Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Работа №56356

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика 7
1.2. Нарушение предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников
с ОНР III уровня 15
1.3. Современный взгляд на формирование предпосылок овладения чтения
у дошкольников с ОНР III уровня на логопедических занятиях 23
Глава II Исследование эффективности коррекционной работы по
формулированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня ... 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты и их анализ 36
Глава III Разработка системы логопедических занятий 46
3.1 Разработка проекта по формированию предпосылок чтения у
дошкольников с ОНР третьего уровня 46
3.2 Оценка эффективности формирования предпосылок чтения у
дошкольников с ОНР третьего уровня 57
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложение 70

Актуальность исследования. Процесс формирования предпосылок чтения представляет собой сложный многофункциональный
психофизиологический процесс, который во многом определяется сформированными у детей речевыми и неречевыми предпосылками к овладению элементарными навыками чтения.
Являясь сложной деятельностью, чтение осуществляется с участием таких высших психических функций как смысловое восприятие, внимание, память, мышление.
Нарушения чтения приводят к стойкой неуспеваемости учащихся практически по всем предметам и, как следствие этого, к школьной дезадаптации. Такая ситуация связана с тем, что чтение рано, буквально через год после поступления ребенка в школу, становится средством обучения. При этом далеко не у всех детей чтение становится к этому времени устойчивым и достаточно сформированным навыком. У некоторых младших школьников нарушения чтения достигают такой степени выраженности, что речь уже идет не о недостаточной автоматизации навыка, а о расстройстве процесса овладения чтением.
Начало изучения нарушений чтения у детей датируется концом прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения [6, с.24].
Проблема овладения чтением детьми, подготовка к ней изучается Д.Н.Исаевым, Р.Е. Левиной, Е.А. Логиновой, Е.Н. Российской, И.Н.Садовниковой, Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфер и др.
Вопросы готовности к обучению чтению детей дошкольного возраста с ОНР находятся в центре внимания научных разработок: А.А.Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой,
Г.В. Чиркиной, и др.
Согласно исследований ученых (А.А. Докшиной, А.Н. Корнева и др.) у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением, что обуславливает актуальность их формирования, коррекции, развития у данной категории детей.
Вопросы формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня у дошкольников на сегодняшний день недостаточно освещены в специальной литературе. Круг специалистов, которые занимаются научными разработками в этом направлении, достаточно ограничен (А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н. Садовникова, Л.С.Цветкова и др.)
Впервые о такой проблеме в конце XIX - начале XX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, О.Беркан, Л.Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург, Самуэль Ортон, Макдональд Кричли, Зденек Матейчек. А.Н.Корнев, создавая стандартизованную методику диагностики дислексии, опирался на опыт З. Матайчека, который в свою очередь говорил: «Разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии» [27].
Исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня является нахождение оптимальных методов и средств диагностики предрасположенности к возникновению нарушения чтения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Своевременное выявление предрасположенности к нарушению к чтению, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми в целях предупреждения более грубых нарушений на этапе овладения чтения.
Проблема исследования. Каковы особенности формирования
предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня?
В рамках этой проблемы была избрана тема: «Формирование предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня».
Цель - эмпирически определить особенности формирования
предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования - предпосылки сформированности процесса
чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у дошкольников с ОНР III уровня в ходе специально организованного обследования могут быть выявлены дефицитарные психические функции, которые, по мнению специалистов, являются свидетельством высокого риска
возникновения дислексических расстройств. Целенаправленная
педагогическая работа, направленная на коррекцию и компенсацию недостаточно сформированных психических функций и использование приемов глобального и полуглобального метода обучению чтению будет способствовать формированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
- описать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР III уровня;
- рассмотреть нарушение предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР III уровня;
- определить современный взгляд на формирование предпосылок овладения чтения у дошкольников с ОНР III уровня на логопедических
занятиях;
- организовать и провести исследование эффективности
коррекционной работы по формулированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня;
- проанализировать результаты исследования;
- предложить разработку системы логопедических занятий.
Методологическая база исследования: положение о единстве и неразрывности психических процессов и речи; положение о деятельности как ведущем факторе развития личности; концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова); концепция дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования:
конкретизированы представления о элементарных навыков чтения у старших дошкольников с ОНР
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, работающими с данной категорией детей для формирования предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были апробированы на конференциях. Выступления были отмечены грамотами.
Эмпирическая база исследования - МАДОУ «Детский сад № 279 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Этапы исследования 2016 - 2017 гг.
2016 г. ввелась теоретическая разработка методики исследования: проводился констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня.
2017 г. была реализована методика диагностики уровня
сформированности предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня, определены методы обработки, проводился формирующий и контрольный этап эксперимента.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня позволили нам сделать вывод о том, что у детей с ОНР III уровня могут наблюдаться особенности языковой готовности к школе. Они могут проявляться в недостаточном развитии лексической стороны речи, грамматической стороны речи и недостаточном развитии связной речи и самостоятельности высказывания. В выбранной нами группе проявились лишь особенности в развитии лексической стороны.
В данной работе нами были проанализированы такие вопросы, как общее недоразвитие речи у детей, характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня, а так же особенности формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня и пр. В работе были рассмотрены подходы различных авторов. Указано, что данный вопрос является актуальным для нашего времени. В рамках работы экспериментально были исследованы особенности формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня.
Проведение мероприятий по формированию предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III возможно только при условии создания определенной системы работы, которая предполагает организацию первичной и вторичной профилактики нарушений письменной речи. Первичная профилактика заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к расстройствам письменной речи. Вторичная профилактика нарушений письменной речи в целом, и нарушений чтения в частности, заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса
предупредительных мер с опережением, ещё в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Эта работа должна строиться с учетом определенных принципов, с учетом специфических симптомокомплексов, представляющих собой определенные типы сочетания дефицитарных психических функций и определенных недостаточно сформированных навыков. Прежде всего, это дефицит сукцессивных функций. У многих детей были выявлены и другие нарушения, входящие в наиболее распространенные типы сочетания дефицитарных психических функций у детей с дислексией: дефицит кратковременной слухоречевой памяти, недостаточная автоматизация речевых рядов, слабость вербализации пространственных представлений, незрелость динамического праксиса, низкие изобразительно - графические способности. Практически у всех детей отмечены нарушения фонематического восприятия, а у некоторых - трудность актуализации слов.
Раннее выявление тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимо для своевременной профилактики коррекции трудностей в обучению чтению. Своевременная помощь позволяет компенсировать отставания в развитии и подготовить ребенка к поступлению в общеобразовательную школу.
В ходе исследования мы убедились, что традиционными методами обучить слогослиянию довольно трудно и в качестве альтернативы успешно можно использовать полуглобальный метод. Для ребенка, имеющего проблемы со слогослиянием, создаются условия для запоминания слогов - слов целиком. Следует понимать, что для того, чтобы дети смогли использовать чтение как инструмент для получения информации, им необходимо научиться читать. Процесс чтения должен достигнуть уровня навыка, т.е. умения доведенного до автоматизма.



