Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению письму дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной группе детского сада

Работа №96802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 8
1.1. Определение основных понятий темы 8
1.2. Понятие готовности дошкольников с ОНР Ш уровня к овладению процессом письма. 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР Ш уровня 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Организация констатирующего эксперимента 25
2.2. Результаты обследования моторики органов артикуляционного аппарата 27
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 30
2.4. Результаты обследования фонематических процессов 33
2.5. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 41
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и направления работы по подготовке к
обучению письму дошкольников с ОНР Ш уровня 41
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 49
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


В настоящее время отмечается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, которые испытывают трудности в освоении программы по родному языку (Н. Н. Волоскова). Основной проблемой при этом оказывается овладение навыком письма у детей с общим недоразвитием речи. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, основной из которых это нарушения устной речи [11].
Трудности в обучении навыку письма в отечественной литературе рассматриваются, главным образом, как следствие явных или скрытых нарушений звукопроизношения (Г. А. Каше, Н. А. Никашина, З. А. Репина, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина), недостаточности фонематического восприятия (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова), общего недоразвития речи (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева).
Имеется существенное количество исследований, которые направленны на анализ нарушений письма детей с различными формами речевой патологии: дизартрией (М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Н. М. Трубникова) и общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова).
Специальные научные исследования показывают, что неполноценная ориентировка в «звуковой действительности языка», недоразвитие всех структурных компонентов языка, не сформированность представлений о звуковом составе слов, часто приводит к стойким, специфическим трудностям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Это наблюдается при недоразвитии устной речи у детей с ОНР и дизартрией. По мнению многих ученых, успешность обучения детей в школе во многом будет зависеть от качественного овладения письмом, которое представляет собой многофункциональный, сложный, психофизиологический процесс, (Л. C. Выготский, М. Ф. Гнездилов, Е. В. Гурьянов, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, P. E. Левина, Е. А. Логинова, А. Р. Лурия, Т. А. Фотекова, Г.В. Чиркина, Л. С. Цветкова).
Полиморфные нарушения звукопроизношения при дизартрии являются признаком отрицательного воздействия на процесс формирования фонем. Недоразвитие фонематического слуха ведёт к расстройствам фонематического восприятия. Отсутствие четкого восприятия фонем и слухового контроля ведет к стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи. В свою очередь фонетико-фонематическое недоразвитие может вызвать нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи (Г. В. Гуровец, и С. И. Маевская, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Соботович и др.).
Эффективность подготовительной работы к обучению письму на первоначальном этапе у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня может быть обеспечена только в том случае, если содержание, методы и средства логопедического воздействия будут направлены на важнейшие предпосылки овладения письмом, а именно на развитие моторной сферы артикуляционного аппарата, формирование фонетической системы языка и фонематических процессов.
В связи с этим встает важная задача раннего выявления детей с общим недоразвитием речи и проведение первоначальной подготовки их к обучению письму, это будет служить профилактике стойкой неуспеваемости в период обучения в школе.
Объект исследования - готовность дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня к обучению письму.
Предметом исследования является процесс подготовки к обучению письму дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования - систематизировать, разработать, теоретически обосновать и практически апробировать содержание логопедической работы по подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной группе детского сада.
Задачи исследования:
1) Определить степень изученности вопроса о состоянии проблемы подготовки к обучению письму детей с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной группы детского сада.
2) Подобрать диагностический инструментарий для исследования состояния готовности к овладению процессом письма у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня.
3) Осуществить экспериментальное исследование состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня.
4) Разработать содержание логопедической работы по первоначальной подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной группе детского сада.
5) Провести обучающий эксперимент, направленный на преодоление недостатков развития важных предпосылок обучения письму.
6) Провести контрольный эксперимент, направленный на оценку результативности обучающего эксперимента.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования, таким образом, явились положения о системном строении языка; о единстве и взаимодействии всех сторон языка: лексико-грамматической и фонематической; об определяющей коррекционно-развивающей роли обучения (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, З. А. Репина, Л. С. Цветкова, А. В. Ястребова и др.).
