ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста 8
1.1. Понятие и сущность проектной деятельности в научной литературе 8
1.2. Основы формирования исследовательских умений у младших
школьников 18
1.3. Особенности формирования исследовательских умений младших
школьников средствами проектной деятельности 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Формирование исследовательского умения у младших школьников с использованием проектной деятельности 36
2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательского умения по
окружающему миру у младших школьников 36
2.2. Формирование исследовательского умения у младших школьников по
окружающему миру с использованием проектной деятельности 44
2.3. Анализ результатов формирования исследовательского умения по
окружающему миру младших школьников 64
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы
Глава 1. Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста 8
1.1. Понятие и сущность проектной деятельности в научной литературе 8
1.2. Основы формирования исследовательских умений у младших
школьников 18
1.3. Особенности формирования исследовательских умений младших
школьников средствами проектной деятельности 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Формирование исследовательского умения у младших школьников с использованием проектной деятельности 36
2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательского умения по
окружающему миру у младших школьников 36
2.2. Формирование исследовательского умения у младших школьников по
окружающему миру с использованием проектной деятельности 44
2.3. Анализ результатов формирования исследовательского умения по
окружающему миру младших школьников 64
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы
Актуальность. Современные процессы инновационного характера, затрагивающие сферу образования, включают в себя необходимость пересмотра подходов к процессу обучения детей и их воспитания, что непосредственно влияет на трансформацию методов воспитания и обучения.
Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным процессом.
Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость реализации тех методов, которые способны в большей степени развивать у детей исследовательские умения, при этом используя инновационные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и дальнейшего усвоения уже в рамках обучения начальной школе.
Формирование исследовательских умений у младших школьников - необходимое условие в контексте ФГОС начального общего образования при введении учащихся в решение проектных задач и при освоении различных видов поисковой деятельности в предметных областях знаний.
Актуальность и востребованность в формировании исследовательских умений у младших школьников обусловлены вступлением образовательной отрасли в сложный и противоречивый процесс реконструкции, когда обучающиеся должны гибко адаптироваться к изменяющимся социально¬экономическим условиям, обладать самостоятельностью, оперировать значительными объемами научной информации, критически мыслить и генерировать идеи.
Ученики младшего школьного возраста обладают внутренними предпосылками для развития исследовательского отношения к миру как культурологическому объекту, поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, характеризующуюся мотивированностью, пониманием личностного смысла и предметной направленностью. В процессе формирования исследовательских умений у младших школьников учитываются возрастные новообразования, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, в которой пребывает ученик. Возрастные новообразования младших школьников - это теоретическое мышление, внутренний план действий, внутренняя позиция рефлексивных способностей. Исследовательская ситуация создает субъектную позицию ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к учебной деятельности как ведущего вида деятельности младшего школьника.
Развитие исследовательского отношения, например, к окружающему миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые являются механизмом для осуществления младшими школьниками больших и малых исследований, позволяющих им не только узнавать новое об окружающем мире, но и приобретать универсальные способы его познания - исследовательские умения.
Проектная деятельность выступает методом, который направлен на развитие исследовательских умений учащихся, повышение интереса к окружающему миру. Благодаря методу проектов особое внимание акцентируется на формировании и развитии личности ребенка, его готовности к исследовательской деятельности.
Применение проектного метода в рамках современного образовательного процесса также связано с тем, что происходит повышение качества образования, в рамках которого особое внимание уделяется преодолению трудностей, связанных с недостаточным уровнем грамотности, неумением применять полученные теоретические знания в жизненных ситуациях.
В связи с этим становится актуальным поиск средств, обеспечивающих повышение образовательной подготовки детей уже на начальных этапах школьного образования. Именно для этого в рамках школьного обучения развивают применение отдельных методов, одним из которых выступает проектный метод. Данный метод позволяет адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, решать различные проблемы самостоятельно, а также взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности.
В процессе исследования важными явились работы таких авторов как Г.К. Селевко, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, В.В. Гузеева, Дж Дьюи, В. П. Ушачев, С.П. Ахтырский, И. О. Загашев, А. В. Хуторской и др.
Таким образом, тема нашей работы: «Формирование
исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности».
Проблема исследования: каков процесс формирования
исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира с использованием проектной деятельности ?
