Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №37181

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
528
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы креативности младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«креативность» 10
1.2. Особенности развития креативности у младших школьников 2
1.3. Потенциал учреждений дополнительного образования детей в
развитии креативности 32
Выводы по I главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня креативности младших школьников, посещающих кружки художественно-эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования
2.1. Этапы и методики исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 43
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию креативности детей младшего школьного возраста, посещающих кружки художественно-эстетической в учреждениях дополнительного образования детей 58
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение 75



Актуальность исследования. В условиях реализации ФГОС нового поколения особое значение приобретают вопросы развития креативного потенциала подрастающей личности. Именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять направленность человека. Наибольший интерес в изучении креативности представляет именно школьный возраст.
Креативное мышление и творческое воображение - обязательные составляющие креативных способностей человека. Школьный возраст является наиболее благоприятным для становления креативной личности, поскольку именно этот возраст характеризуется прогрессивными изменениями во многих областях, когда совершенствуются психические процессы (память, речь, внимание, мышление, воображение, восприятие) и происходит активное развитие личностных качеств, на основе которых развиваются склонности и способности.
По мнению ряда авторов, одним из приоритетных условий развития креативности является нерегламентированность образовательной среды [44], что в полной мере присуще микроклимату учреждений дополнительного образования детей, где исторически сложилась особая учебно - воспитательно - развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи комплексного развития личности.
Развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования детей происходит через различные виды деятельности детей, такие как: коммуникативная, игровая, продуктивная и другие. Многообразие методов связано с многогранностью процесса усвоения системы знаний и овладением основами наук. Однако развитие креативности может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе видов деятельности, их многоплановость; раннее начало творческого развития; создание в детском саду благоприятной развивающей среды; постоянная поддержка интереса к творческой деятельности и т.д.
О необходимости развития креативности детей младшего школьного возраста рассматривают давно. Разработаны программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Но в настоящее время проблема развития креативности младших школьников претерпела существенных изменений.
В своих трудах психологи рассматривают креативность как специфическую черту мышления, которая отличает ее от других психических процессов. Они связывают креативность с личностными особенностями детей и с их воображением. Вопросы развития личности через формирование креативных качеств отражено в работах психологов Д.Б. Богоявленской [9], Э. Бос [14], Дж. Гилфорда [53 ;54 ], Ю.А. Жигалова [7], Б. Злотина , Е.П. Ильина, А.В. Морозова [43 ; 44], , Р. Стенберга [55], Э. Торренса [56; 57; 58 ] др., которые рассматривают феномен креативности в контексте изучения творчества, сравнивая их общие и отличительные черты. Педагогический аспект проблемы формирования творческой личности учащихся в учреждениях дополнительного образования основывается на анализе исследований Р.З. Джанаевой и И.Ю. Соколовой [26], Л.Б. Ермолаевой- Томиной [29; 30; 31], С.В. Крашенининой [37] и других ученых. Развивающее влияние учреждений дополнительного образования на развитие креативности детей рассмотрено в диссертационных исследованиях В.В. Абрауховой [1],
А.Г. Андрейченко [4], Е.А Борисовой [13], Селевко Г.К. [33] и других исследователей.
Проанализированы^ научные исследования создают прочную основу в психологическом и педагогическом аспектах. Однако дальнейшая проекция рассматриваемого явления на образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования не удовлетворяет имеющийся спрос на развитие креативной личности ученика, его способности к самовыражению средствами искусства, что прослеживается в ряде противоречий, между необходимостью развития креативности у школьников, с одной стороны, и недостаточной изученностью уровня креативности детей, посещающие кружки эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования, с другой стороны.
Выделенное противоречие обусловило проблему исследования: каков уровень развития креативности у младших школьников, посещающих кружки художественно-эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Уровень развития креативности младших школьников, посещающих кружки художественно - эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования».
Цель исследования - изучить уровень развития креативности у детей младшего школьного возраста, посещающих кружки художественно - эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - креативность как психолого- педагогический феномен.
