Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №82216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ФОРМИРОВАНИИ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Формирование вокальных навыков младших школьников как
педагогическая проблема 8
1.2. Развивающий потенциал фольклора и возможности его
актуализации в общеобразовательной школе 19
1.3. Музыкальный фольклор кряшен и особенности формирования
вокальных навыков на его основе 29
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН 38
2.1. Результаты диагностики формирования вокальных навыков
младших школьников 38
2.2. Разработка и апробация программы формирования вокальных
навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».... 52
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования проблемы формирования вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе обусловлена глубоким развивающим потенциалом народного творчества в развитии личностных, нравственно-эстетических, художественных и музыкально-исполнительских качеств.
Воспитание, осуществляемое на основе национальной, этнокультурной традиции, признается сегодня одним из мощных ресурсов образовательной системы, раскрывающих духовное богатство культурного наследия народа, способствующих сохранению национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Устное художественное и музыкальное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи - все это является доступным по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компонентом культуры. Фольклорные произведения, создаваемые для детей и исполняемые ими, необычайно разнообразны и включают эпические сказания, сказки, песни, потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, загадки.
Особые развивающие возможности заключаются в народной музыке. Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись в глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и звучным голосом современности.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкального образования, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим фактором формирования у учащихся высокой художественной культуры. В учреждениях различных уровней образования - детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и вузах - изучение национальной культуры и фольклора включается в национально-региональный компонент образовательной программы, реализуются авторские учебные курсы и факультативы, фольклорный материал осваивается во внеучебной деятельности на занятиях фольклорных кружков и студий.
Народное пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это используется на уроках музыки, однако зачастую объектом изучения становится фольклор титульных наций, культура малочисленных этносов и субэтносов остается в тени, несмотря на самобытность и яркость фольклорных традиций.
Вокальное исполнительство - один из наиболее популярных видов музыкального творчества и в настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи. Ежегодно в нашей стране и за рубежом проводится большое количество вокальных конкурсов с участием детей и молодежи. Растет количество вокальных коллективов в системе дополнительного образования: открываются студии, организуются вокальные классы в музыкальных школах и школах искусств, где учащимся предоставляется возможность выбора любых направлений вокального исполнительства - академического, народного, эстрадного.
В системе общего музыкального образования (в общеобразовательной школе) формирование вокальных навыков детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки, сольное и ансамблевое вокальное музицирование во внеклассной работе (на занятиях сольных и хоровых кружков, вокальных ансамблей).
Изучение музыкальной культуры народов своего региона учащимися в процессе вокальных занятий очень важно, т.к. позволяет осознать специфику музыкального творчества и культуру своей родины, формировать навыки межкультурного общения через совместную исполнительскую деятельность.
Таким образом, воспитательный потенциал фольклора кряшен значителен и перспективен как в аспекте воспитания нравственно-эстетических качеств и личностной культуры, так и формирования вокальных навыков.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию фольклора, национальной культуры, вопросам использования фольклора в учебном процессе и внеаудиторной работе в общеобразовательной школе посвящены работы таких ученых, как Г.С. Виноградов, Е.Г. Воронина, Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, Е.А. Коряжкина, Л.Л. Куприянова, М.Н. Мсльниксв, Г.М. Науменко, З.М. Явгильдина и др.
Изучению фольклора кряшен посвятили свои работы Н.Ю. Альмеева, Л.А. Ахметова, Е.В. Баркарь, Р.А. Исхакова-Вамба, Г.М. Макаров М.Н. Нигмедзянов, Г.А. Никитина, З.Н. Сайдашева, Г.И. Трофимова и др.
Вопросы методики формирования и развития вокальных навыков отражены в трудах таких исследователей и педагогов, как Ю.Б. Алиев, Н.Б. Гонтаренко, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Д.Е. Огороднов и др.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы использования фольклора кряшен в процессе формирования вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе остаются недостаточно разработанными.
Таким образом существует противоречие между необходимостью использования развивающего потенциала фольклора кряшен в общем музыкальном образовании и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы возможности использования фольклора кряшен в процессе формирования вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе?
