Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93465

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Развитие устной речи и фонематических процессов у детей в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Характеристика готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 26
2.1. Организация, принципы, цель и задачи изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 26
2.2. Содержание изучения моторики, звукопроизношения и просодики у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 29
2.3. Содержание изучения фонематических процессов у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 39
3.1. Организация, принципы и основные направления логопедической работы
по подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 39
3.2. Содержание подготовительного этапа логопедической работе по
подготовке к обучению грамоте у обследованных детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 51
3.3. Содержание основного этапа логопедической работе по подготовке к обучению грамоте у обследованных детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60

Старший дошкольный возраст - самый важный этап, так как идет всестороннее развитие и дети начинают готовиться к школе, поэтому нужно активно подготовить ребенка к обучению грамоте во время, чтобы в дальнейшем не испытывал трудности. Важно, чтобы дети владели: грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Правильная речь у ребенка может формироваться в старшем дошкольном возрасте, если над ней работать. Тогда подготовка к обучению грамоте и чтению будет успешно освоена. Поэтому как можно раньше нужно устранить все недостатки, ещё в дошкольном возрасте. Именно в дошкольный период: речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она наиболее гибка и податлива. Таким образом, все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее, если во время провести коррекционную работу.
Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии. А так же показывают огромный практический опыт логопедической работы, который говорит о том, что обучение детей дошкольного возраста по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения ещё в дошкольном периоде [37, с. 3].
Такие лингвисты как: Р. И. Лалаев, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, у них было своё мнение о том что, если дети успешно овладели чтением, то тогда будет грамотность их письма в дальнейшем.
А другие педагоги: Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, отмечают, что важно начать подготовку к обучению грамоте ещё до поступления в школу. Это подтверждают и исследования таких психологов как: Л. A. Венгер, В. С. Мухина, и Д. Б. Эльконин, в которых отмечается более высокая восприимчивость шестилеток к обучению грамоте в связи с остротой восприятия, высоким уровнем любознательности и яркостью воображения [21, с. 5].
Актуальность является тем, что многие дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степени псевдобульбарной дизартрией не способны овладевать правильной речью, и это становится одной из проблем, так как речь у них нарушена. Особую значимость имеет проблема подготовку к обучению грамоте у старших дошкольников, этот этап для детей сложный и требует немало время для того, чтобы хорошо подготовить к письму и чтению.
У детей с легкой степенью дизартрии вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, поэтому у детей страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. Очевидно, это всё приводит к тому, что речь страдает [13, с. 46].
Поэтому детям старшего дошкольного возраста, у которых нарушена общая, мелкая, мимическая, артикуляционная моторика, звукопроизношение, просодика и фонематические процессы, необходима логопедическая коррекционная работа, для того, чтобы полноценно подготовить детей к обучению грамоте.
Объект исследования - готовность к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - определить направления и содержания коррекционной работы по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и экспериментальных данных разработать содержания занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Изучить специальные литературы по теме исследования.
2. Подобрать содержание изучения состояния моторки, звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. С учетом результатов констатирующего эксперимента подобрать содержание логопедической работы и разработать систему логопедической работы по подготовке к обучению грамоте у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов: анализ литературы, диагностика, наблюдение, эксперимент, анализ результатов, исследования.
Обследование проводилось на базе МБДОУ - детский сад № 34, города Екатеринбурга, в течение девяти недель, в период с 20 января по 22 марта 2020 года.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, параграфов, выводов, заключения, списка источников и литературы, и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период дошкольного детства является важным этапом в жизни ребенка. Именно в этот период ребенок овладевает нормами родного языка. Ребенок активно развивает речь, все её речевые стороны, в том числе и фонетико-фонематическую сторону речи.
Речь - является многофункциональной, она способна формировать мысли, с помощью языковых средств. С помощью речи, ребенок учится познавать окружающее. Но речь, не всегда бывает в норме, в ней есть и речевые нарушения.
Изучив и проанализировав специальную литературу, можно сказать, что старшие дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеют речевые нарушения, а именно страдают звуки. Такие дети испытывают трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Так же страдает частично моторная сфера, звукопроизношение, просодическая сторона речи и фонематический слух, как и показали результаты старших дошкольников при обследовании. Фонематическое восприятие тоже влечет за собой речевые нарушения.
Проведенный эксперимент был по методике Н. М. Трубниковой. В данной речевой карте были выбраны следующие пробы: обследование состояния всей моторики, обследование звукопроизношения, обследование просодической стороны речи и обследование фонематического слуха.
По этим пробам обследование детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты: нарушена координация движений, затруднения выражать эмоции, путались в пространстве.
Что касается звукопроизношения, то оно у детей нарушены сонорные, свистящие и шипящие звуки, а характер нарушения произношения звука были: отсутствие сонорных звуков [р] и [л], замена и смешение шипящих звуков [ш] - [с], [щ] - [с], [с] - [ш], а также смешение шипящего и свистящего звука [ж] - [з] и нарушение мягкого звука [с'].
Просодическая сторона речи также нарушена, дети не справлялись с силой и тембром голоса. Интонация тоже частично нарушалась.
Фонематический слух играет очень важную роль, так как при речи нужно правильно различать фонемы на слух и знать правильный порядок и последовательность звука. Как показали результаты обследования: дети плохо воспринимают на слух звуки, они путаются в них, произносят не правильно.
Исходя из полученных результатов, констатирующего эксперимента, было подобрано содержание логопедической работы и разработана система логопедической работы по подготовке к обучению грамоте у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В коррекционной работе подобраны необходимые комплексные занятия, упражнения для подготовительного и основного этапа. На подготовительном этапе: развитие общей моторики, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие мимической моторики и развитие моторики артикуляционного аппарата. А на основном этапе представлены комплексные занятия по коррекции произношению шипящих, сонорных и свистящих звуков: развитие фонетической стороны речи (звукопроизношение), развитие просодической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Все эти занятия и упражнения были подобраны исходя из результатов, которые были получены при обследовании старших дошкольников, чтобы провести коррекцию над речевыми нарушениями, которые есть у детей и своевременно устранить их.
Для каждого ребенка, индивидуально был прописан план коррекционной работы.
Логопедическая работа по коррекции необходима для ребенка, а еще она будет эффективна, если не только учитель-логопед будет заниматься, но и если к этому подключатся родители ребенка. Потому что это очень важно, чтобы родители присутствовали на занятии, видели, как работает логопед с ребенком, чтобы дома можно было продолжить логопедическую работу. Тогда будет динамика в развитии у ребенка, речь будет исправляться, и в дальнейшем ребенок будет произносить слова правильно и четко.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе цель и задачи были достигнуты.


1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 280 с.
3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие. М., 2009. 287 с.
4. Блыскина И. В., Ковшиков В. Л. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств : пособие для логопедов и мед. работников. СПб., 1995. 201 c.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005. 128 с.
6. Брюховских Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие по логопедии. Красноярск, 2015. 180 с.
7. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. 140 с.
8. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. 2000. № 1. С. 24-26.
9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.
10. Копытова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 3. С. 63-69.
11. Корнев А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 245 с.
12. Коррекция нарушений речи : программы дошкол. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.- сост. Г. В. Чиркина. М., 2017. 204 с.
13. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
14. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие. СПб., 2000. 192 с.
15. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985. 195 с.
16. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста : парциал. программа. СПб., 2020. 272 с.
17. Основы логопедии : учеб. пособие / А. И. Ахметзянова [и др.]. Казань, 2015. 175 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. М., 2002. 200 с.
19. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей : метод. пособие. М., 2018. 272 с.
20. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002. 448 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