Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЛАНХОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА» В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 1780-1870-Х ГОДОВ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №32770

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Глава I. Становление русской «Меланхолической школы». Первый этап
развития 7
1.1. Теория меланхолии и историко-литературный контекст первого этапа
«Меланхолической школы 7
1.2. Поэты первого этапа русской «Меланхолической школы» 12
2. Глава II. Поэзия Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева - эпицентр первого
этапа «Меланхолической школы» 16
2.1. Н.М. Карамзин и «Меланхолическая школа» 16
2.2. Меланхолическая поэтика в лирике Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева: 33
сходства и различия
3. Глава III. 3 этап развития русской «Меланхолической школы» 40
3.1. Я.П. Полонский и А.Н. Апухтин как представители второго этапа 40
«Меланхолической школы» в России: мотивы, образы, типология
3.2. Мотивы «Меланхолической школы» в медитативной лирике Я.П. 44
Полонского и А.Н. Апухтина
3.3. С.Я. Надсон и «Меланхолическая школа» 63
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 76


В человеческом обществе и культуре, переживающих в различные эпохи психологический кризис, особо актуальной становится проблема меланхолии как психологического явления. Люди, подверженные меланхолическим переживаниям, пытаются «излечиться», посещая психологов, участвуя в специальных аутотренингах. Однако не стоит забывать, что меланхолия не только «болезнь», но и лекарство души, её «аутотренинг», на котором она способна наоборот излечить от печали. Для более точного определения проблемы меланхолии необходимо учитывать, что колыбелью этого явления в России стала именно интересующая нас в данной работе «Меланхолическая школа», сложившаяся в конце XVIII века и во многом повлиявшая на творчество как поэтов-сентименталистов, так и последующих писателей. Все эти факторы - доказательства актуальности избранной темы.
Кроме того, явление меланхолии - один из ярких примеров междисциплинарных предметов научного исследования, на стыке словесности, филологии, психологии, истории и философии.
Предметом нашего исследования выступают процессы возникновения и развития «Меланхолической школы» в русской поэзии от конца XVIII века до второй половины XIX столетия.
Объектом изучения становятся типологические особенности явления «Меланхолической школы» этого времени на мотивно-тематическом и жанровом уровне.
Материалом анализа послужили стихотворения как поэтов- основателей меланхолической традиции, Николая Михайловича Карамзина и Ивана Ивановича Дмитриева, так и наиболее характерных
представителей «Меланхолической школы» второй половины XIX века - Якова Петровича Полонского и Алексея Николаевича Апухтина. При необходимости нами привлекается и более обширный контекст, обусловленный меланхолическими мотивами в русской философской лирике от В.А. Жуковского до С.Я. Надсона
Русская «Меланхолическая школа» - довольно камерное явление, возникшее в русле литературы сентименталистско -предромантического периода и просуществовавшая вплоть до второй половины XIX века. В её основе лежит, как уже следует из названия, явление меланхолии, которое существует в литературе в двух ипостасях: есть «светлая» меланхолия и меланхолия «тёмная», иначе их называют «идиллической» и «кладбищенской», соответственно. «Идиллическая» меланхолия тяготеет к сентименталистской эстетике, а «кладбищенская» меланхолия предвосхищает и питает затем романтическое направление в литературе. Явление меланхолии двойственно по своей природе, оно представляет собой не только некое психологическое заболевание, но и пути исцеления от него, некий «контрдепрессант» (по определению меланхолии Юлией Кристевой) [Кристева 2016: 58].
«Меланхолическая школа» зарождалась в переходное время (сентименталитско-предромантический период), и наиболее активно она выражает себя именно в такие сложные эпохи. На данный момент «Меланхолическая школа» проживает 3 этапа:
1) Конец XVIII - начало XIX века, наиболее яркими представителями «Меланхолической школы» в это время стали Н.М. Карамзин и И.И. Дмитриев.
