Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №81928

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие коммуникативных навыков 6
1.2. Особенности коммуникации у младших школьников 15
1.3. Возможности внеурочной деятельности, как средство развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста 23
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Организация исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Программа «Школа общения» как средство развития коммуникативных
навыков у детей младшего школьного возраст 46
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список литературы

С первых месяцев жизни человек испытывает потребность в общении с другими людьми, поэтому оно имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для его самооценки и становления ребенка как личности. Но в современном мире дети предпочитают всевозможные гаджеты, заменяя тем самым общение с родителями и со сверстниками. Поэтому одно из главных проблем на первый план выходит проблема общения.
К моменту прихода в первый класс ребенок, как правило, уже владеет целым рядом коммуникативных навыков. Но уровень развития обучающегося у каждого диаметральный и в значительной степени далек от желаемого.
Развитие коммуникативных навыков младшего школьника является актуальной проблемой, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс их социализации и развитие личности в целом. Коммуникативные навыки развиваются и совершенствуются в процессе общения.
Общение является одним из важнейших факторов формирования личности. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Давыдов, М.И Леонтьева А.Н., В.В.. Лисина, Ломова Б.Ф., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
Коммуникативные навыки играют особую роль в развитии младших школьников. Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы на сегодняшний день. Коммуникативные навыки представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждает список требований к выпускнику, среди которых одно из ключевых доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Таким образом, в области развития коммуникативной сферы детей можно констатировать следующее противоречие: между необходимостью развития коммуникативных навыков в младшем школьником возрасте и недостаточным использованием потенциала внеурочной деятельности в данном процессе.
Проблема: каковы возможности внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков младшего школьника в общеобразовательной организации?
Выделенные противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности».
Цель работы: изучение проблемы развития коммуникативных навыков младшего школьника средствами внеурочной деятельности, с целью разработки программы, направленной на развитие коммуникативных навыков.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие коммуникативных навыков.
2. Рассмотреть особенности коммуникации младшего школьника.
3. Раскрыть возможности внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников.
4. Экспериментально изучить уровень развития у младших школьников коммуникативных навыков.
5. Разработать программу внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков. 
Практическая значимость заключается в том, что разработанная нами программа по развитию коммуникативных навыков может быть использована учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
База исследования: МОУ «СОШ №2» Копейского городского округа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Осуществленное исследование позволило сделать следующие выводы.
Коммуникативные навыки являются составным элементом коммуникативной компетентности и имеет множество определений.
К основным особенностям коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста относят:
-эмоционально воспринимать партнера и сопереживать,
-насыщенное речевое взаимодействие, особенно в игровой деятельности,
-развитая образная речь,
-выражение своих ощущений и переживаний,
-общение в различных ситуациях,
-правильность построения своего поведения в определенных ситуациях,
-знание норм и правил поведения,
-навыки поведения в конфликтной ситуации.
Важными условиями формирования коммуникативных навыков младших дошкольников являются:
- постоянное и предметное общение со взрослыми и сверстниками;
- эмоционально положительное и насыщенное речевое взаимодействие;
- расширение коммуникативных умений через игровую совместную деятельность как со сверстниками, так и с родителями, где важно не только уметь говорить и понимать о чем идет речь, но и понимать своё эмоциональное состояние и состояние партнера.
Целью работы являлось: разработать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие коммуникативных навыков, опираясь на теоретически изученных особенностях организации внеурочной деятельности.
В процессе проведённого мы:
- Изучили понятие коммуникативных навыков.
- Рассмотрели особенности коммуникации младшего школьника.
- Раскрыли возможности внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников.
- Экспериментально изучили уровень развития у младших школьников коммуникативных навыков.
- Разработали программу внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков.
Следовательно, достигнута цель нашей работы, все задачи решены.



