Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

Работа №47434

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
490
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе 6
1.1. Проблема развития дикции в контексте совершенствования
вокально-хоровых навыков 6
1.2. Методические основания развития дикции младших школьников на
хоровых занятиях в школе 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития дикции
младших школьников на хоровых занятиях в школе 27
2.1. Разработка и апробация сборника «Упражнения для развития
вокально-хоровой дикции младших школьников» 27
2.2. Диагностика развития дикции младших школьников на хоровых
занятиях в школе и оценка эффективности использования сборника 35
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение

Актуальность исследования проблемы развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе определяется значением искусства в развитии личности и важностью актуализации потенциала вокально-исполнительской деятельности.
Дикция в хоровом искусстве,ставящем одной из своих основных задач раскрытие идейной сущности исполняемого произведения,является важнейшим его элементом. В отличие от инструментальной музыки хоровые произведения обогащены словом. Оно помогает слушателю понять замысел композитора идею и образы произведения. В вокальной музыке,являющейся синтезом музыки и слова,происходит взаимное обогащение:если слово конкретизирует мысли,то музыка,эмоционально окрашивая слова, может усиливать, расширять и углублять мысли,заключенные в них.
Развитие дикции в комплексе вокально-хоровых навыков учащихся в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки и во внеклассной работе, сольные и хоровые кружки, вокальные ансамбли. Из-за чрезмерной ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе реализация задач, связанных с развитием вокально-хоровых навыков, возможна при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы в самодеятельных детских певческих коллективах.
Таким образом, изучение методических аспектов развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе представляется актуальным и значимым для теории и практики школьного музыкального образования.
Степень научной разработанности проблемы.Анализ литературы показал, что проблемами формирования и развития вокально-хоровых навыков учащихся занимались такие ученые, педагоги-исследователи, как В.Л. Живов, О.П. Кеериг, В.А. Краснощеков, Д.Л. Локшин и др.
Возрастные аспекты вокально-хоровых навыков учащихся младшего школьного возраста рассмотрены в трудах таких исследователей, как Ю.Б. Алиев, Л.А. Венгрус, М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Г.П. Стулова, Г.А. Струве, Л.И. Уколоваи др.
Проблема развития дикции младших школьников и педагогические основы формирования вокально-хоровой дикции в младшем школьном возрасте становилась объектом исследования таких авторов, как Ю.Б. Алиев, В.А. Краснощеков,М.С. Осеннева, В.А. Самарин и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы позволили сформулировать цель исследования -провести теоретический и методический анализ проблемы развития дикции младших школьников в процессе вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе.
Объект исследования - вокально-хоровое развитие учащихся общеобразовательной школы младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие дикции младших школьников на занятиях хором будет осуществляться более успешно при использовании комплекса специальных упражнений: речевых, артикуляционных и вокальных, представленных в сборнике «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников».
Задачи:
1. Провести анализ проблемы развития дикции в контексте совершенствования вокально-хоровых навыков.
4
2. Раскрыть методические основания развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
3. Осуществить разработку и апробацию сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников».
4. Провести диагностику развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе и оценку эффективности сборника
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, комплексный подходы; труды исследователей, раскрывающих содержание вокально-хоровой подготовки учащихся (М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Г.П. Стулова,Г.А. Струве, Л.И. Уколоваи др.), методические аспекты развития вокально-хоровой дикции (Ю.Б. Алиев, В.А. Краснощеков и др.).
Методы исследования: теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.); изучение и анализ литературы по проблеме; эмпирические методы (наблюдение, экспертные оценки,педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия Сабинского муниципального района РТ» (п.г.т. Богатые Сабы РТ).
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в раскрытии теоретических и методических аспектов проблемы развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров системы общего и дополнительного образования, применяться в практике руководителей детских хоровых коллективов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 50 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования проблемы развития дикции младших школьников общеобразовательной школы мы пришли к следующим выводам.
