Введение 3
Глава 1. Познавательные универсальные учебные действия как основа формирования критического мышления учащихся 10
1.1. Понятие критического мышления в современной педагогической науке... 10
1.2. Характеристика познавательных универсальных учебных действий 15
Глава 2. Научно-методические основы и практические пути формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения
истории в основной школе 23
2.1. Виды познавательных заданий по истории 23
2.2. Инновационный педагогический опыт формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения истории в основной школе 29
Глава 3. Авторская модель формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения истории в основной школе на материале
раздела по истории Первой мировой войны 34
3.1. Структурно-функциональный анализ содержания учебно-исторического
материала по истории Первой мировой войны 34
3.2. Характеристика урока по всеобщей истории на тему «Выход мира из
войны» 39
3.3. Виды познавательных заданий к разделу «Империалистическая война» .. 45
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложение
Актуальность темы исследования. В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения в связи с тем, что современное развивающееся общество нуждается в образованных, и предприимчивых людях, способных самостоятельно выходить из проблемных ситуаций, принимая ответственные решения в ситуации выбора. Необходимо, чтобы у выпускников школы была сформирована способность находить нестандартные решения, проявлять инициативу и т.д. Иными словами, выпускник должен обладать таким качеством, как конкурентоспособность.
Перечисленные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Появляется необходимость перехода к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», «учить себя», т.е. не только получать знания от учителя, но и уметь самому добывать их и пользоваться ими в жизни.
В настоящее время в России происходит совершенствование системы образования. В связи с переходом на новые образовательные стандарты, изменениям подвергаются и требования к результатам обучения, учитывающие как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся. Федеральные государственные стандарты направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимым набором знаний и умений, а также сформировать универсальные учебные действия, являющиеся определенной предпосылкой формирования способности школьников к дальнейшему саморазвитию. Все это возможно сформировать в процессе определенной учебной деятельности . Для этого необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Согласно Федеральному государственному стандарту второго поколения, первоочередной задачей обучения становится развитие у школьников т.н. «умения учиться» посредством формирования универсальных учебных действий (УУД). В свою очередь, формирование широких познавательных мотивов учения учащихся тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Главную роль в этом процессе играет использование познавательных заданий, а перед учителями встает проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, которые необходимы для осуществления познавательных универсальных учебных действий у учеников.
Главное отличие новых образовательных стандартов заключается в их ориентации на развитие способностей учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В связи с этим в современных условиях важно не столько дать ученику как можно обширный багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружив таким «умением учиться».
Важной технологией, способной решить поставленные в новых стандартах задачи, является технология развития критического мышления, которая предполагает гуманистический подход к обучению. Данный подход предполагает активную личностную увлеченность ученика процессом обучения: он не только проявляет инициативу и самостоятельность, но и учится осмысленно, а его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения обращает внимание на формирование необходимых условий для развития личности учащихся, одновременно стимулирует тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Сегодня наблюдается тенденция сокращения значимости репродуктивной деятельности, которая связана, как правило, с применением традиционных технологий. На первое место выходит умение учиться самостоятельно.
Характеристика литературы и источников. В ходе подготовки данной исследовательской работы была использована разнообразная литература. В частности, пособие для учителя, разработанное А.Г. Асмоловым «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» , посвященное ключевому положению Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения формированию УУД в основной школе. В указанном пособии наряду с описанием основных видов универсальных учебных действий приведены и определенные пути их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся 5-9 классов. Кроме того, здесь представлены основные типы заданий, которые нацелены на развитие и оценку всех видов универсальных учебных действий. Пособие нацелено на широкую аудиторию: не только учителям основной школы, но и родителям, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития новой школы.
Проблема развития критического мышления, освещенная в исследовании, получила довольно широкое освещение в педагогической периодической печати. В статье Д.Клустера «Что такое критическое мышление?» содержится нужная и чрезвычайно полезная, как для учителей и учащихся, так и для тех, кто интересуется современными взглядами на эту тематику. В данной статье автор говорит о необходимости воспитывать личность, способную мыслить критически, о том, что в настоящее время данный вопрос также является актуальным. Сущность критического мышления отражена в пяти признаках, сформулированных Д. Клустером.
Статья Кузнецова А.А. «О школьных стандартах второго поколения» посвящена анализу государственных образовательных стандартов, здесь приведены основания их введения в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования. Также в статье приведены отличительные особенности стандартов второго поколения, описана их структура и их значение для современного школьного образования.
Весьма интересным является методическое пособие О.Б.Даутовой и О.А. Муштавинской «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС» , которое содержит описание ведущих педагогических технологий, позволяющих педагогу правильно строить занятия и уроки с целью достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования. Особенностью данного пособия является то, что здесь приведено описание соотношения технологии и новых образовательных результатов в формате универсальных учебных действий. Книга полезна как педагогам основного и дополнительного образования, таки и администрации школ, методистам.