1. Алисов, Е.А. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды : учеб. пособие для магистрантов /; Е. А. Алисов. - М. : МГПУ, 2015. - 173 с. : ил., табл. - Прил.: с. 123-172.
2. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов - М.: Владос, 2003. - 208с.
3. Артемов, В.А. Детская экспериментальная психология / В.А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 с.
4. Асмолов, А.Г. Развитие коммуникативных навыков в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя Под редакцией А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 160с.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
6. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. - 1008с.
7. Горина, Е.Е. К вопросу формирования профессионально-важных качеств у будущих работников в период их обучения: результаты эмпирического исследования / Е.Е. Горина, М.А. Саулина // Социальные отношения. - 2016. - №4(19). - С.121 -129
8. Григорьева, М. В. Влияние когнитивных стилей деятельности педагогов на адаптацию учащихся к обучению в школе / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. - № 8. -С. 37-40.
9. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 569 с.
10. .Давидович, Н.Н. Коммуникативная компетентность как ценность старшеклассника / Н.Н. Давидович // Наука и школа. - 2018. - №1. - С. 119-123
11. Дьячкова, С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений / С.В. Дьячкова - 2012. - 78-83с.
12. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. ... докт. псих. наук / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1990. - 403 с.
13. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. -М. :Проспект, 2010. -559 с.
14. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л.А. Ефросинина - 2012. - 49¬57с.
15. Желтовская, Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников / Л.Я. Желтовская - 2011. - 50-57с.
16. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин // Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия: для студентов / под общей ред. В. К. Радзиховской. -М., 2003. - С. 310¬331.
17. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 104 с.
18. Зайцева, К.П. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева -
2011. - 78-83с.
19. Капарник, Б.В. Речевые умения младших школьников [Электронный ресурс] / Б.В. Капарник// Научный аспект, - 2013. - № 3. URL: http: //naj ournal .ru/
20. . Климова, О.В. Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста / О.В. Климова // Вестник ЮУрГУ. - 2008. - № 13.
21. Клубович, О.В. Развитие коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович - 2011. - 50-51с.
22. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь :для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -2-е изд., стер. -М. : 2013. -175 с.
23. Козюренко, М.А. Оценка развития коммуникативных навыков с помощью метода наблюдения / М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова - 2011. - 15-19с.
24. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных навыков / Т.А. Крайнева -
2012. - 24-30с.
25. Кухтинская, И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская - 2012. - 13-15с.
26. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2011. - 480 с.
27. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова - 2011. - 91-96с.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. - соц. ин-т. - М. : Ин-т практич. психологии ; Воронеж : МОД ЭК, 1997. - 383 с.
29. Лозолван, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников / Л.Я. Лозолван. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. КГУ, 2005. URL:http: //nauka-pedago gika.com/
30. Локтионова, И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении / И.Ю. Локтионова - 2010. - 4-9с.
31. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
32. Мещерякова, Б.Г.. Зинченко В.П Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб. :Прайм- ЕВРОЗНАК;М. :ОЛМА-ПРЕСС,2011. -666 с.
33. Михайлова, Т.А. Конкурентоспособность специалистов в
современном обществе / Т.А. Михайлова // Конкурентоспособность молодых специалистов: развитие профессионализма и
самосовершенствование: материалы Международной НПК. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. - 184 с.
34. Мухина, B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006
35. Немов, Р.С.Психологический словарь / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2007. - 560 с.
36. Неупокоева, Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, 2004.
37. Никитина, Н.И. Социально - педагогическая характеристика
коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста /Н.И. Никитина, Ш.С. Абдурахманова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 2 (9). - С. 20 - 24.
38. Осмоловская, И.М. Развитие универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова - 2012. - 6-13с.
39. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой - М., 2009.
40. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
41. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / РЯШ. - 2004г., №4.
42. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. -М., 2014.
43. Пушкарев, Ю.И. Личность как субъект адаптации и субъект интерпретации / Ю.И. Пушкарев. - Белгород.: ИД «Белгород», 2012. - 209 с.
44. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника — коммуникативное универсальное учебное действие / В.Ю. Разуваева - 2012. - 22-24с.
45. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь /А. Л. Свенцицкий. -М. :Велби :Проспект,2008. -512 с.
46. Светлякова, О.А. Проблемы формирования коммуникативных
навыков студентов вуз [Электронный ресурс] / О.А. Светлякова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 10. URL:http://elibrary.ru/.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2015.
48. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации
детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества
образования, 2010г.
49. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
50. Чалых, Н.А. Основные подходы к определению речевого навыка в современном научном знании [Электронный ресурс] / Н.А. Чалых, Е.А. Шибанова, О.П. Чалых, О.Л. Бурякова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. URL:http://elibrary.ru/
51. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева - 2011. - 4-10с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