Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности региональной социальной политики и ее роль в экономике

Работа №35210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
658
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы региональной социальной политики 6
1.1. Сущность региональной социальной политики 6
1.2. Роль региональной социальной политики в экономике региона.. 12
1.3. Показатели оценки эффективности региональной социальной
политики 21
2. Анализ особенностей региональной социальной политики и ее
роли в экономике (на примере Республики Татарстан) 29
2.1. Роль социальной политики в экономике Республики Татарстан.. 29
2.2. Тенденции бюджетного финансирования социальной политики
в регионе
2.3. Оценка эффективности региональной социальной политики в
Республике Татарстан 47
3. Основные направления совершенствования региональной
социальной политики в Республике Татарстан 57
3.1. Пути повышения роли социальной политики в экономике
региона 57
3.2. Направления развития региональной социальной политики в
Республике Татарстан 64
Заключение 76
Список использованных источников 80


В последние десятилетия в российской науке активизировался процесс понимания результатов социальных реформ и стратегических перспектив развития государства. В наше время российские ученые, политики и практики разрабатывают новую стратегию: государственную социальную политику, которая отвечает требованиям времени, сочетает в себе целенаправленность и универсальность, широту охвата населения и максимальное соответствие оказываемой поддержки потребностям конкретных граждан.
На федеральном уровне, как известно, закладываются основы государственной социальной политики, но в контексте административной реформы России важную роль играет реализация и развитие социальной политики на уровне субъектов Федерации. Это организационный и управленческий уровень, сочетающий в себе общегосударственное и конкретно региональное начало. Специфические условия конкретной территории, ее ресурсная база, культурно-исторические традиции, особенности менталитета населения - все эти и факторы влияют на формирование идеологии социальной политики, разработку нормативноправовой базы и реализацию практических мер. Сочетание краткосрочных и долгосрочных процессов и тенденций, адекватно отражающих экономические и социокультурные характеристики, определяют специфику региональной социальной политики.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 года определена стратегия экономического, социального и политического развития страны, а также укрепления вертикали исполнительной власти. Эти политические взгляды были адекватно отражены в формировании современной нормативно-правовой базы социальной политики Российской Федерации.
Одним из наиболее заметных результатов трансформационных процессов, проведенных в нашей стране в последние годы, стало снижение уровня жизни большинства населения и усиление социальной дифференциации общества. Это требует изучения социальной политики, которая непосредственно влияет на благосостояние людей, поиска экономически эффективных механизмов, которые позволяют, при ограниченных ресурсах, улучшать благосостояние населения без значительных бюджетных вливаний.
В то же время в последние годы в Российской Федерации сформировался слой социально активного населения, который успешно адаптировался к современным социально-экономическим условиям. Особенности реализации социальной политики в отношении этой категории лиц заключаются в возможности использования их финансовых ресурсов для решения своих социальных проблем. В этом случае на первый план выходит проблема формирования институциональной среды, позволяющей реализовать такую социальную политику. Поэтому изучение проблемы формирования институциональной базы для реализации социальной политики в отношении социально активных групп населения, разработка экономических механизмов ее реализации в отношении этих групп являются весьма актуальными.
Наличие межрегиональной асимметрии, необходимость учета местных особенностей определяют смещение центра тяжести при формировании и реализации социальной политики с федерального на региональный уровень, что делает особенно актуальным анализ выявленных проблем на региональном уровне.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей региональной социальной политики и ее роли в экономике региона.
Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи:
- изучены теоретические основы региональной социальной политики;
- проведен анализ особенностей региональной социальной политики и ее роли в экономике на примере Республики Татарстан;
- рассмотрены и предложены основные направления совершенствования региональной социальной политики в Республике Татарстан.
Объектом исследования является региональная социальная политика.
Предмет исследования - особенности региональной социальной политики и ее роль в экономике региона.
