Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии

Работа №93455

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО¬ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 5
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью дизартрии 8
1.3. Характеристика фонетико-фонематических нарушений в речи у детей с
легкой степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 20
2.1. Организация констатирующего этапа исследования 20
2.2. Результаты изучения медико-педагогической документации 21
2.3. Анализ результатов обследования моторной сферы 23
2.4. Анализ результатов обследования звукопроизношения 29
2.5. Анализ полученных результатов при обследовании фонематических
процессов 31
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 35
3.1. Анализ методической литературы по проблеме исследования 35
3.2. Организация и планирование обучающего эксперимента 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51


В основе такого сложного многоступенчатого процесса, как подготовка к обучению грамоте, должна лежать достаточная речевая готовность (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, К. Д. Ушинский).
В настоящее время дизартрия остается одной из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста. Корнем нарушения произносительной стороны речи при этой патологии, является недостаточная иннервация мышц речевого аппарата. Вследствие чего, вторично нарушаются функции фонематического слуха (Р. И. Мартынова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выражается в расстройстве произношения звуков и восприятии фонем на слух, в основе которого лежит нарушение процессов формирования произносительной системы.
Не устраненные дефекты фонетической и фонематической сторон речи у детей с легкой степенью дизартрии в период дошкольного детства будут затруднять полноценное усвоение письма и чтения.
Данная проблема является актуальной, так как ранняя диагностика нарушений, отбор эффективных способов воздействия, реализация коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии подготавливает их к успешному обучению грамоте.
Объект исследования - уровень готовности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования - направления и содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать этапы и содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
• проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования;
• экспериментально определить состояние фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• подобрать методики и определить содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• Экспериментально апробировать проанализировать эффективность выбранных методик коррекционного воздействия.
Обследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад» г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. Экспериментальная группа состояла из 10 детей в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коррекционная работа по устранению недостатков фонетической и фонематической сторон речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии позволяет подготовить детей к обучению грамоте. Добиться положительных результатов обучения возможно при достаточном уровне развития всех компонентов речи.
Двигательные расстройства при дизартрии вызваны органическим поражением центральной нервной системы.
Симптоматика дизартрии: нарушения моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов. Комплекс мероприятий, направленный на устранение вышеперечисленных нарушений, позволяет преодолеть ФФН у детей с легкой степенью дизартрии.
Перед началом работы стояла цель - теоретически и экспериментально обосновать этапы и содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Выполняя данную работу, были реализованы следующие задачи:
• изучена научно-методическая литература по теме исследования;
• экспериментально определено состояние фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• подобраны методики и определено содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• экспериментально апробирована и проанализирована эффективность выбранных методик коррекционного воздействия.
Проведение 1 этапа эксперимента включало анализ уровня развития моторной и речевой области у дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии.
Анализируя полученные результаты, у детей были обнаружены недостатки развития мелкой и общей моторики а также моторики органов артикуляционного аппарата. У дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии фонетическая сторона речи развита на разном уровне, фонематическая сторона речи развита в недостаточной степени.
Составленная нами программа логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, состояла из нескольких этапов:
1) Развитие общей моторики;
2) Совершенствование мелкой моторики;
3) Развитие артикуляционной моторики;
4) Коррекция нарушений звукопроизношения:
5) Развитие фонематического слуха и восприятия;
Эффективное достижение поставленных перед нами задач предполагало подбор и внедрение комплекса дидактических игр, направленных на подготовку к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии. Полученные результаты свидетельствуют о результативности данного воздействия, но для полной коррекции нарушений отведенного на эксперимент времени недостаточно.
Таким образом, в основе планирования логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии лежит учёт основной ведущей деятельности детей данного возраста, характер и степень нарушений, индивидуальные особенности, а также пошаговость и последовательность работы на логопедических занятиях.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 70. - С. 104-148.
3. Ананьев, Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению [Текст] / Б.Г.Ананьев, А.И.Сорокина. - М., 1955. - 48 с.
4. Ананьев, Б.Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте [Текст] / Б.Г. Ананьев, А. Н. Попова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 26, 1950. - 148 с.
5. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 58 с.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ ; Астрель, 2008. - 254 с.
7. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
8. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 165 с.
9. Баренцева, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова- М.: Педагогика, 1997. - 98 с.
10. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
11. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - Москва : Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. - 144 с.
13. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии [Текст] / Н. А. Бернштейн ; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Институт общегуманитарных исследований, Московский психологосоциальный институт, 2004. - 896 с.
14. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвящение, 1987. - 160 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 672 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
17. Гуткина, Н. И Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 208 с.
18. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
19. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
20. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция : учеб.-метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш. - Минск : БГПУ, 2001. - 74 с.
21. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 280 с.
22. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И.Б. Карелина // Дефектология. - 1996. - № 5.
23. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
24. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1972. - 192 с.
25. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А. Н. Корнев. - Москва : Айрис-Пресс, 2006. - 128 с.
26. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : Учебно-методическое / А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.
27. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Сфера, 2001. - 127 с.
28. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р. И. Лалаева. - Москва : Просвещение, 1983. - 136 с.
29. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : изд. МГУ, 1982. - 287 с.
30. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
31. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Лопатина- СПб. : Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
32. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие для вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. - 192 с.
33. Лурия, А. Р. Письмо и речь : нейролингвист. исслед. : учеб. пособие для вузов / А. Р. Лурия. - Москва : Академия, 2002. - 352 с.
34. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - Москва : Просвещение, 1987. - 415 с.
35. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателей дет. сада / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - Москва : Просвещение, 1979. -144 с.
36. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р. И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - С. 214-218.
37. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги / Д. Митчелл [пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова]. - М., ООО «БЭСТ-принт», 2011. - 138 с.
38. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практ. психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
39. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
40. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 368 с.
41. Поддьяков, Н. Н. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Н. Н. Поддьяков, Л. Беньова. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
42. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
43. Приходько, О. Г. Логопедический массаж : при коррекции дизартрии. нарушений речи у детей ран. и дошкол. возраста / О. Г. Приходько. - Санкт-Петербург : КАРО, 2008. - 160 с.
44. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
45. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Акцидент, 1998. - 112 с.
46. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед, ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 51 с.
47. Ушинский, К. Д. Родное слово : кн. для детей и родителей / К. Д. Ушинский. - Новосибирск : Дет. лит., 1994. - 424 с.
48. Федорова, Т. Н. Этапы развития фонематического слуха в
дошкольном возрасте / Т. Н. Федорова, Е. Г. Поляцкая, В. М. Розмаитая // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. - Москва : Буки-Веди, 2014. - С. 211-213. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6401/(дата обращения: 23.12.2020).
49. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
50. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
51. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - С. 113-143.
52. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студентов вузов / Б. Д. Эльконин. - Москва : Академия, 2001. - 141 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