Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №71316

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 10
1.1. Категории детей с тяжелыми нарушениями речи 10
1.2. Целевые ориентиры Федерального государственного
образовательного стандарта на этапе завершения дошкольного образования в отношении формирования предпосылок обучения грамоте 18
1.3. Система работы по развитию звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 28
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 41
2.1. Описание методики констатирующего этапа исследования 41
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 47
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 58
3.1. Содержание коррекционно-педагогической работы по
формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 58
3.2. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по
формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 101


Актуальность нашего исследования обусловлена важностью качественной подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выдвигает комплекс требований к дошкольному образованию. Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Содержание деятельности дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей дошкольников в различных видах деятельности, а также охватывать образовательные области, среди которых речевое развитие.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является хорошее владение устной речью, умение выделять звуки в словах, а так же наличие у дошкольника предпосылок к обучению грамоте. По мнению многих ученых, успешное школьное обучение во многом зависит от овладения ими грамотой, которое представляет собой сложный процесс овладения навыками письма и чтения в основе которого лежит звуковой аналитико-синтетический метод (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Лурия, Л.Г. Парамонова, А.В. Семенович, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова и др.). На его основе созданы и современные системы обучения грамоте (чтению и письму), т.к. он соответствует закономерностям русского языка. К тому же использование этого метода в различных системах и на протяжении длительного периода времени позволяет считать его принципиальным, стержневым положением в методике обучения грамоте.
Сформированность фонематических процессов рассматривается как важное условие овладения грамотой на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К.Д. Ушинским и нашедшим свое развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.Г. Горецкого, А.Ф. Шанько. Соответственно несформированность навыков фонематического анализа у детей приводит к трудностям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости.
В группу риска по трудностям овладения грамотой попадает категория детей с тяжелыми нарушениями речи как полиморфная группа, включающая нарушения, как в формировании средств общения, так и в их применении.
Изучению подготовки дошкольников к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Представлен ряд значимых аспектов обучения грамоте дошкольников нарушенной речевой деятельностью в исследованиях Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., определяется специфика содержания работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников, имеющих речевые аномалии.
Проблема формирования фонематического восприятия рассматривается в работах: Л.В. Воровченко, В.П. Глухов, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
На современном этапе развития образовательных систем очевиден и закономерен вопрос создания оптимальных условий формирования предпосылок обучения грамоте в дошкольном возрасте, оптимизации путей развития звуковой-слоговой аналитико-синтетической деятельности, что детерминировало наш интерес к данной проблеме и ее актуальность для системы логопедического сопровождения детей с ОНР в условиях дошкольного образования, а также позволило выделить проблему исследования: как формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР?
Объектом исследования является процесс формирования звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предметом исследования является коррекционно-педагогическая работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, будет наиболее эффективен если:
• научно-обоснованные методы психолого-педагогического и исследования исходного уровня сформированности активности в отношении звукового анализа и синтеза;
• систематизирована коррекционно-педагогическая работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: систематизировать коррекционно-педагогическую работу по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
На основе цели исследования определены следующие задачи.
1. Теоретически обосновать проблему формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Проанализировать уровень сформированности звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в контексте обучения грамоте.
3. Смоделировать и проверить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды психологов, педагогов, лингвистов:
- положение о системной организации высших психических функций и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- концепция речевой деятельности, как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев);
- принцип единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
- подходы к развитию предпосылок обучения грамоте А.В. Ястребова, Л.В. Воровченко А.Р. Лурия, А.Н. Корнев, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин, И.Н. Садовникова, Л.С. Выготский, Л.С. Цветкова, Л.Ф. Спирова, М.М. Безруких, Н.А. Никашина, П.К. Анохина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева).
- подходы к содержанию работы по подготовке к обучению грамоте детей, с нормальной и нарушенной речевой деятельностью (Б.Г. Ананьева, Л.В. Воровченко, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены особенности формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР; теоретически обоснована коррекционно-педагогическая работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе диагностические материалы, система и содержание коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с ТНР, выводы и рекомендации по ее реализации могут быть использованы в практической деятельности учителя-логопеда.
В исследовании были использованы следующие методы:
- теоретические - изучение и теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические - педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный);
- качественный и количественный анализ результатов исследования;
- моделирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №24 «Березка» (МБДОУ ДС №24 «Берёзка»), Старооскольского городского округа Белгородской области.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2015 г. - август 2016 г.).
Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностических методик. Изучение состояния проблемы в МБДОУ ДС №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.). Разработка и апробация коррекционной программы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (июнь - декабрь 2017 г.) Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов исследовательской работы. Оформление текста выпускной квалификационной работы, формулировка выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования. В ВКР представлен опыт работы деятельности автора в качестве учителя-логопеда. Результаты исследовательской работы обсуждались на педагогических и методических советах дошкольной образовательной организации.
Основные положения исследования получили одобрение на научно - практической конференции: «Инновации и традиции в современном образовании» г. Старый Оскол, 23 ноября 2016 г., «XVII Пушкарёвские чтения. Россия сквозь века: история, экономика, право, образование, культура», г. Старый Оскол, 30 ноября 2017 г. По итогам исследования опубликовано две работы.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения развития звуко-слогового аналитико-синтетической активности которые, в свою очередь, обуславливают трудности в обучении грамоте.
2. При систематизации коррекционно-педагогической работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности старших дошкольников с ТНР как предпосылки овладения грамотой необходимо исходить из уровней сформированности фонематических процессов таких как фонематический анализ и синтез, которые способствуют умению ориентироваться в звуковой системе языка.
3. Контрольный эксперимент подтверждает эффективность коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Структура работы отражает логику исследования, его тему, цель, задачами и включает: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного исследования позволяют нам сделать несколько выводов.
Теоретический анализ научной литературы, позволил определить понятие звуковой аналитико-синтетической активности как проявления самостоятельности, инициативы, в процессе познавательной деятельности по овладению сложными формами фонематического анализа (умением определять последовательность, количество, место звуков в структуре слова) и синтеза (узнавание слова по отдельно предъявленным звукам).
Так же нами были определены направления системы работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями должны быть сформированы понятия: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки; представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове; умения делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; подбор слов на заданный звук.
Нами было проведено исследование уровня сформированности звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в контексте обучения грамоте, которое показало, что старших дошкольников с ОНР недостаточно развиты навыки звукового и слогового анализа и синтеза, что проявляется в таких специфических ошибках, как пропуски, перестановки, вставки и др. Дети испытывали значительные трудности в том, чтобы определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный звук воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука. А так же нами было зафиксировано преобладание импульсивного и пассивного типов активности дошкольников в процессе деятельности
Анализ литературы и опыт работы логопедов, а так же результаты констатирующего этапа исследования, показал необходимость в оптимизации коррекционно-педагогической работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях посещения дошкольного учреждения.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей с ТНР включала четыре блока, развитие звукового анализа, развитие звукового синтеза, развитие активности и интеграция сформированных навыков. Поэтапность формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения старших дошкольников с ОНР позволяет добиться стойких результатов при обучении чтению и письму, а также способствует более успешному обучению детей в школе.
Проведенное нами исследование подтверждает эффективность системы коррекционно-педагогической работы, направленной на процесс формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Старшие дошкольники с ОНР овладели фонематическим анализом и синтезом - самым сложным из всех видов анализа речевого потока, стали лучше ориентироваться в звуковом составе слова и соответственно может записать слово правильно, не искажая звуковую структуру слова, начинает допускать гораздо меньше таких ошибок, как пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв. Также у старших дошкольников с ОНР формируется активность в процессе обучения, которая характеризуется проявлением инициативы, самостоятельности, и исполнительность в различных видах деятельности.
Таким образом, наше исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с формированием предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ТНР и имеет перспективы дальнейшего развития.



1. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст]: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / О.И. Азова. - М., 2006. - 24 с.
2. Алексеева, А.Е. Подготовка дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью [Текст]: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А.Е. Алексеева. - М., 2007. - 19 с.
3. Алехина, С.В. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебное пособие / С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. - М.: МГППУ, 2013. - 324 с.
4. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - М., 1955. - С. 104-148.
5. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.М. Костромина. - М.:Сфера. - М., 2007. - 470 с.
6. Ахмылова, Н.В. Учимся читать с удовольствием! Система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А. Зайцева [Текст] / Н.В. Ахмылова. - М.: Гном, 2008.