Кроме того, в качестве литературы нами были привлечены и работы учителей истории, отражающие инновационный педагогический опыт в формировании познавательных УУД на уроках истории в основной школе. Это работа Якимовой Л.А. «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории» , Мерзиной Ю.В. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории» , а также Яцкиной Г.В. «Развитие универсальных учебных действий на уроках истории» .
Среди использованных источников в данном исследовании основное место занимает Федеральный государственный стандарт основного общего образования II поколения , который представляет собой совокупность требований, выполнение которых необходимо при реализации образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. Кроме того, в Стандарт включены требования к результатам усвоения образовательной программы основного общего образования, к ее структуре и к условиям ее реализации.
Объектом исследования является процесс обучения истории в основной школе.
Предмет исследования - педагогические условия и методические приемы формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся в образовательном пространстве основной школы.
Цель исследования - описать приемы и методы технологии формирования познавательных УУД.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия критического мышления учащихся;
2) Дать характеристику познавательным универсальным учебным действиям;
3) Охарактеризовать разновидности познавательных заданий по истории;
4) Изучить современный инновационный опыт формирования познавательных УУД в основной школе;
5) Провести структурно-функциональный анализ содержания учебно-исторического материала по истории Первой мировой войны;
6) Разработать урок по всеобщей истории на тему «Выход мира из войны» с учетом возможностей формирования познавательных УУД.
Методологической основой исследования в данной выпускной квалификационной работе стали: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования; изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы; апробация экспериментальной модели (приемов) обучения.
Рабочая гипотеза. Познавательные задания по истории будут способствовать формированию познавательных УУД, если они направлены на:
1) формирование любознательности;
2) развитие навыка решения проблемных вопросов и ситуаций;
3) реализацию самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся.
Научная новизна исследования состоит в том, что здесь использован инновационный педагогический опыт и приведена разработка авторской модели формирования познавательных УУД посредством применения познавательных заданий, разработка новых методических приемов при работе с текстом на уроках истории. В работе систематизированы различные виды познавательных заданий для применения их на уроках истории с целью формирования познавательных учебных действий у учащихся основной школы. Исследование содержит не только общую характеристику УУД, но и раскрывает их связь с формированием критического мышления учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в работе материал может быть использован в преподавательской деятельности учителя истории и в ходе педагогической практики студентами исторического факультета.
Аппробация результатов исследования. На основе данной выпускной квалификационной работы была оформлена статья «Педагогический опыт формирования критического мышления на уроке по всеобщей истории на тему «Выход мира из войны» в 9 кассе» .
Структура исследования обусловлена заявленной целью и поставленными задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, а также заключения, списка использованной литературы и приложения.
В настоящее время приоритетной целью школьного образования постепенно становится развитие у учащихся способностей самостоятельной постановки учебных целей, умения проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование «умения учиться».
Образовательные стандарты первого поколения, в свое время, были разработаны в связи с необходимостью решения главнейших задач по обеспечению нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. Главной задачей стандарта является сохранение единой базы образования как путем установления определенного уровня содержания, так и требований к подготовке выпускников.
Стандарты второго поколения, ориентированы, в первую очередь, на формирование личности учащихся, а также овладение универсальными способами учебной деятельности.
Если раньше, традиционно в задачи учителя входили обязанности дать ученику конкретные глубокие и прочные знания по предметам, то сегодня остро возникает необходимость в умении развиваться и приобретать новые знания на протяжении всей жизни, т.к. ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, предметное содержание учебного материала перестает быть центральной частью стандарта. А для того, чтобы сформировать у учащихся все необходимые в современном обществе навыки и умения, необходимо развивать универсальные учебные действия.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает процесс саморазвития и самосовершенствования благодаря осознанному и активному приобретению нового социального опыта. В узком смысле УУД называют совокупность действий обучающегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, формируют толерантность, а также способность к самостоятельному освоению новыми знаниями и умениями, включая организацию этого процесса.
Такой учебный предмет, как история, непосредственно связан с изучением как различных социальных процессов, поступков известных исторических личностей, так и особенностей многочисленных национальных культур с помощью множества исторических источников. Все это обеспечивает широкие возможности по разработке таких заданий, которые ориентированы на развитие у учащихся всех типов универсальных действий. В дополнение к этому, специфика предмета дает возможность говорить, что он служит основой формирования личностных и коммуникативных УУД.
Кроме того, по нашему мнению, формирование универсальных учебных действий необходимо осуществлять параллельно с формированием критического мышления у учащихся, т.к. оно востребовано как при изучении прошлого, так и в повседневной жизни человека, при взаимодействии с другими, коммуникациях. Применение указанной технологии способствует развитию у учащихся умений работать с информацией, воспринимать ее, анализировать, преобразовывать, делать выводы и обобщения, критически оценивая новые знания (познавательные УУД). Помимо этого, технология развития критического мышления способствует развитию и коммуникативных УУД посредством использования учащимися языковых средств, сотрудничества. Параллельно происходит формирование и регулятивных УУД с помощью оценки и поиска решений, умения строить прогнозы, формулировать перед собой цели.
