Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интеграция искусств на уроках литературы как путь к изучению литературного направления

Работа №15581

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы245
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
746
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Интеграция как методологическое явление 7
1.1. Понятие интегрированного обучения 7
1.2. Культурологический подход к изучению литературы 20
Глава 2. Система интегрированных уроков по изучению литературных направлений в школе 33
2.1. Обращение к живописи и архитектуре классицизма 33
при изучении классицизма как литературного направления в школе... 33
2.1.1. Живопись эпохи классицизма 33
2.1.2. Архитектура эпохи классицизма 35
2.1.3. Разработка урока литературы в 9 классе 37
«Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М. В. Ломоносове» 37
2.2. Живопись и музыка сентиментализма на уроках литературы в школе 41
2.2.1. Сентиментализм в литературе 41
2.2.2. Живопись сентиментализма 43
2.2.3. Интегрированный подход к изучению сентиментализма 45
в школе на примере творчества Н.М. Карамзина (9 класс) 45
2.3. Изучение романтизма в контексте русского искусства девятнадцатого века на уроках литературы в школе 48
2.3.1. Романтизм в русской литературе 48
2.3.2. Музыкальная эстетика романтизма 51
2.3.3. Литературная гостиная как форма урока по изучению романтизма в школе (9 класс) 54
2.4. Искусство реализма в изучении литературы конца девятнадцатого века 57
2.4.1. Реализм как литературное направление 57
2.4.2. Реализм и живописное искусство девятнадцатого века 59
2.4.3. Разработка интегрированного урока литературы в 7 классе «И.С.
Тургенев. Стихотворения в прозе» 60
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 74

Важнейшими предпосылками возникновения интеграции литературы с другими видами искусств на уроках в школе явились провозглашаемые в современной педагогической науке идеи модернизации российского образования, ориентированного на личность, на формирование ее внутренней нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры.
Следует обратить внимание на два острых противоречия в учебном процессе:
• между естественным, целостным восприятием ребенком окружающего мира и искусственным делением его на предметы в школьном образовании;
• между стремлением к развитию интеллектуальных способностей учащихся и невозможностью большинства детей, имеющих даже высокий уровень развития познавательной сферы (внимания, памяти,мышления, учебной мотивации), использовать интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Это приводит к тому, что наши ученики не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (скажем, на истории о войне 1812г.), со сведениями о том же явлении, которые им сообщают на других уроках (допустим, на уроке литературы по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого). Из разрозненных сведений не формируется единой картины мира.
Решение этих противоречий реализуется с помощью использования принципа интеграции, обеспечивающего самостоятельное освоение школьниками художественных ценностей, специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, воспитание человека культуры.
По педагогической специальности, в частности, через интеграцию урочной и внеурочной работы по литературе, музыке, изобразительному искусству.
Актуальность нашей работы состоит в том, что в усложнившейся современной действительности, требующей от системы образования дать ученику целостную картину окружающего мира, интеграция помогает в достижении этой цели. В связи с этим проблема интеграции литературы с другими видами искусства становится весьма актуальной. Гуманизация и гуманитаризация современной школы ставят интеграцию в ряд основных вопросов образования.
Объектом исследования является процесс интеграции искусств на уроках литературы в школе.
Предмет исследования - интеграция искусств в ходе изучения литературных направлений на уроках литературы в школе.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить основные способы установления интеграционных связей при изучении литературных направлений на уроках литературы в школе.
Исходя из данной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть основные литературные направления, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
2. Выявить связи данных направлений с различными видами искусства.
3. Определить основные способы интеграции искусств как путь к изучению литературного направления.
4. Составить комплекс интегрированных уроков литературы по изучению литературных направлений.
5. Выявить эффективность применения подобных уроков в курсе изучения литературы.
В силу ограниченного объема дипломного исследования, в данной работе мы рассматриваем не все литературные направления (например, мы не касаемся литературных направлений двадцатого века).
Методы исследования: культурологический подход к изучению литературы в школе, описательный, экспериментальный, моделирование.