2) Вторая половина XIX века, время, когда закатилась лермонтовская звезда, эпоха Я.П. Полонского и А.Н. Апухтина. Стоит отметить, что на
этом этапе «Меланхолическая школа» начинает уходить в массовую литературу, свидетельством чему может послужить С.Я. Надсон
3) 1990-2010-е годы,
Отметим, что мы говорим именно о «Меланхолической школе», поскольку целый ряд типологических черт этого в интересующем нас явлении - налицо. Школа в литературоведении - объединение литераторов на основе схожих художественных принципов. Принадлежащими к одной школе обычно признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности (тематики, стиля) (см. подробнее: [Крупчанов 2005].
В современном литературоведении уже неплохо изучены приметы меланхолии у В.А. Жуковского (И.Ю. Виницкий, А.Г. Садовников), авторов Серебряного века (М.П. Сергеев, В.С. Гордова, Л.В. Гармаш, О.В. Хитальский)
Вместе с тем, все еще немало «белых пятен» в вопросах исследования меланхолического направления в русском сентиментализме и позднем романтизме. Нередко изучение сводится только к локальным жанровым моделям: посвящение (Н.Д. Кочеткова), элегии (В.Э. Вацуро).
Новизна нашей работы заключается в попытке целостного изучения идеологии меланхолии и её становления в отечественной литературной культуре периода расцвета сентиментализма и зрелого, а также позднего романтизма, что связано с нашим стремлением сопоставить эволюцию меланхолических мотивов в наследии различных представителей «Меланхолической школы».
Цель нашей работы - исследовать генезис и эволюцию русской «Меланхолической школы» 1780-1870 гг. в её идеях, образах и мотивах с привлечением лирики поэтов данного периода.
1. рассмотреть в обзоре историю возникновения «меланхолического направления» в Европе и России;
2. исследовать, с привлечением ряда менее известных посланий и элегий поэта, специфику восприятия Меланхолии в стихотворных произведениях Н.М. Карамзина и сопоставить её с особенностями восприятия Меланхолии И.И. Дмитриевым
3. проанализировать в сопоставлении какие традиции и на каких уровнях поэтики наследуют от «меланхолического направления» в мировой литературе Я.П. Полонский и А.Н. Апухтин;
4. выявить общие типологические особенности и тематические стратегии «Меланхолической школы» на изученном материале, при необходимости привлекая предшествующий и последующий контексты.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы:
В первой главе работы рассматривается теория меланхолии и историко-литературный контекст вокруг первого этапа «Меланхолической школы»
Вторая смысловая часть исследования посвящена изучению меланхолических мотивов в лирике Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева
Третья глава освещает развитие и типологию второго этапа русской «Меланхолической школы» (на примере А.Н. Апухтина и Я.П. Полонского) и перспективы её развития
Методы исследования:
1) историко-типологический - мы рассматриваем творчество каждого из интересующих нас поэтов в контексте эпохи и жанрово-тематической типологии «Меланхолической школы»;
2) сравнительно-типологический - нами сравнивается творчество поэтов и их открытия в «Меланхолической школе» в свете диалога различных культур через явление меланхолии;
3) психологический - он помогает изучить творчество поэтов, опираясь не только на существующую литературную и литературоведческую традицию, но и на их психологический облик.
4) историко-функциональный - нас интересует общественно-культурный контекст вокруг явления «Меланхолической школы»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование, проводившееся в течение ряда лет, даёт
основание подвести некоторые итоги.
«Меланхолическая школа», возникшая в России в конце XVIII века,
органично вошла в литературу последующего столетия. Наиболее ярко она
проявляла себя в сложные переходные периоды истории, что кажется
вполне закономерным: общество, находящееся в «подвешенном»
состоянии, погружается в меланхолию, которую в своём творчестве и
транслируют поэты.
Меланхолия, ключевое для нашей работы понятие, определяется
нами как психологическое состояние не столько печальное, сколько
светлое возвышенное, мы признаём в ней не только заболевание, но и
попытку исцеления от депрессии, некий «контрдепрессант» (по
определению Юлии Кристевой). Мы также разводим понятия меланхолии
и депрессии на основании того, что меланхолия провоцирует человека на
рефлексию и творчество.
