Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования вокального слуха у младших школьников на уроках хора…………………………………..6
1.1. Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников…………………………….6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников……………………………………..11
1.3. Вокальный слух младшего школьника и способы его развития………...25
1.4. Особенности хоровых занятий в детской музыкальной школе……….....32
Глава 2. Диагностика уровня развития вокального слуха младших школьников на уроках хора…………………………………………………..…35
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….35
2.2. Методика вокальной работы с детьми младшего школьного возраста…41
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………….58
Список используемой литературы……………………………………………...60
...
Актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречия между разработанными в литературе из разных областей знаний методами и критериями развития вокального слуха у детей младшего школьного возраста и недостаточной степенью их реализации в вокально-педагогической практике.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций для развития вокального слуха у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения пению младших школьников.
Предмет исследования - методы и приёмы развития вокального слуха на уроках хора у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: систематическое применение на хоровых занятиях методически целесообразных комплексов вокально-хоровых упражнений, учет их взаимного влияния на певческое развитие и воспитание у учащихся способности к анализу качества звучания, обеспечит наиболее эффективное формирование певческих навыков, гарантирует охрану детского голоса, создаст фундамент для выразительного, эмоционально окрашенного исполнения художественных произведений.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
...
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.
В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от вз...
1. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. - 378 с.
2. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. - 245 с.
3. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. - 187 с.
4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
5. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
6. Гундорова Е., Игожева Э. Школьники осваивают оперу // Искусство в школе. - 2002. - № 6.
7. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., «Лань», 2004 -384 с.