Теоретической базой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: В.А. Доманского, И.Я. Лернера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Библера, Б.М. Неменского, Л.П. Щербины, В.Н. Максимовой, В.П. Зинченко, И. Коложвари, в работах которых интеграция рассматривается как объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели - системность, комплексность, целостность, синтез.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса уроков по изучения литературного направления с помощью интеграции литературы с другими видами искусства.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования на уроках литературы в школе, при изучении «Методики обучения литературе» в вузе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет, задачи, характеризуются методическая новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Интеграция как методологическое явление» рассмотрено понятие «интеграция», «интегрированный урок». Обозначены различия между интеграций и межпредметными связями. Также рассмотрен
культурологический подход к изучению литературы.
Вторая глава - «Интегрированные уроки по изучению литературы в контексте культуры» посвящена разработке технологических карт уроков по классицизму, сентиментализму, романтизму, реализму, в основе которых лежит интегрированный подход к изучению литературы.
В заключении приводятся итоги проведенного исследования.
Список литературы содержит шестьдесят семь наименований

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, следует сказать, что в ходе проделанной нами работы были достигнуты поставленные задачи:
1. Были рассмотрены основные литературные направления, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
2. Нам удалось выявить связи данных направлений с различными видами искусства: музыкой, живописью, архитектурой, скульптурой.
3. Определили основные способы интеграции искусств как путь к изучению литературного направления.
4. Составили комплекс интегрированных уроков литературы по изучению литературных направлений.
5. А также выявили эффективность применения подобных уроков в курсе изучения литературы.
На сегодняшний день в развитии методики обучения литературе отводится большое внимание к применению технологи интеграции, как к способу изучения литературных направлений. Поэтому можно сказать, что перспектива данного исследования состоит в том, чтобы в дальнейшем продолжить разработку системы интегрированных уроков и успешно использовать уже созданные уроки.
Интеграция на уроках литературы просто необходима и обязательна, и информационно-коммуникационные технологии играют в этом очень важную роль. Тем не менее, следует сохранять «золотую середину» и использовать наглядность в разумных целях. Для этого необходимы не только технические знания, но и знания истории живописи, музыки, архитектуры.
И в заключении хотелось бы сказать, что знание искусства является профессиональной обязанностью учителя. Понять творчество любого писателя, поэта без предметов искусства невозможно, равно как и само искусство без литературы.



1. Асимов, М.С. Современные тенденции наук [Текст] / М.С. Асимов, А. Турсунов // Вопросы философии. - 1981. - №3. - С. 57-69.
2. Багновская, Н. М. Культурология [Текст]: учебное пособие / Н.М. Багновская. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 170с.
3. Балахметов, К.Ж. Школа на пути обновления [Текст]: учебное пособие / К.Ж. Балахметов. - А.: Казахстан, 1985. - 138с.
4. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе [Текст] / Л.Н. Бахарева // Нач. школа. - 1991. - №8. - С. 48-51.
5. Боярчук, В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Боярчук. - Вологда: Арника, 1988. - 202с.
6. Веселовский, А.Н. Западное влияние в новой русской литературе [Текст]: учебное пособие / А.Н. Веселовский. - М.: Тип. И.Н. Кушнерева и К., 1986. - 264с.
7. Галахов, А.Д. История русской словесности, древней и новой [Текст]: учебное пособие / А.Д. Галахов. - Санкт-Петербург: Тип. Гл. упр. воен.-учеб. заведений, 1880. - 613с.
8. Грабарь, И. Э. Ранний Александровский классицизм и его французские источники [Текст]: учебное пособие / И.Э. Грабарь. - М.: Дрофа, 2010. - 240с.
9. Грищенко, Н.В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам [Текст] / Н.В. Грищенко // Начальная школа. - 1995. - №11. -С. 21-28.
10. Груздева, Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). Гуманистический потенциал естественнонаучного образования [Текст] / Н.В. Груздева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 1996. - №14. - С. 70-80.