7. Ахутина, Т.В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет [Текст] / Т.В. Ахутина, О.В. Семенова, Р.И. Мачинская, Е.В. Крупская // Физиология человека. - 2001. - № 4. - С. 123-130.
8. Бабина, Г.В Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: методическое пособие / Г.В. Бабина, Н.А Грассе. - М.:Модэк, 2001. - 192 с.
9. Бабина, Г.В. Подготовка к обучению грамоте дошкольников с речевой патологией [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабиной,
Л.И. Беляковой. - М.: Прометей, 2004. - 224 с
10. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму [Текст]: методическое пособие / М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
11. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей
дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.:Владос, 2010. - 166 с.
12. Богатая, О.Ф. Профессиональная и психологическая готовность педагогов как условие реализации инклюзивного образования [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Интерактив плюс, - 2015. - С. 78-85.
13. Бургасова, Н.Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] / Н.Е. Бургасова, С.Ю. Танцюра // Логопед. - 2014. - № 8. - С. 112-117.
14. Воеводина, Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) [Текст] / Е.С. Воеводина // Школьный логопед. - 2006. - № 6 - С. 11-15.
15. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования дошкольников с нарушением речи [Текст]: вопросы
дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 144 с.
16. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.:Владос, 1997. - 367 с.
17. Воровченко, Л.В. Фонематический анализ в обучении грамоте детей с низким уровнем готовности к школе [Текст]: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Л.В. Воровченко. - Нижний Новгород, 2001. - 20 с.
18. Воронова, А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для дошкольников с нарушениями речи.
[Текст]: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А.П.
Воронова. - СПб., 1993. - 16 с.
19. Ворошилова, Е.Л. Формирование речевой деятельности как составляющей готовности к школьному обучению (на примере дошкольников с заиканием) [Текст]: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Е.Л. Ворошилова. - М.: 2005. - 22 с.
20. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. - М.:Эксмо, 2004. - 512 с.
21. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб.:Детство-пресс. - М., 2007. - 470 с.
22. Гризик, Т.И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. метод, пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2006. - 94 с
23. Гуровец, Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией [Текст] / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.Н. Перестронина // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. - М.: М111И, 1978. - С. 23-41.
24. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2001. - 112 с.
25. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи [Текст]: логопедия: пособие для логопедов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2005. - 65 с.
26. Жинкин, Н.И. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями речи [Текст]: пособие для логопедов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2005. - 159 с.
27. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичива. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. - 320 с.
28. Каше, Г.А Предупреждение нарушения чтения и письма у
94
дошкольников [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -
М.:Владос, 1997. - 439 с.
29. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с нарушением речи [Текст] / Г.А. Каше. - М: Книга по требованию, 2012. - 171с.
30. Кинаш, Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения [Текст] / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2003. - №3.
31. Ковшиков, В.К., Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]: учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.К. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.:Аст, 2009. - 346 с.
32. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: диагностика, коррекция, предупреждение [Текст]: учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД МиМ, 2003. - 286 с.
33. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: Айрис-пресс, 2007. - 124 с.
34. Лагутина, А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи [Текст]: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А.В. Лагутина. - М., 2007. - 26 с.
35. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
36. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.
37. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2005. - 144 с.
38. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]:
избранные труды / Г.В. Чиркина. - М.:Аркти, 2005. - 224 с.
39. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: АльянС, 2014. - 368 с.
40. Леонтьев, А.Л. Исследование детской речи [Текст] / А.Л. Леонтьев. - М.: Наука, 1974.
41. Логинова, Е.А. Предпосылки овладения детьми процессом письма [Текст] / Е.А. Логинова // Специальное образование. - № 10. - 2016. - С. 90-95.
42. Лопатина, Л.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст]: методическое наследие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - М.: Владос, 2005. - 292 с.
43. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. -79 с.
44. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]: пособие для педагогов / А.А. Люблинская. - М., Просвещение, 1971. - 415 с
45. Ляпидевский, С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики [Текст] / ред. В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2000.
- 384 с.
46. Маралов, В.Г. Как научить ребенка быть терпеливым и внимательным к людям [Текст]: пособие для воспитателей и детских практических психологов / В.Г. Маралов. - М.: «Аркти», 2009. - 136 с.
47. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников [Текст] / Л.С. Маркова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 174 с.
