Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия подготовки дошкольников к обучению грамоте

Работа №98750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 9
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности готовности
детей 6-7 лет к обучению в школе 9
1.2. Методы обучения грамоте в их историческом развитии 19
1.3. Педагогические условия, способствующие успешной подготовке
дошкольников к овладению грамотой 28
1.4. Анализ нормативных документов по проблеме исследования 39
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.... 47
2.1. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению
грамоте 47
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий,
направленного на реализацию педагогических условий подготовки дошкольников к обучению грамоте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте, являющаяся важнейшим компонентом непрерывного образования в период детства. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка и речи, научиться разграничивать эти единицы на основе их существенных признаков, соотносить единицы устной речи со способами их передачи на письме, хотя бы самыми простыми, с помощью фишек, полосок бумаги. Подготовка к обучению грамоте является важнейшим компонентом языкового образования в дошкольном детстве, поэтому в содержании программ ДОУ заложены задачи: сформировать у дошкольников представление об основных единицах языка и речи: звуке, слоге, слове, предложении.
Важный этап в жизни каждого ребенка, это поступление в школу. Данный этап полностью меняет его социальную ситуацию. Для того чтобы ребенок успешно начел учиться в 1 классе его необходимо подготовить. Важно, чтобы дети в возрасте 7 лет владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. На детский сад возложена важная функция в подготовке детей к обучению в школе, так как детский сад является первой ступенью в системе образования.
Один из основных показателей готовности ребенка к школе - правильная речь. Если речь у ребенка сформирована правильно, то это дает гарантию успешного освоения чтения и письма. Потому что на основе устной речи у детей формируется письменная речь. Дети, страдающие общим недоразвитие речи и фонематического слуха, неспособны полноценно овладеть навыком письма и чтения при нормальном развитии интеллекта.
Ключевая задача в процессе обучения грамоте - это развитие у детей дошкольного возраста общего ориентира в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, который включает: определение порядка расположения звуков в слове, а также их ведущих характеристик. Соответственно, готовность к обучению грамоте старших дошкольников объединяет сформированность и развитие общей и мелкой моторики, координации движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Недостаточное развитие этих компонентов может спровоцировать у детей негатив по отношению к обучению грамоте.
Основной предпосылкой формирования речи становится развитие как общей и мелкой моторики рук, так и речевой моторики. Исследования П.Н. Анохина, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии обосновали серьезность влияния на развитие высшей нервной деятельности манипуляций рук и, в частности, на развитие речи [22].
М.М. Кольцова в своих научных изысканиях подчеркивала, что уровень сформированности речи зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Она сделала вывод о том, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук» [22].
Соответственно, высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, а также о психологической готовности детей к целенаправленному и регулярному обучению. Специальные игры и упражнения, способствующие активизации формирования мелкой моторики, также положительно влияют на поддержание тонуса и работоспособности коры головного мозга. В результате регулярного использования подобных игр происходит значительное улучшение внимания, слухо-зрительно-моторной памяти.
Для старших дошкольников не менее важным является формирование пространственных представлений, в состав которых входят не только определение формы, величины, местоположения и перемещения объектов, но также и определенная последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.
Низкий уровень развития пространственно-временных представлений будет мешать полноценному развитию процессов чтения и письма. Прежде чем детей учить письму, сначала дети должны освоить трансформацию пространственной последовательности - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Следовательно, временная и пространственная составляющие восприятия и воспроизведения речи взаимосвязаны.
Не менее важной составляющей готовности к обучению грамоте является чувство ритма, встречающиеся в разнообразных видах деятельности. И.Н. Садовникова определяет чувство ритма как способность, которая проявляется при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда.
Русский педагог К.Д. Ушинский, изучая вопросы овладения графическими навыками, считает, что важным компонентом хорошей каллиграфии является ритмичность движений пальцев руки во время письма [46].
В процессе чтения чувство ритма также присутствует в случае смены ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Ритм движения процесса письма отражается в его результате. Если элементы букв равноудалены, написаны с одинаковым наклоном, то данное письмо похоже на ритмический узор.
