Есть приложения.
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – СЕМЬЯ – СОЦИУМ» 6
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания школьников 6
1.2. Сущность принципов организации духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум» 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – СЕМЬЯ – СОЦИУМ» 18
2.1. Общая характеристика программы духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум» 18
2.2. Содержание программы духовно-нравственного воспитания подростков в системе «школа – семья – социум» 23
2.3. Программа курса социально-проектной деятельности подростков (в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Приложение 1 (Календарно-тематическое планирование курса «Социальное проектирование») 49
Приложение 2 (Проект «Подари заботу детям») 53
Актуальность исследования. В настоящее время многие государства выделяют ключевые моральные ценности для сохранения и поддержания идентичности, менталитета, самостийности. Наше общество не исключение. Оно как никогда в последние десятилетия осознает остроту проблемы формирования морального сознания и поведения, духовной культуры у современных детей. На федеральном уровне разработаны документы, регламентирующие реализацию вопросов духовно-нравственного воспитания: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2]. Воспитание нравственности и духовности становится социальным заказом для образования.
В Концепции сказано о приоритетности школьного образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения: «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах ... . Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [1]. В этой связи проблема выделения основных принципов организации духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум» актуальна.
Степень разработанности проблемы. Проблема духовно-нравственного воспитания школьников раскрыта в научных трудах А.Я. Данилюк, Н.В. Медведевой, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого и др. А.Я. Данилюк, М.А. Дьячкова, Р.В. Леньков и др. раскрыли сущность понятия «духовно-нравственное воспитание». Т.В. Громова, О.Е. Кучерова, Н.В. Медведева и др. определил основные направления организации духовно-нравственного воспитания школьников. В исследованиях Н.В. Лещенко, В.А. Лисица и др. дана характеристика основным принципам духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме организации духовно-нравственного воспитания школьников, проблема выделения основных принципов организации духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум» изучена недостаточно.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды отечественных ученых, исследующих проблему организации духовно-нравственного воспитания и сам процесс организации духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях.
Именно с последним связано то противоречие, подходы к решению которого мы стремимся найти в данном исследовании: противоречие между необходимостью применения основных принципов духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум» и существующими условиями духовно-нравственного воспитания школьников.
Разрешение данного противоречия и составит проблему исследования: как применять основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников в системе «школа – семья – социум».
Объект исследования – программа духовно-нравственного воспитания школьников в системе «школа – семья – социум».
Предмет исследования – основные принципы организации духовно-нравственного воспитания школьников в системе «школа – семья – социум».
Цель исследования – изучить основные принципы организации духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум», которые могут быть использованы в разработке курса «Социальное проектирование».
Для достижения поставленной цели в ВКР необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания школьников.
2. Определить основные принципы организации духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум».
3. Разработать программу духовно-нравственного воспитания в системе «школа – семья – социум», а также курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование».
В исследовании были использованы следующие методы:
- сравнительный метод;
- изучение нормативно-правовой базы;
- изучение монографических публикаций и статей;
- аналитический метод;
- моделирование.
Нормативную базу исследования составили следующие оциальные документы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений
Актуальность темы исследования бесспорна, так как духовно-нравственным человек не рождается. Честность, ответственность, любовь к родине, трудолюбие и другие качества не появляются сами по себе. На их возникновение и развитие влияют родители, окружение, среда. Государство, как было указано выше, первостепенным фактором в формировании духовно-нравственной личности видит систему образования, педагогов. Значимым в духовно-нравственном становлении является каждый возрастной этап детства. Отдельная роль отводится младшему школьному возрасту как тому периоду, когда ребенок готов не только к восприятию всего доброго, чистого, важного (жизненных ценностей), но и усвоению и демонстрации всего этого в своем поведении.
Духовно-нравственное воспитание школьника – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.
