Введение 3
Глава 1. Музыка как исторический факт в прозе Н.М. Карамзина 12
Глава 2. Повествовательная функция музыки в прозе Н.М. Карамзина. 23
Глава 3. Музыка в творчестве сентименталистов 37
Заключение 43
Библиография 45
Источники 45
Научная литература 46
Музыка играла значительную роль в творчестве многих писателей XVIII века. Музыкальный процесс этого времени ценен не только своим многообразием и быстрым развитием, но и своей тесной связью с литературой. Многие литераторы того времени сыграли немаловажную роль в становлении музыкальной культуры. Источниками таких музыкальных жанров, как романс и опера были жанры поэзии и жанры драматической литературы. Канты В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова стали источником русского романса. А.П. Сумароков написал первое русское оперное либретто. Развитие русского романса связано с именами И.И. Дмитриева и Н.М. Карамзина. Комическая опера получает свое распространение благодаря А.О. Аблесимову и И.А. Крылову.
Музыкальное искусство развивается и эволюционирует в рамках литературных направлений. Писатели эпохи классицизма затрагивают музыку исключительно как реализацию поэтического текста и способствуют развитию новых музыкальных жанров. Сентиментализм вводит музыку в строй повествования, создавая тем самым тему музыки в литературе. Роль музыки становится более значимой, приближаясь к романтическому пониманию музыки. Н.Я. Берковский в работе «Романтизм в Германии» отмечает важность музыкального искусства для исследуемой им эпохи. «Необыкновенный культ музыки у романтиков тем и объясняется: музыка выражает бытие самого бытия, жизнь самой жизни, чуть ли не совпадает с ними»1. Однако, можно ли говорить о подобном «культе» музыки применительно к сентиментализму?
Данная работа ставит перед собой цель определить значение музыкальной темы в творчестве Н.М. Карамзина. С именем Н.М. Карамзина связано традиционное представление о русском сентиментализме, и влияние столь яркой и многогранной личности, оказанное на современников, сыграло свою роль в развитии направления. Именно на примере творчества Н.М. Карамзина можно выявить наличие или отсутствие этого «культа», то есть концепта музыки, так как музыка присутствует во всех сферах его творчества, являясь читателю в разных жанрах и формах. К ним можно отнести следующие:
• Театральные отзывы в «Московском журнале», которые являются замечательным образцом музыкальной критики.
• Впечатления повествователя в «Письмах русского путешественника», которые знакомят русского читателя с музыкальной Европой.
• Повести, выводящие музыку в общий психологический строй произведения.
• Поэзия, определяющая музыку как свое архаизированное подобие (в частности слияние музыки и поэзии изображается в архаизированном образе барда).
Исходя их этого круга проблем и направленности исследования, можно выделить следующие задачи данной работы:
1. Обзор основных работ, связанных с темой музыки в творчестве Н.М. Карамзина.
2. Обращение к различным сферам творчества Карамзина с целью выявления и классификации музыкальных описаний в его произведениях.
3. Описание развития музыкальной темы в прозе Н.М. Карамзина.
4. Установление влияния карамзинской музыкальной темы на творчество последующих авторов.
Решением данных задач определяется структура данной работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.
• В первой главе будут рассмотрены «Письма русского путешественника» и рецензии на музыкальные спектакли «Московского журнала», выделены сходства и различия в описании музыки как исторического факта. Данный анализ позволит проследить развитие музыкальной критики в творчестве Н.М. Карамзина.
• Содержание второй главы будет непосредственно обращено к повествовательной функции музыки в прозе Карамзина. Музыка создает общий сентиментальный фон, участвуя в описании, передаче пейзажа, интерьера. Кроме того музыка участвует в движении сюжета, рассказывая целые истории героев или дублируя основную линию.
• Третья глава посвящена влиянию Карамзина на развитие музыкальной темы в творчестве последующих авторов сентиментализма.
Музыкальный ракурс исследования выбран не случайно. Музыкальная тема в творчестве Карамзина изучена недостаточно, особенно в литературоведческих работах, а вместе с тем ее филологическое рассмотрение позволит по-новому увидеть развитие истории литературы с точки зрения взаимодействия музыки и литературы.