Методы исследования определись в соответствии с целью и задачами работы: анализ научной, учебной и методическо литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; организация исследования, констатирующий, контрольный и формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом анализе научной и методической литературы, определены основные направления логопедической работы по подготовке к обучению письму дошкольников с ОНР III уровня подготовительной группы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе экспериментального обучения предложены основные направления логопедической работы, направленные на первоначальную подготовку к письму детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и возможности применения их логопедами, воспитателями и родителями.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении раскрывается актуальность проблемы, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы подготовки к обучению письму детей с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной группы детского сада» - содержится аналитический обзор литературы по проблеме исследования, рассматривается анализ особенности формирования письменной речи, рассматриваются особенности коррекционно - логопедической работы по подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной группе детского сада.
Во второй главе «Констатирующий эксперимент и его анализ» - излагаются задачи, организация и содержание изучения детей с ОНР III уровня, рассматриваются результаты сравнительного анализа материалов экспериментального исследования, дается анализ состояния разных сторон устной речи, сформированности моторной сферы артикуляционного аппарата, состояния фонематических процессов, произносительной и лексико-грамматической стороны речи, обеспечивающих формирование письма дошкольников с ОНР III уровня.
В экспериментальном изучении принимали участие 12 детей подготовительной группы с ОНР III уровня (по классификации Р. Е. Левиной).
В констатирующем эксперименте для изучения разных сторон устной речи использовались методики Н. М. Трубниковой, З. А. Репиной и др. Исследовалось состояние двигательных функций артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематических процессов.
В третьей главе «Логопедическая работа по подготовке к обучению письму дошкольников с ОНР III уровня подготовительной группы детского сада» - определены основные положения работы по подготовке к обучению письму дошкольников с ОН III уровня, предложен комплекс приемов коррекционно-логопедической работы, определены задачи и содержание этой работы, а так же приводятся результаты проверки эффективности предложенной работы по подготовке к обучению письму дошкольников с ОНР III уровня в подготовительной группе детского сада.
Экспериментальное обучение проводилось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях на базе МБДОУ Муниципального образования город Ирбит «Детский сад №9».
Процесс обучения опирался на данные констатирующего эксперимента. Экспериментальное обучение осуществлялось с учетом особенностей состояния выявленного у детей уровня речевого развития. Для каждого ребенка группы были разработаны индивидуальные планы работы, составлен календарно-тематический план.
В заключении приводятся общие итоги и результаты проведенного исследования, сформулирован вывод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной исследовательской работы является: систематизировать, разработать, теоретически обосновать и практически апробировать содержание логопедической работы по подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной группы детского сада. В соответствии с целью были выделены задачи исследования, определены предмет и объект исследования, методы, с помощью которых были реализованы задачи исследования. С помощью анализа различных источников литературы, констатирующего, обучающего эксперимента данная цель была достигнута и реализовывалась в 3 главах.
В теоретической части исследовательской работы проведен анализ методической литературы. Трудности в обучении навыку письма в отечественной литературе рассматриваются, главным образом, как следствие явных или скрытых нарушений звукопроизношения (Г. А. Каше, Н. А. Никашина, З. А. Репина, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина), недостаточности фонематического восприятия (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова), общего недоразвития речи (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева). Была дана психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня.
В практической части была реализована поставленная цель. Во второй главе обозначены принципы, задачи, алгоритм логопедической работы и дана характеристика организации исследования. Нами был проведен констатирующий эксперимент по определению уровня развития речевых и неречевых функций у детей подготовительной группы с ОНР III уровня. Исследования проводились в МБДОУ Муниципального образования город Ирбит «Детский сад №9».
При проведении обследования мы руководствовались методами обследования детей, с нарушениями речи предложенными, Г.В. Чиркиной, З.А. Репиной, тестами, рекомендованными Н.М. Трубниковой. Приемы и методы обследования были использованы и адаптированы с учетом целей исследования и контингента исследуемых детей.
