Объект работы – Департамент по социальной политике г. Нижневартовска.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА 8
1.1 История создания и развития 8
1.2 Цель и виды деятельности 9
1.3 Организационно-правовой статус 13
1.4 Структура компании и система управления 15
1.5 Отраслевые особенности функционирования 22
1.6 SWOT-анализ городской среды г. Нижневартовска 25
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО Г.НИЖНЕВАРТОВСК 26
2.1 Характеристика управления по социальной политике 26
2.2 Исследование социальной политики г. Нижневартовска 29
2.3 Основные проблемы социальной политики г. Нижневартовска 50
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ И ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА 54
3.1 Анализ деятельности РЦ «Таукси» города Нижневартовска 54
Финансирование Учреждения в 2017 году: 61
3.2 Внедрение новой формы работы с детьми с расстройством аутистического спектра − «Нейрогимнастика» 62
3.3 Распространение опыта применения элементов Войта терапии 65
3.4 Ожидаемые результаты реализации мероприятий по повышению эффективности социальной политики г. Нижневартовска 68
3.4.1 Оценка эффективности социального проекта № 1 68
3.4.2 Оценка эффективности социального проекта № 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ А 94
Организационная структура Департамента социальной политики г. Нижневартовска 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 95
SWOT-анализ города Нижневартовска 95
Выход российского общества из экономического кризиса, переход экономики на инновационный путь развития зависят не только от качественной перестройки системы управления, развития человеческих ресурсов, но и от уровня эффективности функционирования регионов. Российская Федерация отличается значительными территориальными, демографическими, социальными, культурными отличиями, своеобразным административно-территориальным делением и нестабильным развитием региональной экономики, что приводит к замедлению социально-экономических преобразований, существенным различиям в качестве жизни и социальной неоднородности населения. Поэтому разработка стратегических целей и направлений совершенствования управления социальной политикой в регионах в настоящее время приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Социальная политика призвана улучшать условия труда и быта населения, укреплять семью и семейные отношения, создавать условия, гарантирующие гражданам минимальный доход, решать социально-демографические проблемы, связанные с увеличением продолжительности жизни, рождаемости и снижением смертности, социально защищать граждан от болезней, инвалидности, безработицы, старости, обеспечивать безопасность граждан, охрану их прав, удовлетворение духовных потребностей, совершенствовать экологические условия жизнедеятельности.
Приоритетным направлением деятельности государства по регулированию социально-экономических условий жизни общества является социальная политика региона. Реализация этой политики предполагает обеспечение условий для повышения качества жизни регионального сообщества, поддержание отношений как между социальными группами, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Формирование стратегических целей и направлений реализации социальной политики в регионе осуществляется органами государственной власти в соответствии со специфическими особенности территориального развития.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы состоит в исследовании развития и поддержки социальной политики муниципального образования на примере г.Нижневартовска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
представить характеристику департамента по социальной политике Администрации г. Нижневартовска;
провести анализ деятельности Департамента по социальной политике Администрации г. Нижневартовска;
предложить мероприятия по развитию и поддержке социальной политики г. Нижневартовска.
Объект работы – Департамент по социальной политике г. Нижневартовска. Предмет – деятельность по развитию и поддержке социальной политики Департамента по социальной политике г. Нижневартовска.
Теоретико-методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты разного уровня: Кодексы, Федеральные Законы, научные труды отечественных ученых по теме социальной политики, в частности таких как: Ахинов Г.А., Ахмадеев М.Г., Болгова В.В., Буряк Н.Ю., Волгин Н.А., Гейц И.В., Долгов А.С., Краженюк С.А, Курбанов, Т.Х., Липайкина М.И., Маргулян Я.А., Новикова, К.Н., Одегов Ю.Г., Пушкина Т.В., Смирнова А.А., Соболева И.В., Холостова Е.И.
В работе используются системный и сравнительный подходы, методы анализа и синтеза, методы дедукции, метод социологического и правового анализа, статистические методы.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в различных научных исследованиях по данной или смежной тематике.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения их в деятельности муниципального образования по вопросам развития и поддержки социальной политики.
Внедрение результатов данного исследования способно улучшить результаты деятельности Департамента социальной политики г. Нижневартовска в области развития и поддержки социальной политики региона.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Таким образом, в первую очередь, в работе исследовался Департамент по социальной политике г. Нижневартовска, который является структурным подразделением Администрации города и находится в подчинении главы Администрации.
Отмечено, что департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс. Структура Департамента представлена различными отделами, среди которых управление по социальной и молодежной политике, управление культуры и пр.
Установлено, что сегодня Нижневартовский район не обладает инвестиционным потенциалом и имиджем, достаточным для запуска указанных отраслей. В связи с этим, особое внимание должно быть уделено повышению эффективности использования внутренних ресурсов и развитию отраслей предоставления услуг населению.
Департамент по социальной политике г. Нижневартовска, является структурным подразделением Администрации города и находится в подчинении главы Администрации.