Одним из важнейших видов музыкального исполнительства учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки является вокально-хоровая деятельность. В процессе вокально-хоровых занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития.
Условием осуществления вокально-хоровой деятельности выступают вокально-хоровые навыки- действия исполнителя-вокалиста, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.
К вокально-хоровым навыкам относятся: певческая установка, владение дыханием, строй, навыки звукообразования, навыки ансамблевого музицирования, знание дирижёрского жеста, дикция и др.
Дикция предполагает ясное и четкое произношения согласных, чистоту звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Развитие вокально-хоровой дикции направлено на формирование навыков ясного и четкого произношения согласных, чистого звучания звуков, слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Развитие вокально-хоровой дикции направлено на формирование навыков ясного и четкого произношения согласных, чистого звучания звуков, слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Хоровой педагогикой накоплен богатый методический опыт аспекте развития дикции младших школьников.
Целью проведенной нами экспериментальной работы было изучение развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Исследовательская работа была организована на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия Сабинского муниципального района Республики Татарстан» п.г.т. Богатые Сабы.
В работе приняли участие 25 учащихся гимназии:
- участники хора «Шатлык» (экспериментальная группа, 13 учащихся);
- учащиеся, не занимающиеся в хоре(контрольная группа, 12 учащихся).
Этапы исследования:
- констатирующий этап, включающий диагностику развития вокально - хоровой дикции учащихся;
- формирующий этап, основанный на вокально-хоровой работе с использованием сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников»;
- контрольный этап, включающий повторную диагностику развития вокально-хоровой дикции учащихся после проведенной работы.
Разработанный нами комплекс упражнений, оформленный в виде сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников»включает упражнения нескольких видов и сгруппированы в разделы:
- «Артикуляционная гимнастика». Проводится на каждом занятии непосредственно перед вокальными упражнениями для активизации мышц артикуляционного аппарата и подготовки к дальнейшей работе;
- «Скороговорки», которые следует использовать для активизации мышц артикуляционного аппарата, а также формирования навыков чистоговорения;
- «Вокальные упражнения-распевки», представляющие собой
небольшие попевки на один или несколько фонем или слогов;
- «Вокальные упражнения на развитие отдельных артикуляционных навыков», представляющие собой небольшие отрывки из народных песен или хоровых произведений композиторов.
Уровень развития вокально-хоровой дикции младших школьников повысился при внедрении в педагогический процесс разработанного нами сборника и использовании методического опыта выдающихся представителей вокально-хоровой педагогики в аспекте развития дикции. Это подтвердило исходную гипотезу исследования и доказало эффективность проведенной работы.



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. - М.: Просвещение, 2000. - 235 с.
3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
4. Багадуров В. Вокальное воспитание детей [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1980. - 142 с.ПВЕ: http://www.twirpx.com(дата обращения 23.02.2018)
5. Бахуташвили М. Сборник упражнений и вокализов для постановки
певческого голоса [Электронный ресурс]. - М., Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1978. - 116 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения
6.02.2018)
6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб.пособ. для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
7. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2018)
8. ВенгрусЛ.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2000. - 378 с.
9. ВенгрусЛ.А. Пение и «фундамент музыкальности». - В. Новгород: Интек, 2000. - 245 с.
10. Вербов А. М. Техника постановки голоса. - Л.: Тритон, 1931. - 72 с.
11. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000. - 284 с.
12. Добрынина М. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов // Вопросы физиологии пения и вокальная методика. Вып. 15. - М., 1969. С.48-62.
13. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.- СПб.: Речь, 1997. - 126 с.
14. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. -М.: Владос, 2003. - 272 с.
15. ЗасоринаЛ.Н. Голос в развивающем обучении. - СПб.: Лицей, 1999. - 132 с.
16. ЗатяминаТ.А. Современный урок музыки: методика
конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие. - М.: Глобус, 2007. - 170 с.
17. КееригО.П. Детский хор в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. - М.: Кнорус, 2010. - 124 с.
18. КееригО.П. Хороведение. - СПб.: Лань, 2004. - 196 с.
