Особенности обучения грамоте детей предшкольного возраста в условиях подготовительного класса общеобразовательной школы (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит чисто теоретический характер.
Введение 2
Глава 1. Особенности развития и готовности к обучению грамоте детей предшкольноговозраста 4
1.1 Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.2 Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников 7
Глава 2 Обучения грамоте детей предшкольного возраста в условиях подготовительного класса общеобразовательной школы. 13
2.1 Особенности и методы обучения грамоте детей в группах предшкольной подготовки 13
2.2 Игры и упражнения для обучения грамоте детей предшкольного возраста в условиях подготовительного класса 28
2.3 Методическая разработка урока по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки 33
Заключение 39
Список литературы 41
В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней.
В настоящее время многие дети приходят в первый класс, минуя дошкольные учреждения в силу тех или иных причин. Следствием является различный уровень готовности детей к обучению в школе.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что возраст 5-7 лет является периодом интенсивного присвоения ребёнком знаний и социального опыта.Организация групп предшкольной подготовки поможет проявить в той части истинной природы ребёнка, которая по тем или иным причинам остаётся не востребованной в обыденной жизни. У дошкольников появляется возможность для неформального проживания ситуации успеха, лидерства, интеллектуального и коммуникативного развития вместе с другими детьми.
При реализации обучения в классах предшкольной подготовки, необходима организация грамотной образовательной среды, соответствующей психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей, а также наличие высокого уровня подготовки педагогических кадров.
Целью данной работы анализ особенностей обучения грамоте детей предшкольного возраста в условиях подготовительного класса общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста;
проанализировать формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников;
изучить особенности и методы обучения грамоте детей в группах предшкольной подготовки;
охарактеризовать игры и упражнения для обучения грамоте детей предшкольного возраста в условиях подготовительного класса;
разработать урок по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки.
Объектом работы выступаетобразовательныйпроцессв условиях подготовительного класса общеобразовательной школы. Предметом – особенности их обучения грамоте в условиях подготовительного класса общеобразовательной школы.
Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).
Но и сегодня вопрос обучение детей дошкольного возраста грамоте остается во многом дискуссионным. Среди обсуждаемых тем чаще всего является вопрос целесообразности целенаправленного ознакомления ребенка с буквами, а также обучение ее читать и писать.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как В.М. Акименко, Л. Выготский, Н.М. Борозинец, В.Г. Горецкий, С.Г. Макеева, Е.Н. Мартынова, Л.В. Трегубоваи др.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Старший дошкольный возраст – очень важен в развитии ребенка. Именно в этот период он совершает большой скачок в физическом и психологическом развитии
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Чтобы обучить ребенка, нужен правильный подход и соответствующие знания, ведь обучение детей грамоте – это первые шаги детей дошкольного возраста на пути освоения всего русского языка. Условно этот предмет можно разделить на категории: формирование навыка чтения и навыка письма.
Эти фундаментальные вещи лежат совсем на поверхности, но за ними кроются такие глубинные психические процессы, как развития мышления и восприятия. Также у дошкольника совершенствует навык синтеза и анализа информации.
Методика обучения детей грамоте успешно применяется и в начальных классах школы, однако, педагоги советуют развивать своё чадо ещё до школьной скамьи. Дело в том, что школа резко меняет вектор деятельности человека.
Ранее он привыкал познавать мир через призму игры, придумывая для себя правила, подчиняясь и игнорируя их по собственному желанию. Образовательное учреждение диктует свои нормы поведения, с которыми надо считаться.
Безусловно, для начинающего ученика – это стресс. На фоне таких переживаний дети сталкиваются с серьёзными препятствиями в обучении. Роковую роль играет разный уровень подготовки дошкольников к первому звонку. Кто-то из класса научился читать, кто-то не понимает буквы и слегка отстаёт.
Помимо образовательных задач средняя школа должна решать задачи воспитательные и развивающие. Именно поэтому родителями должна осуществляться своевременная подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Обучение в классах предшкольной подготовки даёт возможность детям достигнуть необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. Возраст для детей 6-7 лет является сензитивным периодом, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет хорошо учиться в школе и станет успешным в дальнейшем.
Всё время совершенствуются и разрабатываются новые оригинальные методики. Они позволяют в простой и интересной детям игровой форме запомнить такие важные понятия твердые и мягкие звуки, ударный слог, гласные и согласные, а также приучать руку к письму.
Главной целью дошкольной подготовки является всестороннее развитие ребенка. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
1. Азбука-скороучка: учебник для подготовки детей в семье и детских дошкольных учреждениях к школе / сост. В. Г. Горецкий. – М.: ООО «Медиа-Пресс», 1996. – 252 с.
2. Акименко, В.М.Системазанятийпообучениюграмотедетейвгруппахпредшкольнойподготовки: Учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. – Ставрополь: Изд-воСГПИ,2016.–136 с.
3. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. Ставрополь, 2016. – 470 с.
4. Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме / И.А. Быкова. – СПб: Детство-Пресс. – 2013. – 112 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2014. – 456 с.
6. Горецкий, В.Г. О возможных вариантах обучения грамоте / В.Г. Горецкий // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 15-20.
7. Методика обучения детей грамоте[Электронный ресурс] // Воспитание и развитие детей. – Режим доступа: http://detytko.ru/obuchenie-detej/obuchenie-gramote-rebenka/ (дата обращения: 27.04.18).
8. Макеева, С. Г. Использование звукового анализа для эстетического восприятия языка младшими школьниками / С. Г. Макеева. – Ярославль, 1989. – 356 с.
9. Мартынова, Е.Н. Технология предшкольного обучения первоначальному чтению на основе вариативного подхода / Е. Н. Мартынова // Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. – Ярославль: РИО ЯГПУ. – 2016. – С. 200.
10. Марцикевич, Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста Г.Ф. Марцикевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 469 с.
11. Обучение грамоте: методическое пособие / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. – М.: Серия «Академический школьный учебник» / Российская акад. наук, Российская акад. образования. – 2016. – 250 с.
12. Прохорова, Т.А. Готовимся к обучению грамоте. Слоги и слова / Т.А. Прохорова. – М.: Просвещение, 2016. – 560 с.
13. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. – Ярославль, 2013. – 456 с.
14. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя / Р.Д. Тригер. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2015. – 210 с.
15. Трегубова, Л.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте посредством игр и игровых технологий / Л.В. Трегубова, И.Е. Попова, Л.В. Лопарева // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 2 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 186-189.
16. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1968. – 520 с.