11. Гуревич, С.А. Организация чтения учащихся старших классов
[Текст]: учебное пособие / С.А. Гуревич. - М.: Просвещение, 1984. - 206с.
12. Данилюк, А.Я. Учебный предмет как интегрированная система [Текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 24-28.
13. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов [Текст] / Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов // Советская педагогика. - 1987. - №9. - С.42-47.
14. Доманский, В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе [Текст]: учебное пособие / В.А. Доманский. - М.: Флинта, 2015. - 346с.
15. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст]: учебное пособие / И.Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2009. - 178с.
16. Ильенко, Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах [Текст] / Л.П. Ильенко // Нач. школа. - 1988. - №9. - С.31-38.
17. Казначеев, С.М. Проблема нового реализма: регенерация метода [Текст] / С.М. Казначеев // Филологические науки. - 2008. - №1. - С.24-34.
18. Карамзин, Н.М. Бедная Лиза [Текст]: художественная литература / Н.М. Карамзин. - М.: Правда, 1980. - 20с.
19. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы [Текст]: учебное пособие / М.Г. Качурин. - М.: Просвещение,1988. - 230с.
20. Козлова, Н. П. Ранний европейский классицизм [Текст]: учебное пособие / Н.П. Козлова. - М.: Наука, 2004. - 300с.
21. Коложвари, И. Как организовать интегрированный урок [Текст] / И. Коложвари, Л. Сеченникова // Народное образование. - 1996. - №1. -С.87-89.
22. Колягин, Ю.М. Интеграция школьного обучения [Текст] / Ю.М. Колягин, О.Л. Алексеенко // Нач. школа. -1990. - №9. - С.28.
23. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст]: учебное пособие / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - 447с.
24. Коровина, В.Я. Линия УМК по литературе для 5-9 классов [Текст]: учебное пособие / В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. - М.: Просвещение, 2015. - 288с.
25. Коровина, В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса [Текст]: учебное пособие / В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. - М.: Просвещение, 2014. - 358с.
26. Коровина, В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса [Текст]: учебное пособие / В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. - М.: Просвещение, 2014. - 358с.
27. Кравченко, А.И. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2001. - 420с.
28. Крупчанова, Л. М. Введение в литературоведение [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.М. Крупчанова. - М.: ОНИКС, 2007. - 210с.
29. Кузнецова, Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции [Текст]: монография / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. - СПб.: Образование, 1998. - 47с.
30. Куденко, Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки [Текст] / Н.И. Куденко // Нач. школа. - 1995. - №1. - С. 13-15.
31. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы [Текст]: монография / Н.И. Кудряшев. - М.: Просвещение, 1981. - 60с.
32. Курдюмова, Т.Ф. Тургенев в школе [Текст]: монография / Т.Ф. Курдюмова. - М.: Просвещение,1981. - 70с.
33. Леонов, С.А. Литература. Интегрированные уроки 8-9 классы [Текст]: пособие для учителя / С.А. Леонов. - М.: Дрофа, 2003. - 180с.
34. Ломоносов, М.В. Российская грамматика [Текст]: художественная литература / М.В. Ломоносов. - М.: Художественная литература, 1982. - 213с.
35. Лялина, В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств развития интереса к учебным предметам [Текст] / В.Н. Лялина // Нач. школа. - 1995. - №11. - С. 21-25.
36. Макогоненко, Г.П. Пути литературы века [Текст]: учебное пособие / Г.П. Макогоненко. - Л.: Просвещение, 2001. - 314с.
37. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебном процессе, его совершенствование [Текст]: монография / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1984. - 155с.
38. Мамонтов, С.П. Основы культурологии [Текст]: учебное пособие / С.П. Мамонтов. - М.: Олимп, 1999. - 304с.
39. Мещеряков, В.П. Основы литературоведения [Текст]: учебное пособие / В.П. Мещеряков. - М.: Московский лицей, 2000. - 243с.
