Введение 3
1. Теоретические основы акцизного налогообложения 6
1.1. Экономическая сущность акцизов 6
1.2. История возникновения и развития акцизов в России 17
1.3. Механизм исчисления и уплаты акцизов в России 29
2. Анализ действующей практики акцизного налогообложения в Российской
Федерации 39
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по акцизам в
Российской Федерации 39
2.2. Акцизы в системе доходы бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации 49
3. Совершенствование акцизного налогообложения в Российской Федерации 60
3.1. Мировой опыт акцизного налогообложения и возможности его использования
в условиях Российской Федерации 60
3.2. Совершенствование акцизной политики в Российской Федерации 68
Заключение 82
Список использованных источников 88
В современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики. Каждый налог должен иметь при этом свое функциональное назначение и отличие от других налогов в зависимости от целевых установок, способов исчисления и взимания, воздействия на экономику. Важным элементом данного процесса выступает акциз, являющийся косвенным федеральным налогом. В этой связи, целесообразно исследовать формы его конкретной реализации и практически-прикладную актуальность. Ни одна из проблем трансформации налогообложения России в экономику рыночного типа не является столь сложной и запутанной, как проблема акцизных отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и хозяйственных субъектов. Отсутствие в стране собственного опыта в этой области и необходимость формировать акцизную систему с нуля привели к тому, что она создавалась методом проб и ошибок, часто путем перенесения некоторых черт современных западных акцизных систем без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национального хозяйства. Поэтому выбор модели развития государственной акцизной системы требует научно-обоснованных методологических и практических подходов.
Акциз является федеральным косвенным налогом на товары преимущественно массового потребления. Включается в цену товара и оплачивается потребителем. Применяется на основании главы 22 «Акцизы» Налогового Кодекса Российской Федерации. Важная роль акцизов как элементов налоговой системы и как источников доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. Ведь преимущественно именно в рамках налогового контроля ежедневно происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Это, естественно, вызывает повышенное внимание к изучению возможностей совершенствования налогового контроля, в том числе и за уплатой акцизов.
Важность и весомость функций, которые выполняют акцизы, спорные вопросы, возникающие при исчислении и уплате акцизов, особый механизм исчисления, порядок предоставления вычетов определяют актуальность тематики, изложенной в данной выпускной квалификационной работе.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов налогообложения в Российской Федерации в части акцизов на отдельные виды товаров и исследование роли и места данного налога в налоговой системе РФ.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность акцизов;
- изучить историю возникновения и развития акцизов в Российской Федерации;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты акцизов в Российской Федерации;
- проанализировать формирование налоговой базы и структуры начислений по акцизам в Российской Федерации;
- провести анализ поступления акцизов в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- изучить мировой опыт акцизного налогообложения и определить возможности его использования в условиях Российской Федерации;
- рассмотреть пути совершенствования акцизов в Российской Федерации.
Информационная база исследования сформирована на основе законодательных актов Российской Федерации, программных документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, официальных данных и аналитических материалов Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики, монографических и периодических изданий в области налогообложения и налогового контроля, материалов научных конференций.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Акцизы являются налогами на потребительную стоимость вещи и ее качество. Он общественен по своей природе. Поэтому акциз реализует свое общественное бытие в целевой форме определения его количественных параметров через стоимостную форму товара и социальную направленность использования акцизных доходов. Такова его внутренняя экономическая природа, обусловленная каузальностью и имманентностью глубинных связей между полезностью товара и услуги, ее стоимостью и потребностью.
В первой главе работы нами были рассмотрены теоретические основы акцизного налогообложения и выявлена сущность акцизов. Так, акцизы относятся к одной из первоначальных форм косвенного налогообложения. Им облагаются товары и услуги, обладающие способностью удовлетворять специфические потребности индивида. В силу этого обстоятельства перечень подакцизной продукции ограничен, и генезис акциза взаимосвязан с полезностью и качеством блага. Являясь налогом на социально-вредные, но потребляемые товары, акцизные доходы используются в направлении не только создания экономических условий для сокращения потребления подакцизных товаров, но и в направлении стимулирования научных поисков в процессе производства таких благ, которые снижали бы трансакционные и социальные издержки общества и индивида в процессе потребительского выбора в пользу подакцизного товара. Такой подход соответствует внутреннему содержанию акциза как налога на специфическую потребительную стоимость товара и услуги.