1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие игры со словами для детей.
- М.: ООО «ИДРИПОЛ классик»,2007.
2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников /
3. Е. Агранович. - СПб: Детство-Пресс, 2014.-147c.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.:Ось-89,1997.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
5. Астапов В.М. Минадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. - СПб.: Питер,2001.
6. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.:Айрис-пресс,2005.-144с.
7. Бурина Е.Д. Игровые приемы в логопедической работе с младшими
школьниками, имеющими нарушения чтения и письма//
Дефектология, 1996,№3.
8. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.
9. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Школьный логопед. 2006. № 6 (15). С.20-26.
10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М., Лабиринт, 1996.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996
13. Галкина Г.Г.Звуки, буквы я учу! - М.:Гном-Пресс,2011.
14. Горохова, О.А. Диагностика нарушения чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. А. Горохова // Школьный логопед. - 2012. - № 1. - С. 22-28.
15. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М.:Айрис-пресс. 2005. 96с.
16. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма / Е. В. Гурьянов. — М.: Дрофа. 2011. 112 с.
17. Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.
18. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения чтению. М., 1963.
19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2005
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1990.
21. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: 2010. - 567 с.
22. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: книга для учителей. - М.: Просвещение,1991.
23. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. - М.: Астрель, 2012
24. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. М., 1987.
25. Кобзарева Л.Г.Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие для психологов, учителей классов коррекционно развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО.-Воронеж.: Творческий центр «Учитель», 2000.
26. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3 -й уровень. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
27. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно -
методическое пособие. - СПб: ИД МиМ, 2014. - 286 с.
28. Корнев, А.Н. Современные тенденции изучения дислексии у детей [Текст] / А.Н. Корнев, Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2005. - № 1. - С. 89¬91.
29. Костромина С.Н. Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М, : Ось-89, 2001.
30. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
31. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 224 с. (Библиотека логопеда).
32. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
33. Лалаева Р.И. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для
логопедов и студ. Дефектолог. Факультетов пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.-М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2007.-Кн.
1У:Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия, - 303с.
34. Лахмоткина В. И. О готовности дошкольников к овладению письменной речью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 19. - С. 121-125.
35. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: Аркти, 2005
36. Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей //Вопросы патологии речи / Р.Е Левина. - Харьков, 2011. - 23 - 28 с.
37. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. - М.: Школьная пресса,2002.
38. Логопатопсихология: учебное пособие / Р.И.Лалаева С.Н.Шаховская. - М.:Владос,2011.
39. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011
40. Логопедия: Учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2012
41. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: Союз, 2011
42. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2010
43. Мамаева В.В. Обучение чтению. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус,2010. .
44. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. М.; АРКТИ, 2003. 240 с.
45. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург :Стройлеспечать, 1996.
46. Назарова Л.К. Обучение грамоте. М., 1965.
47. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Нищева Н.В. Спб.: Детство -пресс, 2003.
48. Огаркина А.В. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников. Автореф. Канд. Пед. Наук- М.,2002-22с.
49. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
50. Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить
ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384 с ил. - (Серия
«Коррекционная педагогика»).
51. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. «Дельта», 1996.
52. Понятийно-терминологический словарь логопеда./ Под ред. Селиверстова В.И. - М:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997, с.144.
53. Преодоление ОНР у дошкольников. учебно-метод. пособие/Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М. В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. С 17-19
54. Ракитина В.А.Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста. - М.: Владос ,2008.
55. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография.- СПб.: КАРО,2007.-192с.
56. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления.
Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. - М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2012. - (Серия
«Специальная коррекционная педагогика»).
57. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая
подготовка //Дошкольное воспитание. - 2005. - №1
58. Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология №5, 1998.
59. Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. - С. Пб., 1997
60. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия) // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. Ляпидевского С.С. М., 1965.
61. Тригер Р.Д.Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. - Смоленск, Ассоциация 21 век,2000.
62. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва, 1991.
63. Федина, В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения [Текст] : пособие для студентов специальностей 031800 (логопедия) и 031700 (олигофренопедагогика) / В.В. Федина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004
64. Федорин Е. Я учусь читать. - М.:1993.
65. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М., 1993. -22с.
66. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис -пресс, 2004
67. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, с.8-9.
68. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998. - 128 с.
69. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М., 1994.
70. Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика: учебн. пособие / Г.В. Чиркина, Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001. - 159-182 с.
71. Яструбинская, Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.А. Яструбинская // Логопедия. - 2004. - № 2. - С. 60-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