Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль конфликтологической компетентности руководителя в развитии организации

Работа №59693

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы48
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования конфликтологической компетентности и развития организации 7
1.1. Сущность функционирования и развития организации 7
1.2. Понятие и структурно-содержательные компоненты
конфликтологической компетентности 14
Глава 2. Управление конфликтами и развитие организации 21
2.1. Роль руководителя в управлении конфликтами 21
2.2. Место конфликтологической компетентности в системе
управления конфликтами 25
Глава 3. Формирование и развитие конфликтологической компетентности руководителя
3.1. Диагностика и социальные технологии формирования
конфликтологической компетентности руководителя 31
3.2. Практические методы формирования конфликтологической
компетентности руководителя 36
Заключение 43
Список литературы

На сегодняшний день в современных условиях функционирования организаций отмечается рост случаев возникновения конфликтов, о чем свидетельствуют многочисленные социологические исследования. Данный факт актуализирует необходимость подробного изучения и анализа технологий регулирования конфликтов в организации для преодоления их деструктивных последствий и повышения морально-психологического климата, эффективности кадровой политики и комплекса других факторов, напрямую влияющих на эффективность деятельности организации и, как следствие, на процесс ее развития.
Конфликты нарушают процесс функционирования организации, а также процессы корпоративного и профессионального взаимодействия на всех уровнях системы, что выявляет необходимость о существления комплексных мер по их преодолению.
Разработка и внедрение системы регулирования и разрешения конфликтов является задачей руководства организации. Однако для выполнения этой задачи руководитель должен обладать высоким уровнем конфликтологической компетентности: владеть конфликтологическими теоретическими знаниями на до статочном уровне, иметь практические навыки работы с конфликтами, обладать комплексом профессиональных и личных качеств.
Развитие конфликтологической компетентности руководителя способствует снижению деструктивных по следствий конфликтов, конфликтного потенциала организации, сплочению коллектива, повышению производительности труда, росту и развитию организации.
Степень разработанности темы. Изучение проблемы конфликтологической компетентности относится к предметному полю конфликтологии, психологии, социологии, менеджмента и акмеологии.
В то же время исследований, посвященных непосредственно анализу взаимовлияния уровня конфликтологической компетентности руководителя на развитие организации, практически нет.
Разработка конфликтологической проблематики получила отражение в исследованиях многих зарубежных (Г. Зиммель, Р Даренфорф, К. Левин, Л. Козер, Р Мертон, М. Вебер, У. Мастенбрук) и отечественных (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, С.Н. Емельянов, В. Н. Кудрявцев, Л. А. Петровская, Е. И. Степанов) ученых. Изучению структуры и динамики конфликтов посвящены работы Н. В. Гришиной, А. А. Ершова, А. Н. Сухова.
Конфликты в системе управления организацией рассматривают в своих трудах А. В. Журавлев, В. Г. Зазыкин, А. И. Шипилов.
Исследования конфликтов в рамках акмеологической теории проводили A. А. Деркач, О. С. Анисимов, А. К. Маркова, А. П. Чернышев, Н. В. Михеев, B. Г. Зазыкин.
Проблемы профессиональной компетентности изучали такие исследователи, как Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, Н. Н. Ершова, Ю. М. Жуков, И. Е. Елина, а вопросы управления персоналом стали предметной основой исследований Т. Ю. Базарова, Е. Г. Баранова, Е. Е. Вендрова, В. В. Гончарова, В. А. Гребенюк, Е. Ю. Самсоновой.
Целью данного исследования является определение роли конфликтологической компетентности руководителя в развитии организации.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы и основных подходов к исследованию в зарубежных и российских источниках;
2. Исследовать особенности функционирования и развития организации;
3. Определить содержание и структуру понятия конфликтологическая компетентность;
4. Изучить роль руководителя в управлении конфликтами;
5. Проанализировать значение конфликтологической компетентности в развитии организации
6. Описать методы диагностики и социальные механизмы формирования конфликтологической компетентности руководителя;
7. Рассмотреть практические методы развития конфликтологической компетентности в рамках обучения и курсов повышения квалификации.