Соответственно, можно сделать вывод, что процесс письма и чтения соотносится с деятельностью не только узколокализованной зоны, а всех участков коры головного мозга. Л.Я. Желтовская и Е.Н. Соколова доказывают, что к началу обучения в школе у ребенка не все участки коры головного мозга морфологически и функционально сформированы, особенно лобные доли, что препятствует успешному обучению.
Следовательно, эффективное обучение грамоте возможно только на основе сформированного уровня готовности, предполагающего не только общую психологическую и специальную подготовку, а развитие у ребенка определенных умственных, нравственных и физических качеств. Соответственно, для обучения грамоте важен высокий уровень общего развития, наличие мотива обучения, адекватность и регулирование поведения, сформированность образовательных и речевых навыков.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что на сегодняшний день в практике дошкольных учреждений недостаточно эффективно проходит подготовка детей к обучению грамоте. Следовательно, потребность в изучении педагогических условий подготовки старших дошкольников к обучению грамоте обусловлена рядом противоречий: между предъявляемыми обществом требованиями к развитию речи дошкольников, обусловленными региональными социально-экономическими, культурно-национальными особенностями, и несоответствием этим требованиям уровня речевого развития детей дошкольного возраста; между практической необходимостью дошкольных образовательных учреждений и недостаточным использованием педагогических условий, способствующих качественной подготовке дошкольников к обучению грамоте; необходимостью обновления содержания подготовки воспитателей по данному вопросу и недостаточностью систематизации научно-педагогических разработок, способствующих повышению результативности подготовки дошкольников к обучению грамоте. Исходя из вышеизложенного, мы выделяем проблему исследования: недостаточное использование в практике дошкольных учреждений педагогических условий, способствующих эффективной подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Цель исследования - теоретически обосновать и описать педагогические условия подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Объект исследования: процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу с точки зрения возможностей для подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей в возрасте от 6 до 7 лет в период подготовки детей к обучению грамоте.
3. Определить педагогические условия подготовки дошкольников к обучению грамоте.
4. Подобрать диагностические методики для изучения готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
5. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование условий подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Теоретико-методологической основой исследования выступают концепция речевого развития Л.С Выготского, когнитивная теория речи Ж. Пиаже, теория речевых задатков Н. Хомского, а также исследования психологов, педагогов, лингвистов: А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконина и др., создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Методы исследования: анализ и обобщение научной, нормативной и методической литературы с точки зрения подготовки детей к обучению грамоте; диагностика подготовки дошкольников к обучению грамоте; анализ и обобщение результатов исследования, проектирование педагогической деятельности.
Практическая значимость. Определены педагогические условия подготовки дошкольников к обучению грамоте. Подготовлено тематическое планирование развивающих занятий по подготовке к обучению грамоте с учетом необходимых педагогических условий, способствующих результативной подготовке детей старшего дошкольного, а именно: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды; работа над речевой активностью детей во всех видах деятельности; высокий профессионализм педагогов; мониторинг состояния речи детей; тесное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Данная программа может использоваться в работе педагогов дошкольных учреждений.
База исследования: разновозрастная группа МБДОУ «Детский сад «Радуга» п. Рефтинский в количестве 20 человек.
Структура ВКР: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью работы являлось изучение педагогических условий подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Теоретико-методологической основой исследования стали: концепция речевого развития Л.С Выготского, когнитивная теория речи Ж. Пиаже, теория речевых задатков Н. Хомского, а также исследования психологов, педагогов, лингвистов: А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконина и др., создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Готовность к школьному обучению - это сложное многокомпонентное образование, которое является залогом успешного освоения учебно-познавательной деятельности. В его составе выделяют три тесно взаимосвязанных компонента: физиологический, личностный и психологический. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Речь - это важнейшее условие всестороннего развития детей. К началу обучения в школе ребенок должен овладеть: звуковой культурой речи ее грамматическим строем; готовностью к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи; умением пользоваться разными способами словообразования.
