Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компьютерные технологии в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка в средних классах общеобразовательной школы

Работа №58204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку 7
1.1. Характеристика использования компьютерных технологий в процессе
образования 7
1.2. Основная цель изучения английского языка в средних
классах 12
1.3. Методические основы использования компьютерных технологий при
изучении английского языка в средних классах 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию компьютерных технологий в процессе обучения английскому
языку 28
2.1. Применение компьютерных программ при обучении английскому
языку 28
2.2. Использование компьютерных технологий в обучении английскому
языку в средней школе 39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение


Сегодня английский язык один из самых наиболее необходимых языков и самых актуальных направлений для изучения. Сложно представить современного специалиста, который не обладает знанием английского языка.
Обучение английскому языку начинают еще в детском саду. В школе выходят на более сложный уровень. Всё чаще в обучении принимают участие компьютерные технологии.
Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена на достижение ощутимых результатов, что подчеркивает необходимость интеграции компьютерных технологий в процесс обучения.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления оптимальных путей решения задач по формированию и развитию компьютерных технологий на среднем этапе обучения английскому языку, при реализации практической роли обучения иностранному языку в школе. Навыки, полученные в процессе обучения английскому языку при помощи компьютерных технологий, будут оказывать положительное влияние на будущие профессиональные навыки. Формирование коммуникативной компетенции за счет развития различных навыков определяет
коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Теоретической базой данной работы являются общие положения методики преподавания иностранного языка Алифановой Е.М., Костомарова В.Г.; исследования в области компетентности в обучения Мильруд Р.П., Зеер Э.Ф., Федынич Е.В., Байденко В.И.; Трухановой Т.Н.
Вопросы использования компьютерных технологий рассматриваются довольно глубоко в большинстве работ. Это еще раз доказывает неоспоримую актуальность вопроса. В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в средней школе, вопросы использования компьютерных технологий затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до настоящего времени не было предпринято специальных теоретических исследований, посвященных формированию коммуникативных навыков у школьников на среднем этапе обучения, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать данный процесс.
Цель исследования: раскрыть особенности использования
компьютерных технологий учащимися средних классов при обучении иностранному языку и экспериментально доказать их эффективность.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.
Предметом исследования является совершенствование содержания и методики обучения английскому языку с использованием компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. определить состояние проблемы в современных условиях: определить роль и место компьютерных программ в обучении;
2. проанализировать разработанные компьютерные программы, предназначенные для развития коммуникативной компетенции при обучении английскому языку и определить требования, предъявляемые к ним;
3. разработать комплекс компьютерных упражнений;
4. провести экспериментальную проверку результативности разработанных упражнений и провести сравнительный анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам будет эффективным, если:
- обеспечить мотивационную направленность учащихся среднего школьного возраста на изучение английского языка;
- правильно подобрать содержание, формы и методы обучения, ориентированные на использование компьютерных технологий;
- реализовать инновационные технологии обучения при помощи компьютерных технологий.
Методы исследования: конструктивно-критический анализ
литературы по проблеме исследования; анализ программ, учебников и учебных пособий; наблюдение как лингвистический и методический прием; обучающий эксперимент.
Материалом для анализа послужили примеры из учебно-методических комплексов и их письменная репрезентация.
Научная новизна: были раскрыты и систематизированы основные теоретические основы использования компьютерных технологий в процессе обучения, выявлено содержание основных элементов компьютерных технологий в обучении английскому языку. Определены методические аспекты реализации компьютерных технологий в обучении английскому языку, выявлены методические условия применения компьютерных технологий и экспериментально доказана эффективность их влияния.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она помогает полностью определить сущность и значимость компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку. Работа также выявляет взаимосвязь и закономерности функционирования тех или иных аспектов обучения с использованием компьютерных технологий. Полученные в ходе исследования результаты представляют методический интерес. Они могут быть использованы для дальнейшей разработки технологий формирования компьютерных технологий для обучения. Использовать данную методику можно не только для обучения английскому языку, но и в процессе преподавания других языков.