Кроме того, важным при изучении данного явления представляется
эстетизация смерти, свойственная людям, подверженным
меланхолическим переживаниям.
Прослеживая эволюцию «Меланхолической школы», мы пришли к
выводу, что она стала одним из векторов развития русской литературы от
сентиментализма к символизму. В сентиментализме, ставшем колыбелью
русской «Меланхолической школы» ещё оставался отстранённый взгляд на
явление меланхолии и дидактизм. В романтизме «Меланхолическая
школа» начала погружаться вглубь человеческой психологии, отыскивать
в неё самые потаённые уголки, концентрироваться на более сложных
психологических переживаниях Предсимволизм попытался выйти на
Меланхолию как особое миропонимание.74
В развитии русской «Меланхолической школы» мы выделили 3
основных этапа:
1) Первый этап – период становления школы. Здесь стоит выделить
А.И. Тургенева, В.А. Жуковского, М.В. Милонова, А.И. Мещевского.
Своего пика «Меланхолическая школа» на данном этапе достигла в
творчестве
Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева – поэтов, наиболее подверженных
меланхолическим переживаниям и активно выражающих это в своих
произведениях. Оба поэта, выбранные нами для анализа, развивают схожие
мотивы, однако реализуют их в разном ключе: Н.М. Карамзин трепетно и
серьёзно подходит к меланхолическим размышлениям, в то время как
И.И. Дмитриев может позволить себе некоторые ироничные замечания
относительно данного явления. Они также по-разному раскрывают одни и
те же мотивы, что наиболее заметно при рассмотрении мотива разлуки в
творчестве обоих писателей.
Уже на этом этапе обозначились меланхолические мотивы,
актуальные для всей последующей «Меланхолической школы»:
Мотив смерти как
Покоя
Мотив разлуки Мотив радостной
печали
Смерть начала
восприниматься как
явление не столько
трагичное, сколько
приносящие человеку
гармонию и Покой.
Данный мотив стал
крайне актуальным в
силу органической
Разлука с друзьями или
возлюбленной
зачастую подталкивала
героя-меланхолика к
мыслям о смерти как
спасении -
возможности
избавиться от
страданий или
Смерть у писателеймеланхоликов не
только теряла
трагическое значение.
Она также
окрашивалась в
«солнечные» тона,
представлялась как
нечто радостное и75
взаимосвязи с
религиозным
сознанием, крайне
актуальным для
общество XVIII – XIX
веков.
воссоединиться с теми,
с кем его уже
разлучила смерть.
весёлое.
Так, например,
описание могилы
сопровождалось
эпитетами «нежные
птички», «светлый
воздух».
На данном этапе гораздо более актуальна светлая меланхолия, что
можно связать с влиянием религиозного сознания. К мрачной меланхолии
поэты прибегают крайне редко, чаще всего в мрачных тонах описывается
мотив смерти как Покоя, генетически более близкий к Светлой
меланхолии.
2) Второй этап в развитии «Меланхолической школы» наступил,
минуя почти всю первую половину и середину XIX века, хотя, безусловно,
и в это время в литературе присутствовали меланхолические переживания.
Однако творчество писателей Золотого века (например, М.Ю. Лермонтова,
крайне склонного к меланхолии) слишком многомерно, чтобы
рассматривать его в русле исключительно «Меланхолической школы».
Вторая же половина века в силу своей сложной переходной природы
(отмена крепостного права, а затем период реакции) стала крайне76
плодотворной почвой для развития «Меланхолической школы». Поэты
данного периода развивали меланхолические мотивы, заданные ещё в
XVIII веке. Как и на первом этапе активно развивались обе ветви
«Меланхолической школы»: мрачная кладбищенская и светлая
идиллическая.
Поэты, которых мы выбрали для анализа, как раз представляют
каждую из них: Я.П. Полонский очевидно придерживается поэтики
светлой меланхолии, в то время как А.Н. Апухтин более склонен к
мрачной кладбищенской, что во многом связано с мировоззрением поэтов:
Я.П. Полонский был глубоко религиозным человеком и поэтому
преломлял меланхолические переживания через религиозное сознание. В
то же время А.Н. Апухтин, не проявляющий своей религиозности, по
мироощущению наиболее близкие М.Ю. Лермонтову, во многом отдавал
дань романтическое традиции, для которой крайне актуальна именно
мрачная меланхолия.
