Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №66142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
НАВЫКА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 8
1.1 Морфемный анализ как основа навыка
словообразования 8
1.2 Развитие навыков морфемного анализа в
онтогенезе 13
1.3Особенности словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи 20
1.4 Методические основы формирования навыков морфемного анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 28
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
36
2.1 Исследование особенностей навыков словообразования имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Интерпретация результатов
исследования 36
2.2 Методические рекомендации по формированию навыков морфемного анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


В современном мире проблема нарушения речи является очень актуальной. Встречается все больше детей, которые страдают общим недоразвитием речи.
Чаще всего под общим недоразвитием речи (ОНР) понимается системное нарушение речевой деятельности, при котором страдает нормативное усвоение всех основных компонентов языковой системы.
Теоретические и методические аспекты проблемы общего недоразвития речи представлены в многочисленных исследованиях, которые выполнены в рамках бихевиоральной и когнитивной традиции, и приоритетным направлением в практической работе с детьми является развитие когнитивной сферы. Данную проблемы в своих работах рассматривают такие ученные, как Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. Н. Трауготт, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина и др.
Одним из аспектов общего недоразвития речи является нарушение формирования морфологических обобщений и, как следствие, нарушение процесса словообразования.
Овладение навыком морфемного анализа является профилактикой нарушений письменной речи, т.к. морфологический принцип орфографии предполагает одинаковое написание морфем.
Разным возрастным этапам развития ребенка соответствуют определенные этапы осознания морфемы и операций по ее вычленению - от интуитивного в дошкольном детстве до сознательно контролируемого в школьном возрасте.
Овладение морфемным анализом является одной из самых сложных учебных задач, предлагаемых учащимся в дошкольном возрасте. Даже дошкольники с нормальным речевым развитием далеко не всегда демонстрируют удовлетворительные результаты выполнения заданий, основанных на применении навыка морфемного анализа.
В связи с этим возникает противоречие между недостаточной теоретической изученностью лингвистической компетенции учащихся с ОНР и необходимость разработки рекомендаций для логопедов по формированию морфемного анализа у старших дошкольников с 3 уровнем речевого развития.
Существующие в настоящее время рекомендации по обучению учащихся с ОНР морфемному анализу имеют фрагментарный характер, не в полной мере учитываются особенности спонтанного языкового развития этой категории детей, не разработаны методические приемы формирования полноценных языковых предпосылок усвоения морфемного анализа, что и определяет актуальность данного исследования.
В отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием большинство учащихся с общим недоразвитием речи оказывается не готово к овладению морфемным анализом вследствие несформированности операции вычленения морфем на интуитивном уровне. Наиболее подробно остановимся на суффиксальном словообразовании имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
К числу таких навыков, определяющих успешность последующего изучения орфографии, относится осуществление морфемного анализа. Овладение этим навыком представляет собой сложную задачу для старших дошкольников с ОНР, причиной чего, согласно исследованиям Р.Е Левиной, является недостаточность речевого опыта в части накопления эмпирических знаний о языке.
Овладение морфемным анализом является одной из самых сложных учебных задач, предлагаемых учащимся в дошкольном возрасте. Даже дошкольники с нормальным речевым развитием далеко не всегда демонстрируют удовлетворительные результаты выполнения заданий, основанных на применении навыка морфемного анализа.
Изучение проблемы детского словообразования имеет давнюю историю. К этой проблеме ученые обратились еще на рубеже XVIII - XIX веков, но она до сих пор не потеряла своей актуальности.
Вопросами детского словообразования занимались такие ученые, как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубряков, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнорович, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.
Рассматривая проблему детского словообразования в контексте нарушения речи, стоит отметить, что этот вопрос, к сожалению, изучен недостаточно полно. Особое внимание здесь стоит уделить работам Р.Е. Левиной, в которых она выделила три уровня нарушения речи. Она в своих научных трудах указывала различные словообразовательные возможности этих детей. Также проблема словообразования у детей с ОНР
рассматривается в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и др.
Многие вопросы связанные с проблемой словообразования имен прилагательных у детей с ОНР остаются пока не решенными. Выбранная тема очень узкая, недостаточно изученная, но весьма востребованная, и актуальная.
В данной выпускной квалификационной работе особое внимание уделяется проблеме формирования навыков морфемного анализа как основы словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, где делается попытка изучить, проанализировать и объединить имеющийся материал по данному вопросу.
Проблема исследования: совершенствование процесса формирования навыков морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР.
Целью работы является разработка методических рекомендаций по формированию навыков морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР.
Объектом исследования выступает процесс формирования навыка морфемного анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия успешности формирования навыка морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования - логопедическая работа по формированию навыков морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- комплексный подход (включение в работу воспитателя);
- выделение подготовительного этапа;
- тематический принцип изучения материала;
- использование приемов наглядного моделирования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Описать морфемный анализ как основу навыка словообразования.