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений учащихся младшего школьного возраста на уроке окружающего мира.
Предмет исследования - проектная деятельность на уроках окружающего мира, формирующая исследовательские умения младших школьников.
Цель исследования: определить наиболее эффективную организацию проектной деятельности на уроках окружающего мира для формирования исследовательских умений младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений будет наиболее эффективным, если в процессе обучения младших школьников использовать проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. определить понятие и сущность проектной деятельности в научной литературе;
2. выявить особенности формирования исследовательских умений младших школьников;
3. определить специфику формирования исследовательских умений у младших школьников;
4. разработать и реализовать комплекс занятий, включающих проектную деятельность (опытно-экспериментальная работа).
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. В числе теоретических: анализ, систематизация, классификация, обобщение, сравнение; эмпирических: педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: определена наиболее
эффективная организация проектной деятельности на уроках окружающего мира (2 класс) для формирования исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий, включающий в себя проектную деятельность, по окружающему миру для 2 класса, целью которого является формирование исследовательского умения, может быть использован в практике учителями начальных классов.
Экспериментальной базой исследования послужила «Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой» Московского района города Казани Республики Татарстан. В целом в исследование были вовлечены учащиеся 2 «Б» класса, в количестве 24 человек (контрольная группа) и учащиеся 2 «В» класса, в количестве 26 человек (экспериментальная группа).
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 77 страниц
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, методологические основы и методы, раскрыта теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрена проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста.
Во второй главе определено формируемое исследовательское умение; разработан комплекс занятий по окружающему миру с использованием проектной деятельности; описан анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным процессом.
Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость реализации тех методов, которые способны в большей степени развивать у детей исследовательские умения, при этом используя инновационные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и дальнейшего усвоения уже в рамках обучения начальной школе.
Формирование исследовательских умений у младших школьников - необходимое условие в контексте ФГОС начального общего образования при введении учащихся в решение проектных задач и при освоении различных видов поисковой деятельности в предметных областях знаний.
Актуальность и востребованность в формировании исследовательских умений у младших школьников обусловлены вступлением образовательной отрасли в сложный и противоречивый процесс реконструкции, когда обучающиеся должны гибко адаптироваться к изменяющимся социально¬экономическим условиям, обладать самостоятельностью, оперировать значительными объемами научной информации, критически мыслить и генерировать идеи.
Ученики младшего школьного возраста обладают внутренними предпосылками для развития исследовательского отношения к миру как культурологическому объекту, поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, характеризующуюся мотивированностью, пониманием личностного смысла и предметной направленностью. В процессе формирования исследовательских умений у младших школьников учитываются возрастные новообразования, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, в которой пребывает ученик. Возрастные новообразования младших школьников - это теоретическое мышление, внутренний план действий, внутренняя позиция рефлексивных способностей. Исследовательская ситуация создает субъектную позицию ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к учебной деятельности как ведущего вида деятельности младшего школьника.
Развитие исследовательского отношения, например, к окружающему миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые являются механизмом для осуществления младшими школьниками больших и малых исследований, позволяющих им не только узнавать новое об окружающем мире, но и приобретать универсальные способы его познания - исследовательские умения.
Проектная деятельность выступает методом, который направлен на развитие исследовательских умений учащихся, повышение интереса к окружающему миру. Благодаря методу проектов особое внимание акцентируется на формировании и развитии личности ребенка, его готовности к исследовательской деятельности.
Применение проектного метода в рамках современного образовательного процесса также связано с тем, что происходит повышение качества образования, в рамках которого особое внимание уделяется преодолению трудностей, связанных с недостаточным уровнем грамотности, неумением применять полученные теоретические знания в жизненных ситуациях.
В связи с этим становится актуальным поиск средств, обеспечивающих повышение образовательной подготовки детей уже на начальных этапах школьного образования. Именно для этого в рамках школьного обучения развивают применение отдельных методов, одним из которых выступает проектный метод. Данный метод позволяет адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, решать различные проблемы самостоятельно, а также взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности.
В процессе исследования важными явились работы таких авторов как Г.К. Селевко, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, В.В. Гузеева, Дж Дьюи, В. П. Ушачев, С.П. Ахтырский, И. О. Загашев, А. В. Хуторской и др.
