Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эколого - географические проекты в мультикультурной подготовке современного учителя

Работа №49853

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Эколого - географическое образование и воспитание в современном мире 6
1.1. История становления эколого - географического образования 6
1.2. Экологическое образование и воспитание на уроках географии 8
1.3. Метод проектов: сущность и условия применения на уроках географии 12
Глава II. Мультикультурная подготовка как насущная потребность современного образования 26
2.1. Цели, ценности и психологические особенности мультикультурной
образовательной среды 26
2.2. Характеристика мультикультурности и ее проявление в деятельности учителя 30
2.3. Мультикультурная компетентность педагога как условие эффективной
педагогической деятельности в современной образовательной среде 36
2.4. Компоненты мультикультурной компетентности педагога и возможности их развития 40
Глава III. Педагогические подходы к мультикультурной подготовке педагогов 61
3.1 Методика проведения педагогического эксперимента в рамках мультикультурного образования 61
3.2. Результаты проведенного исследования 65
3.3. Внеурочное мероприятие «Эколого - географическая характеристика г. Казани» 68
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение


Современный мир сообщество находится на сложном этапе исторического развития, которая характеризуется увеличением этнических и религиозных конфликтов, чередующиеся с вспышками ксенофобии и экстремизма, приобретая в своих крайних формах насилия и террора. Все прогрессивные силы сейчас сосредоточены на поиске путей снижения социальной и психологической напряженности, по установлению гражданского согласия и примирения.
Становится все более и более очевидным, что современное общество должно развиваться в рамках мультикультурализма, которое признает равенство всех культур, способствует терпимости к культурному разнообразию и различиям и полностью устранен расизма, тоталитаризма и какой-либо дискриминации по национальным, религиозным, социальным, половым путем, и другие характеристики. Преподаватель XXI века призван гибко реагировать на изменчивость и динамизм процессов, происходящих в экономике, политике, общественной жизни - адаптироваться к условиям профессиональной деятельности, особенно в мультикультурной команде студентов и школьников.
Цель дипломной работы - раскрыть возможности эколого-географического подхода в мультикультурной подготовке современного учителя.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
- изучить историю становления эколого - географического образования;
- изучить метод проектов, его сущность и условия применения на уроках географии;
- выявить цели, ценности и психологические особенности мультикультурной образовательной среды;
- проведения исследования в школе в условиях мультикультурной подготовки.
Предмет исследования - эколого-географические проекты в образовании.
Объект исследования - эколого-географические проекты в мультикультурном образовании.
Теоретико-методологической основой работы послужили исследования следующих ученых: Волков Г.Н., Гайсин И.Т., Хусаинов З.А., Махмутов М. И., Лернер И.Я., Самигуллина Г.С., Сухомлинский В. А., Халиков А.Х., Казимирова И.Р., Куропятник А.И., и. т.д.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как было сказано выше, экологическое образование появилось в России сравнительно недавно, что было вызвано необходимостью предпринять определенные меры во избежание экологической катастрофы. После появления экологического образования как такового встал вопрос о том, что же из себя представляют экологическая культура и забота о защите природной среды, ведь одного информирования учащихся о состоянии природы было недостаточно.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности в сфере охраны окружающей среды, устойчивого природопользования и потребления, формирование экологического образа жизни.
Стратегией экологического образования выступают приоритетные цели, идеи, принципы, составляющие основу государственной политики в области экологического образования и определяющие основные направления ее реализации, экологизации образа жизни человека, формирования экологической культуры.
Образовательная среда всегда должна обладать следующими характеристиками, ценностями и психологическими особенностями:
1. Обязательным наличием условий для культурной самоидентификации всех субъектов образовательного процесса;
2. Позитивным ценностным и толерантным отношением к представителям различных культур;
3. Стремлением педагога к формированию у учащихся знаний о культурном разнообразии мира;
4. Открытостью для проникновения других культур;
5. Стремлением создать равные условия существования для представителей всех культур;
6. Обязательной готовностью к мультикультурному взаимодействию, а также необходимой чувствительностью к культурным особенностям субъектов образовательного процесса;
В связи с приростом иммигрантов на территории РФ в настоящее время возникла необходимость усовершенствования существующей системы образования, поскольку наблюдается увеличение количества учащихся, покинувших свое государство и приезжих, желающих получить образование в России.
Из этого следует, что в педагогической среде так же должна иметь место быть направленность на анализ различных моделей поведения, обусловленных культурными различиями. Помимо этого также необходимо прививать учащимся осознание важности того, что немаловажную роль в системе образования играет направленность на формирование навыков взаимодействия с представителями разных культур.
Данный вид взаимодействия можно наблюдать в процессе проведения различных мероприятий, направленных на сплочение представителей разных культурных и национальных особенностей.