Объект исследования - организация.
Предмет исследования - роль конфликтологической компетентности руководителя в развитии организации.
Теоретико - методологическую базу исследования составляют классические труды по конфликтологии, социологии, психологии, менеджменту.
В качестве основных методов исследования использованы сравнительный анализ, факторный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторических сравнений и параллелей, логические методы (анализа и индукции, синтеза и дедукции).
Информационная база исследования состоит из данных социологических исследований, ресурсов Интернет. Также проанализирован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Научная новизна работы характеризуется тем, что в ней обоснована взаимосвязь между уровнем конфликтологической компетентности руководителя и процессом развития организации, что может в дальнейшем быть использовано в практических целях по формированию и развитию конфликтологической компетентности руководителей.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего развития концептуальных междисциплинарных знаний об управлении конфликтами, организации и ее развитии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы для совершенствования функционирования предприятия и управления конфликтами, в частности, для разработки практического руководства по развитию конфликтологической компетентности для руководителей организаций. Теоретические положения работы могут быть использованы при чтении курсов: «Организационная конфликтология», «Управление конфликтным потенциалом в организации», «Менеджмент», «Социология организаций», «Социальный менеджмент».
Полученные результаты исследования можно использовать для разработки программы учебного курса «Основы конфликтологической компетентности руководителя организации», внедрение которой возможно на базе бакалавриата Высшей школы менеджмента, а также магистерской программы «Анализ и управление конфликтом» Санкт-Петербургского Государственного университета;
Структура выпускной квалификационной работы подчинена логике решения основной цели и задач данного исследования и со стоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результатами проведенного исследования стало осуществление теоретико-методологического анализа проблемы и основных подходов к исследованию в зарубежных и российских источниках, было дано определение содержания и структуры понятия конфликтологической компетентности, исследованы особенности функционирования и развития организации, изучена роль руководителя в управлении конфликтами, систематизированы и описаны социальные механизмов формирования конфликтологической компетентности руководителя, рассмотрение практических методов развития конфликтологической компетентности в рамках обучения и курсов повышения квалификации.
На основе результатов исследования сделаны следующие выводы:
1. Основой существования организации являются тесно связанные процессы функционирования и развития. Функционирование и развитие организации можно представить в качестве определенных этапов, последовательность которых составляет жизненный цикл организации. Развитие организации представляет собой переход на качественно новый уровень функционирования.
2. Конфликтологическая компетентность - это система знаний и навыков, которая предполагает умение управлять конфликтами в интересах организации, является важнейшей чертой профессионализма руководителей.
3. Конфликтологическая компетентность - это неотъемлемая составляющая, которая оказывает прямое влияние на развитие конфликта, и является характеристикой активно развивающейся системы, создающей среду для формирования высокоинтеллектуальных и ответственных личностей.
4. Высокий уровень конфликтологической компетентности позволяет руководителю эффективно управлять конфликтами, что является основой успешного развития организации.
5. Диагностика конфликтологической компетентности может проводиться на основе описанных психологических и конфликтологических методик.
6. Одним из эффективных способов формирования основы конфликтологической компетентно сти руководителя является подготовка на уровне обучения в высшем учебном заведении, с помощью преподавания теоретических и практических знаний по организационной конфликтологии.
7. Современные молодые специалисты не обладают достаточной базой конфликтологических знаний и, как следствие, имеют низкий уровень конфликтологической компентности, что сказывается на их умении работать с конфликтами, в связи с чем появляется необходимость в развитии конфликтологической компетентности у практикующих менеджеров.
8. Формирование и развитие конфликтологической компетентности у практикующих менеджеров возможно в рамках курсов повышения квалификации и осуществляется посредством тренингов и современных психотехник с применением активных форм обучения, использование которых составляет основу развития и формирования конфликтологической компетентности руководителя.
Подводя итог исследования, стоит отметить важность дальнейшего изучения проблемы конфликтологической компетентности руководителя. Разработка новых методик ее формирования, отвечающих вызовам современной реальности функционирования и развития организаций, представляет собой перспективную область для будущих научных исследований.