Тема исследования: «Формирование вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - осуществить научно-теоретический анализ формирования вокальных навыков младших школьников и развивающего потенциала фольклора кряшен, а также разработать методические основы его использования в общеобразовательной школе.
Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: формирование вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе будет более эффективным, если в образовательном процессе будет реализована программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Задачи исследования:
1. Рассмотрение формирования вокальных навыков младших школьников как педагогической проблемы.
2. Выявление развивающего потенциала фольклора и возможностей его актуализации в общеобразовательной школе.
3. Анализ музыкального фольклора кряшен и особенностей формирования вокальных навыков на его основе.
4. Разработка и апробация программы формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Теоретико-методологическая основа исследования: системный и личностно-деятельностный подходы, труды по вокальной подготовке учащихся (Л.Б. Дмитриев, Д.Е. Огороднов и др.), исследования фольклора кряшен (Н.Ю. Альмеева, Л.А. Ахметова, Г.И. Трофимова и др.).
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2014-2015) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2015-2016) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани.
Научная новизна заключается в расширении представлений о возможностях формирования вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, разработанная программа «Народа кряшен чудесные напевы», могут быть использованы в практике работы учителей музыки, в процессе профессиональной подготовки педагогов- музыкантов в средних и высших учебных заведениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани. Музыкально-дидактический материал апробировался и обсуждался на занятиях студенческого фольклорного ансамбля «Сэлам» (под руководством заслуженной артистки РФ и РТ, народной артистки РТ, профессора Л.А. Ахметовой), в состав которого входит автор работы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 60 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования проблемы формирования вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе мы пришли к следующим выводам.
Вокальное исполнительство - один из наиболее популярных видов музыкального творчества и в настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи.
В системе общего музыкального образования (в общеобразовательной школе) формирование вокальных навыков детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки, сольное и ансамблевое вокальное музицирование во внеклассной работе (на занятиях сольных и хоровых кружков, вокальных ансамблей).
Изучение музыкальной культуры народов своего региона учащимися в процессе вокальных занятий очень важно, т.к. позволяет осознать специфику музыкального творчества и культуру своей родины, формировать навыки межкультурного общения через совместную исполнительскую деятельность.
Музыкальные традиции кряшен находят свое применение в системе подготовки вокалистов, общем музыкальном образовании. Они способствуют освоению специфических принципов народного пения, расширению знаний в области народной музыки региона, формированию уважения к художественным традициям своего и соседних народов.
Однако программы учебных заведений Татарстана все еще демонстрируют недостаточность использования потенциала кряшенской музыкальной культуры в воспитании и образовании детей и молодежи, подготовке будущих музыкантов. Поэтому необходимо обратить внимание на необходимость максимально широкого использования региональных музыкальных традиций во всех сферах современного образования.
В целом, традиционное народное песенное творчество и вокальное исполнительство кряшен предоставляет широчайшие возможности для формирования духовного облика, формирования его творческих, музыкальных способностей и вокальным навыков.
Проведенная в естественных условиях образовательного процесса МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани опытно-экспериментальная работа была направлена на анализ методических аспектов формирования вокальных навыков младших школьников в процессе знакомства с фольклором кряшен.
В рамках исследования использовались методы наблюдения, беседы, педагогического эксперимента.
На констатирующем этапе в процессе беседы детям задавались вопросы об отношении и интересе к фольклору, о культуре кряшен и ее особенностях, наиболее известных творческих коллективах, музыкантах и деятелях культуры, исполняющих фольклор кряшен. Ряд вопросов касался вокальных навыков и особенностей народной манеры пения.
Для оценки сформированности вокальных навыков нами были использованы следующие критерии: интонирование, звукообразование, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание, выразительность, разработаны показатели и уровни. Вокальные навыки у младших школьников на констатирующем этапе были недостаточно сформированы и требовали проведения специальной работы.
Далее на формирующем этапе эксперимента была успешно апробирована разработанная программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
С этой целью на формирующем этапе нами была разработана и апробирована программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Программа направлена на интенсивное развитие музыкального мышления, знакомство с фольклором кряшен, приобретение практических навыков в области вокального искусства в процессе учебной работы (уроков музыки) и внеаудиторной творческой деятельности учащихся (внеклассных занятиях).