Рассматривая проблему мультикультурализма в существующей системе образования становится ясно, что необходимо учесть весь мультикультурный состав общества при составлении учебных программ, а также материалов и заданий.
Также следует педагогу вносить и свои корректировки в процессе подачи материала, рассчитанного исключительно на определенную социальную группу с целью избежать определенных конфликтов между представителями различных культур, по возможности же полностью исключить какие-либо предпосылки создания почвы для конфликта.
Безусловно, для того, чтобы образовательная среда обладала такими качествами, необходимо, чтобы педагог, являясь субъектом педагогического взаимодействия, сам принимал ценности мультикультурного образования и умел их воплощать в процессе педагогического взаимодействия, что в свою очередь предполагает развитую мультикультурную компетентность современного педагога.
Становится ясным, что в настоящее время включение в систему образования такого понятия как «мультикультурализм» является необходимым, поскольку его роль достаточно велика в современном обществе. Данное изменение системы образования позволяет многим людям обучаться на территории РФ, что также благотворно сказывается и на самом взаимодействии РФ с иными государствами, а также предоставляет возможность избежать трудности в процессе адаптации в новых условиях.
Как известно, совместное выполнение учащимися определенных задач в процессе обучения способствует их сплочению и преодолению барьера между различными представителями культурных и этнических социумов. Данная работа, на мой взгляд, в наиболее приближенной к современной реальности форме раскрывает основные способы и методы взаимодействия различных социальных сред.
Поскольку в настоящее время не предвидится снижение количества иммигрантов как учащихся, каждому педагогу в процессе подачи того или иного материала необходимо осознавать важность такого понятия как «мультикультурализм» и учитывать всегда существующую уникальность представителей определенных этнических и культурных групп.
Толерантное отношение к представителям иных народностей и осознание их уникальности всегда способствуют созданию благотворной почвы для адаптации иммигрантов как учащихся, и каждый педагог всегда обязан помнить об этом и прививать это осознание своим ученикам.



1. Андреева, Л.И. Мультикультурное образование как педагогика миротворчества / Л.И. Андреева, В.И. Ионесов // Журнал экологического воспитания, образования и просвещения «Родник». - 1999. - №4. - Тольятти- Самара, 1999. - С. 17 - 21. (0,3 п. л. / 0,15 п. л.)
2. Андреева, Л.И. Императивы современной культуры и мультикультурное проектирование в педагогике миротворчества / Л.И. Андреева, В.И. Щеголь // Пути совершенствования непрерывного профессионального образования: сборник научных работ преподавателей, докторантов, аспирантов, соискателей ученых степеней. - Москва, 2000. - С. 265 - 272. (0,4 п. л. / 0,2 п. л.)
3. Бекетова С.И., Гайсин И.Т., Власова Е.И. Формирование эколого-географического мировоззрения в процессе обучения географии. /Вестник Самарского технического университета. Серия психолого-педагогические науки. -№2, 2016. -С.16-27.
4 Гайсин И.Т. Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Монография. Казань, 1996.
5. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Казань: Тан - Заря, 2002. - 198 с.
6. Гайсин И.Т., Хусаинов З.А., Хазеев Г.Х. Экологическое образование дошкольников. Казань: КГПУ, 2002. - 96 с.
7. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно научных дисциплин (в VI-IX классах): Дисс. . канд. пед. наук. - Казань, 1995. - 223 с
8. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И. Некоторые аспекты развития географического образования в педагогических вузах Поволжья (Вххв.)/ Эколого¬географические проблемы регионов России: матер. 7-ой всеросс. науч. практич. конф. с международным участием, посвящен 105 летию со дня рождения исследователя Самарской Луки, к.г.н., Г.В. Обединовой. 15 января 2016г./ Отв. ред. И.В. Казанцев. -Самара, :СГСПУ: Глагол, 2016 -С.403-407.
9. Гайсин И.Т., Федорова Т.Т. Совместная работа общеобразовательных учреждений и вузов по эколого-географическому образованию обучающихся /Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход. Матер. Всеросс. науч. практич. конференции с международным участием /Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань: Отечество, 2016. -С.215-221.
10. Гайсин И.Т.. Гайсин Р.И. Вопросы преемственности эколого¬географического образования учащейся молодежи. /«Хартия Земли- практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития«: сб. материалов Междун. науч. практич. конференции. посвящен. 15-летию реализации принципов Хартии Земли в РТ. - Казань: Татар. кн.изд- во, 2016.-С.423-425.
11. Гайсин Р.И., Галиев Н.М. Экономико-географическая характеристика особых экономических зон (на примере ОЭЗ «Алабуга») Учебно¬методическое пособие. - Казань, 2016.- 55 с.