Изучение исторического развития акцизов позволил выделить два этапа в становлении налоговой системы современной России. Первый этап - до введения в действие Налогового кодекса - характеризуется принятием множества нормативных документов, регулирующих налоговые правоотношения, что объяснялось нестабильной экономической ситуацией в стране и отсутствием опыта налогового администрирования. Кроме того, необходимость преодоления дефицита бюджета вынуждала правительство изыскивать новые источники его пополнения. Одним из наиболее простых и эффективных решений данной проблемы, как известно, является взимание косвенных налогов, что и объясняет принятие в этот период сотен нормативных документов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость. Нельзя исключить и субъективные причины столь частого изменения законодательства о таможне, акцизах и НДС, в частности, лоббирование своих интересов различными финансово-промышленными группами. Второй этап становления современной российской налоговой системы начался с введением в действие Налогового кодекса РФ, который до определенной степени унифицировал и упорядочил правоотношения в области акцизного налогообложения.
На сегодняшний день порядок исчисления и уплаты акцизов регулируются главой 22 НК РФ, которой определены объект налогообложения, ставки акцизов, порядок расчета суммы акциза. Налогоплательщики вправе уменьшить сумму исчисленного акциза в определенных НК РФ ситуациях на величину налоговых вычетов. Однако непостоянство законодательной базы, регулярный пересмотр ставок акцизов вызывает трудности при исчислении суммы акциза, определении налоговой баз и применение налоговых вычетов. Поэтому необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операций и уплату налога в бюджет. В первую очередь, власти используют акцизы для того, чтобы стимулировать отказ от вредных привычек. Это способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни. Борьба с алкоголизмом и табакокурением позволит наиболее целенаправленно распределять расходы на здравоохранение, ограничить употребления алкоголя и табакокурения несовершеннолетними и сократить случаи вождения в нетрезвом состоянии. Однако, высокие ставки акцизов (например, акциз на крепкий алкоголь за последние пять лет вырос на 163% — с 320 рублей в 2013 году до 523 рублей в текущем 2017) ведут к росту нелегального производства алкоголя, что наносит значительный вред здоровью населения и повышает затраты на здравоохранение.
Во второй главе работы нами был проведен анализ формирования налоговой базы акцизов. В результате было выявлено, что в структуре начислений по видам налогов преобладают акцизы на алкогольную продукцию, на табачные изделия и нефтепродукты. Проведенный анализ структуры начислений в разрезе видов подакцизных товаров, показал, что в каждой группе акцизов основной рост приходится на ту или иную группу акцизов, так, в 2016 году: по акцизам на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию преобладает алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% - 168,7 млрд. руб.; в структуре начислений акцизов на пиво, основным элементом является пиво с содержанием этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6%; в структуре начислений акцизов на табачные изделия основным элементом является сигареты с фильтром, на долю которых приходится 467,2 млрд. руб.; в структуре начислений акцизов на нефтепродукты первое место принадлежит прямогонному бензину: сумма акциза составила 750 804,3 млн. руб., в структуре начислений акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт с долей 70,6%.
Анализ поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации показал, что акцизы являются одним из основных доходных источников как консолидированного бюджета РФ, так и федерального бюджета. Их совокупная доля в доходах консолидированного бюджета составляла в 2016 г. 25,1 % от общего объема поступлений, а в доходах федерального бюджета 43,3 % от общего объема. В доходах консолидированного бюджета Российской Федерации акцизы занимают пятое место (8,9%), однако по темпу роста первое место принадлежит именно этому налогу - 127,6%, тогда как рост всех налоговых доходов в 2016 г. к 2015 г. составил 105,1%. Наибольший удельный вес в доходах консолидированного бюджета по сводной группе акцизов принадлежит акцизу по табачной продукции. На втором месте находится акциз на нефтепродукты. Третье место делят акциз на пиво и алкогольную продукцию. Таким образом, бесспорна высокая бюджетообразующая и фискальная роль и акцизов в налоговой и бюджетной системе РФ.
В третьей главе работы нами были выявлены проблемы исчисления и уплаты акцизов и предложены пути их совершенствования.