Цель программы - формирование вокальных навыков младших школьников на основе фольклора кряшен, расширение представлений учащихся о музыкальных фольклорных традициях.
Повторная диагностика показала значительные положительные изменения в отношении учащихся к фольклору и владении вокальными навыками. Благодаря проведенной работе учащиеся значительно повысили уровень своих вокальных навыков, освоили базовые понятия вокала, необходимые для развития вокальных навыков; полюбили народное музыкальное творчество; освоили несложный песенный фольклор кряшен, рассмотрели национальные традиции кряшен и познакомились с известными творческими коллективами Казани, исполняющими фольклор кряшен - Государственным фольклорным ансамблем кряшен «Бермянчек» и фольклорным ансамблем «Сэлам».



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса для дикторов, актеров, педагогов и др. - Липецк: Дело, 1996. - 376 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. - М.: Просвещение, 2000. - 235 с. (Библиотека учителя музыки).
4. Альмеева Н.Ю. Татарский песенный фольклор: проблемы вхождения в традиционное исполнительство // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: Казан. гос. консерватория им. Н.Г.Жиганова, 2009. - С. 307-320.
5. Асафьев Б.В. О народной музыке. - Л.: Музыка, 1987. - 247 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
6. Ахметова Л.А. Педагогический потенциал певческой культуры в образовательном процессе музыкально-педагогического вуза // Казанский педагогический журнал. - 2012. - №4 (94). - С.164-170.
7. Ахметова Л.А., Нургаянова Н.Х. Сохранение этномузыкальных традиций татар-кряшен // Вестник КазГУКИ. - 2014. - №3. - С.57-62.
8. Барвинская Е.М. Вопросы профессиональной голосовой подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов // Искусство в школе. - 2007. - Вып. 6. - С. 66-68.
9. Баркарь Е.В. Проблема этногенеза кряшен // Проблемы науки. - 2016. - №1 (43). - С.119-122.
10. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
11. Большакова Е.В. Формирование вокально-исполнительских навыков как педагогическая проблема // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №8. - С.45-46.
12. Виноградов Г.С. Детский народный календарь (Из очерков по детской этнографии // Сибирская живая старина: этногр. сб. - Иркутск, 1924.
- Вып. 2. - С.55-86. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
13. Воронина Е.Г. Традиционный материнский фольклор Восточного Подмосковья (интонационный аспект) // Русское литературоведение на современном этапе: Материалы V Международной конференции. В 2-х тт. Т. 1. - М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. - С. 11-15
14. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.
- Ростов-на-дону: Феликс, 2006. - 155 с.
15. Гринёва Е.А. Этнокультурологическая составляющая духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №1. [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/101-5282.
16. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 368 с.
17. Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 110 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
18. Дормидонтова Л.П. Формирование творческих способностей у детей 5-8 лет средствами музыкального фольклора: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Ульяновск, 2012. - 26 с.
19. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань, 2007. - 192 с.
20. Ефремова М.Г. Особенности формирования интонационных навыков учащихся ДМШ (ДШИ) на уроках сольфеджио // Труды СПбГУКИ. - 2011. - Т.191. - С. 147-152.
21. Исхакова-Вамба Р.А. Татарское народное музыкальное творчество. (Традиционный фольклор). - Казань: Татар. кн. изд-во, 1997. - 264 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
22. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов вузов. 2-е издание, стереотипное. - М.: Флинта, 2011. - 320 с.
23. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование
комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ...
канд.пед.наук. - М., 2000. - 20 с.
24. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Программно-методические материалы 1-4 кл. - М.: Мнемозина, 2008. - 160 с.
25. Курдина Е.С. Формирование учебной самостоятельной деятельности вокалистов в дополнительном музыкальном образовании // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. - С.114-119.
26. Лихачева Е. Л. Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - №6. - С. 56-60.
27. Макаров Г.М. Нагайбакские песни и музыкальные инструменты.
- Казань: Татарское книжное издательство, 2015. - 207 с.
28. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие. - М.:
Просвещение, 1987. - 100 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com (дата обращения 10.01.2016)
29. Макаров Г.М. Нагайбакские песни и музыкальные инструменты.
- Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. - 207 с.
30. Межидова Ф.В. О некоторых проблемах формирования певческого дыхания у младших школьников // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Молодой ученый, 2015. - 218 с.
31. Музыка: музыкально-эстетическое воспитание 1-4 кл.:
Программа / Сост. Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова. - М.: Просвещение, 1994. - 78 с.
32. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-8 классы / Под ред. Д.Б. Кабалевский (рук.). - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 225 с.
33. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. Ч. I. - М.: Композитор, 1999. - 552 с.
34. Нигмедзянов М.Н. Татарская народная музыка. - Казань: Магариф, 2003. - 255 с.
35. Никитина Г.А. Кряшены Удмуртии: этнокультурный портрет // Вестник УдмГУ. - 2012. - №5-3. - С.73-81.
36. Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема // Вестник ТГГПУ. - 2010. - №21. - С.232-237.
37. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе: методическое пособие. - Ленинград: Музыка, Ленинградское отделение, 1972. - 132 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 10.05.2016)
38. Орлова Н.Д. Учите детей петь. Упражнения для слуха и голоса: методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, М.: Музыка, 1981. - 85 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2016)
39. Осеннева М.С., Безбородова И.А. Методы музыкального воспитания младших школьников: методическое пособие. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
40. Павлова М.А. Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 184 с.
41. Программы для средних специальных общеобразовательных
учебных заведений. Музыка. 1-8 классы /Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. - М.: Просвещение, 1993. - 85 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2016)
42. Редькова Е.С. Жанровые особенности образцов детского музыкального фольклора // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №93. - С.255-259.
43. Рождественский Ю.В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 112 с.
44. Сайдашева З.Н. Татарская музыкальная этнография. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2007. - 224 с.
45. Сайт «Кряшенская духовная миссия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.missiakryashеn.ru
46. Сайт «Сетевой этнокультурный проект кряшенского народа» [Электронный ресурс]. URL: kryashen.ru
47. Сайт «Сувары.рф» [Электронный ресурс]. URL:
http://сувары.рф/ru/соntеnt/о-kipсhakskо-nеstоrianskоm-prоishоzhdеnii-kryashеn
48. Сетдикова Ю.Б. Эстетические аспекты вокально¬
исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 2006. - 25 с.
49. Смелкова Т.Д. Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве // Ншуегаит: Вестник Герценовского университета. - 2014. - №1. - С. 56-60.
50. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988. - 173 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
51. Татар мэктэплэре, гимназиялэр ечен музыка программасы Ьэм
дэрес эшкэртмэлэре. 1-8 сыйныфлар. - Казан: Мэгариф, 1997. - 218 с.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2016)
52. Татарское народное творчество: исторические и лирические песни / Сост. И.Н. Надиров. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. - 488 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2016)
53. Трифонова И.А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен: авторе. дис. ... канд. филос. наук. - Тюмень, 2011. - 24 с.
54. Трофимова Г.И. Особенности гетерофонной фактуры в песенной культуре бакалинских кряшен // Музыковедение. - 2008. - №4. - С. 54-61.
55. Чернов Д.Е., Чернова Л.В. Слуховой и мышечный самоконтроль в процессе речевого и певческого звукообразования // Специальное образование. - 2013. - № 3(31). - С. 97-105.
56. Школа русского фольклора: (Обучение в V-VIII кл.) / общ. ред. М. Т. Карцевцевой. - М., 1999. Ч. 2. - 1999. - 214 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
57. Юссон Р. Певческий голос: исследование основных
физиологических и акустических явлений певческого голоса. - М.: Музыка, 1974. - 264 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата
обращения 10.05.2016)
58. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.
59. Яковлев А.В. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. - М.: Учпедгиз, 1959. - С.7-31. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.01.2016)
60. Ярославцева Л.К. Комплексные методы исследования особенности дыхания у певцов // Тезисы 4 научной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества. - М.: Просвещение, 1972. - С.8-9.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 16.04.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