История показывает множество примеров взаимосвязи музыки и литературы, однако довольно трудно осмыслить эти два совершенно различных искусства в единстве. Нельзя отрицать очевидного влияния музыки на литературу и литературы на музыку. Необходимо отметить, что причины этого влияния, как и результат, будут индивидуальны и неповторимы. Под влиянием литературы в музыке создавались новые жанры, трансформировалась эстетика направления. Музыка может служить основой литературного произведения, использоваться автором в передаче пейзажа и участвовать в психологическом анализе.
Исследования, посвященные синтезу разных видов искусств, стали теоретической основой для описания материала. Работы К.С. Брауна «Music and literature», К.В. Пигарева «Русская литература и изобразительное искусство», Б.О. Курбанова «Взаимосвязь музыки и литературы», введение Б.Г. Реизова к сборнику статей «Музыка и литература» рассматривают взаимодействие музыки и литературы в разных аспектах. Многоплановость и разнообразие задач данных работ свидетельствуют о многочисленных путях изучения данной темы.
В книге «Русская литература и изобразительное искусство» К.В. Пигарев с самого начала говорит о необходимости изучения данного взаимовлияния. «Одной из увлекательнейших задач, стоящих перед литературоведческой и искусствоведческой мыслью, является создание синтетической всеобщей истории искусств. В этом труде художественная литература, театр, кино и музыка должны будут занять равноправное место наряду с живописью, скульптурой и архитектурой».
К изучению музыкальной стороны произведений Карамзина обращались немногие ученые, однако их труды стали опорной точкой настоящего исследования и, затрагивая разные произведения, жанры и сферы творчества писателя, представили круг проблем, связанных с темой музыки в творчестве Н.М. Карамзина. Двухтомное исследование музыкальных реалий XVIII века Т.Н. Ливановой «Русская музыкальная культура XVIII века: в ее связях с литературой, театром и бытом» и книга О.П. Марковой «Музыка в творческом сознании Карамзина» являются основными работами, посвященными музыкальной составляющей в произведениях Карамзина.
Для представления более полной картины следует поочередно представить сферы творчества Карамзина, которые исследователи рассматривают в связи с музыкой.
Данная работа позволяет сделать вывод о значении музыкальной темы в творчестве Н.М. Карамзина. Представленный материал, а именно повести «Евгений и Юлия», «Остров Борнгольм» и «Лиодор», «Письма русского путешественника», театральные рецензии «Московского журнала» и драма «София», доказывает, что музыка играла значительную роль в произведениях главного русского сентименталиста. Анализируемый материал демонстрирует познания Карамзина в области музыки и свидетельствует о его интересе к музыкальному искусству. Музыка у Карамзина выполняет различные функции.
• Музыка является необходимым элементом сентиментальной
атмосферы в повестях.
• Музыка способствует созданию сентименталистских клише, как,
например, игра на музыкальном инструменте в уединении.
• Музыка в произведениях Карамзина раскрывает внутренний мир героев, становясь способом самопрезентации.
• Музыка принимает участие в развитии сюжета, предвосхищая последующие события с помощью песен.
Кроме того, критические рецензии на музыкальные представления в «Письмах русского путешественника и в «Московском журнале» являются одними из первых примеров музыкальной критики. Говоря о новаторстве Карамзина нельзя не процитировать В.Г. Белинского, который отметил, что «к чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучении истории».
Исследованию музыкальной темы в творчестве Карамзина посвящено немного работ, однако именно эти научные труды определяют основу изучения данной темы.
Музыкальная тема в произведениях Карамзина развивалась в двух направлениях. Музыка описывалась Карамзиным - как исторический факт - в критических рецензиях и, выполняя различные функции, участвовала в повествовании. В ходе исследования удалось установить, что многочисленные формы использования музыки у Карамзина довольно трудно классифицировать, так как они неразрывно связаны между собой. Развитие Карамзиным музыкальной темы повлияло не только на творчество других сентименталистов, но и на формирование всего направления.
