Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования вокального слуха у младших школьников на уроках хора…………………………………..6
1.1. Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников…………………………….6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников……………………………………..11
1.3. Вокальный слух младшего школьника и способы его развития………...25
1.4. Особенности хоровых занятий в детской музыкальной школе……….....32
Глава 2. Диагностика уровня развития вокального слуха младших школьников на уроках хора…………………………………………………..…35
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….35
2.2. Методика вокальной работы с детьми младшего школьного возраста…41
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………….58
Список используемой литературы……………………………………………...60
...
Актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречия между разработанными в литературе из разных областей знаний методами и критериями развития вокального слуха у детей младшего школьного возраста и недостаточной степенью их реализации в вокально-педагогической практике.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций для развития вокального слуха у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения пению младших школьников.
Предмет исследования - методы и приёмы развития вокального слуха на уроках хора у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: систематическое применение на хоровых занятиях методически целесообразных комплексов вокально-хоровых упражнений, учет их взаимного влияния на певческое развитие и воспитание у учащихся способности к анализу качества звучания, обеспечит наиболее эффективное формирование певческих навыков, гарантирует охрану детского голоса, создаст фундамент для выразительного, эмоционально окрашенного исполнения художественных произведений.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
...
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.
В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от вз...