Во-первых, проблемой обложения акцизами является сложность механизма исчисления и уплаты. Постоянные изменения и нововведения в гл. 22 НК РФ вызывают трудности при исчислении акцизов.
Во-вторых, проблемой, связанной с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в НК РФ пояснений того, какая алкогольная продукция является натуральной. Из-за этого возникают определенные затруднения при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников
внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.
В-третьих, проблемой является повышение акцизов на табачную продукцию, так как рост цен на табачные изделия не решит проблему пополнения бюджета, а только приведет к появлению рынка контрафактной продукции.
В-четвертых, актуальной проблемой является и проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей.
В-пятых, существует проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукции.
В-шестых, у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию.
Для решения указанных проблем предлагаем следующие пути решения.
1. Необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операции и уплату налога в бюджет. Основные резервы роста акцизов кроются не в повышении ставок, а в улучшении налогового администрирования и усилении контроля за оборотом подакцизной продукции (прежде всего алкогольной).
2. Чтобы добиться снижения потребления сигарет, необходимо существенно повышать акцизы на табак. Но акцизы на табачную продукцию должны соответствовать покупательной способности населения, тогда можно будет избежать развития теневого рынка.
3. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета страны, но изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции. Поэтому, в части акцизного обложения нефтепродуктов на перспективу в Российской Федерации, когда доходы бюджета зависят от развития нефтедобывающей отрасли, необходимо соблюдать баланс налогообложения акцизами подакцизных товаров из списка нефтепродуктов, с целью сохранения стимулов к модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
4. Для контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукции в действующий порядок внести изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.
Также в качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:
- совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);
- расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.
Совершенствование акцизного налогообложения является одной из наиболее острых тем реформирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Это связано с тем, что акцизы играют важную роль и в экономической, и в социальной сфере. Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
4. Федеральный закон от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
5. Об акцизных марках [Электронный ресурс]: Собрание законодательства от 04.09.1999, №1008, Правительства Российской Федерации (ред. от 21.12.2005, с изм. от 31.12.2005) // СЗ РФ. 21.12.2005.№1008.
6. Приказ Минфина Российской Федерации от 14.11.2006 №146 «Об
утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядков их заполнения».
7. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
8. Письмо ФНС РФ от 25.10.2011 № ЕД-4-3/17646 «О порядке исчисления и уплаты акциза производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции».
9. Письмо ФТС РФ от 13.02.2012 № 05-12/06638 «О взимании акциза в отношении дистиллята коньячного (спирта коньячного)» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
10. Агузарова Ф.С. Пути повышения акцизных поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ Налоги и налогообложение. 2014. № 3. С. 278-288.
11. Алеников А.С. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории / И.В. Шевченко, А.С. Алеников // Финансы и кредит. 2017. № 30.
12. Боровко Л.В. Развитие функционального назначения акцизов в системе формирования косвенных налогов России. Kant. 2011. № 1. С. 91-94.
13. Голик Е.Н. Налоги и косвенное налогообложение: учебное пособие. / Е.Н. Голик. - Ростов-н/Д.: ООО «Мини Тайп», 2016.
14. Голик Е.Н. Экономическая природа акцизного налога и возможности ее реализации //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. №3 С.54-59.
15. Гордеева О.В. Принципы эффективного налогового
регулирования.//Финансы.2016.№9.С. 23-29.
16. Горина Г.А. Косвенные налоги и цены: Учеб. пособие / Горина Г.А.; Моск.ун-т коммерции / Г.А.Горина. - М.: Финстатинформ , 2016.
17. Грачев М.С. Фискальная и социальная роль акцизов в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2013. № 1. С. 81-90.
18. Давыдова О.В. «Алкогольные» акцизы: читаем письма / О.В. Давыдова // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. № 5
19. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2013.
20. Звягина К.В., Кирсанова В.А. Совершенствование акцизного налогообложения как инструмента налогового регулирования. В сборнике: Культура, язык, экономика и право: знаниевые аспекты развития современного общества Материалы Международной студенческой научно¬практической конференции. Под общей редакцией А.Д. Моисеева, О.С. Шуруповой. 2016. С. 183-187.
21. Ибрагимова О.М. Пути совершенствования акцизного налогообложения в РФ. // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 5. С. 36-37.
