Введение 3
1 Понятие информационно – коммуникационной системы 5
2 История создания информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания 8
3 Состав и структура ИКС Совета Федерации 11
4 Новые актуальные направления информатизации парламентской деятельности 15
Заключение 18
Библиографический список 19
Приложения 22
Актуальность темы заключается в том, что модернизационные процессы в ведущих странах мира в 80-х гг. XX в. начались с компьютеризации промышленности. Позже стало ясно, что экономика в модернизировавшихся странах приобрела характер информационной, глобальной и инновационной. Однако, по мнению ряда специалистов, «период действия триады информатизация -глобализация - инновационность закончился кризисом 2008 г.
В следующее тридцатилетие мировая экономика и общество в целом должны будут перестраивать свой уклад, все более глубоко и широко осваивая возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями, - подобно тому, как изобретение конвейера привело к повышению эффективности производства, что в свою очередь, позволило начать создание общества всеобщего благоденствия в 1950-х.
Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы опубликована на портале правовой информации. Она отменяет предыдущую, которая действовала с 2008-го.
Проект стратегии Совет безопасности России представил ещё в декабре прошлого года, её разрабатывали представители органов власти, Банка России и эксперты.
Главное, что прописано в стратегии, - приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на них норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Уточняется понятие «критической информационной инфраструктуры» России. К её объектам относятся информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые используются государственными органами, а также в сферах обороны, здравоохранения, транспорта, связи, финансов, энергетики и в различных отраслях промышленности.
Эту инфраструктуру необходимо защищать «с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы». Благодаря развитию цифровых технологий современное общество нередко называют информационным.
Но это не то же самое, что общество знаний. Для развития последнего нужны условия, и современные электронные технологии способны создать в данном направлении качественно новый прорыв.
Кроме того, стратегия предусматривает использование российских средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов власти и замену импортного программного обеспечения и компьютерной техники на отечественную в госструктурах. Все традиционные «аналоговые» схемы работы сохранятся.
Объект исследования – информационно-коммуникационные технологии в органах государсвтенной власти.
Предмет исследования – информатизация Совета Федерации РФ.
Цель работы – рассмотреть информатизацию Совета Федерации РФ.
Задачи:
рассмотреть понятие информационно – коммуникационной системы;
показать историю создания информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания;
представить состав и структура ИКС Совета Федерации;
рассмотреть новые актуальные направления информатизации парламентской деятельности.
При написании реферата были использованы норматиновно-правовое акты РФ, исследования Сморгунова Л.В., Шерстобитова А.С., Волкова Ю.В., Кузнецова П.У., Соколова Ю.Н. и др.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, реферирование.
Реферат состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложений.
Цифровые технологии в ближайшие несколько лет станут критически важными для поддержания национальных интересов, информационного и технологического суверенитета, а также конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене. Россия стратегически не только не может себе позволить отставание в развитии цифровых и других сквозных технологиях (сейчас отставание от стран-лидеров составляет 5-8 лет), но и должна воспользоваться случаем для того, чтобы сделав технологический рывок, приблизиться и в каких-то сегментах даже обогнать страны-лидеры.
Информационное обеспечение становится в настоящее время одним из основных факторов влияющих на эффективность деятельности органов государственной власти и выражается в создании информационных условий их функционирования.
В предоставлении и производстве необходимой информации, организации поиска, получения, хранения, накопления, передачи и распространения, обработки информации, создании банков данных с применением информационных технологий и обеспечением защиты информации. Отношения, возникающие при осуществлении этих прав, регулирует Федеральный закон от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
На сегодняшний день Совет Федерации по уровню информатизации процессов и процедур, оснащенности информационными ресурсами и базами данных, обеспеченности автоматизированными системами – самай наукоемких и компьютеризированных органов государственной власти России.
Информатизация Совета Федерации базируется на современной научной методологии, находится в поле зрения отечественной и зарубежной научной общественности и согласуется с мировыми тенденциями автоматизации парламентской деятельности.
Особое значение в информационном обеспечении Совета Федерации имеют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.