Информационно-аналитической базой исследования послужили отчетные данные Федеральной службы государственной статистики, данные министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, а также Министерства экономики Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Региональная социальная политика представляет собой поддержание отношений как между социальными группами, так и обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создания социальных гарантий при формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Роль региональной социальной политики в экономике региона весьма существенна. Это связано с тем, что без развития социальной сферы невозможно ожидать экономического прогресса в том или ином регионе. Проведение активной социальной политики позволяет устранять проблемы, связанные с неравномерным распределением доходов среди отдельных групп населения.
Оценка эффективности социальной политики в регионе проводится посредством определения социальной эффективности. В свою очередь, социальная эффективность представляет собой соотношение затрат на социальные мероприятия с полученными результатами. Следовательно, предоставление социальных услуг не может рассматриваться с точки зрения размера их финансирования; Необходимо оценить эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные аспекты социальных явлений и процессов.
Социальная политика оказывает заметное влияние на развитие экономики Республики Татарстан. Например, меры по снижению безработицы снижают уровень напряженности на региональном рынке труда, что, в свою очередь, вносит определенный вклад в увеличение валового регионального продукта. Осуществляемые в регионе меры по обеспечению социальной защиты населения позволяют поддерживать наименее защищенные слои населения, что также способствует снижению уровня напряженности в обществе и сокращению оттока трудовых ресурсов из наименее оплачиваемых секторов региональной экономики, например, образования, здравоохранения и т.д.
Проведенный анализ бюджетного финансирования социальной политики в Республики Татарстан показал, что мероприятия в области реализации социальной политики составляют один из важнейших приоритетов государственной политики в регионе. Так, в 2018 году 1/5 часть всех бюджетных расходов в Республике Татарстан была направлена на реализацию мер социальной политики. Социальная политика финансируется из регионального бюджета по следующим направлениям: социальное обеспечение населения (71,7% всех расходов в 2016-2018 гг.), социальное обслуживание населения (14,6%), охрана семьи и детства (10,8%), пенсионное обеспечение (2,2%), другие вопросы в области социальной политики (0,7%).
Анализ отдельных показателей характеризующих эффективность региональной социальной политики, через результативность развития социальной сферы показал, что в Республике Татарстан доля населения, имеющих доходы ниже прожиточного минимума существенно ниже, чем в других субъектах Приволжского федерального округа (7,4% по данным за 2018 год). Однако покупательная способность пенсий в регионе имеет динамику снижения в 2016-2018 гг. Так, в 2016 году этот показатель составлял 255,3%, в 2017 году он снизился до 188,7%, в 2018 году сократился до 175,7%. Кроме этого, все еще высокой сохраняется доля продуктов питания в структуре расходов домашних хозяйств в регионе - 29,4% по итогам 2018 года. Кроме этого, существуют серьезные вопросы, требующие разрешения в социальной сфере региона, а именно миграционные проблемы, проблемы уровня доходов работников в важнейших отраслях социальной сферы региона: образовании и здравоохранении.
С целью повышения роли социальной политики в экономике региона необходимо:
- разработать и утвердить целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграционному приросту на период до 2020 года по каждому муниципальному району Республики Татарстан;
- разработать комплекс мер, направленных на обустройство социальной инфраструктуры территорий с низкой плотностью населения;
- разработать систему показателей оценки уровня и качества жизни сельского населения, позволяющих оценивать результаты социального развития сельских территорий;
- рассмотреть вопрос о необходимости законодательного закрепления срока предоставления технического средства реабилитации инвалиду с учетом сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации для заключения государственного контракта на его поставку;
- разработать региональный план мероприятий по демографическому развитию, включающие целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграции до 2020 года, согласовав их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- осуществить комплекс мер по повышению информированности населения о федеральных и региональных мерах по поддержке семей с детьми, прежде всего о мерах в связи с рождением второго и последующих детей;
- предусмотреть мероприятия по предотвращению возникновения задолженности по заработной плате;
- принять меры по созданию новых рабочих мест, повышению уровня информирования населения Республики Татарстан о том, какие реализуются региональные программы по повышению мобильности трудовых ресурсов;
- принять меры, направленные на повышение качества и доступности для граждан государственных услуг в области содействия занятости, включая корректировку действующих программ занятости населения и разработку дополнительных мер поддержки занятости работников, расширение программ их переобучения;
- развивать региональный рынок арендного жилья различной ценовой категории с целью развития мобильности трудовых ресурсов, в том числе за счет предоставления из бюджета субъекта Федерации субсидий на оплату жилого помещения по договорам коммерческого и некоммерческого найма малоимущим гражданам с детьми, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и др.