22. Иманшапиева М.М., Ремиханова Д.А. Формирование рациональной системы акцизного налогообложения и эффективность ее развития: региональные аспекты. // Проблемы развития АПК региона. 2016. Т. 4. № 4 (28). С. 152-163.
23. Камалян А.К. Система косвенного налогообложения как механизм государственного регулирования АПК: Монография / А.К. Камалян. - Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2016. С. 56-61.
24. КобылатоваМ.Ф. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины / М.Ф. Кобылатова, Н.С. Бескоровайная, Д.О. Янаков // TerraEconomicus. 2016. Т. 10. № 2-3. С.89-93
25. Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в
Российской Федерации / Т.М. Ковалева. - М.: КноРус, 2015.
26. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-2. С.69-75
27. Лухтионова А.С. Механизм исчисления и взимания акциза, его совершенствование. Гуманитарные науки в XXI веке. 2014. № XXII. С. 64-68
28. Малис Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса.//Финансы.- 2017.№8.
29. Марискин О.И. Акцизы в системе налогообложения сельского населения России в годы НЭПА. //Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 2. С. 73-80.
30. Молодых В.А. Перспективы согласования экономических интересов субъектов налоговой системы государства / В.А. Молодых // Сегодня и завтра Российской экономики. 2014. № 64.
31. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012.
32. Налоговая политика: теория и практика: Учебное пособие/под ред. И.А. Майбурова-М.:ЮНИТИ, 2010..
33. Нестеренко А. С. Организационно-методическое обеспечение эффективного налогового контроля в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. С. Нестеренко. 2011.
34. Павленко Ю.Н. Гармонизация целей государственной налоговой политики и социальной политики (на примере косвенного налогообложения) / Ю.Н. Павленко, М.М. Левкевич // Сибирская финансовая школа. 2015. №3. С.75-79
35. Павленко Ю.А. Развитие акцизного налогообложения в Российской Федерации 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит диссерт. кандидата эк. наук. Краснодар - 2015
36. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика / В. Г. Пансков. М.: Издательство Юрайд, 2012.
37. Пансков В. Г. Об эффективности системы взимания акцизов на табачные изделия / В. Г. Пансков // Финансы. 2011. №10. С.89-95
38. Пансков В.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики / Финансы. №2. 2015.
39. Плахов А.В., Грунина Е.В. Совершенствование акцизного налогообложения в РФ. // Экономика и социум. 2015. № 2-3 (15). С. 1179-1181.
40. Погосян М.К., Кущ Е.Н. Пути повышения акцизных поступлений в бюджетную систему РФ // В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 273-276.
41. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. Пособие /Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. 2 изд., перераб. И доп. М.: Дело и Сервис, 2011.
42. Поляк Г.Б. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для бакалавров / Л. Д. Андросова [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка. - М. : Проспект, 2014.
43. Ремиханова Д.А. Вопросы развития акцизного налогообложения в регионе В сборнике: Актуальные вопросы АПК в современных условиях развития страны Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 405-415.
44. Рукина С.Н. Управление доходами региональных бюджетов / С.Н. Рукина // Финансы и кредит. 2014. № 7 .
45. Сайфиева С. Н. Налоговая нагрузка на российскую экономику. Макроэкономический анализ / С. Н. Сайфиева. - М.: ЛКИ, 2017.
46. Сокольникова Е.С. Роль акцизов в формировании доходов бюджета РФ и зарубежных стран // В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита Материалы VIII Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Е.А. Бессонова. 2016. С. 231-234.
47. Селиванов А. С. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юр. наук / А. С.
Селиванов. - Москва, 2016.
48. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В Сапрыкина, Л.Н. Семыкина. - М.: КноРус, 2016.
49. И. А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косов.Теория и история налогообложения: учебное пособие / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2014.
50. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Д.Г. Черник и др.; под ред. Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 . С.299
51. Шестакова Ю.Н. Акцизное налогообложение алкогольной продукции / Ю.Н. Шестакова // Сибирская финансовая школа. 2013. №6. С.23-28
52. Экономическая теория: учебное пособие / Под ред. Т.В. Игнатовой. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010.
53. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2015. - Режим доступа: www.minfin.ru
54. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]: Исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации. - Официальный сайт Федерального казначейства, 2017. - Режим доступа: http://roskazna.ru/
55. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - режим доступа: http://www.nalog.ru.