Стоит также отметить разницу в истоках меланхолических
переживаний обоих поэтов: Полонский пришёл к меланхолии после
череды жизненных трагедий (смерти первой жены в родах и, спустя
недолгое время, смерти первенца-сына), в то время как А.Н. Апухтин
обратился к меланхолическим мотивам задолго до серьёзных жизненных
испытаний (смерти матери, тяжёлой прогрессирующей болезни), которые
лишь закрепили уже имеющийся меланхолический пафос.
Обе меланхолические ветви (мрачная и светлая) сходятся воедино в
Категории Покоя, которая решается и в светлой, и в тёмной поэтике77
Мы завершили анализ второго этапа развития «Меланхолической
школы» рассмотрением меланхолической лирики С.Я. Надсона. Это
связано с тем, что именно его творчество максимально полно вобрало в
себя меланхолические мотивы. Кроме того, он стал предтечей
наступающего Серебряного века, что немаловажно, ведь это расширяет
границы влияния «Меланхолической школы». В лирике С.Я. Надсона
доминирует мрачная кладбищенская меланхолия, хотя он, как и его
предшественники, также выходит на категорию Покоя78
3) Третий этап развития «Меланхолической школы» (1900 – 2010-е
годы) становится перспективой нашей дальнейшей работы. Этот период
интересен тем, что меланхолические традиции уходят в массовую
литературу и становятся там необычайно активны. Рэп-поэзия, популярная
в последнее время, склонна к воспроизведению меланхолических мотивов,
многие авторы, ведущие интернет-страницы и выкладывающие свою
стихотворения в сеть Интернет, также обращаются к традициям русской
«Меланхолической школы».
Наша работа прошла апробацию на внутривузовых конференциях:
1) Итоговая научно-образовательной студенческая конференция 2017 года.
Тема доклада: Н.М. Карамзин и «Меланхолическая школа»
2) Итоговой научно-образовательная студенческая конференция 2018 года.
Тема доклада: «Меланхолическая школа в творчестве Я.П. Полонского и
А.Н. Апухтина»
3) Итоговая научно-образовательная студенческая конференция. Тема
доклада: «Становление русской меланхолической школы: европейские
традиции и национальное своеобразие (на примере лирики Н.М.
Карамзина и И.И. Дмитриева)».
4) «Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского
(Приволжского) Федерального Университета».


Апухтин А.Н. Ночи бессонные. Стихотворения/ А.Н. Апухтин. –
М.:НексМедиа, М.: ИД Комсомольская правда, 2013. – 238с.
2) Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В двадцати томах
/ Ред. коллегия: И. А. Айзикова, Э. М. Жилякова, Ф. Е. Канунова, О. Б.
Лебедева, И. А. Поплавская, H. Е. Разумова, Н. Б. Реморова, Н. В.
Серебренников, А. С. Янушкевич (гл. редактор). — Т. 1. Стихотворения
1797—1814 гг. / Ред. О. Б. Лебедева и А. С. Янушкевич. — М.: «Языки
русской культуры», 1999. — 760 с.
3) Карамзин Н.М. Письма русского путешественника/ Н.М. Карамзин. –
М.: Правда, 1980. – 608 с.
4) Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений/ Н.М. Карамзин. - Л.:
Сов. писатель, 1966. – 409 с.
5) М.В.Милонов и поэты его кружка // Поэты 1790-1810-х годов //
В.М.Жирмунский, И.В.Абашидзе, Н.П.Бажан. - Л.: Советский писатель,
1971. - С. 511-554.
6) Мещевский А.И. // Поэты 1790-1810-х годов // В.М.Жирмунский,
И.В.Абашидзе, Н.П.Бажан. - Л.: Советский писатель, 1971. - С. 703-717.
7) Надсон С.Я. Полное собрание стихотворений/ С.Я. Надсон. – СПб.:
Академический проспект, 2001. – 481 с.