Практическая ценность заключается в использовании выводов данной работы для оптимизации формирования отдельных речевых и языковых навыков, на практических занятиях по английскому языку, при организации лекционных курсов и семинаров по методике преподавания иностранного языка. Материалы исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки упражнений с использованием компьютерных технологий.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, кратких выводов после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы исследования проблемы использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Вторая глава посвящена исследованию применения элементов компьютерных технологий в процессе обучения.
Практический анализ процесса обучения позволил сделать определенные выводы, которые можно найти в заключении. Опытно-экспериментальная работа включает диагностический, формирующий и заключительный этапы анализа развития коммуникативной компетенции с применением разработанного цикла занятий на примере упражнений из УМК Starlight.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Компьютерные технологии, использование которых возможно для обучения английскому языку языка достаточно хорошо изучены.
Включение компьютерных технологий в традиционную лекционно-практическую систему преподавания английского языка обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения. Использование компьютерных технологий в преподавании данной дисциплины увеличивает заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и глубокое усвоение их, помогает организовать осмысленное включение учеников средних классов в активный образовательный процесс, развивает самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Самостоятельная постановка вопросов и определение пути их решения различными исследовательскими способами способствует раскрытию творческого потенциала школьников. В итоге школьники, научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством преподавателя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала.
В результате проведенного исследования по проблеме внедрения компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку на среднем этапе мы сформулировали следующие положения и выводы:
1. Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания.
2. На уроках английского языка при помощи компьютерных технологий можно решать целый ряд задач: формировать грамматические и лексические навыки, навыки письма, используя материалы сети; пополнять современный словарный запас учеников; формировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению языка. Образовательная компетентность рассматривается как единство теоретической и практической готовности и способностей учащихся к осуществлению образовательной деятельности.
3. Компьютерным технологиям в образовании свойственны пять
основных функций: обучающая, развивающая, воспитывающая,
мотивирующая, познавательная.
4. Ключевой составляющей образовательной компетенции мы считаем объектный компонент, в состав которого входит коммуникативная компетенция - способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
5. Компьютерные технологии предполагают и использование Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях.
6. Проанализировав структуру, организацию модулей, методическое наполнение и сопровождение основного содержания учебно-методического комплекса Starlight мы выявили, использование компьютерных технологий (таких как Интернет и презентации) являются важным фактором в развитии учеников. В формировании их заинтересованности в языке. Четко отслеживается и реализуется в ходе учебного процесса, тем самым внедряя активный словарь в условно-речевое общение, однако учителю зачастую приходится варьировать предложенные в учебнике задания с целью оптимального закрепления учебного материала и применения знаний, умений и навыков в ходе дальнейшего обучения.
7. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение рассмотренных в ходе исследования компьютерных технологий способствовали повышению уровня коммуникативных навыков.
Таким образом, внедряя и варьируя различные типы заданий в ходе практики с учетом психологических особенностей возрастных категорий учащихся, нам удалось выявить, что рассмотренные компьютерные технологии для формирования коммуникативных навыков на английском языке, обладают большим обучающим и мотивирующим потенциалом, стимулируют речемыслительную деятельность и повышают мотивацию учащихся.



1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции средствами театрализованных игр: дисс. канд. пед. наук. / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2001. - 199 с.
2. Ананьева, Б.Г. Вопросы детской и общей психологии / Б.Г. Ананьева. - М., 1954. - 204 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
4. Ариян, М.А. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам // Иностранный язык в школе / М.А. Ариян. - М., 2007.
- 113 с.
5. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко. - М., 2002. - 232 с.
6. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам в средней школе / И.Л. Бим. - М.: Знание, 1996. - 224 с.
7. Бодалев, А. А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256с.
8. Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности / А.А. Бодалев.
- М.: КомКнига, 1990. - 431 с.
9. Болдырев, Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку / Н.Н. Болдырев. - М.: Наука, 1998. - 311 с.
10. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Пособие для учителей России. - Oxford University Press, 1997. - 398 с.
11. Гальперин, Б.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / Б.Я. Гальперин. - М.: Педагогика, 1978. - 424с.
12. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Г альскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 271 с.
13. Гез, Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе / Н.Н. Гез. - Воронеж: ВГУ, 1985. - 298 с.
14. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 205с.
15. Жилкина, Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку / Д.Н. Жилкина. - М.: Комкнига, 1992. - 248 с.
16. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков. - Киров, 1991. - 142с.
17. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 325с.
18. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Московский лексиколого-социальный институт, 2005. - 314 с.
19. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов. - М.: АПКиПРО, 2006. - 196 с.
20. Иванова, Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании / Т.В. Иванова. - М.: Изд. «Рудомино», 2004. - 320 с.
21. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития. 1995. - 244 с.
22. Колесникова, И.К. Англо-русский терминологический
справочник по методике преподавания иностранных языков / И.К. Колесникова. - Cambridge: Cambridge university Press, 2001. - 534 с.
23. Коптюг, H.M. «Интернет-проект - важный элемент мотивации учащихся» / Н.М. Коптюг. - М., 2008. - 232 с.
24. Костомаров, В.Г. Методика преподавания английского языка как иностранного / В.Г. Костомаров. - М.: Наука, 1990. - 266с.
25. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьника / В.А. Крутецкий. - М.: Педагогика, 1976. - 345с.
26. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. - М.: Ладомир, 1988. - 122 с.
27. Левитан, К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация / К.М. Левитан. - Екатеринбург: Издательство АБМ, 2001. - 362с.
28. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - Тарту, 1973. - 321 с.
29. Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Высшая школа, 1971. - 294с.
30. Леонтьев, А.Н. Восприятие и деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1976. - 316 с.
31. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Б.Ф. Ломов. - М.,1976. - 155 с.
32. Лопасова, Ж.Я. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Ж.Я. Лопасова. - М.: Наука, 1985. - 276 с.
33. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд. - М., 2000. - 337 с.
34. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе / Р.П. Мильруд. - М., 2004. - 236 с.
35. Новые Государственные стандарты по иностранному языку. - М.: «Издательство АСТ», 2004. - 298 с.
36. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка Текст. Департамент по языковой политике, Страсбург. - М.: МГЛУ, 2003. - 537 с.
37. «Оксфордское Качество». Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы. - М., РЕЛОД, 2009. - 446 с.
38. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Наука, 1991. - 254 с.
39. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская.
- М.: изд-во МГУ,1989. - 216с.
40. Погожена, Е.К. Формирование коммуникативной
компетентности // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: Семипалатинский государственный педагогический институт / Е.К. Погожена. - Семей, 2008. - 174 с.
41. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Педагогика, 2004. - 411 с.
42. Селевко, Г.В. Компетентности и их классификация / Г.В. Селевко. - М.: АСТ Пресс, 2004. - 243 с.
43. Смирнов, С. А. Педагогика / С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2000.
- 329 с.
44. Стратегии модернизации содержания образования. - М., 1999. - 432 с.
45. Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 87 с.
46. Федынич, Е.В. Коммуникативная компетенция как основа обучения культуре иноязычного общения // Иностранный язык в школе / Е.В. Федынич. - М., 2004. - 237 с.
Список использованных словарей
47. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Стелла, 1996. - 144 с.
48. Мюллер, В. К. Новый англо-русский словарь: Ок. 60000 слов / В.К. Мюллер. - М.: Рус. яз., 1994. - 880 с.
49. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Азъ, 1993. - 819 с.
50. Современный словарь иностранных слов. - СПб: Дуэт, Комета, 1994. - 742с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