Отмечено, что департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс. Структура Департамента представлена различными отделами, среди которых управление по социальной и молодежной политике, управление культуры и пр. Анализ бюджетных расходов выявил тот факт, что с каждым годом финансирование социальной политики снижается.
Следует сказать, что в г. Нижневартовске система мер социальной поддержки сформирована с учетом принципов адресности, нуждаемости, предусматривает определенные выплаты. При этом среди основных направлений социальной политики можно выделить: социальную поддержку неработающих пенсионеров; социальную помощь гражданам в трудной или критической жизненной ситуации; социальную поддержку многодетных семей и инвалидов, занимающимся физкультурой и спортом; меры государственной поддержки в области жилищной политики; нормативно-правовые акты по социальной поддержке и социальной помощи; социальная поддержка многодетным семьям в виде компенсации расходов за наем жилого помещения и пр.
Более детальный анализ помог выявить такие проблемы, как общее снижение финансирования социальной политики, в частности снижение финансирования социальной поддержки молодежи, финансирования по созданию доступной среды в городе, финансирования объемов социальной поддержки отдельных групп населения.
Отдельно была выделена проблема занятости молодежи.
Исходя из этого необходимо было продумать рекомендации по поддержке социальной политики г. Нижневартовска.
Поэтому, в рамках данной работы исходя из необходимости развития социальной политики г. Нижневартовска рассматривается деятельность бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси», который функционирует с 1997 года. Отметим, что в данное учреждение на социальное обслуживание принимаются дети и члены их семей, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, признанные нуждающимися в оказании социальных услуг, Комиссией при Управлении социальной защиты населения по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району.
Для повышения эффективности деятельности «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси» целесообразно внедрить новую форму работы с детьми с расстройством аутистического спектра (далее – РАС). А именно, разработать и реализовать программу по лечебной физкультуре «Нейрогимнастика» для детей с РАС.
Вторым социальным проектом, который предлагается – это развитие элементов Войта терапии.
Актуальность применения Войта-терапии в процессе реабилитации обусловлена тем, что с каждым годом растет число неврологических больных детского возраста, течение заболевания которых приводит к последующей инвалидизации.
Результаты исследования по внедрению «Нейрогимнастики» у детей с ЗПР различного генеза и нарушениями речи свидетельствуют о его достаточной эффективности в комплексной медикаментозной терапии и психолого-педагогический коррекции.
Если говорить об эффективности Войта терапии, то ее эффективность представлена большим количеством показателей здоровья пациентов, которые улучшаются в период проведения данной методики.
Внедрение данных методик в работу Реабилитационного центра будет способствовать развитию социальной поддержки населения в г.Нижневартовск.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 05.04.2018).
2 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 05.04.2018).
3 Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной социальной помощи» // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 05.04.2018).
4 Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ (ред. от 14 ноября 2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 05.04.2018).
5 Положение о департаменте по социальной политике администрации города Нижневартовска от 29.09.2017 № 219//Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/documents/dumaReshenie/29-09-2017/219.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 5.04.2018).
6 Положение об управлении по социальной и молодежной политике администрации города Нижневартовска от 18.09.2015 №855 //Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/documents/dumaReshenie/18-09-2015/855.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 5.04.2018).
7 Ахинов, Г.А. Социальная политика: Учебное пособие / Г.А. Ахинов. – М.: Инфра-М, 2015. – 524 с.
8 Ахмадеев, М.Г. Социальная защита населения города и села – пути решения / М.Г. Ахмадеев // Современные тенденции социально-экономического и культурного развития города и села / М.Г. Ахмадеев. − Уфа: Вост. ун-т, 2015. – 51-70 с.
9 Болгова, В.В. Социальная и демографическая политика современного российского государства: некоторые проблемы формирования целей / В.В. Болгова // Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. Самарский государственный экономический университет. – 2016. – С. 182-185.
10 Буряк, Н.Ю. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей / Н.Ю. Буряк // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». – 2014. – С. 200-202.
11 Волгин, Н.А. Социальная политика. Энциклопедия / Н.А. Волгин. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 416 с.
12 Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации / И.В. Гейц. − М.: Дело и Сервис, 2014. − 640 с.
13 Государственные и муниципальные финансы: методические указания по выполнению курсовой работы для обучающихся всех форм обучения по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / сост. Т.В. Прокопьева. – Нижневартовск, 2016. – 6 с.
14 Долгов, А.С. Социальная защита и ее организационно-экономические формы / А.С. Долгов //Человеческие ресурсы: формирование, использование, развитие / А.С. Долгов. − Саратов: Науч. кн., 2017. – 234-237 с.
15 Краженюк, С.А. Современное определение целей и направления деятельности в области социальной политики / С.А. Краженюк // В сборнике: Advances in Science and Technology Сборник статей X международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 175-176.Курбанов, Т.Х. Современная социальная политика государства: цели, задачи, регулирование / Т.Х. Курбанов // Сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 135-139.
