Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Работа №57391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
493
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков подростков в процессе досуговой деятельности юношеского объединения...6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков в подростковом
возрасте 15
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков подростков в процессе досуговой деятельности юношеского
объединения 2
2.1. Методы и методики исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 28
Вывод по 2 главе 51
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения 62


Актуальность исследования. Развитые коммуникативные навыки и умение общаться приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость. Это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных. Огромное значение в развитии коммуникативных навыков подростков играет общение со сверстниками в досуговой деятельности.
Отличительным качеством культурного досуга подростков является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера обладает способностью стимулировать процессы социализации, инкультурации и самореализации личности. Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени, когда деятельность образовательной системы, выполняющей, преимущественно, функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, более успешно обеспечивающей инкультурацию и самореализацию личности. Таким образом, тема работы является актуальной.
Степень научной разработанности. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
Проблемам формирования коммуникативных навыков детей в школьной и досуговой деятельности посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др.
Однако вопросы развития коммуникативных навыков подростков в процессе досуговой деятельности юношеского объединения исследованы недостаточно, таки образом, тема работы является актуальной.
Объектом исследования в данной работе являются коммуникативные навыки подростков, а предметом - развитие коммуникативных навыков подростков в процессе досуговой деятельности юношеского объединения.
Гипотеза исследования: культурно-досуговая деятельность играет значительную роль в развитии коммуникативных навыков подростков, так как именно в культурно-досуговой деятельности создаются условия, способствующие эффективному и свободному общению, в рамках которого развиваются коммуникативные навыки подростков.
Целью работы является изучение развития коммуникативных навыков подростков в процессе досуговой деятельности юношеского объединения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- изучить особенности развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте;
- экспериментально проверить развитие коммуникативных навыков подростков в процессе досуговой деятельности юношеского объединения.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ, синтез, обобщение;
2. Тестирование;
3. Методы статистической обработки данных.
4. Корреляционный анализ.
Методики исследования:
1. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
2. Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко;
3. «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса.
Для статистической обработки полученных данных в исследовании был использован сравнительный анализ с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы, как самостоятельно психологами, педагогами, а также в качестве теоретической базы при проведении дальнейших исследований в области изучения коммуникативной деятельности подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей общения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что:
Подростковый возраст представляет особый период в жизни человека. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Доминирующим видом деятельности становится интимно-личностное общение, близкие подруги и друзья, с которыми можно обсудить все, начиная от одежды и заканчивая межличностными отношения, приобретают большую значимость, чем родители, от которых появляются секреты. Становится важна принадлежность референтной группе, ее атрибутика.
В современном мире коммуникативные способности человека становятся важнейшей областью формирования и развития личности в любом возрастном периоде, в том числе и в подростковом. В данном возрасте важно уметь выстраивать общение подростков друг с другом, так как в ходе общения подростки учатся не только взаимодействовать, находить точки соприкосновения в решении разных проблемных вопросов, но и учиться профессионально решать эти проблемы.
Психология подросткового возраста достаточно сложна, так как именно в этот период происходит переход от детства к взрослости (поэтому нередко его еще называют переходным). Это время связано с перестройкой всех психических процессов, что, как правило, сказывается на деятельности школьника. Именно поэтому воспитание подростка требует постепенных, но решительных изменений форм взаимоотношений, а также грамотного руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Довольно часто трудности в воспитательной и учебной работе со школьником-подростком возникают из-за дефицита знаний или игнорирования закономерностей и особенностей психического развития личности в данном возрасте. Главные психологические новообразования подросткового возраста - взрослая логика мышления, чувство взрослости, формирование «Мы-концепции», эмансипация от родителей.
Главной особенностью в подростковом возрасте выступает выстраивание новых отношений со взрослыми, смена важных для них лиц, переориентация общения. Обычно, подростки, не имеющие опыт конструктивного общения в детстве со своими ровесниками, имеют такие же трудности и в дальнейшем. Им трудно выразить не только свои эмоции, но и справиться адекватно с ними. Кроме того, они не умеют грамотно передать то, что хотели в ходе общения сказать противоположной стороне. Огромное значение в развитии коммуникативных навыков подростков играет культурно-досуговая деятельность. В культурно-досуговой деятельности происходит активный процесс развития коммуникативных навыков детей, так как одна из основных целей культурно-досуговой деятельности - создание условий для неформального культурного общения детей.
По итогам исследования можно отметить, что на первом этапе исследования для подростков была характерна негативная коммуникативная установка.
В целом подростки получили балл выше общего среднего, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.
Как известно, энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера, даже в том случае, если подростки тщательно маскируют свой негативный настрой по отношению к окружающим.
Кроме этого, когда подростки заставляют себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка подростков время от времени происходит за пределами работы - в семье, в общении с приятелями или в общественных местах.
Для подростков характерна открытая жестокость в отношениях к людям, т.е они не скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные, также высок показатель завуалированной жестокости в отношениях к людям.
Для подростков эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, им свойственно доминирование негативных эмоций, также для них характерно негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций и ярко выраженное нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
В общении подростки применяли стратегии конкуренция и соперничество.