1. Аониды, или Собрание разных новых стихотворений. М.: Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1796-1799.
2. Вестник Европы. М.: в Университетской типографии у Любия, Гария и Попова, 1802-1803.
3. Гербель Н. В. Немецкие поэты в биографиях и образцах / Под ред. Н.В. Гербеля. СПб.: тип. В. Безобразова и К°, 1877. 656 с.
4. Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1967. 503с.
5. Иппокрена, или Утехи любословия. М.: Унив. тип. у Ридитера и Клаудия, 1799-1801.
6. Карамзин Н.М. Сочинения: в 2-х т. Л.: Художественная литература, 1984.
7. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; Изд. подгот. и примеч. сост. Ю.М. Лотман и др. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. 717 с.
8. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.; Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, Л., 1966. 424 с.
9. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника; Повести. М.: Эксмо, 2007. 798 с.
10. Московский журнал. М. : Унив. тип., у В.Окорокова, 1791-1792.
11. Приятное и полезное препровождение времени. М.: Ридигер и Клаудий, 1794-1798.
12. Русская сентиментальная повесть: Сборник / Составление, общ. ред., вступ. статья и коммент. П.А. Орлова. Москва: Изд-во МГУ, 1979. 336 с.
Научная литература
13. Белинский В.Г. Николай Алексеевич Полевой // Полное собрание сочинений: В 13 т.: Т.9. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 671-697.
14. Березина В.Г. Карамзин журналист // Проблемы журналистики. Вып.
1. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. С. 98-114.
15. Берков П .H. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII - начала XIX века // XVIII век. Сборник 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. С. 5-17.
16. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1973. 567с.
17. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сборник 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. С. 190-209.
18. Вацуро В. Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм: Сб. статей / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. К.Н. Григорьян. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. С. 118-138.
19. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения». Прага: Жизнь и знание, 1918. 546с.
20. Виноградов В.В. О стиле Карамзина и его развитии: (Исправления текста повестей) // Процессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина): Сборник статей / Отв. ред. Ю.С. Сорокин; АН СССР. Ин-т рус. яз. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1966. С. 237-258.
21. Гуковский Г.А. Карамзин // История русской литературы. Т.1. Ч. 2: Русская литература XVIII в. М., 1941. С. 55-105.
22. Гуковский Г.А. Русская литературно - критическая мысль в 1730-1750-е годы // XVIII век. Сборник 5. / Отв. Ред. П. Н. Берков. М.,: Л.: АН СССР, 1962. С. 98-128.
23. Гуковский Г.А. У истоков русского сентиментализма // Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII в. Л.: Гослитиздат, 1938. С. 251-298.
24. Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. СПб. : ФКИЦ «ЭЙДОС», 1996. 336 с.
25. Ивашина Е.С. Жанр литературного путешествия в России конца XVIII - первой трети XIX века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, филол. фак., 1980. 16 с.
26. Канунова Ф.З., Из истории русской повести : Ист.-лит. значение повестей Н.М. Карамзина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1967.
188 с.
27. Карлова Т.С. Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина // XVIII век. Сборник 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969.С. 281-289.
28. Кац Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исслед. очерки и коммент / Б. Кац. СПб.: Композитор, 1997. 271 с.
29. Кочеткова Н.Д. Н.М. Карамзин и русская поэзия конца 80-х —первой половины 90-х годов XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л.: АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом), 1964. 21 с.
30. Кочеткова Н.Д. Русский сентиментализм. (Н.М. Карамзин и его окружение) // Русский романтизм: Сб. статей / Отв. ред. К.Н. Григорьян. Л.: Наука, 1978. С.18-37.
31. Кочеткова Н.Д. Жуковский и Карамзин // Жуковский и русская культура: Сб. науч. тр / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Редкол.: Р.В. Иезуитова (отв. ред.) и др. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. С. 190-215.
32. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм: Карамзин // История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. Т.1. С. 726-764.