По результатам обследования стало известно, что перечисленные функции находятся на недостаточном уровне для освоения письма и нуждаются в развитии и обучении. Затем был проведен анализ взаимосвязи сформированности данных функций, где выяснилось, что состояние моторики влияет на формирование звукопроизношения, а они в свою очередь влияют на развитие фонематических процессов и других сторон речи.
При изучении разных сторон устной речи у детей с ОНР III уровня были получены данные свидетельствующие о своеобразии и недостатках состояния устной речи у детей с ОНР, составляющих понятие основных предпосылок, необходимых для овладения письмом.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет говорить о том, что состояние моторной сферы артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематических процессов лежат в фундаменте правильного овладения письменной речью, учет которых является важным фактором при разработке специальных приемов коррекционно - логопедического воздействия, способствующих качественной подготовке к овладению письменной речью у данной категории детей.
В последней, третей главе были изучены принципы организации коррекционной работы, а также описаны направления коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Для разработки содержания логопедической работы, направленного на подготовку к обучению письму дошкольников подготовительной группы с ОНР III уровня, были использованы упражнения из методик З. А. Репиной и И. А. Филатовой Данная коррекционная программа была апробирована на занятиях с детьми в подготовительной группе детского сада и достигла улучшенных результатов сформированности неречевых и речевых функций. После реализации программы был проведен контрольный эксперимент по результатам проведенной программы. Эксперимент показал, что состояние функций моторной и речевой сферы было улучшено. Таким образом, были реализованы задачи, поставленные в данной исследовательской работе, и достигнута положительная динамика в процессе реализуемой логопедической работы с детьми.
Таким образом, обобщенные результаты исследования позволили сделать вывод, что коррекционная работа по подготовке к освоению письма у дошкольников с ОНР III уровня включающая: формирование двигательной функции артикуляционного аппарата, формирование фонетической системы языка, формирование фонематических процессов позволила повысить уровень готовности дошкольников к освоению письма.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Алтухова, Т. А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Алтухова, Н. А. Егорова. - М. : АРКТИ, 2005. - 46 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2008. - 115 с.
4. Архипова, Е. Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 36-42.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 320 с.
6. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] : (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 90 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Боскис, Р. М. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей [Текст] / Р. М. Боскис, Р. Е. Левина // Расстройства речи при черепно-мозговых ранениях и ее восстановление / отв. ред. Л. В. Занков. - М., (Известия Академии педагогических наук РСФСР ; вып. 15) - 1948. - С. 167-191.
10. Верясова, Т. В. Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Верясова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2000. - 47 с.
11. Волоскова, Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Н. Н. Волоскова. - М., 1996. - 16 с.
12. Вопросы логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 211 с,
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
14. Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Т. А. Гарева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III междунар. науч. конф., январь 2013 г., г. Пермь. - Пермь, 2013. - С. 95-97.
15. Дизартрии [Текст] // Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. - Т. 1. - 560 с.
16. Дошкольная логопедическая служба [Текст] / под ред.
О. А. Степановой. - М. : Сфера, 2006. - 128 с.
17. Дудьев, В. П. Психомоторика [Текст] : слов.-справ. /
В. П. Дудьев. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Изд-во АПН, 1958. - 370 с.
19. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество.[Текст] : избр. тр. : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. - 369 с.
20. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. Е Журова, Д. Б. Эльконин. - URL : https://freedocs.xyz/doc-447221562(дата обращения: 12.07.2017).
21. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / М. Зееман ; пер. с чеш. Е. О. Соколовой. - М. : Медгиз, 1962. - 299 с.
22. Кадочкин, Л. Н. Роль речевых кинестезии в формировании некоторых орфографических навыков [Текст] / Л. Н. Кадочкин //Вопросы психологии. - 1955. - № 3. - С. 71-76.
23. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] : пособие для логопеда / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 177 с.
24. Киселева, В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией [Текст] / В. А. Киселева // Логопедия: методические традиции и новаторство : учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. - М. ; Воронеж, 2003, - С. 39 -50.
25. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2003. - 336 с.
26. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб. : СОЮЗ, 2003. - 224 с.
27. Лалаева, Р. И. Дисграфия [Текст] / Р. И. Лалаева // Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. - Т. 2. - 560 с.
28. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. - СПб. : Питер, 2006. -102 с.
29. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / Р. И. Лалаева. - М. : Просвещение, 1983. - 136 с.
30. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 310 с.
31. Леонтьев, А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии
ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М., 1948. - С. 120-123.
32. Лобачева, Е. К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. К. Лобачева // Логопедия. - 2005. - № 4. - С. 50-52.
33. Логопедия [Текст] : учеб. для пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 704 с.
34. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Кн. 5 : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - 480 с.
35. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Электронный ресурс] / Л. В. Лопатина. - URL : https://studfiles.net/preview/- 5799933/page:25/(дата обращения: 12.11.2017).
36. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2000. - 192 с.
37. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А. Р. Лурия. - М. : Академия, 2013. - 384 с.
38. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.
39. Лурия, А. Р. Письмо и речь [Текст] : нейролингвистич. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / А. Р. Лурия. - М. : Академия, 2003. - 352 с.
40. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма [Текст] / А. Р. Лурия // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М., 2003. - Кн. 4 ; Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. -С. 58-66.
41. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 414 с.
42. Ляудис, В. Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В. Я. Ляудис, И. П. Нэгурэ. - М. : Междунар. пед. акад., 1994. - 148 с.
43. Мартынова, Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном подходе с позиции комплексного подхода [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 732 / Р. И. Мартынова ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М., 1972. - 20 с.
44. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / А. В. Ястребова [и др.] ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
45. Назарова, Л. К. О роли речевых кинестезии в письме [Текст] / Л. К. Назарова // Советская педагогика. - 1952. - № 6. - С. 34-51.
46. Нарушения речи у дошкольников [Текст] / сост. Р. А. Белова- Давид. - М. : Просвещение, 1972. - 232 с.
47. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 688 с.
48. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников [Текст] / Н. А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы : сб. ст. / под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1965. - С. 87-94.
49. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина [и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
50. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1968. - 367 с.
51. Павлова, И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / И. Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф., май 2012 г., г. Пермь. - Пермь, 2012. - С. 120-123.
52. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : СОЮЗ, 2001. - 240 с.
53. Репина, З. А. Комплексная программа коррекции нарушений письма у школьников с дизартрией [Текст] / З. А. Репина, И. А. Филатова ; Моск. гор. пед. ун-т. - М. : [б. и.], 2012. - 31 с.
54. Репина, 3. А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / 3. А. Репина ; НИИ дефектологии АПН. - М., 1975. - 25 с.
55. Репина, З. А. Нарушения письма у школьников с ринолалией [Текст] : учеб. пособие / З. А. Репина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1999. - 90 с.
56. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : учебник / З. А. Репина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Калинина Г. П., 2008. - 140 с.
57. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] : кн. для логопедов / И. Н. Садовникова. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 256 с.
58. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. М. Смирнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.
59. Трошин, О. В. Логопсихология [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. - М. : Сфера, 2005. - 256 с.
60. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 96 с.
61. Трубникова, Н. М. Технология обследования речи [Текст] : учеб.- метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2010. - 69 с.
62. Улуханов, И. С. Словообразование. Морфонология. Лексикология [Текст] / И. С. Улуханов. - М. : Логос, 2012. - 600 с.
63. Филатова, И. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного праксиса [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 18 с.
64. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина. - М. : ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.
65. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / М. Е. Хватцев. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
66. Хрестоматия по логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - Т. 2. - 656 с.
67. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева [и др.]. - М. : Академия, 2000. - 560 с.
68. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
69. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина. - М. : Педагогика, 1969. - 120 с.
70. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 432 с.
71. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - М. : ИНТОР, 1998. - 110 с.
72. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок [Текст] : комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с мл. школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 2007. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