1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2008.
2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., РАГС, 1995.
3. Ансов. И. Стратегическое управление/ И. Ансов. - М.: Экономика, 1989.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов.- М., ЮНИТИ, 1999.
5. Бабосов, Е. М. Управление человеческими ресурсами / Е. М. Бабосов // Социальное управление / Е. М. Бабосов. - Минск, 2008.
6. Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: квалификация, компетентность (критерии качества) // Открытый университет // под ред. В. Л. Глазычева, С.Э. Зуева. — М.: 2003.
7. Гребенюк Г.А., Самсонова Е.Ю. Личность руководителя и стили руководства / Психологическое обозрение. №1. 1995.
8. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учеб. пособие для вузов/ СПб.: Питер, 2007.
9. Гришина Н.В. Психологические характеристики межличностных конфликтов. СПб., 1995.
10. Деркач А.А. Акмеология : Учеб.пособие 2-е изд. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
11. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М., РАГС, 1996.
12. Деркач А. А., Щербина А.В. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М.,1. МААН, 1998.
13. Деркач А. А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., РАГС, 1998.
14. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Автореф. канд. дисс., М., РАГС, 1997.
15. Емельянов С. Н. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2003.
16. Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов на примерах конфликтов в коллективах организаций. Интермолодежь, 1996.
17. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки менеджеров // Вест. Поволжского государственного университета сервиса. Сер.: Экономика. 2012. № 3(23)
18. Козлов С. А. Конфликт в организациях. Научный вестник МГТУ ГА - М.: 2007.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
20. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2004.
21. Михеев Н.В. Акмеологическая модель профессионального становления личности руководителя. М., МИЭРТ, 1999.
22. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: изд. «Питер», 2004.
23. Прикладная социальная психология. Учебное пособие (под ред. А.А.Деркача и А.Н.Сухова). М., МОДЭК, 1998.
24. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
25. Развитие социально-перцептивной компетентности личности (Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика Алексея Александровича Бодалева). М., РАГС, 1998.
26. Сащенко Н.П. Психологические основы продуктивных отношений в управленческой деятельности. Автореф. канд. дисс.. М., РАУ, 1993.
27. Свенцицкий A.JI. Социальная психология управления. Л:, 1986.
28. Селезнева Н.Т. Изучение и развитие психологической культуры руководителя системы образования. Москва, Красноярск, 1996.
29. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
30. Турчанинова Т. В. Сущность, структура и условия формирования профессиональной компетентности социального работника // Молодой ученый. — 2010. — №4.
31. Хасан Б.И. Психотехника конфликтов и конфликтная компетентность. Красноярск, ФМЗ, 1996.
32. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность - атрибутивный эффект развивающего обучения //Педагогика развития: “Проблемы современного детства и задачи школы”. Материалы 3-й научно-практической конференции. Красноярск, 1996.
33. Хелмицкий Б.Н. Продуктивность профессиональной деятельности управленческого персонала. Автореф. канд. дисс. М., РАГС, 1998.
34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002.
35. Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая / Л. Н. Цой. - М.: Глобус, 2001.
36. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and destructive processes. New Haven and London; Vale Univ. Press, 1973.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1(дата обращения: 8.05.2017).
38. Крохина В. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика и содержание конфликтологической компетентности руководителя // Вестник ТГУ 2010. №12. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/obschaya-harakteristika-i-soderzhanie- konfliktologicheskoy-kompetentnosti-rukovoditelya (дата обращения: 08.05.2017).
39. Тагирова З. А., Собильская А. С. К вопросу о становлении конфликтологической компетентности личности в период ранней юности // Символ науки. 2015. №7-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o- stanovlenii-konfliktologicheskoy-kompetentnosti-lichnosti-v-period-ranney- yunosti(дата обращения: 08.05.2017).
40. Иванова Е. Н. Типология интересов и стратегия поведения в конфликте // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/tipologiya-interesov-i-strategiya-povedeniya-v-konflikte (дата обращения: 05.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