После занятий в досуговом центре подростки значительно изменили свои результаты. У них отмечается высокая коммуникативная установка. Подростки теперь умеют понимать или принимать индивидуальность других людей. У подростков нет тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я». Подростки научились скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров. У них нет склонности переделать, перевоспитать партнеров по общению. Подростки умеют прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности. Кроме этого, подростки терпимы к дискомфортным состояниям окружающих. Подростки после проведения занятий хорошо приспосабливаются к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Для подростков по-прежнему основной проблемой является неумение управлять эмоциями, дозировать их.
После проведения занятий для подростков характерно применение стратегии компромисс - решение конфликта путем взаимных уступок.
Таким образом, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи выполнены, а гипотеза нашла свое полное подтверждение.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин.- Изд. 3-е, доп. - СПб.: Питер, 2013. - 482 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. -
384 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 128 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.:
Академический проект, 2015. - 352 с.
5. Болдырев Н.И. Проблемы морального выбора в становлении личности / Н.И. Болдырев // Вопросы философии. - 2014. - № 2. - С. 13-14.
6. Ванакова Г.В. Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности как индикатора жизнестойкости // Среднее профессиональное образование. - 2014.- №6. - С.9-13.
7. Гришанова И. А., Снигирева Т. А. Особенности диагностики коммуникативных качеств личности обучающегося // Фундаментальные исследования. - 2014. - №11-6. - С.1362-1365.
8. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 1218 лет. Кросскультурное сравнение: Потсдам — Санкт-Петербург.
Коллективная монография / Под ред. А.Г. Грецова. - СПб.: СПбУ, 2013. - 322 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
10. Исенко С.П.Критика и реагирование на нее как компоненты коммуникативной компетенции личности // Концепт. - 2014. - №5. - С.21-25.
11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. - М.: Академия, 2015. - 238 с.
12. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании / Д.Б. Колесов. - М.: Педагогика, 2014. - 316 с.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. — Минск, 2012. - 352 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - Изд-е 5, с изм. и доп.- М.: Академия, 2016. - 288 с.
15. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2011. -
380 с.
16. Куницина В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПБ.: Питер, 2013. - 544 с.
17. Курцева З. И. Речевой поступок и речевой этикет // Проблемы современного образования. - 2013. - №1. - С.6-15.
18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997.- С.291-300.
19. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - С. 11
20. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - М.: Медпресс, 2001. - 428 с.
21. Методы педагогического воздействия: Методические
рекомендации / Под ред. Г.И. Щукиной. - Ярославль: Академия развития и Академия Холдинг, 2012. - 160 с.
22. Муздыбаев К. Эгоизм личности / К. Муздыбаев // Психологический журнал. - 2000. - № 2. - С. 22-27.
23. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 562 с.
24. Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. — СПб.:
Питер, 2015. - 216 с.
25. Никитин Е.П. Формирование идентичность в подростковом возрасте / Е.П. Никитин // Психологический вестник СПбУ. - 2008. - № 4. -
26. Орестова В.Р. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа / В.Р. Орестова, О.А. Карабанова // Психология и школа. - 2005. -№ 1. - С. 39-90.
27. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2013. - 344 с.
28. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. -М.: Академия, 2015. - 184 с.
29. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 552 с.
30. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 418 с.
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2015. - 390 с.
32. Райх В. Сексуальная революция / В. Райх. - СПб., М.: Университетская книга АСТ, 1997. - 352 с.
33. Реан А.А. Познание личности ребенка / А.А. Реан. - СПб.: Питер,
2014. - 660 с.
34. Реан А.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.
35. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. — М.: МГУ, 2015. - 327 с.
36. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков / И.В. Романов // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 39-47.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 418 с.
38. Соколова Е.Т. Нормальные трудности подросткового возраста // Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Педагогика, 2012. - С. 43-60.
39. Сорокина А.С. Половое влечение в подростковом возрасте //
Проблемы педагогики: Сборник (по материалам «Круглого стола-2007») / Под ред. С.В. Иванова. - Ярославль: ЯГПУ. - 2008. - С. 118-203.
40. Социология: Учебник / Под ред. Ю. Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2012.- 512 с.
41. Статистический словарь / Под ред. Королева М.А. - Изд-е 2, перер. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 623 с.
42. Томэ Х. Современный психоанализ. Т.1: Теория / Х. Томэ, Х. Кэхеле. - М.: Литера, 2011. - 576 с.
43. Философский словарь. / Под ред. И.Ф. Ильичева. - М.: Советская энциклопедия, 2015. - 842 с.
44. Фрейд З. Психология сексуальности. / З. Фрейд. - Изд. 8-е. - М.: Медпресс, 2008. - 334 с.
45. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
46. Шелест Е.А. Социально-психологические проблемы половой идентичности в подростковом возрасте / Е.А. Шелест. - СПб.: Питер-Пресс,
2008. - 284 с.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Просвещение, 2012. - 420 с.
48. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
49. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон.- СПб.: Питер, 2014. - 276 с.
50. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков //Вопросы психологии. - №3. - 1995. - С. 84-90.
51. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Изд. 3-е, доп. - М.: МГУ, 2012. - 236 с.
52. Яшина Е.Г. Психолого-педагогический практикум в школе / Е.Г. Яшина. Ярославль: Академия развития, 2013. - 170 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