40. Монахова, Г.А. Образование как рабочее поле интеграции [Текст] / Г.А. Монахова // Педагогика. - 1997. - №5. - С. 52-55.
41. Моисеева, Г.Н. Ломоносов и древнерусская литература [Текст]: монография / Г.Н. Моисеева. - Л.: Наука, 1971. - 68с.
42. Мокульский, С.С. Формирование классицизма [Текст]: учебное пособие / С.С. Мокульский. - М.: Издательство Московского университета, 1967. - 472с.
43. Найдорф, М.И. Введение в теорию культуры. Историко-культурный процесс [Текст]: учебное пособие / М.И. Найдорф. - Одесса:Друк, 2005. - 192 с.
44. Найдорф, М.И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии [Текст]: учебное пособие / М.И. Найдорф. - Одесса: Друк,2005. - 192с.
45. Николаев, П.А. Библиографический словарь. Русские писатели [Текст]: словарь / П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990. - 398с.
46. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]: энциклопедия / А.Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак»,2001. -863 c.
47. Неусыпова, Н.М. Работа над языковыми понятиями на интегрированном уроке [Текст]: учебное пособие / Н.М. Неусыпова. - М.:Дрофа, 1981. - 191с.
48. Обломиевский, Д.Д. Французский классицизм [Текст]:
монография / Д.Д. Обломиевский. - М.: Наука, 2000. - 52с.
49. Орлов, П.А. История русской литературы XVIII века [Текст]: учебное пособие для университетов / П.А. Орлов. - М.: Высшая школа, 1991.- 170с.
50. Подольский, Ю.Г. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов [Текст] / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина- Ветринского. - М.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1999. - 524с.
51. Полевой, В.И. Искусство XIX века [Текст]: учебное пособие / В.И. Полевой. - М.: Просвещение, 1991. - 298с.
52. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы [Текст]: учебное пособие / Г.Н. Поспелов. - М.: Просвещение, 1972. - 230с.
53. Прессман, Л.П. Кабинет литературы [Текст]: пособие для учителя / Л.П. Прессман. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
54. Пумпянский, Л.В. Очерки по литературе первой половины XVIII века [Текст]: книга / Л.В. Пумпянский. - М.: Энциклопедия, 2007. - 118с.
55. Пыпина, А.Н. История русской литературы [Текст]: учебное пособие / А.Н. Пыпина. - М.:Дрофа, 2000. - 312с.
56. Ревякин, А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина [Текст]: учебное пособие / А.И. Ревякин. - М.: Просвещение, 2009.- 405с.
57. Сигаева, Ю.А. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроке [Текст] / Ю. А. Сигаева // Литература в школе. - 2010. - №1. - С. 45-46.
58. Сиповский, В.В. Н.М. Карамзин, автор «Писем русского
путешественника» [Текст]: монография / В.В. Сиповский. - Санкт- Петербург: Наука, 2008. - 89с.
59. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст]: учебное пособие / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с
60. Старкова, З.С. Содружество искусств на уроках литературы [Текст]: пособие для учителя / З.С. Старкова. - М.: Просвещение, 1988. - 160с.
61. Сорокин, С.В. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]: монография / С.В. Сорокин. - Тула: Ясная поляна, 2009. - 190 с.
62. Суравегина, И.Т. Интеграция разных областей знания как проблема общего среднего экологического образования [Текст] / И.Т. Суравегина // Проблемы интеграции в естественно научном образовании. -1994. - №11. - С. 44-46.
63. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: учебное пособие / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение,1981. - 300с.
64. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов [Текст]: словарь / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение,1974. - 642с.
65. Ткачев, В.Н. История архитектуры [Текст]: книга / В.Н. Ткачев. - М.: Высшая школа, 2014. - 278с.
66. Федорец, Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения [Текст]: монография / Г.Ф. Федорец. - Л.: РГПУ, 1989. - 94 с.
67. Шишлянникова, Н.П. Интеграция искусств на уроках [Текст] / Н.П. Шишлянникова // Нач. школа. - 1999. - № 10. - С.25-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