Предмет исследования - уровень развития креативности младших школьников, посещающих кружки художественно-эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: уровень развития креативности детей, посещающих кружок художественной керамики, выше, чем уровень развития креативности у детей, посещающих кружок оригами.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить сущностно-содержательную характеристику понятия «креативность».
2. Раскрыть особенности проявления креативности у младших школьников.
3. Проанализировать потенциал учреждений дополнительного образования детей в развитии креативности у школьников.
4. Эмпирически исследовать уровень креативности младших школьников, посещающих кружки художественно-эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию креативности младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
- эмпирические: тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ данных, методы математической статистики.
Методологическую основу исследования составили теории развития креативности (Дж. Гилфорд, Е. Ильин, Э.П. Торренс и др.), позволяющие выявить параметры и показатели креативности; экспериментальных и теоретических исследований феномена креативности как многоуровневого явления (Д. Богоявленская, Т. Барышева и др.) психолого-педагогических концепций формирования творческой личности отраженных в исследованиях педагогов-новаторов ХХ-ХХ1 вв. (Б. Асафьев, Д. Кабалевский) и современных основателей научной психолого- педагогической мысли (А. Козырь, А. Михайличенко, А. Щелокова и др.). Опытно-экспериментальной базой исследования стало «Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Приволжского района г. Казани. Выборку составили дети 10 лет (36 чел.), из которых была выделена подгруппа из 18 детей, куда посещают кружок художественной керамики. Вторая подгруппа из 18 детей - кружок оригами.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом этапе (поисково-теоретическом) осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования, определился научный аппарат и база исследования; выбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором этапе (опытно-экспериментальном) проводилась проверка гипотезы исследования, с целью выявления у детей уровня развития креативности.
На третьем этапе (обобщающем) проводилась систематизация и обработка результатов, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: эмпирически выявлено различия уровня креативности младших школьников, посещающих кружки эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов, педагогов и социальных педагогов в работе с детьми младшего школьного возраста.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в следующих конференциях:
1. Международный научно-методический семинар «Повышение профессиональной компетенции молодого учителя», 17-19 января 2019 года, МБОУ «СОШ №1» Буинского района РТ. Тема доклада: «Особенности креативного развития младших школьников».
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 г., 9 апреля 2019, Институт психологии и образования КФУ, г. Казань. Тема доклада: «Уровень развития креативности детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей».
3. VII Международная научно-практическая конференция «Педагогика и современное образование :традиции, опыт, инновации», 5 июня 2019 г., г. Пенза . Тема доклада: «Развитие творческого воображения, как категории креативности, детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей».
4. XII Международная научно-практическая конференция «Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук», 15 июня 2019 г., г. Пермь. Тема доклада: «Потенциал учреждений дополнительного образования в развитии креативности младших школьников».
А также в следующих статьях:
1. Михайлова Т.С. Уровень развития креативности детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей /Т.С.Михайлова// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей / Казань: Изд - во Казан. ун-та, 2019. - Институт психологии и образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - в печати
2. Михайлова Т.С. Развитие творческого воображения, как категории креативности, детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей / Т.С.Михайлова//УПМеждународная научно-практическая конференция «Педагогика и современное образование :традиции, опыт, инновации» :сб. статей /Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» 2019.
3. Михайлова Т.С. Потенциал учреждений дополнительного образования в развитии креативности младших школьников/ Т.С.Михайлова// XII Международная научно-практическая конференция «Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук»: сб. ст. участников ХП Международной научно-практической конференции/Уфа: Научно-издательский центр "Аэтерна", 2019. — в печати
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено исследование вопроса развития креативности младших школьников, посещающих кружки художественно- стетической направленности в учреждениях дополнительного образования детей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях реализации ФГОС нового поколения особое значение приобретают вопросы развития креативного потенциала подрастающей личности, а именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для становления креативной личности, поскольку именно этот возраст характеризуется активным развитие личностных качеств, на основе которых развиваются склонности и способности. В работе было поставлено ряд задач.