48. Мартынова, Е.Н. Технология предшкольного обучения первоначальному чтению на основе вариативного подхода [Текст]: материалы международной научно-практической конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ. - 2016. - 200 с.
49. Мастюкова, Е.М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е.М. Мастюков.
- М.: Владос, 1997. - 167 с.
50. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. [Текст] / под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
51. Матюшкина, А.А. Представления о решении творческой проблемы в научной школе А.М. Матюшкина [Текст] / А.М. Матюшкина // Вестник московского университета. - 2012. - №3. - С. 70-80.
52. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
53. Никашина, Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии [Текст]: пособие для логопедов / под ред. Л.С. Волковой. - М.:Владос, 2005. - 157 с.
54. Нищева, Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста [Текст]: парциальная программа / Н.В. Нищева. - СПб.: «Детство-пресс», 2016. - 256 с.
55. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 112 с.
56. Орфинская, В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии [Текст]: методическое наследие: пособие для логопедов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2005. - 121 с.
57. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии [Текст] / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 224 с.
58. Поливара, З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / З.В. Поливара. - М.: Флинта, 2013. - 23 с.
59. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 400 с.
60. Попова, Е.А. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Е.А. Попова. -
М., 2010. - 220 с.
61. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / авт. сост.: Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 245 с.
62. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 2012. - 200 с.
63. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
64. Спирова, Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающие нарушениями письма [Текст] / Л.В. Спирова - М.: Владос, 1997. - 656 с.
65. Спирова, Л.Ф. Общие методологические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер. - М.: Владос, 2005. - 152 с.
66. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте [Текст]: пособие для логопедов. - М.: Гном, 2000. - 48 с.
67. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у дошкольников, подготовительный этап [Текст]: пособие для логопеда. / Т.А. Ткаченко. - М: Владос, 2005. - 112 с.
68. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. [Текст]: методический комплект пособий «Учим говорить правильно» / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном, 2005. - 48 с.
69. Трауготт, Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами [Текст]: методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2005. - 29 с.
70. Тумакова, Г.А. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста анализу звукового слова [Текст] / Г.А. Тумакова. -
Ростов:, 1966.
71. Усанова, О.Я. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи [Текст] / О.Я. Усанова, Т.Я. Синякова. - М., 1982.
72. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2010. - 630 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования. [Электронный ресурс] от 17.10.2013 № 1155 Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.
74. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
75. Филичева, Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичива, Т.В. Туманова. - М.: «Гном и Д», 2000. 128 с.
76. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичива, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 103 с.
77. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2012. - 200 с.
78. Хабарова, С.П. Формирование готовности к овладению чтением
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореферат
диссертации ... кандидата педагогических наук / С.П. Хабарова. - Минск, 2002. - 21 с.
79. Хамидулина, Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе [Текст] / Р.М. Хамидулина. - М.: Экзамен, 2009. - 124 с.
80. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Аст, 2002. - 258 с.
81. Хитрюк, В.В. Инклюзивное образование: педагогическая
технология формирования готовности будущих педагогов [Текст] / В.В. 
Хитрюк // Педагогическое образование. - 2015. - № 1. - С. 100-112.
82. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст]: учебное пособие / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с.
83. Цукерман, Г.А. Эффективность отечественного образования [Текст] / Г.А. Цукерман // Педагогика и образование. - 2010. - №2. - С. 62-69.
84. Чиркина, Г.В. Проблема обучения дошкольников с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей [Текст] / Г.В. Чиркина // Научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 2.
85. Човгун, С.В. Учет психолого-педагогических особенностей дошкольников с ОНР в логопедической работе по подготовке к овладению письмом [Текст] / С.В. Чувгун // Специальное образование. - 2016. - №10. - С. 146-150.
86. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст]: / С.Н. Шаховская. - М.: Экономика, 1997. - 250 с.
87. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н.Х. Швачкин. - Л.:, 1948. - 132 с.
88. Швецова, И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Швецова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 71-77.
89. Щербакова, Е. К вопросу о развитии познавательной активности дошкольников [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10.
90. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь [Текст]: словарь более 2000 единиц / А.Н. Щукин. - М.: Астрель, 2008. - 746 с.
91. Эльконин, Д.Б. Развитие умственной и письменной речи учащихся [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Интор, 1998. - 112 с.
93. Ястребова, A.B., Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. // Дефектология. - 1994. - № 1. - С. 30-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