12. Гайсин Р.И., Гилемханов И.Р., Бекетова С.И. Система внеурочной эколого-географической работы общеобразовательных учреждений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред Г.С. Самигуллина.
13. Геоэкология: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 270 с.
14. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 2001
15. Душина И.В.. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях./- М. Дрофа, 2007. - 510 с.
16. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы.: Автореф. дис .канд. пед. наук - М., 2000.
17. Зингер Н.Д. Элементы подготовки учителя поликультурного типа // Реальность этноса. Образование и национальная идея / под науч. ред. И.Л. Набока. СПб.: Астерион, 2004. С. 32-35.
18. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.
19. Карпенков, С. Х. Экология [Электронный ресурс] : учебник / С. Х. Карпенков. - М.: Логос, 2014. - 400 с.
20. Кошелева В.Л. «Экология и нравственность». «Общественные науки и современность» - Москва. 1993г. №1.
21. Клюева, Н.В. Ценностно-рефлексивный подход к психологическому обеспечению деятельности педагога / Н.В. Клюева // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе / под ред. М.Б. Бергельсон. - М.: МОНФ, 2000. - Вып. 15. - 117 с. - (Новая перспектива).
22. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив;2004 -392с.
23. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной
стабильности полиэтнических обществ / А.И.Куропятник. - СПб., 2000.
24. Клюева, Н.В. Ценностно-рефлексивный подход к психологическому обеспечению деятельности педагога / Н.В. Клюева // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе / под ред. М.Б. Бергельсон. - М.: МОНФ, 2000. - Вып. 15. - 117 с. - (Новая перспектива).
25. Лемешев М.Я. «Природа и мы» - Москва. 1989г.
26. Малахов В. Зачем России мультикультурализм? /В.Малахов //Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. - М., 2002.
27. Майер, А.А. Инновационные проблемы традиционного образования [Электронный ресурс] / А.А. Майер // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. - с. 211-215.
28. Майер, А.А. Профессия педагога в фасилитативной парадигме [Электронный ресурс] / А.А. Майер // Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России. - М.: МГПУ, 2012. - с. 312-316.
29. Маринченко, А. В. Экология [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / А.В. Маринченко. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 304 с.
30. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
31. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 206 с.
32. Народы мира. Историко-этнографический справочник.
33. Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.,. Калининград, 2008.
34. Новикова Т.П. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000
35. Общая и ветеринарная экология: Учебник / В.Н. Кисленко, Н.А. Калиненко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 344 с.
36.Основы гуманитарной географии: Учебное пособие / Ю.Н. Голубчиков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 364 с.
37.Основы природопользования: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с.
38.Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.мет.пос. / Пашкевич А.В. - 3 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 194 с.
39.Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие / Образцов П.И. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
40.Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
41.Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с.
42. Панчешникова К.М. Методика обучения географии в школе. - Москва, Просвещение,2000г.
43. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях /Г.В.Палаткина //Педагогика. - 2002.
44 Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003
45. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
46. Постникова Т.Ф. Экологический мониторинг//Образование в современной школе.-2003.-№ 11.-С.40-52.
47. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
48. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
49. Проблемно-модульное обучение: Учебное пособие / Е.А. Соколков. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 392 с.
50. Программа воспитания и социализации школы в условиях ФГОС: теория, методика, практика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Белорыбкина, С.А. Исаева. - Киров: Старая Вятка, 2015. - 151 с.
51. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Учебное пособие / Мандель Б.Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
52. Самигуллина Г.С. Геоэкология и её интегративное значение в системе наук /Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин. -Казань, 22-23 марта 2016 /Отв. редактор Хусаинов З.А.. - С.189-193.
53. Самигуллина Г.С. Развитие творческого потенциала учащихся при
изучении эколого-географических знаний. Материалы I Международной научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования в школе и вузе: теория, практика,
перспективы». (Казань, 28-29 сент. 2012 г.) /Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань: изд-во «Отечество», 2012. - С.216-222.
54. Самигуллина Г.С. Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин /Образование и саморазвитие. - 2016. - №1(47). - С.41-46.
55. Самигуллина Г.С. Экологическая парадигма в повышении квалификации учителей географии на примере создания и использования экологической тропы. Статья. Internationaler Kongresse Fachmesse. Das Internationale Simposium «Okologische, technologische und rechtliche aspekte der Lebenversorgung». Herausgeber: Europaische Wissenschaftliche Geselschaft (EWG) Dr. med. Georgy Tymanskiy Sutelster. 50 А 30659 Hannover Deutschland. / Материалы VI Международного симпозиума «Экологические, инженерно-экономические и правовые аспекты жизнеобеспечения».
Германия. Ганновер: Евроэко, 2011. - С.82-83.