В процессе изучения системы духовно-нравственного воспитания было выделено несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему духовно-нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Духовно-нравственный компонент общего образования необходим для развития личности, ее социализации и самореализации, воспитания нравственности, формирования правосознания, ответственного и безопасного поведения всех детей и молодежи. Школа, семья и социум должны стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
В процессе исследования была разработана программа духовно-нравственного воспитания подростков в системе «школа – семья – социум». В рамках содержания программы духовно-нравственного воспитания подростков в системе «школа – семья – социум» был разработан курс «Социальное проектирование» для подростков. Основными задачами социальных технологий согласно содержанию программы «Социальное проектирование» является стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности подростка в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования, создание условий для выявления и развития способностей личности подростка, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // mosmetod.ru. (Дата обращения: 12.09.2018 г.).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // rg.ru (Дата обращения: 12.09.2018 г.)
3. Баландина Г.А. Основы социально-культурного проектирования: учебное пособие. – Пермь: ПГИК, 2016. – 2-е изд., исправл. и доп. – 124 с.
4. Блинова С.А. Организация образовательного процесса по учебному комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и региональному учебному курсу «Основы православной культуры» в образовательных организациях Владимирской области в 2016-2017 учебном году. Методические рекомендации / С.А. Блинова. – Владимир: ВИРО, 2017. – 50 с.
5. Бородина А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры : Учебник 4 класса. (ОРКиСЭ) – М.: Русское слово, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки России. Допущено ОРОиК РПЦ №12-029-021, Допущено ИС 13-301-0080. В Федеральном перечне № 428.
6. Горбачук Г.Н. Социально-философские аспекты формирования личной религиозной идентичности / Георгий Горбачук, протоиерей. Дис. … канд.филос. наук. 09.00.11. – Архангельск, 2011. – 193 с.
7. Громова Т.В. Младший школьный возраст: системный эффект духовно-нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. – 2014. – № 1. – С. 22-26.
8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондраков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
9. Данилюк А.Я. Организация духовно-нравственного воспитания в школе/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. – № 9 . – С. 15-21.
10. Данилюк А.Я. О духовно-нравственном воспитании школьников // Воспитание школьников. – 2015. – №4. – С. 61-66.
11. Дивногорцева С.Ю. Принципы воспитания в православно- ориентированной педагогической концепции // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. – 2007. – № 1. – С. 70-90.
12. Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление // Педагогическое образование. – 2008. – № 2. – С.12–17.
13. Дьячкова М.А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. – 2017. – №6. – С. 101-105.
14. Захарова, О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие / О.В. Захарова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
15. Клепиков В.Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 3-9.
16. Коменский Я.А. Великая дидактика. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -874 с.
17. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М. : Просвещение, 2011. – 95 с.
18. Кучерова О.Е. Воспитательный потенциал православной культуры // Гаудеамус. – 2014. – № 1. – С. 83 – 89.
19. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.
20. Летова Л.Д. Основы духовно-нравственного воспитания школьников // Воспитание школьников. – 2015. – №5. –С. 24-28.
21. Лещенко Н.В. Особенности духовно-нравственного развития школьников // Интеграция образования. – 2012. – № 3. – С. 119-122.
22. Лиман Н.А. Социально-проектная деятельность в подростковом возрасте // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 56-62.
23. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 11. – С. 20 - 22.
24. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 21-29.
25. Медведева Н.В. Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 1. – С. 14-16.
26. Метлик И.В. Социальное партнерство семьи, школы и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании детей: новое качество взаимодействия // Семья в России. – 2017. – №2. – С. 64-75.
27. Наумчик В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 279 с.
28. Никандров Н.Д. Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия // Мир образования – образование в мире. – 2047. – №2. – С. 181-190.
29. Никитина И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: автореферат дисс. канд. пед. наук. – М.: МГУ, 2017. – 24 с.
30. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М. : Академия, 2014. – 652 с.
31. Романова Е.Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников // Воспитание школьников. – 2014. – № 6. – С. 21- 28.
32. Слободчиков В.И. Духовно-нравственное развитие и становление человека // Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: материалы межрегион. науч. – практ. конф.; под ред. Т.А. Синушкиной. – Петропавловск-Камчатский : Изд – во КИПКПК, 2011. – С. 117-120.
33. Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. – 2046. – №9. – С. 192-195.
34. Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании // Методист. – 2014. – № 7. – С. 7 – 12.
35. Черныш Н.Г. Социализация подростков в условиях дополнительного образования // Социус. – 2014. – №5. – С. 42-46.