ИКС Совета Федерации позволяет решать важные вопросы автоматизации процесса обработки различного рода информации, необходимой для обеспечения деятельности Совета Федерации.
Внедрены в повседневную практику прикладные информационные системы. Проведен комплекс мер по повышению уровня информационной безопасности, созданы условия для эффективной информационной поддержки деятельности Совета Федерации.
Необходимость соответствия ИКС Совета Федерации уровню современных требований к информационно-коммуникационным системам подобного класса требует постоянного развития ИКС Совета Федерации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017 )[Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
3. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
4. Указ Президента РФ от 17.02.1995 N 159 (ред. от 22.03.2005) «О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
5. Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 N 226 (ред. от 02.03.2005) «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
7. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
8. Концепция развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации до 2015 года[Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
9. Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ. Часть первая (Принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.2008 Постановлением 30-6 на 30-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
10. Арабаджийски, Н.3. Развитие электронной демократии на уровне местного самоуправления в Республике Болгария // Экономика и управление: научно-практический журнал.- 2016.- № 4 (132). С.- 24-30.
11. Ван Кэцзин. Что социальные медиа нам дают? // Sina Blog [Электрон ресурс]. http://www.blog.sina.com.en/s/blog_655f81d50102e3cw.html Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
12. Гришин, С.Е. Проблемы экспертных оценок электронного правительства // Вестник СГСЭУ.- 2012.- № 1 (40).
13. Железнов, А. Эстонский пример другим наука: как маленькая страна стала первой в мире онлайн-де-мократией [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.grimnir74.livejournal.com/4908253.html (дата обращения: 30.11.2017).
14. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 50.
15. Куняев, Н.Н. О развитии правового регулирования в области использования информационно- коммуникационных технологий // Юридический мир. – 2013. - N 7
16. Ларичев, А.А. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия граждан в его осуществлении: опыт Канады. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.- 2016.- № 5.- С. 14-20.
17. Мельник А.В. Технология: определение сущности и функций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - Том 10. - Выпуск 4. - Саратов, 2010. - С. 10-13.
18. Мельник А.В. Технологическая сторона глобализации: информационно-коммуникационный аспект изменения социальной реальности // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. - № 1 (26). - Саратов, 2011. – С. 205-210.
19. Миронов А.В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект// Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 2006. №1. С. 29-30. 5 Маклюэн М. Средство само есть содержание// Информационное общество. Сб. науч. трудов. М., 2004. С. 341.
20. Мотыгуллин, В.Г. Опыт внедрения системы «Электронный парламент» в Государственном Совете Республики Татарстан». URL: [Электрон. ресурс] // http://www.gosbook.ru/documents – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
21. Нестеров, А.В. Информационно-коммуникационные технологии и системы (Препринт – Сентябрь, 2013 г.). – М.: НИУ ВШЭ, URL: http://pravo.hse.ru/expertika/. - 12 с.
22. Овчинников, С.А., Бабаян З.М. Некоторые проблемы государственно-частного партнерства при создании электронного правительства в России и роль независимой информацион- ной экспертизы в этомпроцесса // Вестник СГСЭУ.- 2013.- № 2 (46).
23. Овчинников, С.А., Россошанский А.В. Роль парламентов в реализации решений всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS – ВВУИО) и реализации национальной информационной политики // Вестник СГСЭУ.- 2012.- № 2 (41).
24. Правовая информатика. Теория. Информатизация.: Учебное пособие/ Волков Ю.В., Кузнецов П.У., Соколов Ю.Н. – Екатеринбург, Издательство Уральской государственной юридической академии. 2014.-58 с.
25. Резолюция «круглого стола» на тему: «Электронный парламент»: вопросы правового обеспечения. URL: [Электрон. ресурс]: http://www. gosbook.ru/documents. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.11.2017).
26. Чэнь Ди. КНР: роль социальных медиа в диалоге общества и власти // Век информации.-2016.- № 2.- С. 277-279.
27. Электронное правительство и демократия // Политические сети: теория и методы анализа / Л.В. Сморгунов, А.С. Шерстобитов. М.: Издательство «Аспект-Пресс», 2014.