16 Липайкина, М.И. Социальная политика: цели и теоретические основы изучения / М.И. Липайкина // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. - № 1 (17). – С. 113-116.
17 Маргулян, Я.А. Социальная политики региона: приоритетные задачи и цели / Я.А. Маргулян // В сборнике: Актуальные проблемы социологии Сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2017. – С. 59-65.
18 Маркетинг территорий: методические указания для проведения практических занятий и самостоятельной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / сост. А. Р. Ишниязова. – Нижневартовск, 2017. – 7 с.
19 Муниципальная программа «Доступная среда в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы» от 30.09.2014 №1949 //Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/documents/agPost/30-09-2014/1949.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 5.04.2018).
20 Муниципальная программа «Молодежь Нижневартовска на 2015-2020 годы» от 12.09.2014 №18344 //Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/documents/agPost/12-09-2014/18344.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 5.04.2018).
21 Муниципальная программа «Развитие гражданского общества в городе Нижневартовске на 2016-2020 годы» от 06.08.2015 №1480 //Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/documents/agPost/06-08-2015/1480.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 5.04.2018).
22 Муниципальная программа «Социальная поддержка и социальная помощь для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2016-2020 годы» от 07.08.2015 №1499 //Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/documents/agPost/07-08-2015/1499.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 5.04.2018).
23 Новикова, К.Н. Управление системой социальной защиты населения / К.Н. Новикова. − Казань: КГТУ, 2016. – 270 с.
24 Одегов, Ю.Г. Социально-защитная функция государства и ее реализация// Экономика социально-трудовых отношений в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / Ю. Г. Одегов. − М.: [б. и.], 2014. – 107-146 с.
25 Пушкина, Т.В. Цели и определения социальной политики / Т.В. Пушкина // Экономика и социум. – 2016. - № 10 (29). – С. 505-507.
26 Смирнова, А.А. Основные цели, задачи и функции социальной политики / А.А. Смирнова, М.С. Егорова // Молодой ученый. – 2015. - № 11-4 (91). – С. 208-211.
27 Соболева, И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития / И.В. Соболева // Проблемы теории и практики управления. − 2015. - № 3. – С.11-18.
28 Управление социальной сферой муниципального образования: методические указания для проведения практических занятий и самостоятельной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / сост. А. Р. Ишниязова. – Нижневартовск, 2017. – 11 с.
29 Устав города Нижневартовска от 20 июня 2005 № 502 (ред. от 27 октября 2017 года) //Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/documents/dumaReshenie/20-05-2016/1037.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 5.04.2018).
30 Финансы бюджетных организаций: учебное пособие для обучающихся очной и заочной форм обучения для направления подготовки бакалавров 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / сост. Т.В. Прокопьева. – Нижневартовск, 2016. – 33 с.
31 Холостова, Е.И. Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения // Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. − 3-е изд. − М.: Дашков и Ко, 2016. - 156-181 с.
32 Официальный сайт органов местного управления г.Нижневартовска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/ свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 20.04.2018).
33 Коваленко, Е.А. Проблема занятости молодежи в РФ / Е.А. Коваленко, Э.Р. Геворкян // В сборнике: Традиции и инновации в современной науке Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 405-40
34 Тедеева М.Д. Проблема занятости молодежи в России / М.Д. Тедеева // Сборник статей победителей V Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 352-354.
35 Мамаева, М.М. Проблема занятости молодежи на рынке труда / М.М. Мамаева, Э.З. Мисходжева // Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. МЦНС «Наука и Просвещение». – 2016. – С. 9-11.
36 Осьмук, Л.А. Консолидированная политика как управленческая стратегия решения социальных проблем в регионе / Л.А. Осьмук //
Вестник НГУЭУ. – 2012. - № 4. – С. 150-157.
37 Колесник, С.А. Проблемы финансирования расходов муниципального бюджета на социальную политику / С.А. Колесник, С.В. Фатеева //
Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. - № 7-8. – С. 85-88.
38 Уварова, М.В. Основные направления совершенствования финансирования социальных расходов бюджета и повышение их роли в реализации социальной политики / М.В. Уварова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. - № 2 (7). – С. 262-269.
39 Прокопьев А.В., Прокопьева Т.В. Подходы к определению инвестиционного потенциала региона // Теория и практика общественного развития. – 2016. - №12. – С. 73-75.
40 Прокопьев А.В., Прокопьева Т.В. Основные результаты и тенденции развития реального сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Теория и практика общественного развития. – 2015. - №22. – С. 69-72.
41 Прокопьев А.В., Прокопьева Т.В. Приоритетные направления инновационного процесса в высшем образовании в условиях формирования инновационной инфраструктуры (статья) // Современные тенденции развития инновационной экономики: сборник статей участников Международной заочной научно-практической конференции (24-25 октября 2013 г.). – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. – 292 с.