Таким образом, тема нашей работы: «Формирование
исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности».
Проблема исследования: каков процесс формирования
исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира с использованием проектной деятельности ?
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений учащихся младшего школьного возраста на уроке окружающего мира.
Предмет исследования - проектная деятельность на уроках окружающего мира, формирующая исследовательские умения младших школьников.
Цель исследования: определить наиболее эффективную организацию проектной деятельности на уроках окружающего мира для формирования исследовательских умений младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений будет наиболее эффективным, если в процессе обучения младших школьников использовать проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. определить понятие и сущность проектной деятельности в научной литературе;
2. выявить особенности формирования исследовательских умений младших школьников;
3. определить специфику формирования исследовательских умений у младших школьников;
4. разработать и реализовать комплекс занятий, включающих проектную деятельность (опытно-экспериментальная работа).
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. В числе теоретических: анализ, систематизация, классификация, обобщение, сравнение; эмпирических: педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: определена наиболее
эффективная организация проектной деятельности на уроках окружающего мира (2 класс) для формирования исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий, включающий в себя проектную деятельность, по окружающему миру для 2 класса, целью которого является формирование исследовательского умения, может быть использован в практике учителями начальных классов.
Экспериментальной базой исследования послужила «Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой» Московского района города Казани Республики Татарстан. В целом в исследование были вовлечены учащиеся 2 «Б» класса, в количестве 24 человек (контрольная группа) и учащиеся 2 «В» класса, в количестве 26 человек (экспериментальная группа).
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 77 страниц
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, методологические основы и методы, раскрыта теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрена проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста.
Во второй главе определено формируемое исследовательское умение; разработан комплекс занятий по окружающему миру с использованием проектной деятельности; описан анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых качеств в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи. Всему этому может научить школьника исследовательская и проектная деятельность в урочное и внеурочное время.
Формирование исследовательских умений у младших школьников - необходимое условие в контексте ФГОС начального общего образования при введении учащихся в решение проектных задач и при освоении различных видов поисковой деятельности в предметных областях знаний.
Основываясь на классификацию исследовательских умений Н.А. Семеновой и А. И. Савенкова, мы выявили одно из необходимых умений - умение задавать вопросы. Прослеживая связь между этим умением и универсальными учебными действиями, мы определили, что данное умение является одним из видов коммуникативных УУД.
На наш взгляд, умение задавать вопросы является в настоящем времени очень актуальным, так как с помощью вопросов обучающийся прокладывает себе мост в неизвестное и неопределенное, а все это отражается в чертах современного, стремительно меняющегося мира, который несет в себе огромное количество информации.
На основе изученной литературы мы выяснили, что проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
В процессе работы дети учатся самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.
Исходя из результатов проведенного нами эксперимента, мы сделали вывод о том, что разработанные нами внеурочные занятия и проектные задачи положительно влияют на формирование исследовательского умения, а, следовательно, являются эффективным средством формирования умения задавать вопросы у учащихся начальных классов.
Формирование исследовательских умений у младших школьников - необходимое условие в контексте ФГОС начального общего образования при введении учащихся в решение проектных задач и при освоении различных видов поисковой деятельности в предметных областях знаний.
Основываясь на классификацию исследовательских умений Н.А. Семеновой и А. И. Савенкова, мы выявили одно из необходимых умений - умение задавать вопросы. Прослеживая связь между этим умением и универсальными учебными действиями, мы определили, что данное умение является одним из видов коммуникативных УУД.
На наш взгляд, умение задавать вопросы является в настоящем времени очень актуальным, так как с помощью вопросов обучающийся прокладывает себе мост в неизвестное и неопределенное, а все это отражается в чертах современного, стремительно меняющегося мира, который несет в себе огромное количество информации.
На основе изученной литературы мы выяснили, что проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
В процессе работы дети учатся самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.
Исходя из результатов проведенного нами эксперимента, мы сделали вывод о том, что разработанные нами внеурочные занятия и проектные задачи положительно влияют на формирование исследовательского умения, а, следовательно, являются эффективным средством формирования умения задавать вопросы у учащихся начальных классов.
Подобные работы
- Формирование исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM-образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Формирование общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