33. Кочеткова Н. Д. Трагедия и сентиментальная драма начала 19 в. // История русской драматургии. 17 - первая половина 19 века. Л.: Наука, 1982. С. 181-220
34. Кочеткова Н.Д. Утверждения жанра в литературе сентиментализма и переход к новым поискам // Русская повесть 19 века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973. С. 53-76.
35. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб.: Наука, 1994. 280с.
36. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1972. 335с.
37. Кросс А. Разновидности идиллии в творчестве Карамзина // XVIII век. Сборник 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. С. 210-228.
38. Кряжимская И. А. Театрально-критические статьи Н.М. Карамзина в «Московском журнале» // XVIII век. Сборник 3 / Отв. Ред. П.Н. Берков. М.; Л.: АН СССР, 1958. С. 262-275.
39. Купреянова Е.Н. Русский роман первой четверти 19 века: От сентиментальной повести к роману // История русского романа: В 2 т. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние, 1962. Т.1. С. 66-85.
40. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. Баку: Элм, 1972. 139 с.
41. Левин В.Д. Очерк стилистики русского литературного языка конца XVIII - начала XIX в.: Лексика. М., 1964. 407 с.
42. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века: в ее связях с литературой, театром и бытом: в 2т. М.: Музгиз, 1952.
43. Литература и музыка: Сборник статей / Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова; Отв. ред. Б.Г. Реизов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 227 с.
44. Лихачев Д.С. Система стилевых взаимоотношений в истории европейского искусства и место в ней русского XVIII века // Русская литература XVIII века и ее международные связи: Сборник статей: Памяти чл.-кор. АН СССР П.Н. Беркова / Отв. ред. И.З. Серман; АН СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1975 С. 5-11.
45. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М.: Молодая гвардия, 1998. 382 с.
46. Лотман Ю.М. Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука. Ленингр.
отд-ние, 1984. С. 525 - 606.
47. Макогоненко Г.П. Рядовой на Пинде воин. Поэзия Ивана Дмитриева // Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1967. С. 5-72.
48. Макогоненко Г.П. Письма русских писателей XVIII в. и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века: Сборник / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Отв. ред. и авт. вступ. статьи Г.П. Макогоненко. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. С. 3-41.
49. Маркова О.П. Музыка в творческом сознании Карамзина. Ульяновск: УлГУ, 2011. 126 с.
50. Махов А.Е. Лирика. Формирование представления о лирике как литературном роде // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. М.: Издательство Кулагиной - Intrada, 2010. 512 с.
51. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса // Сов. музыка. № 8. М., 1973. С. 20-29.
52. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти 19 века. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние, 1959. 431 с.
53. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М.: Современник, 1985. 302 с.
54. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 225 с.
55. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. (XVIII - первая четверть XIX в.) : Очерки / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. М.: Наука, 1966. 293 с.
56. Пирожкова Т.Ф. Н.М. Карамзин - издатель «Московского журнала» (1791-1792). М.: Изд-во МГУ, 1978. 56с.
57. Погодин М.П. Н. М. Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников : Материалы для биогр. с примеч. и объясн. М. Погодина. Ч. 1-2. М.: тип. А.И. Мамонтова, 1866.
58. Сиповский В.В. Н.М. Карамзин - автор «Писем русского путешественника». СПб.: тип. В. Демакова, 1899. 648 с.
59. Уханов В. Карамзин и Жуковский как представители двух направлений в нашей отечественной литературе сентиментализма и романтизма. Кострома : Губ. тип., 1888. 52 с.
60. Штелин Я.Я. Известия о музыке в России / Пер. Б.И. Загурского // Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Муз. издат., 1935. С. 49-143.
61. Эйхенбаум Б.М. Карамзин// Сквозь литературу: Сб. ст. / Б.М.Эйхенбаум. Л.: Academia, 1924 С. 37-49.
62. Языки науки - языки искусства: Сб. научн. трудов / Общ. ред, сост.
З.Е. Журавлевой и др. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 393 с.
63. Brown C. S. Music and literature : A comparison of the arts / By Calvin S. Brown. Athens ( Ga) : Univ. of Georgia press, 1963. 287 c.