2. Отобразить развитие навыков морфемного анализа в онтогенезе.
3. Изучить особенности словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Изучить методические основы (педагогический опыт) формирования навыков морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР.
5. Отобрать диагностический материал для обследования навыков морфемного анализа.
6. Провести исследование состояния навыков морфемного анализа у старших дошкольников.
7. Выявить особенности навыков морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР.
8. Разработать методические рекомендации по формированию морфемного анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В работе используются следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической литературы и других источников;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа: в своем исследовании в области изучения проблем формирования навыков словообразования у детей с ОНР мы опираемся на труды Вершининой О. М, Лалаевой Р. И. Демьянова Ю.Г., и авторы, которые занимались формированием навыка словообразования у детей в норме это Гвоздев А. Н., Л.П. Григорьева, Земская Е. А. и других ученных.
База исследования: исследование проходило на базе Детского сада № 10 «Земский» города Белгород.
Структура выпускной квалификационной работы:введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, степень ее разработанности, определяется проблема, цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методы исследования, база и структура работы.
В первой главе рассматриваются теоретические и методические аспекты навыков морфемного анализа у детей с ОНР.
Во второй главе представлен ход и результаты экспериментальной работы, также представлены методические рекомендации по формированию навыков морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР.
В заключении изложены выводы по результатам исследования.
Список использованной литературы включает в себя 35 источников.
В приложении помещен дидактический материал к диагностическим методикам, диагностические бланки с ответами детей, игры, на развитие морфемного анализа «Помоги Белоснежке» и «Помоги лягушке добраться до суши».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показал теоретический анализ литературы, проблема является актуальной. Словообразование представляет собой, с одной стороны:, особый путь развития словаря, одно из основный средств пополнения словарного состава языка, с другой - составную часть морфологической системы: языка, поскольку слова образуются путем соединения и комбинирования морфем.
К числу таких навыков, определяющих успешность последующего изучения орфографии, относится осуществление морфемного анализа. Овладение этим навыком представляет собой сложную задачу для старших дошкольников с ОНР, причиной чего, согласно исследованиям Р.Е Левиной, является недостаточность речевого опыта в части накопления эмпирических знаний о языке.
Если нормально говорящий ребенок овладевает морфемным анализом на практическом уровне в процессе речевого общения, то совершенно иная картина наблюдается у детей с ОНР.
Словообразование рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производны:х слов.
Овладение процессами словообразования является важнейшей частью при дальнейшем обучении ребенка. Осознанное овладение знаниями о словообразовательном составе слова в норме становиться доступным в школьном возрасте. В старшем дошкольном возрасте дети готовятся к переходу на третий период формирования словообразования, на которомпроисходит усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества.
Процесс словообразования является достаточно сложным, который оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. Этот навык не присущ ребенку изначально, а формируется бессознательно в процессе освоения родного языка.
Особое внимание в данной работе уделялось проблеме словообразования имен прилагательных. В современном русском языке самыми продуктивными способами образования имен прилагательных являются суффиксальный и префиксально-суффиксальный способы, также многие прилагательные образуются путем сложения двух и более слов.
Очень часто дети с ОНР совершают больше ошибок при словообразовании прилагательных, чем их сверстники. Ряд исследований на эту тему позволило сформировать типичные ошибки при словообразовании пр и л а г а т е л ь н ы х .
Также было проведено исследование на базе детского сада№ 10 города Белгорода, где присутствовал сравнительный анализ особенностей словообразования прилагательных у детей - старших дошкольников с ОНР и детей этого возраста без речевой патологии.
Экспериментальное исследование проводилось с использованием методики Р. И. Лалаевой, которая включала задания на словообразование пр и л а г а т е л ь н ы х .
Результаты исследования показали, что словообразование
прилагательных у детей контрольной группы более совершенно. Различия по всем тестам между группами детей имеют достоверный характер.
Общая структура особенностей словообразования прилагательных, т.е. уровень совершенства отдельных компонентов словообразования у детей с различным речевым развитием (ОНР и нормально развивающимися) не отличается. Наименее значительные различия между детьми с ОНР и детьми контрольной группы имеют место по результатам наиболее сложных тестов - которые сложнее удавались всем детям - в заданиях на образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества, образование притяжательных прилагательных и образование простой сравнительной степени прилагательного.
Эти стороны словообразования прилагательных даже у детей контрольной группы развиты слабо, поэтому различия между ними и детьми с ОНР менее значительные.
Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностью. Детям необходимо не только придумать прилагательное, имея основу и какой-то запас морфем, но еще и сравнить, сопоставить его с аналогичными построениями («березовый, осиновый», но - «тополиный»). У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.
