительное образование призвано показать красоту, как самих математических теорий, так и решения конкретных задач.
Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Методическая система организации математического досуга школьников».
Проблема организации детского досуга во внеучебное время является актуальной. Следовательно, необходимо также научить учителей математики методике организации досуга средствами математики. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.
Еще одним основанием актуализации этой темы является раскрытие форм внеклассной и внеурочной работы с целью ее планирования в основной образовательной программе школы. Как известно, в настоящее время в школах идет процесс перехода к новым стандартам (ФГОС-2). Спецификой требований ФГОС состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, определены разделы основной образовательной программы и задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся. Причем внеучебная деятельность тоже должна планироваться и осуществляться таким образом, чтобы в нем отражались и выполнялись цели формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Целью нашего исследования является раскрытие теоретических основ и описание методической системы организации досуга школьника с помощью средств математики.
Объектом исследования является процесс математической досуговой деятельности школьников. В качестве предмета исследования рассматривается методическая система организации досуга школьников с использованием математики.
Задачами исследования, которые определили содержание и структуру работы, являются:
1) Провести анализ опыта организации досуговой деятельности учащихся разных возрастов.
2) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методико¬математическую литературу, посвященную проблеме организации внеурочной деятельности по математике.
3) Выделить формы работы учителя математики во внеурочное время.
4) Классифицировать виды досуговой математической деятельности.
5) Составить сборник заданий для различных типов занятий досуговой формы.
В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы исследования:
теоретические методы: анализ литературных источников по
психологии, педагогике, методике, связанных с проблемой внеучебной и досуговой работы;
экспериментально-эмпирические методы: изучение и обобщение опыта работы учителей математики по организации математического досуга, беседы с учителями, внеклассная работа во время педагогической практики, изучение опыта и участие в работе интеллектуально-оздоровительного детского лагеря «Интеллето», Летней физико-математической школы, «Детского университета» при Елабужском институте КФУ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведено систематизированное изучение теории и практики организации досуга школьников с математическим содержанием. Выделены формы, методы и средства организации досуговых занятий по математике. Практическая значимость исследования определяется наличием в нем анализа опыта организации внеклассной и досуговой работы, а также наличием методических материалов для учителей математики.
Апробация результатов исследования выполнялась в форме докладов на студенческой научной конференции Елабужского института КФУ 2016 года, работы в качестве ассистента в интеллектуально-оздоровительном детском лагере «Интеллето» в 2015 году, работы вожатым в Летней физико¬математической школе в 2014 году и предварительной защиты на кафедре математического анализа, алгебры и геометрии.
Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
В Концепции математического образования значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, массовые мероприятия, в ходе которых они научатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы - не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках,
но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению - нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.
Таким образом, среди форм организации дополнительного математического образования важными являются занятия математического кружка, которые несут основную содержательную нагрузку дополнительного математического образования. Кружок способствует формированию и развитию интереса учащихся к математике, расширяет и углубляет математические знания, развивает математический кругозор, мышление, способности, исследовательские умения школьников, позволяет в дальнейшем сделать правильный выбор профессии.
1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. - М.:
ВЛАДОС, 1999. - 208 с.
2. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. - М.: Просвещение, 1971. - 320 с.
3. Болховитинов В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. Твое свободное время. Занимательные задачи, опыты, игры. - М.: Детская литература, 1975. - 464 с.
4. Внеклассная работа по математике в средней школе / под ред. В.В. Сухорукова. - Балашов, 1994. - 190 с.
5. Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 1992. - 335 с.
6. Гарднер М. Математические досуги. - М.: Мир, 1972. - 496 с.
7. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Мир, 1971. - 511 с.
8. Гильмуллин М.Ф. Программа курса «Математика -интеллект» //
Образовательные программы многопрофильного оздоровительного лагеря для детей и подростков «Интеллето». - Елабуга: Изд-во ЕФ К(П)ФУ, 2011. - С. 35-43.
9. Горев П.М. Уроки развивающей математики в 5-6-х классах средней школы // Концепт. - 2012. - 76 с.
10. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989. - 287 с.
11. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 180 с.
12. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике. - М.: Первое сентября, 2003. - 90 с.
13. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. - М.:
Просвещение, 1972. - 210 с.
14. Казакова Е.И. Проектирование образовательных программ. - СПб., 1994. - 140 с.
15. Ключ к успеху: Авторские программы педагогов дополнительного образования. - М., 2006. - 150 с.
16. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - М.: Гос. изд-во технико- теор. лит-ры, 1957. - 575 с.
17. Литцман В. Веселое и занимательное о числах и фигурах». - М., 1963, 120 с.
18. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы.
- М.: Первое сентября, 2003. - 210 с.
19. Математики тоже шутят / Автор-сост. С.Н. Федин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 216 с.
20. Мерлина Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 130 с.
21. Миросанова В.В. Формы организации досуга школьников с использованием математики // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2012 года: Сборник статей: [в 5 т.] / Министерство образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - Том 3. - С. 201-203.
22. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.:
Просвещение, 1988. - 160 с.
23. Организация внеклассной работы по математике в средней школе / под ред. В.Л. Пестеревой. - Пермь, 2010. - 240 с.
24. Павлова А.Н. Внеклассная работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы; Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы.
25. Перельман Я.И. Веселые задачи. - М.: Астрель, 2003. - 288 с.
26. Перельман Я.И. Живая математика. - М.: Наука, 1974. - 160 с.
27. Петраков И.С. Математические кружки в 8-10 классах. - М.: Просвещение, 1987. - 223 с.
28. Программное обеспечение учреждений дополнительного образования.
- СПб., 1995. - 240 с.
29. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2002. - 150 с.
30. Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе . - М.: Просвещение, 1975. - 190 с.
31. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 120 с.
32. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 110 с.
33. Фарков А.В. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 95 с.
34. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку. - М.: Просвещение, 1995. - 80 с.
35. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П. Савин. - М.: Педагогика, 1989. - 349 с.