19. КнязьковА.А. Техника речи и постановка голоса [Электронный ресурс].- М.: Прометей, 1990. - Вып. 2. - 68 с. 11Пр:/Аууу.1унрх.сот(дата обращения 10.01.2018)
20. КнязьковА.А. Формирование профессионального голоса в педагогическом вузе (в курсе «Культура речи учителя»): дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 1991. - 194 с.
21. Козлянинова И.П.,ЧарелиЭ.М. Речевой голос и его воспитание: учеб.пособ. по курсу «Сцен. речь» для театр. вузов. - М.: ГИТИС, 1985. - 100 с.
22. Красильникова М.С. Программа «К вершинам музыкального искусства» // Искусство в школе. - 2002. - №6. С.28-36.
23. Краснощеков В. Вопросы хороведения [Электронный ресурс]. - М: Музыка, 1969. - 300 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 1.11.2016)
24. Лаврова Е.В., Коптева О.Д., УклонскаяД.В. Нарушения голоса: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 128 с.
25. Локшин Д. Л. Хоровое пение [Электронный ресурс] // Методика
преподавания в школе. - М.: АПН РСФСР, 1952. - 123 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 13.12.2016)
26. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М.: Искусство, 2009. - 96 с.
27. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1977.-50 с. http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2018)
28. Морозов В. Вокальный слух и голос [Электронный ресурс]. - М.: Наука, 1965.- 184 с.http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2018)
29. ОгородновД.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе: методическое пособие [Электронный ресурс]. - СПб.: Музыка, 1972. - 132 с. http://www.twirpx.com(дата обращения
1.05.2017)
30. Орлова О.С. Нарушения голоса. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 220 с.
31. ОсенневаМ.С., Безбородова И.А. Методы музыкального воспитания младших школьников: методическое пособие. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
32. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
33. ОсенневаМ.С., Самарин В.А., УколоваЛ.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учебное пособие. - М.: Академия, 1999. - 223 с.
34. ПустынниковаГ.Н. Практическое пособие по воспитанию речевого и певческого голоса. - М.: Альянс, 2009. - 128 с.
35. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием голосом, дикцией и орфоэпией. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 160 с.
36. Самарин В.А. Хороведение. - М.: Academia, 1998.- 118 с.
37. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / Отв. ред. И.В. Пигарева. - М.: Педагогическая академия, 2010. - 176 с.
38. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио [Электронный ресурс].- М.:
Музыка, 1986.- 196 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения
10.01.2018)
39. Струве Г.А. Школьный хор[Электронный ресурс].- М.: Просвещение, 1981. - 115 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 15.04.2018)
40. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению[Электронный ресурс]. - М.: Прометей, 1992. - 270 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 10.01.2018)
41. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.: Прометей, 2014.- 264 с.
42. Терацуянц Г. Е. Кое-что из опыта хормейстера [Электронный ресурс]. - М.: Петрозаводск, 1995. - 87 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.10.2016)
43. Урбанович Г. Певческий голос учителя // Музыкальное воспитание в школе / Авт-сост. О.А. Апраксина. -Вып.14. - М., 1978.
44. Федоров Г. Хоровой коллектив - основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1974. - 20 с.
45. ХмельницкаяН.И. Пути и средства дифференциации обучения школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - 18 с.
46. Черноиваненко Н. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности // Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. - М., Просвещение, 1989.
47. ХалабузарьП., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1990. - 175 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.10.2017)
48. Хоровое пение: Методические рекомендации к урокам музыки в
общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Сост. Н.Д. Орлова, Ю.Б. Алиев. - М., 1971.URL: http://www.twirpx.com(дата обращения
15.10.2017)
49. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., МедушевскийВ.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М.: Флинта - Наука, 2004. - 285 с.
50. Юдин С.П. Формирование голоса певца [Электронный ресурс]. - М.:
Музгиз, 1962. - 168 с.иБЕ: http://www.twirpx.com(дата обращения
15.10.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