Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «экологическое образование» 7
1.1. Становление понятия экологического образования 7
1.2. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на
глобальном уровне 14
Глава 2. Экологическое образование в Германии 20
2.1. История становления системы экологического образования в Германии 20
2.2. Поддержка экологического образования на государственном уровне 23
2.3. Роль неправительственных организаций в развитии экологического образования на
территории Германии 31
Глава 3. Перспективы применения немецкой системы экологического образования в Российской практике 34
3.1 Развитие системы экологического образования в России 34
3.2 Общее состояние системы экологического образования в России и возможность
применения опыта Германии в российской практике 50
Заключение 53
Список использованных источников и литературы
На современном этапе человечество находится в условиях глобального экологического кризиса, характерными чертами которого являются острые противоречия между обществом и природой и человеком и природой. Когда на кону стоит вопрос выживания человечества в этом мире, появилась истинная потребность в коренном нравственном изменении человеческого образа жизни и его поведения, а также перепрограммирования человеческого мышления для более плотного диалогового общения с природой.
Таким образом, необходимость формирования «нового» экологического сознания растет с каждым днем. Стоит отметить, что одним из источников появления такого сознания была и является философия, которая выдвигает и обосновывает культурные и экологические ценности.
«Новое» экологическое сознание и «новые» экологические ценности человека (такие как: бережное отношение к многообразию экосистем, восприятие Земли в качестве уникальной экосистемы, хорошее отношение к живым организмам, восприятие себя как часть природы и пр.), и таким образом, «новое» экологическое мировоззрение проявляются в появлении иных ценностей, в различных попытках создания философии экологии.
Одной из причин глобального экологического кризиса является изменение системы экологических взаимоотношений. Кроме того, многие не понимают, что ответственны за будущее наших детей. В современном мире превалирует потребительский подход к окружающей среде, что часто заметно из поведения школьников, студентов да и простых граждан. Для многих людей экологические проблемы не являются чем-то значимым, они не хотят относить себя к этой проблеме и, соответственно, не считают нужным принимать какое-либо участие в работе по изучению и усовершенствованию окружающей среды. Таким образом, главной целью экологического образования является формирование «нового» экологического сознания, выражающегося в ответственном подходе к сохранению природы.
Когда на повестке дня стоит вопрос о выживании человека на нашей планете, необходимы кардинальные изменения в сознании человека, и в частности, в экологическом сознании путем распространения экологического знания.
Распространение экологического знания возможно, в первую очередь, через систему образования. К сожалению, в современной системе образования в России экологическому образованию не уделяется должное внимание. Для успешного реформирования системы образования, России необходимо позаимствовать опыт развитых стран и, в первую очередь, Германии, политика которой в данной сфере является одной из самых успешных.
Актуальность темы исследования объясняется исключительной важностью растущих проблем охраны окружающей среды и необходимостью заимствования положительного опыта более развитых в данном вопросе стран, а конкретно - Германии, для коренного изменения сознания граждан.
Объектом исследования в данной работе является опыт Германии в сфере экологического образования
Предметом исследования является применение опыта Германии в сфере экологического образования в российской практике.
Целью данного исследования является определение возможности применения опыта Германии в сфере экологического образования в российской практике»
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
• Исследовать понятие экологического образования и его роль в реализации концепции устойчивого развития на глобальном уровне
• Проанализировать состояние системы экологического образования в Германии
• Определить, возможно ли применение опыта Германии в российской практике
• При условии возможности применения немецкого опыта разработать рекомендации по реформированию системы экологического образования в России, основываясь на опыте Германии
В процессе написания работы были использованы источники на русском, английском и немецком языках. Среди основных источников на русском языке стоит выделить Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Экологическая доктрина Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании»; на немецком языке - Экологическая программа Федерального правительства Германии, «Рабочая программа по экологическому образованию» Федерального министерства науки и образования, постановление Федерально-земельной комиссии по образовательной политике и поддержки исследований «О включении вопросов охраны окружающей среды в содержание образования», Федеральный рамочный закон «О высшем образовании», а также широкий круг документов Федерального министерства образования и научных исследований Германии, Федерального министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии.
Кроме того, были рассмотрены такие международные документы как Тбилисская декларация 1977 года, Повестка XXI века, Декларация тысячелетия ООН 2000 года, Салоникская декларация 1997 года, Белградская хартия 1975 года и другие.
Степень разработанности проблемы.
Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.).
Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я.А. Коменский.
В современном же мире проблематике образования большое внимание уделяется такими учеными зарубежных стран, как Д. Белл, Э. Гидденс, К. Манхейм, М. Крозье, Ф. Кумбс, Б. Саймон, Б. Санчо, которые опираются на идеи и наследие классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.