56. Самигуллина Г.С., Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Научная школа профессора И.Т. Гайсина «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодёжи». Материалы I Международной научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования в школе и вузе: теория, практика, перспективы». (Казань, 28-29 сент. 2012 г.) /Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань: изд-во «Отечество», 2012. - С.7 -13.
57. Самигуллина Г.С., Биктимиров Н.М., Магалимов Д.Н. Развитие творческого потенциала учащихся при изучении особоохраняе-мых территорий России. Инновационные образовательные технологии в учебно¬воспитательном процессе в школе и вузе / Материалы региональной научно¬методической конференции (Казань, Набережные Челны, 25-26 октября 2013г.). Отв. ред. Г.С. Самигуллина - Казань: типография «Вестфалика», 2013. - С.78-81.
58. Самигуллина Г.С., Гафуров М.Т. Организационно-педагогические условия формирования эколого-экономических знаний учащихся 6-9 классов средствами естественнонаучных дисциплин. Образование и саморазвитие. - 2011. - №6(28). - С.131-136.
59. Самигуллина Г.С., к.п.н., доцент КФУ, Музафарова А.М., магистрант КФУ Методические основы процесса формирования экологической подготовки студентов /Scientia. Психология и Педагогика. - 2016. - №1. - С.22-23.
60. Самигуллина Г.С., Лотфуллина А.Н. Эмпирическая характеристика процесса патриотического воспитания учащихся X-XI классов сельских школ. Образование и саморазвитие. - 2013. - №2 (36). - С.114-119.
61. Самигуллина Г.С., Моисеева Л.В., Гайсин И.Т., Власова Е.И. Метаметодические аспекты реализации творческой деятельности в обучении эколого-географических дисциплин/ Life Science Journal 2014; 11(9s).P.341- 345.
62. Самигуллина Г.С. Экологическая парадигма в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин: монография /Г.С. Самигуллина Казань: Отечество,2016. - 101с.
63. Самкова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников//Биология в школе.-2002.- № 7.- C.9-11 вкл. "Учителю экологии".
64. Степановский А.С. Общая экология. Москва, 2001 г.
65. Таможняя Е.А. О профессиональной подготовке учителей географии. // География в школе. - № 5. -2000. -- С. 52.
66. Трасберг, К. Мультикультурное образование: развитие идей и поиски путей их реализации в современном мире [Текст] / К. Трасберг // Мультикультурное образование: ключевые вопросы современности и поиск решений / под ред. Л. Васильченко. - Тарту: [Tartu Ulikool]; [Пылтсамаа]: Vali Press, 2004. - С. 7-26
67. Табуева Э.М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности//Химия в школе.-2004.- № 5.-С.18-21.
68. Технологии педагогического мастерства / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 211 с.
69. Торощина Т.А. Интерактивные методы в экологическом
образовании//Дополнительное образование и воспитание.-2007.-№ 3.-С.47- 48
70. Усольцев, А. П. Идеальный урок [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. П. Усольцев. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 296 с.
71. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов / Д.П. Финаров. - М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
72. Федорук, А.Т. Экология [Электронный ресурс] : учеб. пос. / А.Т. Федорук.
- 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2013. - 462 с.
73. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы / Извеков И.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
74. Хакунова Ф.П., Хупсарокова А.М. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып.1 (72). С. 47-52.
75. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки, Казань6 Татарское книжное издательство, 1989.
76. Хусаинов З.А. Роль географии в формировании экологической культуры учащихся//География и экология в школе XXI века.-2006.-№ 9.-С.45-47.
77. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы/ Эколого-географические проблемы регионов России: матер. VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посв. 105-летию исследователя Самарской Луки, к.г.н., В.Г. Обедиентовой, 15 января, 2016 г, г.Самара, 2016. - 471-473 с.).
78.Чебышев Н.В., Филиппова А.В. Основы экологии, Москва, 2004 г.
79. Шевелева Л.М. Школьные экспедиции - важнейшая форма экологического образования//География и экология в школе XXI века.- 2005. -№ 10.-С.47-48.
80. Щенев В.А. Экологический принцип в изучении географии своей области//География и экология в школе XXI века.-2004.- № 1.-С. 43- 52.- Экологическое содержание курса "География Ярославской области".
81. Шмакова, А. П. Формирование готовности будущего учителя к
педагогическому творчеству средствами информационных технологий
[Электронный ресурс] : монография / А. П. Шмакова. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 184 с.
82.Экология: учебное пособие/Л.Л.Никифоров - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 204 с.
83. Urazmetov I.A.,Kubyshkina E.N., Veselova E.I. Ecologikal aspekt of professional training of a future geography teacher // 3rd International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts sgem. 24-30
August 2016. Albena, Bulgaria. Vol. 1. p. 473-480.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