Обучение грамоте в современных школах осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Соответственно одна из задач воспитателей детского сада - подготовить основу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе: сформировать направленность на звуковую сторону речи; способствовать развитию умений ориентироваться в звуковом составе слова; активизировать устную речь детей.
Для успешной подготовки к обучению грамоте старших дошкольников необходимо использовать методы и приемы, способствующие ее результативности: игровые, словесные, наглядные, пересказ, моделирование. Ведущие приемы: образец, упражнение, объяснение, указание, сравнение, повторение.
Качественной подготовке дошкольников к обучению грамоте в ДОУ будут способствовать следующие педагогические условия: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды; работа над речевой активностью детей во всех видах деятельности, уделяя особое внимание игровой; высокий профессионализм педагогов; мониторинг состояния речи детей; тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Основной задачей педагогов дошкольного образования является формирование предпосылок обучения грамоте, способствующих дальнейшему успешному освоению чтения и письма. Главной в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
В проектировочной деятельности по реализации педагогических условий подготовки к обучению грамоте с согласия родителей принимали участие воспитанники разновозрастной группы МБДОУ «Детский сад «Радуга» п. Рефтинский в количестве 20 человек в возрасте 6-6,5 лет (10 мальчиков и 10 девочек).
На основании методик Л.В. Венедиктовой, Т.И. Дубровиной, Р.И. Лалаевой, Н.И. Озерецкого и др. была составлена программа комплексного обследования. Целью диагностического являлось определение актуального уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, включающей изучение состояние: слухо-моторных координаций; речевое внимание и фонематическое восприятие; звукопроизношение; сформированности процессов звукового анализа и синтеза слов; устной речи; зрительно пространственного восприятия; пространственной ориентировки; двигательных функций рук.
По результатам первичного обследования детей можно сделать вывод о недостаточной подготовленности воспитанников к освоению грамоты. Так как высокий уровень подготовки показали 14% детей, средний и выше среднего уровня - 32% детей, а недостаточный и низкий уровень у 44% воспитанников группы. У большинства детей старшей группы имеются проблемы в сформированности фонематического слуха, звукопроизношения процессов звукового анализа и синтеза, недостаточное развитие двигательных функций рук. Соответственно, общий уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте не является достаточным, и дети нуждаются в дополнительной работе по ее совершенствованию и коррекции выявленных речевых нарушений.
На основе теоретического и практического опыта О.И. Крупенчук, И.С. Лопухиной, Н.В. Нищевой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной была подготовлен комплекс педагогических мероприятий для старших дошкольников по подготовке к обучению грамоте. Цель: создание условий, способствующих качественной подготовке старших дошкольников к обучению грамоте.
Основными направлениями работы с детьми по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте стали: совершенствование фонематических процессов; расширения лексико-грамматических представлений и развитие словаря; активизация развития связной речи; стимулирование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
Таким образом, соблюдение всех необходимых педагогических условий, а именно: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды; работа над речевой активностью детей во всех видах деятельности; высокий профессионализм педагогов; мониторинг состояния речи детей;
тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса, при работе над программой, будет способствовать более высоким темпам речевого развития, а также хорошей подготовки детей к обучению грамоте и успешному обучению в школе.



1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева. В. И Яшина. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.
2. Алексеева, М. Н. Методика развития речи и обучения грамоте дошкольников [Текст] / М. Н. Алексеева В. И Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 360 с.
3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами [Текст] / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. - М. : «ВЛАДОС», 2007. - 230 с.
4. Безруких, М. М. Читать позже, чем ходить [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://abvgd.russian-russisch.info/txt/study/ch5.html(дата обращения 11.09.2017).
5. Белова, Т. В. Готовимся к школе [Текст] / Т. В Белова В. А. Солнцева. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 345 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И Божович. - М. : МГУ, 2009. - 148 с.
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с.
8. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь
[Электронный ресурс] / М. : Большая рос. энциклопедия, 2002.- Режим доступа http://pedagogical dictionary.academic.ru/ (дата обращения
16.10.2017) .
9. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С. 66-74.
10. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 2009. - 187с.
11. Визель, Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : «ВЛАДОС», 2015.- 562 с.