Проведенное исследование показало, что социальная сфера в Республике Татарстан находится в относительно благоприятном состоянии по сравнению с другими регионами России. Вместе с тем, дальнейшее развитие социальной сферы региона требует совершенствование социальной политики в субъекте Федерации.
В этой связи, можно предложить следующие рекомендации для дальнейшего развития и совершенствования социальной политики в Республике Татарстан.
1. Обеспечение эффективной занятости в Республике Татарстан путем внедрения гибкой, управляемой модели рынка труда и совершенствование деятельности служб занятости.
2. Совершенствование предоставления мер социальной поддержки путем внедрения принципов адресности и нуждаемости.
3. Повышение качества и доступности социальных услуг через внедрение информационных и инновационных технологий и развитие негосударственного сектора.
4. Создание доступной социальной инфраструктуры в целях повышения качества жизни жителей Республики Татарстан, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения.
5. Стимулирование рождаемости и создание эффективной системы поддержки семей с детьми



1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019)
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019)
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
4. Закон Республики Татарстан от 23.06.2017 №39-ЗРТ «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2016 год»
5. Закон Республики Татарстан от 26.05.2018 № 36-ЗРТ «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2017 год»
6. Закон Республики Татарстан от 30 ноября 2017 года №85-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
7. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 20.07.2017 года № 475 об утверждении Стратегии формирования и накопления человеческого капитала в области труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан до 2021 года и на период до 2030 года
Книги, монографии
8. 2017: социальные итоги и уроки для экономической политики: Научное / Под ред. Малева Т.М. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2018. - 122 с.
9. Анализ региональной антикризисной политики: Пособие /
Стародубровская И.В., Зубаревич Н.В., Назаров В.С. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2010.
10. Глобальный мир. Политика. Экономика. Социальные отношения : монография / В.Б. Кувалдин. - М.: Весь Мир, 2017. - 400 с.
11. Институциональные изменения в социальной сфере российской экономики: Монография / Под ред. Тамбовцев В.Л. - М.:МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. - 256 с.
12. Информационные технологии в социальной сфере / Гасумова С.Е., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 312 с.
13. Мамедов, О. Ю. Экономическая политика как система критических
социальных технологий : монография / О. Ю. Мамедов, Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, И. В. Мовчан ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального
университета, 2018. - 150 с.
14. Промышленная политики России: политэкономические и
региональные аспекты: / Осипов В.С., Евсеев В.О., Невская Н.А.; Под ред. Осипова В.С. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
15. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2016.
16. Региональная экономика. Основной курс. / РЭА им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2008.
17. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учеб. пособие / Н.А. Каменских. — М. : ИНФРА-М, 2017.
18. Силуэты региональной экономической политики на Юге России: монография / Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. - Ростов-на- Дону:Издательство ЮФУ, 2018.
19. Социальная политика на периферийных территориях: актуальные проблемы / Стародубровская И.В. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2014.
20. Социальная политика: Учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
21. Социальная политика: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
22. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016. - 192 с.
23. Социальная работа в ФРГ/Дубинский В. И. - М.: ИНФРА-М Издательский Дом, 2012. - 33 с.
24. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Приступа Е.Н. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
25. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Уч. пос. / Акмалова А. А., Капицын В. М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 220 с.