Решая первую задачу - определить сущностно-содержательную характеристику понятия «креативность», в ходе анализа литературы нами было установлено, что креативность - это качественное изменение психики личности, влияющее на весь опыт его жизни, характеризующееся принятием нетипичных решений, интересом к исследовательской деятельности, саморазвитием, и позволяет создавать принципиально новые идеи и продукты.
Решая вторую задачу, мы раскрыли особенности проявления креативности у младших школьников, которые заключаются в том, что креативность младших школьников при определенных условиях может проявляться и развиваться по- разному. Креативность младших школьников - индивидуальное динамическое личностное образование, что проявляется и развивается только в соответствующих видах деятельности и только при наличии значимой для субъекта внутренней мотивации. Большую роль в развитии креативности играет личность педагога и психолога. Как компоненты креативности младших школьников следует выделить особенности развития мышления, воображение, индивидуально-личностные качества, которые могут быть объединены под общим понятием субъектности личности. При рассмотрении креативности младших школьников как творческой способности необходимо отметить, что ее развитие и проявление имеют тесную связь с интеллектом, перцептивными особенностями, а также с эмоционально-волевой сферой и характерологическими особенностями, которые выражаются в деятельности человека.
Решение третьей задачи -анализ потенциала учреждений дополнительного образования детей в развитии креативности у школьников, мы установили, что учреждения дополнительного образования призваны не только формировать творческую и активную личность, а также заботиться о ее креативном развитии путем организации содержательного досуга.Значительный потенциал занятий в учреждениях дополнительного образования содержится в организации деятельности детей на занятиях по оригами и керамике, которые способствуют активизации нестандартного мышления создают благоприятные условия для ознакомления учащихся с произведениями искусства и образцами мировой культуры
Решая четвертую задачу, мы выбрали методики исследования структурных компонентов креативности: ассоциативно-образного мышления, творческого мышления и художественной наблюдательности. Экспериментальная работа проводилась на базе «Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Приволжского района г. Казани (объединения декоративно-прикладного творчества, кружки оригами и художественной керамики ). Выборку составили дети 10 лет (36 чел.), из которых была выделена подгруппа из 18 детей (Г1), куда входили дети из кружка «Искусство керамики». Вторая подгруппа из 18 детей -группа из кружка «Волшебный мир оригами»( Г2).
Диагностика уровней развития креативности учащихся из обеих групп дала возможность выявить, что к высокому уровню сформированности ассоциативно-образного мышления было отнесено 27,8 % детей из кружка «Искусство керамики» и 22,3 % из кружка «Волшебный мир оригами», к среднему уровню 55,6 % учеников кружка «Искусство керамики» и 50 % процентов учеников «Волшебный мир оригами», к низкому уровню 16,7 % учеников кружка «Искусство керамики» и 27,8 % учеников кружка «Волшебный мир оригами».
Высокие показатели невербального компонента творческого мышления имеют 22,2 % учеников кружка «Искусство керамики» и 11,1 % учеников кружка «Волшебный мир оригами», средние показатели характерны 61,1 % (кружок «Искусство керамики») и 50 % (кружок «Волшебный мир оригами») учащихся, низкие 16,7 % и 38,9 % соотвественно. Что касасается вербального компонента, ни один ученик не продемонстрировал высоких показатель уровня развития вербального компонента творческого мышления. Образы рассказа 44,5 % учеников кружка «Искусство керамики» и 38,9 % кружка «Волшебный мир оригами». Низкий уровень имеет больше половины учеников обеих групп , 55,5 % и 61,1 % .
К высокому уровню концентрации устойчивости внимания относится 11,1 % учеников кружка «Искусство керамики» и 33,3 % кружка оригами, средний уровень - 61,1 учеников кружка «Искусство керамики» и 50% кружка «Волшебный мир оригами», низкий уровень- 27,8 % и 16,7 % соответственно. Ситуация с уровнем степени запоминания зрительных образов почти аналогичная, небольшое количество учеников запоминают быстро и много образов (16,7 % и 22,2 %) , средние показатели характерны 61,1 % обеих групп, низкие - 22,2 % учеников из кружка «Искусство керамики» и 16,7 % кружка «Волшебный мир оригами.