12. Витилах, Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в дошкольной практике [Текст] / Г. Витилах // Психодиагностика: теория и практика. - М. : МГУ, 2009. - 125 с.
13. Волков, Б. С. Детская психология : от рождения до школы. [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2009. - 240 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития [Текст] / Л. С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М. : «Лабиринт», 1999. - 352 с.
15. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка [Текст] /
Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М. : «ВЛАДОС», 2000.
- 144 с.
16. Ендовицкая, Т. Е. Развитие ощущений и восприятий [Текст] / В. П. Зинченко, А. Г Рузкая ; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. : «Просвещение», 1964. - 352 с.
17. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. [Текст] / О. Жукова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 34-36.
18. Журова, Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Журова // Вопросы психологии. - 2013.
- № 3. - С. 12-14.
19. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду [Текст] / Л. Е. Журова. - М. : «Педагогика», 2011. - 80 с
20. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»:
сущность, классификация [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://genproedu.com/paper/2012-01/full 008-014.pdf // 1/2012 pp. 8-14. (дата обращения 12.10.2017).
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 416 с.
22. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - Екатеринбург : У - Фактория, 2004. - 224
23. Коменский, Я. А. Учитель учителей. Избранное [Текст] / Я. А. Коменский. - М. : Карапуз, 2008. - 288 с.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет [Текст] : Учебное пособие, третье издание / И. Ю. Кулагина. - М. : УРАО, 1997 - 243с.
25. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2011. - 224 с
26. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев; АН СССР, Ин-т языкознания. - М. : Наука, 2005. - 245 с.
27. Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст] / B. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2006. - 608 с.
28. Немов, Р. С. Психология [Текст] : словарь-справочник: в 2 ч. / Р. С. Немов. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. - Ч. 2. - 352 с.
29. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : «ВЛАДОС», 2011. - 256 с.
30. Образовательная программа дошкольного образования «Детство»
[Электронный ресурс] / Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Child.pdf(дата обращения 15.10.2017).
31. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс] / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - Режим доступаhttp://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf(дата обращения 12.10.2017).
32. Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Электронный ресурс] / Под редакцией Е.В. Соловьёвой - Режим доступа http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga. pdf (дата обращения
12.10.2017) .
33. Образовательная программа дошкольного образования
«Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Razvitie.pdf (дата
обращения 15.10.2017).
34. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие [Текст] / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская ; под ред. Н. В. Дуровой. - М. : Школьная пресса, 2014. - 144 с.
35. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М . : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
36. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : Владос, 2000. - 126 с.
37. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. - М. : Высш. шк. 2014. - 512 с
38. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» - М. : Просвещение, 1979. - 431 с.
39. Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]
/ М. : «Большая Российская Энциклопедия» / Под ред. В.Г. Панова. 1993. Режим доступа: http://pedagogicheskaya.academic.ru/ (дата обращения
20.10.2017) .
40. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии [Текст] : Практическое руководство для учителей и родителей / А. Л Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2001 - 128 с.
41. Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов [Текст] / В. А. Солнцева, Т. В. Белова. - М. : АСТ: Астрель, 2010. - 93 с.
42. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. А Сохин. - М. : Просвещение, 2009. - 223 с.
43. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1964. - 148 с.
44. Триггер, Р. Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст] / Р. Д. Триггер. - Смоленск : ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2010. - 80 с.
45. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
46. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / сост. В. Н. Вишняков, Я. Д. Петров. - М. : Просвещение, 1946. - 567 с.
47. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму[Текст] / С. О. Филиппова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 94 с.
48. ФГОС ДО [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do(дата обращения
20.10.2017) .
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon-ob-
obrazovanii.ru/izmeneniya.php(дата обращения 20.10.2017).
50. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушения и восстановление. [Текст] / Л.С. Цветкова. - М. : Айрис-пресс, 2010. - 304 с.
51. Цуканова, С. П. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды) [Текст] / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. - М. : Гном и Д, 2010. - 160 с.
52. Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] : Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / В. Д. Шадриков, Н. В. Нижегородцева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
53. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - М. : ИНТОР, 2008. - 112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