Также, в достижении всех поставленных целей перед современным процессом обучения в школе, в том числе для формирования познавательных УУД и критического мышления, помогает использование на уроках познавательных заданий и задач. Познавательными заданиями называют определенные учебные условия, которые требуют от учащихся активизации всех познавательных процессов: мышления, представления, памяти, внимания и др. Учащиеся непосредственно принимают активное участие в приобретении новых знаний. Происходит поступательное развитие познавательных способностей учащихся. Они приобретают различные умения самостоятельной работы.
Но необходимо учитывать, что для того, чтобы познавательные задания способствовали формированию и познавательных УУД, они должны быть направлены и на развитие любознательности школьников, умений и навыков решения проблемных ситуаций, а также реализацию самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся.
При этом, познавательные задания возможно применять на различных этапах урока, они могут быть разнообразными, как образными, так и логическими, возможно их применение при работе с текстами, различными источниками и документами.
Таким образом, современное школьное образование нацелено, в первую очередь на развитие у учащихся т.н. «умения учиться», которое на протяжении всей жизни человека помогает ему самому добывать необходимые знания и пользоваться ими. Универсальные учебные действия, формируемые у школьников в рамках осуществления образовательного стандарта, являются предпосылкой формирования способности человека к саморазвитию и самосовершенствованию. В том числе, познавательные УУД нацелены на развитие таких умений как: умение не только воспринимать материал, но и производить при этом отбор необходимых сведений, а также находить материал и в других источниках. А формирование данных учебных действий на уроках истории в основной школе возможно в полной мере осуществить посредством познавательных заданий.
1.1. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. Всеобщая история. Новейшее время. XX - начало XXI века: Учебник для 9 класса основной школы. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011,- 304 с.
1.2. Историко-культурный стандарт. Концепция нового учебно-методического комплекса по истории. // ййр://минобрнауки.рф [Дата обращения: 16.04.2017].
1.3. Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (Версаль, 28 июня 1919 года) // http://ppt.ru/newstext.phtml?id=20302 [Дата обращения: 24.02.2017].
1.4. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования // https://docviewer.yandex.ru [Дата обращения
20.12.2016] .
1.5. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. - Просвещение, 2011. - 304 с.
1.6. Технологическая карта урока истории на тему «Выход мира из войны» // личный архив Ивановой М.
1.7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования//http://минобрнауки.рф [Дата обращения: 21.02.2017].
1.8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)//Российская газета. -2012. -№ 303.
II. Литература
2.1. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69-73.
2.2. Белобородова Н.С., Мельникова Н.А. Интерактивные технологии в развитии критического мышления // http://cyberleninka.ru [Дата обращения: 13.08.2017].
2.3. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и общества в школе. - 2005. - №3. - С.44.
2.4. Вяземский Е.Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2015. - 78 с.
2.5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методы преподавания истории: Учеб, для студ. высш.учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 383 с.
2.6. Гора П.В. Подготовка учителя к уроку // Преподавание истории в школе. - 1984. -№3,-С. 5-7.
2.7. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.Даутова, Е.В.Иваныпина, О.А.Ивашедкина, О.А.Муштавинская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 176 с.
2.8. Задания для самостоятельной работы по истории СССР : 8-й кл. : Пособие для учителя / И. Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1988. - 109 с.
2.9. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек,
И.В.Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
2.10. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — С.59.
2.11. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - С.11-13.
2.12. Каримова Е.В. Формирование универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления // festival.lseptember.ru [Дата обращения: 13.01.17].
2.13. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. - 2001. - №4. - С.36-40.
2.14. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад, образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 180 с.
2.15. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3¬6.
2.16. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления//Педагогика. - 2001. - №10.-С.91.
2.17. Мерзина Ю.В. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории. / Открытый урок Обучение, воспитание, развитие, социализация // httDs://oDen-lesson.net [Дата обращения: 2.03.2017].
2.18. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя. - 2009, Санкт-Петербург.: КАРО, 144с.
2.19. Россия и мир: история и современность: тезисы V Всероссийской конференции студентов и молодых ученых. - Сургут: РИО СурГПУ, 2017. - 228с.
2.20. Современные образовательные технологии в изучении преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. 2-еиздание. - М.: Русское слово, 2012. - 136 с.
2.21. Создание условий для формирования УУД на уроках истории и обществознания (из опыта работы С.Н. Головчанской - учителя истории и обществознания, МАОУ «Лянторская СОШ № 7») // https://multiurok.ш [Дата обращения: 2.03.2017].
2.22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАД ОС, 2003.-320 с.
2.23. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народ, образование. - 2012. -№ 4. - С. 153-160.
2.24. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 1(20) // http://naukovedenie.ru [Дата обращения: 19.02.2017].
2.25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
2.26. Халперн Д. Психология критического мышления. - 4-е междунар изд. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
2.27. Якимова Л.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории // http://nsportal.ru [Дата обращения: 2.03.2017].
2.28. Яцкина Г.В. Развитие универсальных учебных действий на уроках истории // https://pandia.ru [Дата обращения: 2.03.2017].