Заметим, что после статистического анализа данных с использованием U- критерия Манна - Уитни не подтвердилась наша гипотеза, о том, что уровень развития креативности детей, посещающих кружок художественной керамики отличается, от уровня развития креативности детей, посещающих кружок оригами.
Решение пятой задачи предполагало составление психолого-педагогических рекомендаций для развития креативности младших школьников, посещающих кружки художественно-эстетической направленности. Нами было рекомендовано,что для того, чтобы взаимосвязь творчества и креативности реализовывалась гармонично, в учреждениях дополнительного образования педагогам необходимо для каждого ребенка создать условия, в которых каждый сможет выражать свои мысли , так как от этого напрямую зависит развитие творческого мышления. Педагогам необходимо использовать в своей работе проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на креативность, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
Рассматривая вопрос повышения качества организации процесса развития креативности младших школьников, посещающих кружки эстетического направления в учредениях дополнительного образования , следует отметить, что совершенствование учебно-воспитательного процесса и использования всех резервов возможно на основе улучшения качества руководства этим процессом. В этом вопросе особое значение приобретает практическая деятельность учащихся и умение учителя учреждения дополнительного образования управлять этим процессом.



1. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Дисс. . канд. пед. наук. Ростов/н-Дону, 2000. - 279 с.
2. Алиева Л. В. Социально-педагогическая характеристика детской общности в системе дополнительного образования как инновационного субъекта образования и общественного воспитания // Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества: сб. науч. тр. Междунар. науч.-теоретич. конф. (24 окт. 2011 г.). Ч. 1 / под ред. С. В. Ивановой, А. В. Овчинникова. - М., 2011. - С. 23-31.
3. Алиева Л. В. Учреждения дополнительного образования и детские общественные объединения - субъекты внешкольного воспитания : науч.- метод. пособие. - М. : ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2008. - 71 с.
4. Андрейченко А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждения дополнительного образования: Дис. . канд. пед. наук. Казань,2000. - 249 с.
5. Анчуков С.В. Художественное творчество как фактор развития индивидуальности и воспитания личности школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. Калининград, 2000. - 19 с.
6. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т. Ф. Башина // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 521-525.
7. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб, 2006. -285с.
8. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. : учеб.-метод. пособие. - М :Диалог культур, 2007. - 211 с.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей:
Учебное пособие / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. Центр «Академия». - 2003. - 320 с.
10. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника. / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2002. - № 2. - С. 12-16.
11. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. -672 с.
12. Боно Э. Курсы развития мышления/ Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри»,2012. - 128 с.
13. Борисова Е.А. Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. - 16 с.
14. Бос Э. Как развить креативность/ Э. Бос; пер. с нем. Петросян К.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 189 с.
15. Вертгеймер М. Продуктивное мышление /Пер. с англ., общ. ред. С.Ф. Горбова, В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 2000. - 336 с.
16. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество //Художественное творчество и школьник. М., 2000. - С.22-36.
17. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Монография: В 2-х т. Минск, 2016. - 468 с.
18. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. 4.1. - Минск, 2014. - 240 с.
19. Волков И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. -М.: Педагогика, 2013. С. 101-140.
20. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Кн. Психология мышления /Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - С. 433-456.
21. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания//Внешкольник. 2012. - № 7. - С.23-25.
22. Г орский В. А. Система дополнительного образования детей:
Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования РАО / В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю. Ляшко, В. В. Усанов // Дополнительное образование. - 2000. - № 1. - С.
6- 11.
23. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей
//Внешкольник. 2010. - № 1. - С.6-11.
24. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование. -
2010. -№ 1.-С.4-6.
25. Горский В.А., Журкина, А.Я. Педагогические основы развития
дополнительного образования детей //Дополнительное образование. 1999. - № 1. - С.4-6.