26. Социальная работа с молодежью [Электронный ресурс] : Учебное пособие для бакалавров / под ред. Н. Ф. Басова. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2018. - 328 с.
27. Социальная эволюция: Монография / А.Г. Ганжа. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2018. - 106 с.
28. Теоретические и практические основы социально-культурной политики: Учебное пособие / Фетисов А.В. - М.:Дело, 2011. - 152 с.
29. Хоминич, И. П. Страховые механизмы реформирования социальной сферы [Электронный ресурс] : Монография / И. П. Хоминич, Ю. Ю. Финогенова, Н. Ф. Челухина и др.; под ред. д.э.н., проф. И. П. Хоминич. - М.: Дашков и К, 2017. - 252 с.
30.Экономика и управление социальной сферой / Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. - М.:Дашков и К, 2018. - 496 с.
31.Экономическая политика государства : социальная справедливость в экономических отношениях: Уч.пос. / Петросян Д.С., Безпалов В.В., Лочан С.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
32. Калманова С.А. О понятии социального государства // Вестник Московского государственного открытого университета. 2017. № 3. С. 34-41.
33. Асланова С.Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. - 2017. -№9. - С. 511—514.
34. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социальнотрудовых проблем. - М.: Экономика, 2015. - С. 179-220.
35. Григорьева Н. К вопросу о понимании современной европейской социальной политики: от минимальных стандартов к социальному качеству // Матер. науч. семинара «Проблемы современного государственного управления в России». — Вып.7. — М.: Научный эксперт, 2011 — С. 38.
36. Джандубаев Махмуд Рамазанович Приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях // Бизнес в законе. 2017. №1 С. 159-161.
37. Димитрова С.И., Терзиев В.К. Предложения в области социального капитала, партнерства и сети. Развитие социальной экономики. Поддержка социальной инновации // Международная научно-практическая конференция «Экономические науки: теоретический и практический взгляд». - Уфа: НИЦ Аэтерна, 2018. - С. 3742.
38. Егорова, М. С. Социальная политика России /М. С. Егорова, А. А. Смирнова//Шетайопа1 Journal of Applied and Fundamental Research. - 2015, №5, С. 302-304.
39. Кураков А. Л., Бондаренко Н. В. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестник ЧГУ. 2010. № 1 С. 397-405.
40. Ламперт Х.Социальная рыночная экономика. Германский путь / Пер. с нем. — М., 2017. — С. 119.
41. Московская, А. Социальное предпринимательство и структуры его поддержки в России // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика
межсекторного взаимодействия - 2010. Сборник науч. статей. - М.: АСИ, 2015. C. 125 - 140.
42. Немова Л. Канадская модель социальной политики // США, Канада: Экономика — политика — культура. — 2007. — № 9. — С. 21-34.
43. Павлюкова О. В., Ходжаева И. Г., Дорошина И. П. Механизм построения социальной политики в современной России // Интернет-журнал Науковедение. 2018. № 3 (22) С. 56.
44. Погосян М.С. Социальные программы в социальной политике организаций // Социально-политические науки. 2015. № 1 С. 168-171.
45. Соловьева В.А. Реализация государственной социальной политики: проблемы и перспективы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №7. - С. 57-60
46. Суховский А. Государственное регулирование социальной сферы в развитых странах Запада // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 8. - С. 23-34.
47. Терзиев В.К., Димитрова П. Развитие системы социальной поддержки в Болгарии // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки». - Уфа: НИЦ Аэтерна, 2016. - С. 281-307.
48. Thorslund M., Bergmark A., Parker M.G. Difficult Decisions on care and services for elderly people: the dilemma of setting priorities in the welfare state // Scandinavian Journal Social Welfare.2007. № 6. P. 197-206.
Электронные ресурсы
49. Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru
50. Татарстанстат - www.tatstat.gks.ru
51. Министерство труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан - www.mtsz.tatarstan.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