8) Полонский Я.П. Дневниковые записи. Копия, сделанная рукой
Ж.А.Полонской. 1856 – 1860 гг. – РГАЛИ. – Ф. 403, оп. 2, ед. хр. 7. – 136 л
9). Полонский Я.П. Полное собрание стихотворений/ Я.П. Полонский. —
СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1896. — 262 с.
10) Полонский Я.П. Стихотворения. Поэмы/ Я.П. Полонский. – М.: Правда,
1986. – 478 с.82
II. Научно-теоретическая литература
11) Бекметов Р.Ф. Русская литература 1830-60-х годов в зеркале восточных
(буддийских и даосских) традиций: Дисс… д.филол.наук. / Р.Ф. Бекметов;
Казан. гос. ун-т. – Казань, 2019. – 411 с.
12) Виницкий И.Ю. Русская «меланхолическая школа» конца XVIII –
начала XIX веков и В.А, Жуковский: Дис…канд.филол.наук. /
И.Ю.Виницкий; Московск.гос.пед.ун-т. – М., 1995. – 258 с.
13) Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа»/ В.Э.
Вацуро. – СПб.: Наука, 1994. – 234 с.
14) Гармаш Л.В. Танатологические мотивы в романах русских
символистов (Ф. Сологуб, В.Я. Брюсов, А. Белый) / Л.В. Гармаш –
Харьков: Харьковский национальный педагогический университет, 2015. –
340 с.
15) Кристева Ю. Чёрное солнце. Депрессия и меланхолия / Ю.Кристева –
М.: Когито-центр, 2016. – 276 с.
16) Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII
века/ Л.И. Кулакова – Л.: Просвещение, 1968. – 344 с.
17) Пашкуров А.Н. Языковая картина мира в суггестивной элегии русского
предромантизма: поэтика Меланхолии / А.Н.Пашкуров // Русская и
сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная
научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета
(Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.
Галиуллина– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.233-235.
18) Сороцкий М.С. Метаморфозы уныния: меланхолия сплин, хандра,
ностальгия/ М.С. Сороцкий//Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н.
Толстого.2016.№1. С. 48-56
19) Черепанова М.В. Меланхолия: онтологические основания
социокультурного феномена / М.В. Черепанова // Вестник науки Сибири.
2013. №2 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melanholiya-83
ontologicheskie-osnovaniya-sotsiokulturnogo-fenomena Доступ свободный.
Дата обращения: 05.06.19
20) Юханнисон К. История меланхолии. О страхе, скуке и
чувствительности в прежние времена и теперь / Карин Юханнисон; пер. со
швед. И. Матыциной. 4-е изд. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. –
320 с.
III. Научно-критическая литература
21) Алпатова Т.А. Ситуация рубежа веков в истории текста "Писем
русского путешественника" Н.М. Карамзина / Т.А. Алпатова // Вестник
Московского Государственного областного университета – М.: Изд-во
Московского гос. обл. ун-та, 2015. – С. 72-79
22) Баранская Е.М. Поэзия и проза Я. П.Полонского 1860-1890-х годов:
автобиографический аспект / Е. М. Баранская // Наукові записки
Харківського національного педагогічного університету ім. Г. С.
Сковороди. Сер.: Літературознавство. - 2011. - Вип. 2(3). - С. 59-70.
23) Булохова М.И. Репрезентация эмоции тоска в лирике А. Н. Апухтина /
М.И. Булохова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и
социальные науки. 2017. №3 (76). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-emotsii-toska-v-lirike-a-napuhtina Доступ свободный. Дата обращения: 05.06.19
24) Вигерина Л. И. Анализ стихотворения А.Н. Апухтина «Гремела
музыка, горели ярко свечи…» (1858) / Л.И. Вигерина // Царскосельские
чтения. 2014. №XVIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analizstihotvoreniya-a-n-apuhtina-gremela-muzyka-goreli-yarko-svechi-1858 Доступ
свободный. Дата обращения: 05.06.1984
25) Галлямова Ю.Д. Карамзин и «Меланхолическая школа» / Ю.Д.