26. Джанаева Р.З., Соколова И.Ю. Развитие креативности младших
школьников средствами игровых технологий в образовательном процессе // Инновационная наука. 2015. №5-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-mladshih-shkolnikov- sredstvami-igrovyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 21.02.2019) .
27. Дружинин Р.О. Учреждение дополнительного образования детей как институт социального воспитания // Вестник ТГУ. 2012. №12 (116). URL: https: //cvberleninka.ru/article/n/uchrezhdenie-dopolnitelno go obrazovaniya-detey- kak-institut-sotsialnogo-vospitaniya (дата обращения: 21.02.2019).
28. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. Психология творчества. М.: Наука, 2000. - С. 43-56.
29. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей /Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. —1977.— №4.- С.43.
30. Ермолаева-Томина Л.Б. Принципы диагностики и развития творческих способностей //Сб. творчество и педагогика. М.: Материалы научно-практической конференции, сек. № IV, 2000. - С. 24-37.
31. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей //Вопросы психологии. 1975. - №5. - С.61-70.
32. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьников. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. М.: АПН СССР, 1984. - 82 с.
33. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности. - СПб: Питер,
2009. - 434 с.
34. Картер Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта : методические указания / Ф. Картер. - Спб. : Питер, 2005. - 206 с.
35. Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дисс. доктора пед. наук. - М., 2010. - 33 с.
36. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2005, - 448 с.
37. Крашенинина С. В. Теоретические подходы к выделению структуры
творчества у детей в учреждениях дополнительного образования // Вестник ТГУ. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k- vydeleniyu-struktury- tvorchestva-u-detey-v-uchrezhdemyah-dopolmtelmgo-
obrazovamya (дата обращения: 21.02.2019).
38. Литвак Р. А. Аспекты проблемы развития системы дополнительного образования детей // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 224-229.
39. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003. - 325 с.
40. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания : монография / ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. - М. - Тверь: ИПФ «Виарт», 2011. - 200 с.
41. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.
— Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-147
42. Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность : сб. науч. тр. / под науч. ред. Л. В. Алиевой. - М. : ФГНУ ИТИП РАО, 2013. - 114 с.
43. Морозов А.В. Диагностика креативности в педагогической деятельности. — М., 2001. - 175 с.
44. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология : учебное пособие для ву- зов. — 2-е издание, испр. и доп. — М. : Академи- ческий Проект, 2004. - 301 с.
45. Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. - 2001.-Т.22, №2. - С. 75-85.
46. Перепелица А.И. Определение и развитие одаренности у
воспитанников через реализацию образовательной программы «Одаренный школьник» в учреждении дополнительного образования детей // Концепт.
2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-i- razvitie-
odarennosti-u-vospitannikov-cherez-realizatsiyu-obrazovatelnoy- programmy- odarennyy-rebenok-v-uchrezhdenii (дата обращения: 21.02.2019).
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
48. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.
49. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998.— № 4. — С. 123-132.
50. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования.
- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
51. Чернецкая Н.И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo- myshleniya-v- mladshem-shkolnom-i-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 21.02.2019).
52. Чернышева Е.И., Зубарева Л.А. Развитие творческого мышления у младших школьников на кружковых занятиях в объединении «Мягкая игрушка» // ПНиО. 2014. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- tvorcheskogo-myshleniya-u-mladshih- shkolnikov-na-kruzhkovyh-zanyatiyah-v- obedinenii-myagkaya-igrushka (дата обращения: 21.02.2019).
53. Guilford J.P. (1950) Creativity, American Psychologist, Volume 5, Issue 9, pp. 444-454.
54. Guilford L., Hoepfher, R. The analisis of intelligence. N. Y., 1971.
55. Sternberg R. General intellectual ability //Human abilities by R. Sternberg. 1985, pp. 5-31.
56. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs. NY: Prentice- Hall, 1964.
57. Torrance E.P. Rewarding Creative Behavior. Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice-Hall, Inc., 1965.
58. Torrance, E.P. Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual (Research ed.). Princeton, NJ: Personnel Press. 1966.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