В отечественной литературе важное значение отводится анализу роли экологического образования в стране. Данная традиция начинается с таких ученых- социологов, как Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.А. Сорокин и в последующем, находит свое развитие, как советский период, так и в постсоветское время.
Необходимо отметить работы таких ученых, как Б.А. Грушина, Г.Е. Зборовский, С.К. Булдакова, В.А. Дмитриенко, И.В. Бестужев-Лады, М.Х. Титма, В. А. Садовничий, А.Н. Овсянников, Ф.Р. Филиппов и многие другие.
В исследовании была использована литература, освещающая проблему экологического образования в целом, а также, в частности, вопросы развития и современного состояния системы экологического образования в России и Германии.
Были использованы работы таких российских ученых и социологов как Урсул Аркадий Дмитриевич, Устьянцев Владимир Борисович, Яницкий Олег Николаевич и многих других.
В качестве методов исследования использовались метод сравнительного анализа, системный подход, контент-анализ.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
В ходе исследования, проведенного автором, были проанализированы две самостоятельные системы экологического образования - система экологического образования в Германии и система экологического образования в России
- В ходе исследования автором была доказана необходимость модернизации системы экологического образования в России
-В ходе исследования были выявлены основные характерные черты структуры и содержания экологического образования Германии
- Предложены рекомендации автора по усовершенствованию системы экологического образования в России путем заимствования положительного опыта Германии
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
По итогам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Рассмотрев понятие экологического образования и его роль в реализации концепции устойчивого развития, необходимо отметить, что глобальная угроза жизни современной цивилизации, вызванная научно-техническим прогрессом, привела к появлению экологически ориентированных установок в обществе, к осмыслению социальных причин экологического кризиса, к поиску путей выхода их него.
2. Угроза глобального экологического кризиса требует утверждения в общественном сознании новой социальной парадигмы, в соответствии с которой достижения человеческой деятельности корректировались бы критериями экологической целесообразности. Среди институтов, формирующих новое понимание места и роли экологических проблем в жизни общества, бесспорно, центральное место принадлежит системе образования.
3. Проанализировав состояние системы экологического образования в Германии, можно сделать вывод, что экологическая модернизация образования, прошедшая в западных странах, в частности в Германии, проявилась в создании более гибкой и эффективной модульной системы обучения, в прозрачности и управляемости всех элементов системы образования. Главными социальными последствиями этих изменений явились повышение роли экологических движений, развитие процесса самоорганизации, осмысление населением экологического кризиса как социального явления, поиск путей альтернативного развития общества.
4. Усложнение экологической ситуации в России, потребность в экомодернизации системы образования настоятельно требуют заимствования положительного опыта Германии для подготовки специалистов различного профиля с экологическим уклоном.
5. В процессе проведенного анализа установлено, что применение опыта Германии в России возможно, но для этого необходимо соблюдать ряд рекомендаций, как например:
- Министерству образования Российской Федерации следует обратить большее внимание на экологическую составляющую дошкольного образования, поскольку изучение основ охраны окружающей среды необходимо начинать с самых малых лет, тем самым прививая ребенку определенные правила поведения и общения в системе «человек - природа».
- Изменение школьных образовательных программ: выделение большего количества часов на предметы экологической направленности
- Правительству Российской Федерации следует рассмотреть возможность предоставления грантов российским специалистам в области охраны окружающей среды для прохождения стажировок за рубежом, в частности, в Германии, в целях повышения квалификации и заимствования положительного опыта зарубежных стран.
1. Заключительный доклад Межправительственной конференции по образованию в области охраны окружающей среды в Тбилиси, 1 977 г. -http://www.ecoaccord.org/edu/032763rb.pdf
2. Повестка дня на XXI век -
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/agenda21.shtml
3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, 2000. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl arati ons/summitdecl .shtml
4. Закон о охране природы в РСФСР, 1960 г. -http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5607.htm
5. Стратегия развития экологического образования в Российской Федерации 1992.
6. Федеральный Закон РФ «Об образовании»,2012.
7. Проект Федерального Закона «Об экологической культуре»,2001.
8. Концепция национальной безопасности РФ.
9. Конституция РФ.
10. Конституция РФ, статья 7
11. Конституция РФ, Статья 42
12. Конституция РФ, статья 58
13. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»
14. Статья 11, Закон РФ об охране окружающей природной среды
15. Статья 12, Закон РФ об охране окружающей природной среды
16. ФЗ об охране окружающей среды, ст. 71, ст.74
17. ФЗ об охране окружающей среды, ст.73
18. ФЗ об охране окружающей среды, ст.75
19. ФЗ об охране окружающей среды, ст.76
20. Постановление Правительства Российской Федерации 1994 г. «О мерах по улучшению экологического образования населения»
21. Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России»
22. Федеральный государственный образовательный стандарт 1994,2000 гг.ФЗ от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
23. ФГОС ВПО 3+
24. Декларация о присоединении к Болонскому процессу 2003 г.