В ходе исследования было установлено, что больше всего проблем у детей с ОНР возникает при образовании притяжательных прилагательных и при согласовании существительных и прилагательных.
Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию навыков морфемного анализа и в частности словообразования имен прилагательных у старших дошкольников с ОНР. В следствие нами была предложена система методических рекомендаций по формированию навыков морфемного анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Нами были рассмотрены принципы обучения и воспитания детей с ОНР. Рассмотрели комплексный подход, т.е. включение в работу воспитателя. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется
в соответствии с общими целями. Свои задачи учитель-логопед и воспитатель решают в ходе различных форм коррекционно-развивающей деятельности. Так же в работе по формированию навыков морфемного анализа мы условно выщеляли подготовительный этап, на котором решались главные задачи. Мы разработали календарно-тематическое планирование работы по формированию навыков морфемного анализа у старших дошкольников с ОНР. Опираясь на разработанный тематический план, мы использовали прием наглядного моделирования. Разработали игровые приемы, способствующие формированию навыков наглядного
моделирования.



1. Айдарова, Л.И. Психолингвистические проблемы обучения старших дошкольников русскому языку [Текст]: учебное пособие / Л.И. Айдарова, - М.: Педагогика, 2003 - 144 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400с.
3. Арутюнова, Н. Д. О понятии системы словообразования [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Филологические науки. - 2006. - №2. - C. 6 - 9.
4. Бабайцева, В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация [Текст]: учебное пособие / В.В. Бабайцева, - М.: Просвещение, 2001. - 412с.
5. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - C.34 - 40.
6. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] - М.: Педагогика, 2002. - 198с.
7. Гвоздев, А.Н. Современный русский язык [Текст]: учебное пособие / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2003. - 354с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев, - М.: Педагогика, 2003. - 320с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / В.П. Глухов, - М.: АРКТИ, 2004. - 165с.
10. Голубец, О.Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / О.Д. Голубец // Логопед. - 2013. - № 9. - С. 17 - 25.
11. Демьянов, Ю.Г. О речевых нарушениях у детей [Текст] // Дефектология. Герценовские чтения. - Л.: Наука, 2001.С. 216-220.
12. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция [Текст] / Под ред. Л.П. Григорьева. - М.: ИКЦ, 2002. - 215с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Кн. для логопеда [Текст] / Л. Н. Ефименко. - 2¬е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 2003. - 254с.
14. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 87с.
15. Земская, Е.А. Современный русский язык.
Словообразование[Текст] / Е. А. Земская. - М.: Просвещение, 2003. - 116с.
16. Козырева, Т.Д. Игры на развитие словообразования для старших дошкольников [Текст] / Т.Д. Козырева // Логопед. - 2015. - № 9. - С. 49 - 57.
17. Королькова, О.В. Игры в развитии словообразования у детей с ОНР [Текст] / О.В. Королькова // Логопед. - 2014. - № 5. - С. 87 - 93.
18. Кроткова, А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Логопед. - 2004 - № 1. - С. 31-34.
19. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование [Текст]/ Е. С. Кубрякова. - М.: Наука, 2001. - 98с.
20. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. - СПб.: Питер, 2001. - 112с.
21. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 96с.
22. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Специальная школа. 2003. - № 2 - С. 122
23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]: книга для логопедов / С.А. Миронова, - М.: Сфера Серия, 2007. - 154 с.
24. Нищева, Н.В. Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с ОНР [Текст]: учебное пособие / Н.В. Нищева, - М.: ВЛАДОС, 2008. - 54 с.
25. Савушкина, Е.Н. Словообразовательные игры на логопедических занятиях [Текст] / Е.Н. Савушкина // Логопед. - 2012. - № 2. - С. 44 - 47.
26. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]: учебное пособие / А.Г. Тамбовцева, - М.: МГУ, 1983. - 243с.
27. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи [Текст] / Т.Н. Ушакова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 7-14.
28. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст]: учебное пособие / О.С. Ушакова, - М.: МГУ, 1997. - 153с.
29. Филичева, Т.Б. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду [Текст] / Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2002. - №6. - С. 37-41.
30. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, - М.: Наука,
2005. - 132с.
31. Филичева, Т.Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, - М.: ВЛАДОС, 2009. - 62 с.
32. Цейтлин, С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии [Текст]: материалы межрегион. конференции /- СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2002. - 35 с.
33. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи
[Текст]: учебное пособие / С.Н. Цейтлин, - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
34. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности
(механизма) [Текст]: учебное пособие / А.М. Шахнарович, - М.: Наука, 2001. - 185 с.
35. Щеколдина, Т.С. Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов [Текст] / Т.С. Щеколдина // Логопед. - 2012. - № 1. - С. 37 - 39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