Галлямова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов
Казанского федерального университета 2017 года: сб. статей: в 6 т. –
Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 4: Институт психологии и
образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им.
Льва Толстого. – С. 164-167
26) Галлямова Ю.Д. Меланхолический мотив смерти как Покоя в лирике
Я.П. Полонского и А.Н. Апухтина/ Ю.Д. Галлямова // Итоговая научнообразовательная конференция студентов Казанского федерального
университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. – Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2018. – Т. 3: Институт психологии и образования. Институт управления,
экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной
коммуникации. Юридический факультет. – C.156
27) Гаричева Е. А. Движение к покою в лирике Я. П. Полонского / Е.А.
Гаричева // Проблемы исторической поэтики. 2008. №8. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-k-pokoyu-v-lirike-ya-p-polonskogo.
Доступ свободный. Дата обращения: 05.06.19
28) Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики/ В.А. Грехнев//Н.-Новгород:
Нижний Новгород, 1994. – 454 с.
29) Гребнева В.Е., Панкова А.В. Меланхолия как счастье от пребывания в
печали", и другие исторически изменчивые одеяния социальных чувств:
рец. на книгу: Юханнисон К. История меланхолии. О страхе, скуке и
чувствительности в прежние времена и теперь / Пер. Со швед. И.
Матыциной. М.: новое литературное обозрение, 2018. - 320 с. /В.Е.
Гребнева, А.В. Панкова // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. №3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melanholiya-kak-schastie-ot-prebyvaniyav-pechali-i-drugie-istoricheski-izmenchivye-odeyaniya-sotsialnyh-chuvstvretsenziya-na-knigu
Доступ свободный. Дата обращения: 07.06.1985
30) Елиферова М.В. Анатомия меланхолии / М.В. Елисферова // Знание.
Понимание. Умение. 2006. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/anatomiya-melanholii Доступ свободный.
Дата обращения: 09.06.19
31) Карпачёв С.П. Путеводитель по масонским тайнам/ С.П. Карпачёв. –
М.: Центр гуманитарного образования, 2003. – 381 с.
32) Колосова Н.П. Три поэта (А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н.
Апухтин) Избранное /Н.П. Колосова - М.: Моск. рабочий, 1982. - 336 с.
33) Комарда Т.Г. Карамзин и карамзинизм в литературном сознании
современников: Дис… канд.филол.наук. / Т.Г. Комарда. МГУ им. М.В.
Ломоносова. - М., 2001. - 206 с.
34) Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и
художественных контекстах / В.А. Котельников // Русская литература. –
1994. – № 1. – С. 3–41.
35) Курилов А.С. Поэзия Карамзина и литературные процессы в России
конца XVIII - начала XIX в / А.С. Курилов // Литературоведческий
журнал. 2017. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poeziya-karamzinai-literaturnye-protsessy-v-rossii-kontsa-xviii-nachala-xix-v Доступ свободный.
Дата обращения: 09.06.19
36) Мирошникова О.В. Символика звука и света как основа
архитектонической цельности лирической книги Я. П. Полонского
«Вечерний звон» /О.В. Мирошникова// Филологический класс. 2005. №13
С.45-50.
37) Мишина Т. Ю. Лермонтовские мотивы в лирике С. Я. Надсона / Т.Ю.
Мишина // Вестник БГУ. 2013. №2.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/lermontovskie-motivy-v-lirike-s-yanadsona Доступ свободный. Дата обращения: 09.06.19
38) Морозова С.Н., Щеблыкин И.П. Критики и писатели о творчестве Я.
Полонского /С.Н.Морозова, И.П. Щеблыкин // Вестник ЧГУ. 2010. №1.86
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kritiki-i-pisateli-o-tvorchestve-yapolonskogo
39) Новополин Г.С. [Г.С. Нейфельд.] В сумерках литературы и жизни. В
восьмидесятых годах (1881—1895 гг.). 2-е изд., испр. и доп. /Г.С.
Новополин. - СПб.: Изд-во «Вестника знания» (В.В. Битнера), 1914. С. 12.
Доступ свободный. Дата обращения: 09.06.19

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