Литература:
25. Бекетова Е.Н. - Экологическое образование и формирование экологической культуры школьников в контексте устойчивого развития// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки//№5/2011
26. Богданов А.И. Эволюция идеи университета: прошлое, настоящее, будущее // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.; - URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=19138
27. Боголюбов С.А. - Экологическое (природоресурсное) право: учебник// М.: 2010
28. Гагарин А.В. - Теория и менеджмент экологического образования// Москва, издательство Социум, 2002 г. стр. 30
29. Глазачев С. Н. Пределы устойчивого развития / О необходимых чертах цивилизации будущего (научное издание по материалам Международного форума, посвященного 90летию со дня рождения выдающегося российского ученого, академика РАН Н. Н. Моисеева)/ Под ред. А. Т Никитина, С. А. Степанова. — М.: Изд. МНЭПУ, 2008. 118-123.
30. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., 1996. Экологическая педагогика и психология. — Ростов- на-Дону: «Феникс»
31. Кучай Т.П. Осуществление экологического воспитания учеников - главная мировая проблема, Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы//2010 г. -http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media60259/21_Kucai_T.pdf
32. Лось А.В., Урсул А.Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Агар», 2000. - С. 20.
33. Лось В.А. Экология/ Учеб. Для вузов. М.: Экзамен, 2006.
34. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. Отв.редактор Мамедов Н.М.- М.: «Агенство «Технотрон», 1996
35. Муртазалиева Б.Н. Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение// Вести республики. 2007 .№113.
36. Муртазина Л.Г. - Экологическое образование и воспитание учащейся молодежи в учебных заведениях Германии
37. «Наше общее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)»: Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и
Р А. Перелета/ М.:Прогресс, 1989
38. Экономические и социальные проблемы России. Социальные факторы экономического роста.//РАН//Институт научной информации по общественным наукам//Сборник научных трудов//Москва,2011
39. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста//М., 1996,97 с.
40. Рубанова Е.В. - Проблемы современного экологического образования // Томский политехнический университет// 2009 г.
41. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с.
42. Степанов С. А. Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н. Моисеева (попыт ка систематизации и структуризации). М.: Изд. МНЭПУ. 2011. 124 с.
43. Ягодин Г.А. Экологическое образование и проблемы больших городов. // Экология и жизнь. № 1,1996. С. 45-49
44. Яковенко Н.В., Городничева А.С. Методологические основы современного профессионального экологического образования// Педагогические науки/ 2.Проблемы подготовки специалистов.
45. Dorner M. Environmental education in Germany // Pedagogy. - 1997. -№5. - S.103-107
46. Gerhard Becker: Urbane Umweltbildung im Kontext einer nachhaltigen Entwicklung. Theoretische Grundlagen und schulische Perspektiven. Okologie und Erziehungswissenschaft Bd. 7, VS Verlag, 2001, ISBN 3-8100-2834-7. (erhaltlich nur
47. Gilmiyarova, S.G. Continuous ecological education of future teachers in Ros-ears, and the United States. Diss. doctor ped. Sciences. -Ufa, BSPU, 2002. -372s.
48. noch auf www.umweltbildung-os.de, mit digitalen Erweiterungen 2011)
49. Lucas A. M. (1980) Science education and environmental education: Pious Hopes. Self-Praise and Disciplinary Chauvinism. Studies in Science Education. 7. p.1-16.
Интернет-источники:
50. История экологического образования - http://mybiblioteka.su/tom2/3-181464.html
51. Задачи и принципы экологического образования -http://tsput.ru/res/geogr/ecology/t_11.htm
52. Cambridge Dictionaries Online - http://dictionary.cambridge.org/ru /sustain
53. Понятие ноосферы по В.И. Вернадскому - http://ecology-education.ru/index.php? action=full&id= 135
54. Первые и основные понятия теории универсального эволюционизма Никиты Моисеева - http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/33895/
55. Биотическая регуляция - http://www.bioticregulation.ru/index_r.php
56. Alexander von humboldt foundation - https://www.humboldt- foundation.de/web/start.html
57. Конкурс на получение стипендий 2015-2016 г Федерального канцлера для будущих руководителей из Российской Федерации -http://rsci.ru/grants/grant_news/265/236227.php
58. Deutscher Akademischer Austauschdienst - DAAD - https://www.daad.de/de/
59. MBA in Executive Waste Management»
60. Германско-Российский институт новых технологий - http://www.kai.ru/grint/